Архив новостей

ДАЙДЖЕСТ 24.12.2018 – 31.12.018

ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

НОВОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ДАЙДЖЕСТ 24.12.2018 – 31.12.018)

31.12.2018

Вышел приказ Минпросвещения России о федеральном перечне учебников

Министерство просвещения России обновило федеральный перечень учебников. Соответствущий приказ подписала министр просвещения РФ Ольга Васильева. Теперь новый перечень считается действующим. Его должны использовать все регионы для формирования обновления и комплектования школьных библиотек при подготовке к новому учебному году. Приказ "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" датируется 28 декабря. Он опубликован на портале Минпросвещения России. Федеральный перечень учебников разделен на три раздела. Базовый раздел состоит из 910 наименований. Также в перечне присутствует раздел адаптивных учебников для детей с ограниченными возможностями здоровья, куда входят учебники для предметов по выбору, и раздел учебников с региональной и этнокультурной компонентой."Ранее в перечень входило более 1000 наименований учебников, однако после проведения дополнительной экспертизы базовой части перечня было принято решение исключить из него учебники, чье качество и содержание было признано экспертами неудовлетворительным. Из перечня исключили учебники с фактическими ошибками и устаревшими данными", — говорится в сообщении пресс-службы Минпросвещения России. Между тем, проведение и результаты дополнительной экспертизы вызвали большие вопросы у экспертов. По мнению академика Российской академии образования Александра Асмолова, сокращение перечня учебников является нарушением конституционного права на выбор качественного образования, которое обеспечивается именно за счет вариативности. В Российской академии образования признали критерии дополнительной экспертизы несовершенными. Эксперты "Учительской газеты", подводя итоги уходящего 2018-го, назвали дополнительную экспертизу Федерального перечня учебников "Скандалом года".

http://www.ug.ru/news/26941

Минпросвещения России намерено внедрить систему премий и грантов для учителей географии

Новая концепция развития географического образования, разработанная Министерством просвещения РФ, предполагает поддержку начинающих учителей географии специальными стипендиями и грантами. "Реализация концепции предполагает внедрить систему премий и стимулирующих грантов (за счет внебюджетных источников финансирования) для учителей географии, в особенности молодых специалистов, по результатам федеральных и региональных конкурсов, смотров, рейтингов", — цитирует ТАСС текст концепции развития географического образования. Эти меры связаны с кадровыми проблемами. Авторы концепции отмечают, что в последнее время наблюдается уменьшение в педагогических вузах контрольных цифр приема по направлению "География", что приводит к ускоренному старению педагогического состава и кадровому дефициту учителей географии. Отдельные премии и почетные звания будут созданы для тех, кто занимается популяризацией географического образования в России и достижений отечественной географической науки, воспитанием патриотизма у молодежи. Ранее коллегия Минпросвещения РФ утвердила шесть новых концепций преподавания обществознания, географии, ОБЖ, физической культуры, искусства и технологии, к их разработке были привлечены педагогическая и научная общественность. http://www.ug.ru/news/26943

30.12.2018

В Подмосковье завершилась акция «Стань Дедом Морозом!»

В 15 подмосковных детских домов доставили подарки к Новому году, сообщает пресс-служба первого заместителя председателя правительства Московской области – министра образования Московской области Ольги Забраловой.«В Подмосковье завершилась акция «Стань Дедом Морозом!». Подарки для всех воспитанников детских домов, а это свыше 460 детей, уже доставлены в учреждения. Они будут ожидать ребят под елкой в новогоднюю ночь», - сказала Забралова. По ее словам, акция проходила по всей территории Московской области с 10 по 25 декабря.«Спасибо всем участникам, благодаря совместным усилиям мы смогли исполнить мечты детей. Ребята загадывали совершенно разные подарки, среди них и необычные, например, танцевальные ролики, самокат для трюков, золотой микрофон. Начиная с 5 января, мы будем делиться фотографиями наших воспитанников с подарками, их можно будет найти на сайтах учреждений и в социальных сетях», - сообщила Забралова. http://www.edu.ru/news/horoshie-novosti/v-podmoskove-zavershilas-akciya-stan-dedom-morozom/

На базе СФУ создан координационный центр Всемирной зимней универсиады в 2019 году

На базе Сибирского федерального университета создан информационно-координационный центр для продвижения XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года среди российских и зарубежных вузов, сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Руководителем информационно-координационного центра назначена заместитель директора департамента проектной деятельности СФУ Евгения Туртапкина.«Универсиада – это в первую очередь студенческие игры, поэтому Министерство науки и высшего образования РФ выступило с инициативой создания такого инструмента продвижения как информационный штаб, в котором информация бы распространялась от вуза к вузу – от равного к равному. Неслучайно базой для решения этой ответственной задачи был выбран СФУ. С самого начала мы были включены в работу по подготовке к Универсиаде-2019: от разработки концепции игр и до обучения сотрудников дирекции универсиады», - сказала Туртапкина.Замглавы департамента отметила, что на сайте СФУ есть специальный раздел, который регулярно обновляется и пополняется новостями о ходе подготовки Универсиады, событиях студенческого волонтерского штаба, об изменениях кампуса университета, который станет Атлетической деревней.«Для зарубежных партнеров аналогичная страница создана на англоязычной версии сайта. На то, чтобы выступить единым информационным окном и обеспечить межвузовское взаимодействие у нас остается не больше двух месяцев», - уточнила Туртапкина. http://www.edu.ru/news/vuzy/na-baze-sfu-sozdan-koordinacionnyy-centr-vsemirnoy/

29.12.2018

Целевой заказ на обучение студентов будет эффективнее системы распределения – Котюков

Министр науки и высшего образования России Михаил Котюков заявил, что целевой заказ на обучение студентов будет эффективнее системы распределения, сообщает ТАСС. «Нужно понимать, почему выпускник должен вернуться работать в регион – рынок труда должен быть конкурентоспособным. Во-первых, нужно понимать, что там есть рабочее место, на которое он должен прийти, а, во-вторых, это рабочее место соответствует по своему состоянию тем ожиданиям, которые есть у выпускника. Мы сегодня изменили точечно закон «Об образовании», чтобы не ту формальную систему распределения [вернуть], которая была по направлению, а сделать это более ответственным, называется это целевой прием, целевое обучение», - сказал Котюков. Министр уточнил, что рабочее место будет закреплено за студентом уже на этапе обучения в вузе. «Меры дадут возможность будущему работодателю определиться… заранее в отношении того или иного либо студента, либо абитуриента, которого он хотел бы пригласить на работу, и заключить трехстороннее соглашение университет-студент-работодатель», - заявил Котюков. Он сообщил, что каждая сторона в рамках договора будет нести финансовые обязательства и если одна из сторон их не выполнит, то она должна будет компенсировать другой стороне понесенные издержки.«Мы считаем, что это достаточно перспективное направление, нам нужно будет его серьезно отработать и уже с приема 2019 года посмотреть, как вместе с регионами и индустриальными компаниями мы сможем повысить качество подготовки и качество результатов трудоустройства», - добавил Котюков.

http://www.edu.ru/news/education/celevoy-zakaz-na-obuchenie-studentov-budet-effekti/

МИФИ стал соучредителем Национальной платформы «Открытое образование»

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) вошел в число вузов – членов Ассоциации «Национальная платформа «Открытое образование» на правах соучредителя согласно решению общего собрания членов ассоциации, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу НИЯУ МИФИ. Проректор вуза Елена Весна отметила, что в 2019 году МИФИ разместит на платформе «Открытое образование» серию курсов ведущих ученых и преподавателей в области общей физики, ядерной физики, биомедицины, криптографии и машинного обучения, коммерциализации технологий и других направлений.«Мы планируем использовать возможности онлайн-платформы не только для помощи региональным университетам, нередко испытывающим дефицит высококвалифицированных кадров, но и для расширения взаимодействия с ведущими университетами, предоставления доступа нашим студентам к лучшим курсам вузов-партнеров. Это также содействует повышению качества образования и стимулирует развитие здоровой конкуренции среди преподавателей», - сказала Весна. Национальная платформа «Открытое образование» – это авторитетный образовательный ресурс, созданный для развития онлайн-обучения в российских университетах. Платформа дает студентам доступ к курсам ведущих преподавателей университетов. Все курсы платформы разработаны в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и могут быть зачтены в образовательных программах любого российского вуза. В настоящее время на платформе размещены 322 курса ведущих университетов России по разным направлениям подготовки.

http://www.edu.ru/news/vuzy/mifi-stal-souchreditelem-nacionalnoy-platformy-otk/

В Москве в РГДБ стартовали «Рождественские дни»

В Москве в Российской государственной детской библиотеке стартовали «Рождественские дни», сообщает пресс-служба Министерства культуры Российской Федерации. Программа мероприятия включает в себя выставку-ярмарку детских книг, посвященных Новому году и Рождеству, открытые мастер-классы «Мастерская Деда Мороза» и показом «Снежных диафильмов», литературные занятия, выставки и встречи в творческих мастерских по изготовлению новогодних сувениров и елочных игрушек в различных техниках: бумажной пластике, декупаже и квиллинге. Уточняется, что в зале №221 открылась выставка из цикла «Книжки и игрушки» - Большой секрет для маленькой компании. Главные герои этой выставки – любимые герои любимых детских книг - Финдус, Муми-Тролль, Ежик в тумане и Кротик. В зале №234 развернулись экспозиции «В ожидании новогоднего чуда», «Медведь в библиотеке, или Друг детства» и «Письма литературных героев».

http://www.edu.ru/app_dev.php/news/culture/v-moskve-v-rgdb-startovali-rozhdestvenskie-dni/

Межведомственная рабочая группа завершила работу над законопроектом, повышающим защиту и право на семью детей-сирот

Межведомственной рабочей группой, созданной в Минпросвещения России, завершена работа над законопроектом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Благодаря активному участию в составе рабочей группы представителей приемных семей и усыновителей, общественных организаций, экспертного, адвокатского и научного сообщества, аппарата Уполномоченного по правам ребенка, Следственного комитета, Генеральной прокуратуры, профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, федеральных и региональных органов власти в законопроект были внесены конструктивные предложения. Основным результатом доработки законопроекта стало определение в нем новых подходов к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту. Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО. Отдельное внимание члены рабочей группы уделили именно процедуре усыновления. В законопроект добавили положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности. Законопроект размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

https://edu.gov.ru/press/967/mezhvedomstvennaya-rabochaya-gruppa-zavershila-rabotu-nad-zakonoproektom-povyshayuschim-zaschitu-i-pravo-na-semyu-detey-sirot/

28.12.2018

Президент призвал создавать волонтерские центры в школах, колледжах и вузах

Заседание Государственного совета, посвящённое итогам Года добровольца, состоялось 27 декабря в Кремле. Открывая заседание, Владимир Путин подчеркнул, что поддержка волонтёрства в России не ограничивается формальными календарными сроками и будет продолжена. Президент сообщил, что уже разработана Концепция развития добровольчества до 2025 года. — На федеральном уровне, на местах вместе с добровольцами нужно, безусловно, сформировать детальные планы этой работы, включая внедрение стандарта поддержки волонтёров, который разработан Агентством стратегических инициатив. Нужно активнее разворачивать формирование волонтёрских центров, где каждый сможет включиться в общее дело, получить необходимые знания, опыт, навыки. Где волонтёры и люди, которые нуждаются в помощи, смогут проще и быстрее находить друг друга. Такие точки притяжения должны быть в городах, других населённых пунктах. В школах, в колледжах, в высших учебных заведениях, – заявил Владимир Путин. Вице-премьер Татьяна Голикова напомнила, что в Год добровольца в национальное законодательство были внесены поправки, создавшие правовую основу для развития добровольческого движения. Она сообщила, что в соответствии с законом Правительство утвердило требования к порядку взаимодействия органов власти и подведомственных государственных и муниципальных учреждений с добровольческими организациями по видам деятельности. Такие же требования должны быть приняты и на уровне регионов страны и муниципалитетов. — И мы очень ожидаем, что такая работа региональными властями будет проведена и завершена в первом полугодии 2019 года. Добровольчеству уделяется существенная роль и при реализации национальных проектов, — отметила Татьяна Голикова. — Достаточно сказать, что с 1 января 2019 года в рамках национального проекта "Образование" стартует реализация федерального проекта "Социальная активность". Одна из его ключевых задач – это расширение участия по вовлечению в 2024 году в добровольческую деятельность 20 процентов наших граждан, это практически 30 миллионов человек. Вице-премьер добавила, что по линии развития добровольчества в рамках федерального проекта в период следующих шести лет будут направлены средства в объёме чуть более 27 млрд. рублей. Почти 2 млрд. рублей из этой суммы предусмотрено на создание системы социальной поддержки добровольцев, которая охватит территорию всей страны. В рамках этого проекта предполагается создать 318 региональных ресурсных центров добровольчества, центры "серебряного волонтёрства", а также волонтёрские движения в здравоохранении и гражданско-патриотическом воспитании. Почти 1,5 млрд. рублей направят на грантовую поддержку лучших проектов в сфере добровольчества. Ежегодно на конкурсной основе для реализации в регионах будет отбираться не менее 20 добровольческих проектов. http://www.ug.ru/news/26927

Общий прием в вузы в 2018 году составил более 1,1 млн. человек – Котюков

Общий прием в вузы в 2018 году составил 1 миллион 148 тысяч человек, сообщил министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Котюков. Об этом он сообщил на пресс-конференции «Качество бюджетного и платного приема в российские вузы 2018».«Общий прием по сравнению с 2017 годом увеличился примерно на 6 тысяч человек и составил 1 миллион 148 тысяч человек – бакалавриат, магистратура, специалитет. На бюджет приняты 528 тысяч человек, это плюс примерно 12,5 тысяч к уровню прошлого года. Мы говорим уверенно, что вопрос доступности высшего образования сохранен, даже ситуация с показателями улучшается», - сказал Котюков. Он отметил, что средний балл Единого государственного экзамена увеличился примерно до 69,1 балла. «Мы должны понимать, что качество образования должно иметь сопоставимые входные условия, чтобы обеспечить на выходе равные возможности по трудоустройству», - заявил Котюков. Министр подчеркнул, что наиболее высокий конкурс был фундаментальная медицина, экономика и управление, сестринское дело, а наименьший интерес у абитуриентов вызвали сельское хозяйство, лесное и рыбное хозяйство, физкультура и спорт. В 2018 году Высшая школа экономики и «Яндекс» при участии Минобрнауки России и Рособрнадзора провели исследование среднего балла абитуриентов, зачисленных на бюджетные и платные места в российские вузы по результатам Единого государственного экзамена в 2018 году. Мониторинг проводится с 2010 года и традиционно является ключевым ориентиром при выборе абитуриентами вуза и образовательной программы. Впервые за восемь лет в исследовании были сведены данные по результатам поступления в филиалы государственных вузов и негосударственные учебные заведения, которые занимают важное место в структуре высшего образования ряда регионов. http://www.edu.ru/news/education/obshchiy-priem-v-vuzy-v-2018-godu-sostavil-bolee-1/

Президент подписал законы об уполномоченных по правам ребенка в РФ

Владимир Путин подписал пакет законов "Об уполномоченных по правам ребенка в РФ". Новые документы устанавливают правовое положение, основные задачи и полномочия детских омбудсменов. Согласно принятому закону, глава государства назначает на должность уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка сроком на пять лет, сообщает ТАСС. При этом один и тот же человек не может быть назначен на этот пост более чем на два срока подряд. Полномочия детского омбудсмена могут быть досрочно прекращены по решению президента РФ. Порядок назначения регионального уполномоченного по правам ребенка будет определяться законом конкретного субъекта РФ. Федеральный омбудсмен наделяется правом обращаться в суд с исками о признании незаконными решений органов госвласти и местного самоуправления, организаций, должностных лиц и госслужащих, если сочтет, что они нарушают права и законные интересы детей или их действия не соответствуют нормативному правовому акту РФ. Он сможет инициировать обращения в Конституционный суд РФ на предмет соответствия нормативных актов основному закону страны, а также обращаться с предложениями по изменению законодательства к сенаторам, депутатам Госдумы и другим субъектам законодательной инициативы. Кроме того, он будет вправе направлять мотивированные предложения о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов детей, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Также федеральный омбудсмен наделяется полномочиями участвовать в судебном разбирательстве по гражданским делам для дачи заключения, посещать без специального разрешения учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений. Должностные лица будут обязаны безотлагательно принимать уполномоченного, а сроки ответа на обращения омбудсменов для органов госвласти, учреждений и должностных лиц сокращаются с 30 до 15 суток. Принятый закон расширяет и полномочия региональных омбудсменов. Кроме того, пакет законов закрепляет право уполномоченного отказаться от дачи свидетельских показаний в отношении информации, ставшей ему известной в ходе исполнения своих обязанностей.

http://www.ug.ru/news/26928

 

В Подмосковье именные губернаторские стипендии получили 2 тысячи детей и подростков – Забралова

В Подмосковье именные губернаторские стипендии получили 2 тысячи детей и подростков, сообщает пресс-служба первого заместителя председателя правительства Московской области - министра образования Московской области Ольги Забраловой.«Две тысячи подмосковных детей и подростков стали лауреатами именной стипендии губернатора Московской области. Стипендию по итогам регионального этапа всероссийской олимпиады школьников получат 1175 человек, еще 825 человек – победители и призеры различных конкурсов допобразования и профмастерства», - сказала Забралова. Она уточнила, что стипендия присуждается за выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта в 2018 году.«Заслуги и достижения наших детей не остаются незамеченными. Эта стипендия будет служить прекрасной поддержкой и мотивацией для дальнейшего роста и новых побед. Мы видим, что подмосковные ребята показывают блистательные результаты как на областных, так и на всероссийских и даже международных конкурсах. Мы ими по-настоящему гордимся», - заявила Забралова.

http://www.edu.ru/news/education/v-podmoskove-imennye-gubernatorskie-stipendii-polu/

Средний балл зачисленных на бюджетные места в негосударственных вузах составил 71,6 – Кузьминов

Средний балл зачисленных на бюджетные места в негосударственных вузах составил 71,6, сообщил ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов. Об этом он сообщил на пресс-конференции «Качество бюджетного и платного приема в российские вузы 2018».Глава ВШЭ отметил, что это даже выше, чем у государственных вузов. «В крупнейших вузах России нет ни одного вуза, где общее число баллов было бы ниже 56. Это серьезное изменение того, что было раньше», - сказал Кузьминов. В 2018 году Высшая школа экономики и «Яндекс» при участии Минобрнауки России и Рособрнадзора провели исследование среднего балла абитуриентов, зачисленных на бюджетные и платные места в российские вузы по результатам Единого государственного экзамена в 2018 году. Мониторинг проводится с 2010 года и традиционно является ключевым ориентиром при выборе абитуриентами вуза и образовательной программы. Впервые за восемь лет в исследовании были сведены данные по результатам поступления в филиалы государственных вузов и негосударственные учебные заведения, которые занимают важное место в структуре высшего образования ряда регионов.http://www.edu.ru/news/education/sredniy-ball-zachislennyh-na-byudzhetnye-mesta-v-n/

Минобрнауки РФ и Рособрнадзор очистили высшее образование от программ низкого качества – Кузьминов

В последние шесть лет Минобрнауки России и Рособрнадзор проводили расчистку рынка высшего образования от программ низкого качества, сообщил ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов.Об этом он сообщил на пресс-конференции «Качество бюджетного и платного приема в российские вузы 2018».Ректор отметил, что с 2011 по 2017 год сеть филиалов сократилась наполовину.«Те, кто остался на рынке - не отличаются от головных вузов. Мы должны забыть, что филиалы и негосударственные вузы – это синонимы низкого качества», - подчеркнул Кузьминов. В 2018 году Высшая школа экономики и «Яндекс» при участии Минобрнауки России и Рособрнадзора провели исследование среднего балла абитуриентов, зачисленных на бюджетные и платные места в российские вузы по результатам Единого государственного экзамена в 2018 году. Мониторинг проводится с 2010 года и традиционно является ключевым ориентиром при выборе абитуриентами вуза и образовательной программы. Впервые за восемь лет в исследовании были сведены данные по результатам поступления в филиалы государственных вузов и негосударственные учебные заведения, которые занимают важное место в структуре высшего образования ряда регионов.

http://www.edu.ru/news/education/minobrnauki-rf-i-rosobrnadzor-ochistili-vysshee-ob/

27.12.2018

В закон "Об образовании в РФ" внесены изменения

Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Поправки коснутся льгот для детей-сирот при поступлении в вузы, а также государственной аккредитации образовательной деятельности. Федеральным законом устанавливается, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, вправе обучаться на подготовительных отделениях вузов, в том числе в период освоения ими образовательных программ среднего общего образования. Кроме того, до 1 января 2021 года на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также ветеранов боевых действий распространяется предусмотренное статьей 71 ФЗ "Об образовании в РФ" право приема на обучение в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Также, согласно документу, Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, которое утверждается Правительством РФ, должен быть установлен порядок учета сведений о независимой оценке качества подготовки обучающихся при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности. Федеральный закон был принят Государственной Думой 19 декабря и одобрен Советом Федерации 21 декабря. http://www.ug.ru/news/26910

В России утверждена Концепция развития волонтерства

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтёрства) в России до 2025 года. Она предусматривает развитие методической, информационной, консультационной, образовательной и ресурсной поддержки волонтерской деятельности. "Концепция определяет основные направления развития волонтёрства в целях обеспечения системного подхода к мерам поддержки добровольческих инициатив", — уточняется в справке к документу. Утвержденная концепция предусматривает развитие методической, информационной, консультационной, образовательной и ресурсной поддержки деятельности по привлечению волонтёров к работе в учреждениях социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, оказанию помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций. Добровольчество планируется развивать в различных профессиональных и социальных группах, возрастных категориях, семейных формах с учётом региональных и местных условий. В рамках реализации Концепции будет создана единая информационная система в сфере развития волонтёрства.

http://www.ug.ru/news/26921

У главы Минпросвещения России станет больше заместителей

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, которое позволяет расширить штат заместителей министра просвещения РФ. На официальном интернет-портале правовой информации размещен документ, который вносит изменения в предыдущее постановление правительства, опубликованное в июле 2018 года. Согласно новому решению, команда Министерства просвещения Ольги Васильевой расширяется — у неё будет на одного заместителя больше, их количество увеличили до семи. На данный момент известны имена пяти заместителей министра. Первыми на эти должности были переназначены Ирина Потехина и Татьяна Синюгина, а на должность статс-секретаря — заместителя министра — Павел Зенькович. Новое лицо в руководстве ведомства — Андрей Николаев, распоряжение о его назначении было подписано 11 октября. Спустя четыре дня руководитель проектного офиса нацпроекта "Образование" Марина Ракова также стала заместителем министра просвещения РФ. Таким образом, в ведомстве могут появиться еще два замминистра, в том числе первый заместитель министра просвещения РФ.

http://www.ug.ru/news/26925

26.12.2018

Организация и содержание образования волновали родителей школьников чаще всего в 2018 году

Институт управления образованием РАО впервые провел тематический анализ обращений педагогов и родителей учеников школ и воспитанников детсадов, которые поступали, в частности, в Министерство просвещения РФ. Оказалось, что около половины вопросов связаны с качеством и содержанием обучения. "В ходе исследования удалось выяснить, что около половины вопросов связаны с качеством и содержанием обучения (44%). В первую очередь, обращения касались образовательных стандартов и того, как именно организовано обучение в школах. В частности, родителей интересовали вопросы, связанные с объемом программ по отдельным дисциплинам и обучением во вторую смену, также было много обращений по поводу специальных условий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Еще одна тема, вызвавшая много вопросов, — это количество и перечень дисциплин, обязательных для прохождения итоговой аттестации (ЕГЭ)", - цитирует сообщение Института управления образованием РАО mskagency.ru.В институте отметили, что качество питания, реорганизация образовательных учреждений и конфликтные ситуации также вошли в десятку тем, которые волновали родителей." Исследование имеет особую важность, поскольку впервые работа с обращениями граждан начала рассматриваться как инструмент для принятия управленческих решений. Результаты мониторинга позволяют увидеть основные тенденции и определить необходимую реакцию со стороны органов управления образованием", - пояснил директор Института управления образованием РАО Сергей Неустроев. В институте добавили, что данное исследование будет продолжено на ежегодной основе, а его результаты планируется учитывать при выработке необходимых мер государственной образовательной политики. http://www.ug.ru/news/26916

В Подмосковье наградили лучших педагогических работников региона

В Подмосковье наградили лучших педагогических работников региона, сообщает пресс-служба первого заместителя председателя правительства Московской области – министра образования Московской области Ольги Забраловой. Церемония прошла в Доме правительства Московской области. «Мы наградили 20 лауреатов премии «Лучший по профессии». Это не только учителя, но и педагоги-психологи, работники высшей школы и колледжей, педагоги дополнительного образования. Также мы отметили 100 победителей регионального этапа «Лучший учитель». Из этой сотни 48 человек вошли в тысячу лучших учителей России. Победителей определили экспертные комиссии, фактически лучших учителей выбирает само педагогическое сообщество», - сказала Забралова. Она отметила, что 20 лауреатов премии «Лучший по профессии» получили по 300 тысяч рублей, а победители регионального этапа конкурса «Лучший учитель» - по 100 тысяч рублей. Кроме того, дополнительно получили по 200 тысяч рублей специалисты, которые победили и на федеральном уровне. «Это серьезная мотивация и хорошая поддержка талантливых педагогов. Московская область может по праву гордиться специалистами образовательной сферы, вдвойне приятно, что их успехи отмечаются и на федеральном уровне. Мы в свою очередь всячески поддерживаем наших специалистов, например, для них работает программа «Социальная ипотека», благодаря которой можно приобрести свое жилье в регионе. Также существуют выплаты учителям за «стобалльников» и «олимпиадников». Отдельное внимание мы уделяем молодым педагогам, для них есть так называемые «подъемные выплаты» в размере 150 тысяч рублей», - заявила Забралова. http://www.edu.ru/news/education/v-podmoskove-nagradili-luchshih-pedagogicheskih-ra/

Более 7 тысяч учителей присоединились к проведению интерактивного урока от Всемирного фонда дикой природы

Более 7 тысяч российских учителей присоединились к проведению общероссийского интерактивного урока "Сохранение редких видов животных и растений". В ходе него школьники узнают о значении биологического разнообразия и действиях, которые может предпринять каждый, чтобы его сохранить. Проект стартовал 4 октября во Всемирный день защиты животных. Он реализуется Всемирным фондом дикой природы (WWF) в партнерстве с движением ЭКА и при поддержке Фонда президентских грантов. Присоединиться к проекту может каждый педагог.В ходе урока школьники знакомятся с редкими видами животных и растений, узнают о причинах их исчезновения и о последствиях вмешательства человека в экологические процессы. Выполняя игровые задания, ученики младших классов отправляются в увлекательное путешествие-экспедицию для изучения редких животных, а старшеклассники, управляя крупными компаниями в ходе ролевой игры, оценивают влияние хозяйственной деятельности человека на экосистемы. В увлекательном формате ребята учатся простым действиям, которые может выполнять каждый, чтобы сохранить редкие виды животных и растений."Этот проект очень важен и полезен для современного школьника! Он помогает вовлечь ребят в активную деятельность, которая развивает и мотивирует их на правильное отношение к природе, — делится впечатлениями Максим Коровин, учитель биологии средней общеобразовательной школы №211 им. Л.И. Сидоренко г. Новосибирска. — Урок помог осознать проблему сохранения редких видов и подготовил школьников к соблюдению простых правил, благодаря которым каждый может участвовать в сохранении природного разнообразия и помочь самим себе и будущим поколениям!".Учителя, родители и волонтеры могут зарегистрироваться на сайте редкиевиды.рфи провести занятие, бесплатно скачав все материалы. Специальной подготовки для проведения урока не требуется. После регистрации на сайте участник проекта получает доступ к двум комплектам материалов − для проведения урока в младших и в средних — cтарших классах. Каждый комплект включает методическое пособие и видеогид для подготовки занятия, красочную анимированную презентацию, набор материалов для выполнения интерактивных игровых заданий, складную книжку-памятку с полезными советами.

http://www.ug.ru/news/26915

В Новогодней елке Минпросвещения России приняли участие 1 тыс. детей-сирот из всех регионов

В Новогодней елке Министерства просвещения Российской Федерации приняли участие 1 тысяча детей-сирот из всех регионов России, сообщает пресс-служба ведомства. В этом году Новогодняя елка Минпросвещения России проводится в третий раз. Программа стартовала 24 декабря. Ребята побывали на обзорной экскурсии по столице, посетили океанариум, а также для них прошел вечер знакомств, где каждая делегация представила свой регион и продемонстрировала национальные костюмы. Основным событием елки стало Ледовое шоу Татьяны Навки «Аленький цветочек». С наступающим Новым годом детей поздравила министр просвещения России Ольга Васильева. «Я хочу поздравить всех вас с наступающим Новым годом и в преддверии нашего замечательного спектакля «Аленький цветочек» пожелать вам в Новом году всего самого хорошего! И я очень хочу, чтобы все ваши желания в Новом году исполнялись», - сказала Васильева. Новогодняя елка Минпросвещения России проходит в Москве с 24 по 26 декабря. Участие в ней традиционно принимают талантливые дети-сироты и дети без попечения родителей из субъектов РФ.

http://www.edu.ru/news/horoshie-novosti/v-novogodney-elke-minprosveshcheniya-rossii-prinya/

Переход на новые учебники по истории России завершится в 2019 году

На совместном заседании президиума Российского исторического общества (РИО) и Совета фонда «История Отечества» министр просвещения Ольга Васильева сообщила о том, что уже в 2019 году завершится переход на новые учебники по истории. – Поэтапный переход на вновь разработанные учебники по истории России, включённые в федеральный перечень учебников, заканчивается в 2019 году. Получается, что мы подошли к порогу, когда наши школьники, которые учились пять лет по обновлённым учебникам, будут сдавать итоговую аттестацию в форме ОГЭ уже в 2019 году. Мы совместно с Рособрнадзором приняли решение о возможности использовать в учебном 2018-2019 году как переходный период две версии контрольно-измерительных материалов по истории в девятом классе. Одна версия будет для тех, кто учится по новым учебникам и к концу девятого класса завершает изучать историю Российской империи в девятнадцатом столетии. Второй вариант для учащихся, которые полностью завершили изучение истории в основной школе, – цитирует пресс-служба ведомства Васильеву.https://pedsovet.org/beta/article/perehod-na-novye-ucebniki-po-istorii-rossii-zaversitsa-v-2019-godu

В ГП назвали требование к родителям покупать учебники нарушением закона. Об этом сообщает Рамблер.

Образовательные учреждения, которые вынуждают родителей покупать учебники для детей и требуют деньги на нужды школы, нарушают закон: образование в России бесплатное, сообщила в понедельник начальник пресс-службы Генпрокуратуры РФ Татьяна Захарова на интернет-канале ведомства «Эфир»."Сегодня практически в каждом регионе мы выявляем повсеместные нарушения. С родителей, с опекунов детей продолжают взимать деньги на различные нужды образовательных учреждений. Речь идет о чем угодно — оплата уборщиц, охраны, ремонт помещений. Брали даже картошкой с родителей, скажем так, дань. И это тоже незаконно", — рассказала она, отметив, что в России образование бесплатное. По словам Захаровой, также в российских школах сохраняется проблема с недостаточным оснащением учебными пособиями. «Необходимость закупать эти учебники возлагается на родителей, чего также не должно быть», — заявила Захарова. Об этом сообщает Рамблер. https://news.rambler.ru/education/41490238-v-gp-nazvali-trebovanie-k-roditelyam-pokupat-uchebniki-narusheniem-zakona/

Замминистра просвещения РФ рассказал, как ведомство планирует восстанавливать закрытые детские лагеря

Замминистра просвещения РФ Павел Зенькович сообщил о планах задействовать механизм государственно-частного партнёрства для финансирования развития инфраструктуры детских лагерей. Замглавы ведомства принял участие в заседании Правительства Санкт-Петербурга по вопросу организации отдыха и оздоровления детей. — Вместе с коллегами из регионов нам удалось сократить количество закрывающихся детских лагерей в основном из-за ветхой инфраструктуры. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям будут выделены дополнительные субсидии на восстановление инфраструктуры. Мы также планируем задействовать механизм государственно-частного партнёрства, чтобы восстанавливать лагеря, которые "висят" на балансе субъектов и не ремонтируются из-за нехватки средств, – отметил статс-секретарь – заместитель министра. Павел Зенькович пояснил, что этот механизм позволит увеличить количество детей, которые смогут побывать в загородных лагерях круглогодичного или сезонного действия, включая детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с инвалидностью и ОВЗ. Он также сообщил, что в Госдуму России внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые увеличат штрафы для владельцев лагерей, не внесённых в реестр организаций отдыха и оздоровления детей. Кроме того, Минпросвещения России готово оказывать методическую помощь инвесторам-организаторам детского отдыха в подготовке программ смен, реализации дополнительных общеобразовательных программ и привлечении вожатых, прошедших специальное профессиональное обучение. Приоритетом в работе детских лагерей статс-секретарь – заместитель министра назвал обеспечение безопасности. http://www.ug.ru/news/26913

Победители школьных международных олимпиад будут получать премии

Глава государства утвердил перечень поручений по вопросам поощрения победителей международных олимпиад по общеобразовательным предметам и их тренеров. Документ опубликован на сайте Кремля. Правительству России поручается представить проект указа президента России об учреждении премии, которая будет присуждаться за 2018 год и последующие годы, победителям международных олимпиад по общеобразовательным предметам в размере 1 миллиона рублей за золотую медаль, 500 тысяч рублей за серебряную медаль, 400 тысяч рублей за бронзовую медаль, а также каждому из их тренеров в размере, равном размеру премии, выплаченной победителю международной олимпиады по общеобразовательному предмету, занявшему более высокое призовое место. Также кабмину поручается определить порядок и сроки выплаты премии и направления и механизмы целевого использования победителями премии, предусмотрев, что в первую очередь эти средства должны использоваться для удовлетворения их образовательных потребностей, обеспечения отдыха и оздоровления. Кроме того, правительству следует обеспечить начиная с 2019 года выделение из федерального бюджета бюджетных ассигнований на выплату премии Президента Российской Федерации победителям международных олимпиад по общеобразовательным предметам и их тренерам, в том числе на выплату данной премии, присужденной за 2018 год. https://pedsovet.org/beta/article/pobediteli-skolnyh-mezdunarodnyh-olimpiad-budut-polucat-premii

25.12.2018

На реализацию национальных проектов в ближайшие три года предусмотрено около 5,7 триллиона рублей

24 декабря под председательством главы Правительства России Д. А. Медведева состоялось заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. С докладом на заседании выступила Министр просвещения Российской Федерации О. Ю. Васильева. Открывая заседание, Д. А. Медведев подчеркнул, что для результатов деятельности по реализации 12 национальных проектов выработаны «чёткие и понятные целевые показатели», а «паспорта проектов будут окончательно приведены в соответствие с параметрами федерального бюджета». – В ближайшие три года мы заложили под национальные проекты около 5,7 трлн. рублей. Это больше, чем планировалось. Конечно, нужно максимально рационально распорядиться выделенными деньгами, – сказал Председатель Правительства, уточнив, что до конца года соответствующие федеральные проекты утвердят и в регионах. – Правительство внесёт 91 показатель национальных проектов в Федеральный план статистических работ. То есть они станут объектами статистического учёта, будут открыты для всех. А стало быть, и само общество может контролировать, как выполняются национальные проекты, – резюмировал Д. А. Медведев. В свою очередь О. Ю. Васильева сообщила, что паспорта 10 федеральных проектов национального проекта «Образование» прошли многостороннюю экспертизу и процедуру согласования. – Паспорт нацпроекта «Образование» утверждён в соответствии с ключевыми параметрами национальных проектов (программ) по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации. Министерство приложило все возможные усилия для того, чтобы субъекты Федерации активно включились в их реализацию. На сегодняшний день все регионы обеспечили их утверждение, – сказала О. Ю. Васильева. Глава Минпросвещения также сообщила, что ведомство планирует вести комплексный мониторинг достижения целевых показателей реализации нацпроекта «Образование», а разработка и утверждение методик показателей пройдут в первом квартале 2019 года.http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/board/4-1-0-2401

Число студентов вузов по IT-специальностям должно увеличиться за шесть лет в три раза

Состоялось заседание Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. ​Открывая заседание, Дмитрий Медведев отметил, что один из проектов национальной программы "Цифровая экономика" будет ориентирован на систему образования и позволит обеспечить подготовку квалифицированных кадров. – Предполагаемый объём финансирования проекта "Кадры для цифровой экономики" на ближайшие годы, то есть до 2024 года, составит 143 миллиарда рублей, из них из средств федерального бюджета – 138 миллиардов рублей. Это деньги, которые пойдут на подготовку востребованных сегодня специалистов. Что скрывать, нам сейчас не хватает архитекторов и разработчиков информационных систем, аналитиков, специалистов по информационной безопасности и робототехнике, людей, которые создают цифровую среду и обеспечивают внедрение "цифры" во все сферы, – несмотря на то, что у нас в общем и целом эта сфера раньше в образовании развивалась неплохо, и наши математики и специалисты-программисты всегда котировались и котируются во всём мире, – сказал председатель Правительства. Он также подчеркнул, что число выпускников с ключевыми компетенциями цифровой экономики за шесть лет должно вырасти почти четыре раза. Тех, кто поступил в вузы на IT-специальности, – практически в три раза. http://www.ug.ru/news/26904

В 2019 году ОГЭ по истории в 9-х классах будут сдавать по двум версиям КИМ – Васильева

Министр просвещения России Ольга Васильева заявила, что в 2019 году Основной государственный экзамен по истории в 9-х классах будут сдавать по двум версиям контрольных измерительных материалов, сообщает Агентство городских новостей «Москва». Об этом она заявила на итоговом в 2018 году заседании президиума Российского исторического общества и совета фонда «История Отечества».«С 2015 года мы все перешли на преподавание по единой концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Начался переход к единым учебникам истории, мы сейчас практически завершаем поэтапный переход к новым учебникам по истории России. Получается, что мы подошли к порогу, когда наши школьники, которые учились пять лет по обновленным учебникам, будут сдавать итоговую аттестацию уже в 2019 году. Что мы сделали: мы совместно с Рособрнадзором приняли решение о возможности использовать в 2018-2019 учебном году две версии КИМ по истории в 9-х классах», - сказала Васильева. ГИА-9 проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ). ГВЭ – форма итоговой аттестации в виде письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий и билетов. ОГЭ проводится для выпускников 9-х классов с использованием контрольных измерительных материалов стандартизированной формы. Выпускникам, успешно прошедшим ГИА, выдается аттестат об основном общем образовании.https://1сентября.рф/новости/

Ольга Васильева заявила, что содержание школьного курса истории должно обновляться каждые 3-5 лет

По мнению министра просвещения Ольги Васильевой, содержание школьной программы по истории Отечества должно обновляться каждые три-пять лет. Об этом глава ведомства заявила на итоговом заседании президиума Российского исторического общества и Совета фонда "История Отечества". По мнению министра просвещения Ольги Васильевой, содержание школьной программы по истории Отечества должно обновляться каждые три-пять лет. Об этом глава ведомства заявила на итоговом заседании президиума Российского исторического общества и Совета фонда "История Отечества". Сегодня школьный курс по истории Отечества предполагает ее изучение до 2014 года. По словам Ольги Васильевой, за последние четыре года в мире произошло множество значимых событий: от гражданской войны в Сирии до чемпионата мира по футболу."Без регулярного обновления содержания школьного исторического образования двигаться вперед нельзя, это нужно делать обязательно, и такое требование постоянного обновления содержания также содержится в одном из поручений нашего президента. Я считаю и хочу это вынести на обсуждение, что актуализация базовых школьных курсов должна проходить один раз в три-пять лет. Это хорошая традиция отечественного образования, я понимаю, что это сложно, будет определенная проблема для издателей, но это необходимо, потому, что события меняются и история движется вперед", — цитирует министра ТАСС. В ходе заседания Ольга Васильева также сообщила о том, что на ОГЭ по истории в 9 классе будут использовать две версии контрольно-измерительных материалов в связи с завершением поэтапного перехода на новые учебники. http://www.ug.ru/news/26903

За экспертизу учебников издательства заплатят госпошлину?

Большой резонанс вызвало решение Министерства просвещения сократить федеральный перечень учебников больше чем на 30 процентов. Чем вызвана такая мера и как изменится подход к их экспертизе?Отвечая на этот вопрос на деловом завтраке в редакции «Российской газеты» 21 декабря, министр просвещения Ольга Васильева констатировала: действительно, базовую часть федерального перечня сократили до 863 учебников. И все равно, по ее мнению, это очень много, поскольку, согласно статистике, большинство учителей используют 20–25% учебников из официального списка. В то же время по истории осталось три линейки учебников, но при этом у педагогов есть «реальный и обоснованный выбор». «Мы прекрасно понимаем, что учебники– это бизнес. Причем бизнес на государственные деньги. И президент в этом отношении высказался однозначно: давайте с этим прекращать. Поэтому экспертиза учебников изменится очень сильно. Не будет такого, что издательства сами заказывают, сами готовят, оплачивают экспертизу и сами же "заходят" в школы», – подчеркнула Ольга Васильева. Она подчеркнула, что в ближайшем будущем будет выбрана государственная организация, ответственная за проверку учебников. Конкретные подходы к экспертизе сейчас обсуждаются. Что касается оплаты, то, скорее всего, будет введена система госпошлины – фиксированная сумма за государственную экспертизу. «Но эта пошлина ни в коем случае не гарантирует того, что учебник получит "зеленый свет". Государственная экспертиза должна быть максимально объективной. Она требует и научной, и профессиональной (методической, педагогической), и общественной оценки», – подчеркнула Ольга Васильева.

http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/28719.html

«Нужно снова начать читать детям книжки, а не бездумно выдавать малышам в руки гаджеты»

Во время «Делового завтрака» в «Российской газете» 21 декабря министр просвещения Ольга Васильева ответила на вопросы журналистов о домашних заданиях и о том, как сократить эту нагрузку.Прежде всего министр отметила, что не одобряет идею давать детям домашние задания на каникулы. «Лично я считаю, что этого делать не нужно: мы и так достаточно нагружены. С одной стороны, и у детей, и у взрослых должно быть время на то, чтобы вздохнуть, отвлечься от работы, провести время с семьей. Тем более в праздник, тем более в Новый год», – сказала она. «С другой стороны, – подчеркнула она, – каждый родитель знает, в чем ребенку нужно приложить больше усердия, нужна ли ему помощь. И после нескольких дней каникул, после хорошей передышки вполне возможно в мягкой и ненавязчивой форме обратиться и к школьным вопросам. Можно вместе с ребенком что-то прочитать, обсудить, повторить, не слишком при этом усердствуя». Что касается повседневной будничной учебы, то в этот период предельная нагрузка на ребенка строго регламентирована: в первом классе домашнее задание не задают, во 2–3-х классах школьник не должен тратить на него больше полутора часов, в 4–5-х классах допускается максимум два часа, в 6–8-х – 2,5 часа, в 9–11-х – до 3,5 часов. В то же время министр считает, что трудности с выполнением домашних заданий возникают из-за того, что современные школьники плохо владеют функциональным чтением. «Им трудно работать с текстом: понимать содержание, запоминать его, анализировать. Как следствие могут возникнуть проблемы по остальным школьным предметам, дети начинают проводить за уроками весь вечер», – пояснила Ольга Васильева. Выход из этой ситуации она видит только один: «Родителям, молодым мамам и папам нужно снова начать читать детям книжки, а не бездумно выдавать малышам в руки гаджеты». Только таким образом Россия может достигнуть лидирующих позиций в области читательской грамотности: сегодня наши школьники занимают 36-е место в этой номинации, а в 1986 году они были на первом месте в мире. http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/28720.html

Учитель для учителя: нужно ли наставничество в школах

Министр просвещения РФ Ольга Васильева рассказала о том, что в российских школах планируется ввести должность «ведущего учителя», который будет играть роль наставника для молодых педагогов. Эксперт по образованию Ирина Абанкина рассказала о том, что подобная идея появилась достаточно давно. – То, о чем говорит Васильева, это так называемая «система учительского роста», обсуждается она уже около трех лет. Она подразумевает развитие педагога по двум направлениям. С одной стороны, это повышения уровня квалификации в качестве учителя-предметника: те самые первые и высшие категории, которые присваивают по итогам аттестации. Другая ось развития связана с тем, что учитель берет на себя дополнительные функции: организатора, методиста, наставника. В этом смысле педагог работает не только по своей предметной области, но и берет на себя ответственность за воспитание преподавателя, организацию учебного процесса, внедрение новых технологий и разработку методик преподавания. Ирина Абанкина считает, что российские школы давно нуждаются в подобной системе. – Я надеюсь, она будет правильно реализована, – сказала она. – В других странах мира это уже практикуется, наставничеству и вхождению в профессию оказывают очень много внимания. Но это, конечно, дополнительная финансовая нагрузка для школ, поскольку расширение обязанностей должно быть сопряжено с повышением заработной платы. Преподаватели эту идею также поддерживают. – Наставничество – вещь необходимая, поскольку у многих учителей, впервые приходящих работать в школу, возникают проблемы, к которым в вузе не готовили, – объяснила преподаватель русского языка и литературы Наталья Тронина. – У молодых педагогов возникает барьер в общении с детьми, они теряются, войдя в класс, и не знают, что им делать и как себя вести. Я сама долго этому училась, у меня был наставник. И мне очень повезло, что куратор тоже была филологом, поэтому она могла меня обучать преподаванию именно моего предмета. И я считаю, что так должно быть везде. Однако эксперты не исключают, что при внедрении новой системы могут возникнуть проблемы. – Конечно, идея хорошая: о том, как себя вести с в конкретной школе, могут рассказать только те, кто долго работает в этом месте и знает все проблемные классы и проблемных учеников, – пояснила педагог-психолог Ольга Павлова. – Однако, если наставника сделают ответственным не только за успехи, но и за неудачи курируемого, то может получиться так, что возникающие у последнего рабочие проблемы будут замалчиваться. В школьных коллективах не любят «выносить сор из избы», что может привести к негативным последствиям. http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/28718.html

Детский омбудсмен Подмосковья сообщила об учащении случаев насилия в семьях после декриминализации статьи о побоях

Уполномоченный по правам ребёнка в Московской области Ксения Мишонова сообщила о том, что число случаев насилия в семьях увеличилось после принятия закона о декриминализации статьи 116 УК РФ о побоях. "Насилие в семье действительно есть. Я могу сказать, что оно увеличилось. Увеличилось оно не без определенного фактора, как декриминализация 116-й статьи - о побоях, которую мы получили в прошлом году. Эксперты, которые предсказывали увеличение насилия, оказались абсолютно правы", - цитирует Ксению Мишонову "Интерфакс". По словам омбудсмена, ситуацию изменить может закон об охранных ордерах, который применяется в других странах в отношении к насильникам."Сейчас в Госдуме уже разработан этот закон об охранных ордерах для жертв насилия, по которому насильник не может приближаться. Но там очень сложно пройти этот закон, много препятствий. Но я надеюсь, что депутаты все преодолеют", - уточнила уполномоченный по правам ребенка. Кроме того, омбудсмен затронула тему насилия в школе, в частноти, буллинга. В 2018 году в аппарат уполномоченного по правам ребенка в Московской области поступило более 1,7 тысячи обращений. Большая доля обращений касается школьных конфликтов. "На самом деле реально больше половины случаев буллинга в отношении учеников начинается с какой-то унижающей фразы учителя, может быть, и не сильно эмоционально окрашенной, но детям это дает право поступать так же. Если вы столкнулись с травлей в школе, в первую очередь надо обратиться к директору. Он должен отреагировать на ваше письмо и провести работу", - передает слова Ксении Мишоновой "Подмосковье сегодня". Она добавила, что в личный конфликт с обидчиками при этом лучше не вступать. http://www.ug.ru/news/26902

24.12.2018

Постоянная комиссия по образованию и науке создана в структуре Совета по правам человека

Состоялось пленарное заседание Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, посвященное реформированию системы постоянных комиссий и рабочих групп. В частности, была создана комиссия по образованию и науке, которую возглавил Александр Асмолов. В заседании СПЧ, которое состоялось 19 декабря, приняли участие 37 членов Совета. По итогам была утверждена новая структура Совета по правам человека. "Постоянная комиссия по культурным правам, образованию и науке разделена на две: по культурным правам и по образованию и науке", — сообщает пресс-служба СПЧ. Новую комиссию возглавил Александр Асмолов, член СПЧ, завкафедрой психологии личности факультета психологии МГУ, доктор психологических наук, академик РАО и член редакционного совета "Учительской газеты".В комментарии порталу "Вести образования" Александр Асмолов сообщил, что в состав комиссии вошли доцент кафедры теории и истории права Высшей школы экономики ВШЭ Анита Соболева, профессор Пермского государственного национального исследовательского университета, член Пермского краевого отделения Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества "Мемориал" Татьяна Марголина, а также политический обозреватель Николай Сванидзе. Александр Асмолов добавил, что намерен привлекать к работе комиссии "известных специалистов по жестокости, агрессии, судебной экспертизе", в том числе известного психолога Сергея Ениколопова и специалиста в области судебно-психологической экспертизы профессора Вали Енгалычева."Огромное количество проблем, вопросов стоят перед нами. Поскольку президент выразил свою позицию, сказав практически "нет" унификации учебников и "нет" обезличиванию, то, думаю, есть основы для ярких социальных действий, направленных на развитие образования в гражданском обществе. Комиссия по науке и образованию, безусловно, будет координировать свои действия с Советом по науке и образованию при президенте РФ, — заявил Александр Асмолов. — И последнее, на Совете я сделал акцент на следующем: гражданское общество должно быть психологически здоровым обществом. Поэтому в деятельности Совета по построению гражданского общества и защите прав человека, безусловно, роль психологии возрастает". Напомним, 11 декабря Владимиру Путину был представлен обновленный состав Совета по правам человека. На том заседании говорили и об образовании: Александр Асмолов поднял вопрос сокращения Федерального перечня учебников. Владимир Путин заявил, что унификация учебников вызывает серьезные сомнения. http://www.ug.ru/news/26892

«Российская электронная школа» станет хорошим помощником для педагогов – Васильева

«Российская электронная школа» станет хорошим помощником для педагогов, сообщила министр просвещения России Ольга Васильева. Об этом она сообщила на «Деловом завтраке» в «Российской газете». Министр напомнила, что существуют региональные центры, которые готовят победителей международных олимпиад по математике, физике, информатике, другим предметам. Это Новосибирск, Екатеринбург, Челябинск, Пермь. «И в то же время у нас сейчас 5 тысяч школ, в основном сельских, которые не имеют химических лабораторий. Мы же хотим использовать все возможности, чтобы выровнять ситуацию по регионам, чтобы дети могли получить качественную образовательную базу и в столичной, и в небольшой сельской школе», - сказала Васильева. Глава Минпросвещения России сообщила, что в этом случае педагогам поможет «Российская электронная школа», где будут виртуальные театры, музеи, библиотеки, уроки, а также виртуальные лаборатории, где можно будет проводить вместе с детьми химические, физические эксперименты. Проект «Российская электронная школа» (РЭШ) представляет собой интерактивные уроки по всему школьному курсу. Благодаря им, каждый ребенок сможет получить бесплатное качественное общее образование в соответствии с классической школьной программой. РЭШ позволит обобщить опыт ведущих педагогов, разработать единый фонд образовательных ресурсов по всему перечню предметов с учетом современных дистанционных образовательных технологий.

https://news.yandex.ru/yandsearch?lr=213&cl4url=http%3A%2F%2Fwww.edu.ru%2Fnews%2Fit-v-obrazovanii%2Frossiyskaya-elektronnaya-shkola-stanethoroshpo%2F&lang=ru&rubric=society&from=story

Ольга Васильева рассказала о проблеме учета детей, охваченных дополнительным образованием

Состоялось заседание президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, на котором обсуждались итоги их разработки в 2018 году и планы по реализации в 2019-м. ​Открывая заседание, председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев назвал уходящий год особенным. — В президентском указе были поставлены новые задачи, определены цели развития экономики, социальной сферы, — пояснил он. — На их достижение направлены огромные ресурсы государства, ресурсы бизнеса, ресурсы общества. По сути, речь идёт о важнейших в истории нашей страны решениях. В довольно сжатые сроки мы должны добиться значительных успехов в самых разных сферах. Министр просвещения РФ Ольга Васильева сообщила о том, как обстоят дела с национальным проектом "Образование". По ее словам, паспорта всех десяти входящих в него федеральных проектов прошли многостороннюю экспертизу и процедуру согласования. В ближайшее время они будут внесены в систему электронного мониторинга – подсистему "Электронного бюджета" Минфина России. В январе 2019 года Минпросвещения России и Минобрнауки России совместно со всеми заинтересованными сторонами приступят к их полномасштабной реализации.— Мы планируем дальнейшее расширение участия регионов в национальном проекте, в том числе за счёт привлечения всех источников финансирования, включая внебюджетные, при использовании инструментов государственно-частного партнёрства. Варианты и модели партнёрства отрабатываем совместно с ВЭБом, — сообщила министр. Она рассказала, что до 7 мая 2019 года совместно с регионами и заинтересованными ведомствами будет проведена вся подготовительная работа по формированию целевых моделей по ключевым мероприятиям нацпроекта для достижения на всей территории России результатов на основе единых минимальных требований и принципов.— Мы планируем комплексный мониторинг достижения целевых показателей, и в частности, вместе с Рособрнадзором утвердили методику расчёта показателей по вхождению Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, — добавила глава Минпросвещения России. В заключение министр отметила проблемный вопрос, который пока не урегулирован. Она напомнила о наличии показателя, характеризующего долю детей 5—18 лет, охваченных программой допобразования. Он является одним из определяющих для достижения ключевой цели национального проекта — воспитания, гармоничной развитости, социальной ответственности личности ребёнка. — Учитывая технические сложности агрегации информации, связанные с составлением системы статистического учёта во вновь образованном министерстве, а также попытки преодолеть риски задвоения информации о детях, посещающих одновременно несколько организаций допобразования либо осваивающих несколько образовательных программ, просим решением президиума определить Росстат координатором по сбору и расчёту данного показателя на переходный период до 2021 года. Объективность оценки позитивных эффектов от реализации национального проекта – залог его успешного внедрения в интересах граждан России, — обратилась к Совету Ольга Васильева. В ходе заседания в качестве представителя региона выступил министр образования Новгородской области Андрей Никитин. Он обратил внимание участников мероприятия на две задачи и две просьбы. В частности, министр заявил о необходимости внедрения и развития сетевой формы реализации образовательных программ. — Это нам позволит привлекать к задачам образования и библиотеки, и музеи, и спортивные учреждения. Это очень актуальная задача для небольших районов, — пояснил он. Вторая задача — создание типовых объектов, "которые бы включали и школу, и, возможно, спортивное учреждение, библиотечное, и, может быть, даже медицинское". — Для небольших районов, может быть, было бы целесообразно создавать единый центр и под одной крышей объединять социальные учреждения, учреждения допобразования и общего образования. Для этого потребуется такие проекты создать и подумать, как мы из разных нацпроектов сможем деньги на финансирование таких проектов брать, — считает Андрей Никитин. Кроме того, региональный министр попросил включить в нацпроекты не только строительство, но и ремонт школ, а также учитывать расходы на содержание новой инфраструктуры при расчёте федеральных трансфертов. Дмитрий Медведев прокомментировал выступление Андрея Никитина. В частности, он поручил Виталию Мутко и Владимиру Якушеву заняться вопросами типовых проектов. — Я уверен, у нас должна быть вся линейка, начиная от городских типовых проектов и заканчивая районными, о которых губернатор говорит. Я имею в виду, допустим, проект, где соединяется и школа, и библиотека, и ФАП в случае необходимости, ещё что-то, — сказал глава кабмина. Что касается содержания построенных объектов, Дмитрий Медведев отметил: "Это действительно отдельный вопрос, которым мы с вами должны обязательно заняться. Это непростая история, но будем специально её вести". http://government.ru/

Васильева рассказала о предельном объеме «домашки» для школьников

Глава Министерства просвещения РФ Ольга Васильева рассказала о предельных допустимых объемах домашнего задания для школьников. По мнению министра просвещения России Васильевой, объем и содержание «домашки» являются ответственностью конкретных образовательных учреждений и конкретных учителей. Но как отметила Васильева, предельная нагрузка на ребенка строго регламентирована: в 1-м классе домашнее задание не задают, во 2–3-х классах ученик не должен тратить на него больше 1,5 часа, в 4–5-х классах допускается максимум два часа, в 6–8-х — 2,5 часа, в 9–11-х классах дети должны тратить на «домашку» до 3,5 часа. Кроме того, министр добавила, что современные школьники плохо владеют функциональным чтением. По словам Васильевой, детям трудно работать с текстом: понимать содержание, запоминать его, анализировать. Из-за этого у них возникают проблемы по остальным предметам, школьники начинают проводить за уроками весь вечер. Министр предложила в качестве решения данной проблемы родителям начать читать книжки своим детям вместо выдачи им гаджетов. Также Васильева призвала учителей разгрузить учеников от «домашки» в новогодние праздники. «Праздник — тем более новогодний — должен быть праздником», — пояснила она.

http://runews24.ru/society/24/12/2018/db680e8895ab73bc833b3b946a67be7f?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

 

Минпросвещения утвердило шесть концепций по учебным предметам

Министерство просвещения России утвердило шесть концепций – по ОБЖ, физкультуре, обществознанию, искусству, географии и технологии – в рамках единого образовательного пространства, сообщили в пресс-службе ведомства. В министерстве отметили, что к настоящему времени утверждены и реализуются три предметные концепции, среди них математика, русский и литература, а также историко-культурный стандарт. На коллегии министерства просвещения в понедельник представители ведомства совместно с экспертным сообществом утвердили шесть новых концепций преподавания учебных предметов. Новые концепции затрагивают такие предметные области и предметы, как "Обществознание", "География", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Физическая культура", "Искусство" и "Технология". Все проекты одобрены большинством голосов, сообщили в пресс-службе."Разработка концепций осуществлялась с привлечением к их обсуждению широкой педагогической и научной общественности. Я искренне благодарю всех руководителей и членов рабочих групп, а также всех, кто принимал участие в обсуждении и доработке концепций", — сказала министр Ольга Васильева, слова которой приводит пресс-служба. Отмечается, что концепции позволяют систематизировать все идеи, выработанные для понимания направления развития учебного предмета, их разработали с учетом практико-ориентированного характера, опираясь на актуальность использования современных информационных технологий (дополненной и виртуальной реальностей, информационных и тренажерных систем, возможностей моделирования, проектной деятельности)."По ОБЖ формирование практических умений и навыков предусмотрено как в реальных условиях, так и с использованием инструментария электронной образовательной среды в рамках решения конкретных ситуационных задач. Концепция развития географического образования утверждает правила проведения школьных экспедиций, а также методические рекомендации по их организации. Концепция по предмету "Технологии" написана с учетом специфики и потребностей региона", - отметили в министерстве. По словам замминистра просвещения Татьяны Синюгиной, всего запланировано утвердить 20 концепций. "Минпросвещения в рамках исполнения поручения президента Российской Федерации реализует комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний в реальных жизненных условиях", - сказала Синюгина. Ранее по инициативе и под эгидой Российского исторического общества был создан историко-культурный стандарт преподавания истории. На основе этого стандарта была разработана линейка учебников истории, три из которых рекомендованы для использования в школах.

https://ria.ru/20181224/1548603574.html

В Подмосковье более 8 тысяч детей отдохнут во время зимних каникул в загородных лагерях

В Подмосковье более 8 тысяч детей отдохнут во время зимних каникул в загородных лагерях, сообщает РИАМО со ссылкой на начальника управления по обеспечению охраны общественного порядка Главного управления МВД России по Московской области, подполковника полиции Игоря Платонова. «В зимние каникулы в 39 загородных детских учреждениях пройдут оздоровление более 8 тысяч детей», - сказал Платонов. По его словам, проводится отработка детских оздоровительных лагерей, пансионатов, домов отдыха, санаториев, гостиниц, общежитий, жилой площади, сдаваемой внаем, и объектов жилого сектора. В январе 2019 года в Московской области планируется провести межрегиональный форум «Детский оздоровительный лагерь – безопасная территория развития». http://www.edu.ru/news/kanikuly/v-podmoskove-bolee-8-tysyach-detey-otdohnut-vo-vre/

Более половины четвероклассников Москвы выбрали для изучения «Основы православной культуры»

В этом учебном году более 50% четвероклассников Москвы выбрали для изучения модуль «Основы православной культуры» из курса «Основы религиозных культур и светской этики», сообщает Агентство городских новостей «Москва» со ссылкой на доклад патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Приоритетным направлением работы отдела религиозного образования и катехизации московской городской епархии по-прежнему является увеличение процента выбора модуля «Основы православной культуры» в московских школах. В 2018/2019 учебном году количество школьников Москвы, выбравших модуль, увеличилось на три процентных единицы и достигло 51% от всех учащихся четвертых классов», - говорится в докладе. Отмечается, что рост числа школьников, которые выбрали занятия по православной культуре, наблюдается во всех округах города. Больше всего их в Центральном, Северном и Западном административных округах. http://www.edu.ru/news/education/bolee-poloviny-chetveroklassnikov-moskvy-vybrali-

 

Учителей вырастят по карьерной иерархии по поручению Путина

Опытные педагоги станут наставниками для молодых, чтобы вернуть потерянное поколение. Министр просвещения Ольга Васильева в интервью «Российской газете» рассказала о нововведениях в должностной иерархии российских учителей, по поручению главы российского государства Владимира Путина создаваемой Национальной системы учительского роста. Для обучения и координации педагогов вводятся должности старшего и ведущего преподавателя в общеобразовательных учебных заведениях. По словам высокопоставленного чиновника от образования, карьера учителя пойдет не только по горизонтали, но и по вертикали. Новые должности - это не только предоставленные педагогам привилегии: за ними стоят реальные обязанности. В связи с этим появится должность старшего учителя, который будет создавать методические материалы для более молодых коллег, модерировать работу других преподавателей, разрабатывать персональные учебные программы с учётом индивидуальных личностных особенностей учеников. Стать подобным профессионалом можно будет, только проработав в образовательных организациях пять лет и получив первую или высшую квалификационную категорию. Ещё одна должность — это ведущий учитель. Такой высокопрофессиональный педагог будет являться наставником для молодых учителей. Однако здесь существующие требования намного выше — 10 лет стажа плюс высшая квалификационная категория. Главная цель нововведения, по словам Васильевой, заключается в том, чтобы вернуть связи между старшим и молодым поколениями учителей, то есть восстановить в образовательных организациях «потерянное наставничество». Министр от образования отметила важность прочных связей между опытными учителями и молодыми педагогами. "Нам надо возвращать методические объединения внутри школ", — заключила Васильева.

https://www.mk.ru/politics/2018/12/22/uchiteley-vyrastyat-po-karernoy-ierarkhii-po-porucheniyu-putina.html

Педагог дополнительного образования из Пензы стала победителем конкурса "Сердце отдаю детям-2018

На днях в Оренбурге завершился финальный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования "Сердце отдаю детям – 2018". В нем приняли участие 60 педагогов дополнительного образования из 35 регионов России. Состязание призвано повысить значимость и престиж профессии педагогов сферы дополнительного образования детей. В ходе конкурса участники представляли презентации "Моё педагогическое послание профессиональному сообществу", проводили открытые занятия с учащимися по теме "Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой", а также выступали на импровизированном конкурсе и писали эссе. Абсолютным победителем конкурса признана педагог дополнительного образования Алена Жукова, руководитель очно-заочной школы любителей словесности "Муза" Центра развития творчества детей и юношества Пензенской области. Победителем в номинации конкурса "Техническая" стала Юлия Савельева (Санкт-Петербургский городской Центр детского технического творчества), "Естественнонаучная" – Сергей Пичугин (Эколого-биологический центр "Крестовский остров" Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных), "Социально-педагогическая" – Антон Шумаков (Дворец пионеров и школьников города Орска Оренбургской области), "Художественная" – Алена Жукова (Центр развития творчества детей и юношества Пензенской области), "Туристско-краеведческая" – Марина Тарасова (станция юных туристов "Балтийский берег" города Санкт-Петербурга) и "Физкультурно-спортивная" – Сергей Мисюряев, Дом детского творчества "Юность" города Солнечногорска Московской области. Организаторами конкурса в 2018 году выступили Министерство просвещения РФ и Всероссийский центр художественного творчества при поддержке Общероссийского Профсоюза образования, Правительства и Министерства образования Оренбургской области.

http://www.ug.ru/news/26894
Печать