Архив новостей

Радио РТВ Подмосковье. О.А.Савельева и Л.В.Кузьмина

Оксана Анатольевна Савельева, кандидат педагогических наук, начальник Регионального научно-методического центра дистанционного образования детей-инвалидов центра, и Людмила Викторовна Кузьмина, методист Центра по химии и биологии.

«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ» (27.09.2013)


 Радио РТВ Подмосковье. О.А.Савельева и Л.В.Кузьмина    Радио РТВ Подмосковье. О.А.Савельева и Л.В.Кузьмина 
 О.А.Савельева                             Л.В.Кузьмина             


Прослушать радиопередачу: 

Инклюзивное образование– это общее образование, организованное так, чтобы обеспечить доступ к образованию для детей сособыми потребностями. Все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если в результате преподавание и обучение станут более эффективными, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Инклюзивное образование строится на 8 принципах:

·Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

·Каждый человек способен чувствовать и думать;

·Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

·Все люди нуждаются друг в друге;

·Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

·Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

·Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

·Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 

Нормативные документы.

Основные документы, регулирующие вопросы инклюзивного образования в России:

·Конституция РФ (ст.43).

·ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

·Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

·Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

Из международных документов, касающихся вопросов инклюзивного образования:

·Саламанкская декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» от 10.06.1994.

В федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» подчеркивается необходимость осуществления инклюзивного образования на всех образовательных ступенях, обеспечив равный доступ к образованию всех обучающихся (здоровых и с ОВЗ), используя адаптированные образовательные программы с учетом их психофизического развития, разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей личности ребенка.

Инклюзивному образованию посвящён раздел федеральной программы «Доступная среда», в которой говорится о том, что в должны появиться центры инклюзивного образования, которые обеспечат совместное обучение детей с разными возможностями.

Детские сады и школы должны быть готовы к приёму детей с ОВЗ, т.е иметь пандусы, лифты, подъемники, а также специально обученных сотрудников (тьюторов), в том числе и для сопровождения инвалидов-колясочников.

В понятие «Доступная среда» необходимо включает в себя не только приспособление физической среды, но и подготовку педагогов, изменение системы оказания индивидуальной и дополнительной поддержки, предоставление ученикам возможности обучаться по индивидуальным учебным планам, и, соответственно, изменение принципов и процедуры оценки и аттестации учащихся, обучающихся по таким планам.

Таким образом, планируется создать безбарьерную среду, позволяющая обеспечить успешную социализацию этих категорий детей.

На основе вышеперечисленных документов разрабатываются и реализуются региональные программы, направленные на развитие образования детей с ОВЗ, включая их интеграцию в обычную образовательную среду.

Например, в Московской области на настоящий момент вопросы, касающегося инклюзивного образования, отражены в Долгосрочной целевой программе Московской области «Развитие образования в Московской области на 2013 - 2015 годы», разработанной на основе Закона Московской области «Об образовании» и ряда других документов.

В планируемых результатах Программы указан пункт - повышение доступности общего образования и образовательных программ для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.

 

Инклюзивное образование в России и в Московской области.

На данный момент в России, в основном, инклюзивное образование – это обобщение педагогического опыта по инклюзивной практике, наработанного в российских школах, анализ различных подходов, складывающихся в управлении и финансировании процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время в России существуют три подхода к реализации инклюзивного образования в различных типах образовательных учреждений:

·Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях.

· Интегрированное обучение детей вспециализированных классах, в которых работают квалифицированные специалисты, программы построены таким образом, что каждому ребенку обеспечивается индивидуальная траектория обучения

· Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

В Московской области существуют каждый из перечисленных типов образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное обучение, но, в основном, инклюзивное образование осуществляется, когда речь идет о детях с соматическими заболеваниями: кардиологическими, бронхо-легочными, обмена веществ и т.д. Потому что их включение осуществляется без дополнительных затрат на приспособление среды.

 

Современные возможности для развития инклюзивного образования и проект дистанционного образования.

Одним из направлений реализации требования (создание безбарьерной информационно-образовательной среды, обеспечивающей реализацию образовательных потребностей детей-инвалидов и способствующей их социальной коммуникации и адаптации, вовлечению в жизнь общества) является обучение детей-инвалидов с применением информационно-коммуникационных, в том числе дистанционных образовательных технологий.

Например, в Московской области с 2009 года инициирован Проект дистанционного образования детей-инвалидов в рамках ПНПО, в котором создана адаптивная модель образования, обеспечивающая равный доступ детей-инвалидов к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями.

Дистанционное образование детей-инвалидов в Московской области, нуждающихся в обучении на дому, осуществляют муниципальные общеобразовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

В Московской области в реализации дистанционного образования детей-инвалидов участвуют 58 муниципальных образований, 148 базовых образовательных учреждений, 630 детей-инвалидов.

Дистанционное образование детей-инвалидов, осуществляется по индивидуальному учебному плану, предусматривающему сочетание традиционного посещения учителем детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (при условии отсутствия у детей-инвалидов медицинских противопоказаний для работы с компьютером).

Основными принципами организации дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому, являются:

- добровольность участия детей-инвалидов;

-обеспечение конституционных прав детей-инвалидов на получение общедоступного качественного общего образования путем интеграции традиционно организованного учебного процесса и дистанционных образовательных технологий;

-обеспечение условий детям-инвалидам для получения ими общего образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов с использованием элементов дистанционных технологий;

- адаптивность модели дистанционного образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей-инвалидов.

Далее на муниципальном уровне осуществляется следующая организационная работа по реализации дистанционного образования детей-инвалидов:

а) Разрабатываются и утверждаются приказами нормативно-правовые документы в соответствии с Приказами Министерства образования Московской области по сопровождению дистанционного образования детей-инвалидов, в том числе:

·куратор и состав рабочей группы (представители управления (комитета) по образованию, директора ОУ, заместители руководителей образовательных учреждений, учителя, родители, представители др. организаций) по реализации дистанционного образования детей-инвалидов;

·положение об организации дистанционного образования детей-инвалидов;

·план мероприятий по реализации дистанционного образования детей-инвалидов;

·организационная схема взаимодействия участников, реализующих дистанционное образование детей-инвалидов.

б) Разрабатывается оптимальная модель организации дистанционного образования детей-инвалидов с учетом территориальных особенностей, географического расположения мест проживания детей-инвалидов, и др.факторов.

В базовых школах по реализации дистанционного образования детей-инвалидов разрабатываются и утверждаются нормативно-правовые документы, в том числе:

- индивидуальный учебный план[1]с пояснительной запиской[2],согласованный с родителями (законными представителями) детей-инвалидов;

- индивидуальные рабочие программы по учебным предметам;

- расписание индивидуальных занятий с ребёнком-инвалидом с указанием дистанционной составляющей, согласованное с родителями (законными представителями)[3];

В базовые школы на основе договора, безвозмездного пользования движимым имуществом, находящимся в собственности Московской области и закрепленным на праве оперативного управления, передаются базовые рабочие места для реализации дистанционного образования детей-инвалидов: педагогического работника и обучающегося. Оборудование и программное обеспечение, входящее в состав базового рабочего места обучающегося образовательного учреждения зависит от ступени обучения ребенка-инвалида (начальная, основная, старшая школа). Для детей-инвалидов (в зависимости от ограничения здоровья) выделяют следующие виды комплектов:

а) Базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения, ограничения здоровья которого позволяют использовать стандартные инструменты клавиатурного ввода, управления и зрительного восприятия с экрана.

б) Базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения (для обучающихся с мышечной атрофией (миопатией)).

в) Базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения (для слабовидящих обучающихся).

г) Базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения основного общего образования (для обучающихся с тяжелым нарушением функциональных возможностей рук (спастика/гиперкинезы)).

Некоторые наименования специализированного оборудования и программного обеспечения (перечислю со слайда).


Координацию по реализации дистанционного образование детей-инвалидов» в Московской области, научно-методическое сопровождение проекта, распространение инструктивно-методических рекомендаций осуществляет Региональный научно-методический центр дистанционного образования детей-инвалидов (РЦДО).

 

Кто такой тьютор и какова его роль.

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь). Тьюторство – практика, ориентированная на разработку и сопровождение реализации индивидуальной образовательной программы, учитывающей личный потенциал и интересы человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

В инклюзивном образовании тьютор (или педагог, осуществляющий тьюторские функции) – это специалист, который организует условия для успешной учебы и социальной адаптации ребенка с ОВЗ в активном сотрудничестве с учителями и родителями (законными представителями).

 

Работа с педагогами и родителями в рамках реализации дистанционного образования для детей-инвалидов в московской области.

Взаимодействие с территориями ведется в различных формах:

1.Курсы повышения квалификации педагогических работников (в форме проблемного семинара) для педагогических работников, реализующих дистанционное образование детей-инвалидов, в том числе учителей-предметников, педагогов-психологов, отв. за реализацию направления, технических специалистов.

Тематика курсов включает следующие основные блоки:

•психологические аспекты работы с детьми с ОВЗ

•методика использования информационных технологий при дистанционном обучении;

•практическое использование аппаратного и программного инструментария на базе платформы Macintosh (Mac OS).

2.Проведение проблемно-тематических семинаров по сопровождению дистанционного образования детей-инвалидов:

информирование о реализации дистанционного образования детей-инвалидов, анализ готовности участников к осуществлению дистанционного образования детей-инвалидов (документальная нормативная база, учебно-методическая составляющая (организация рабочих мест учителей и учеников).

просмотр и методический анализ фрагментов уроков с детьми-инвалидами с применением дистанционных образовательных технологий.

Как организована работа с родителями (законными-представителями)?

-Обучающие курсы по вопросам использования специализированного компьютерного оборудования, психолого-педагогическому сопровождению семей, имеющих детей-инвалидов.

-Издан и передан в муниципальные образования Московской области буклет «Родительский лекторий», содержащий информацию о нормативно-правовой базе дистанционного образования, составу программно-технического комплекта, рекомендации родителям по сопровождению ребенка, полезные образовательные и психолого-педагогические Интернет-ресурсы, контактную информацию.

-Изданы и переданы в муниципальные образования Московской области методические рекомендации: «Психологические основы обучения детей с церебральным параличом», Организационно-методические основы дистанционного обучения детей с нарушениями зрения.

 

Работа Регионального научно-методического центра дистанционного образования АСОУ по социализации детей.

 

Региональный проектно-методический семинар «Интернет-инструменты как средство социализации детей с ОВЗ»

Региональная ассамблея «Построение индивидуальной образовательной траектории как фактор расширения образовательных возможностей детей-инвалидов» на базе г.о. Орехово-Зуево

Зональный круглый стол «Организация дистанционного образования детей-инвалидов» в рамках конференции «Цифровые образовательные ресурсы» на базе Мытищинского муниципального района

Зональные семинары «Развитие Дистанционного образования детей – инвалидов: опыт реализации и перспективы развития»

 

Организована постоянная консультационная поддержка по вопросам:

-информационно-образовательная среда для детей с ОВЗ: структура, содержание, технологии, управление;

-технологии разработки и использования учебно-методических материалов для организации образовательной деятельности детей с ОВЗ;

-технические аспекты использования специализированного оборудования.

 

Применение дополнительного оборудования для организации внеурочной деятельности детей-инвалидов и инклюзивных мероприятий.

Цифровой микроскоп, входящий в комплект оборудования, поставляемого для детей-инвалидов, используется для проведения исследовательской работы, выполнении творческих проектов, в качестве лупы.

Примеры из практики работы (Л.В. Кузьмина)

-домашний эксперимент,

-проектная деятельность.

Владение информационно-коммуникационными технологиями позволило детям с ОВЗ стать корреспондентами и компьютерными художниками классных стенгазет, делать буклеты, принимать участие в общешкольных конкурсах компьютерных презентаций и проектов.

В начальной школе ребята осваивают технологию интерактивности, которая позволяет познакомиться с основами проектной деятельности в среде «ПервоЛого», развивать познавательный интерес, эмоциональную сферу, речь и самостоятельность учащихся.

 

Дистанционные образовательные технологии для социализации детей с ОВЗ.

Основные средства виртуальной социализации и успешной коммуникации при реализации дистанционного образования детей-инвалидов: возможности для общения, виртуальные экскурсии и музейная педагогика, реализация творческих возможностей, элементы профессиональной ориентации.

Возможности для общения – форумы и блоги

В форуме учащихся ребенок может самостоятельно создать тему, задать вопрос, пригласить к обсуждению.

В блогах есть возможность комментировать сообщения, таким образом, автор блога создает тему для общения, вовлекая других участников.

Музейная педагогика и виртуальные экскурсии
Многие объекты культуры недоступны для посещения людьми с ОВЗ. Заполнить этот пробел поможет виртуальная экскурсия. Поэтому на ресурсе www.vacad.ru создан раздел, посвященный музейной педагогике, для проведения виртуальных экскурсий.
Реализация творческих возможностей

Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей. Использование дистанционных технологий помогает сглаживать это неравенство.

а) создание блога о своем творчестве.

б) раздел «Конкурсы», в котором публикуется и регулярно обновляется информация о проведении сетевых конкурсах. Представлены конкурсы различной направленности: литературные, творческие, экологические и т.д. Таким образом, ребенок может найти наиболее интересную для него тему, в которой он способен проявить себя, задача учителя помочь ему в этом, направить, оказывать поддержку. Это возможность для удовлетворения социальных потребностей детей-инвалидов в познании, общении, творчестве, которая может быть реализована средствами дистанционных технологий.

Использование дистанционных технологий в процессе обучения детей-инвалидов позволяет развивать творческие возможности, а, следовательно, способствовать пробуждению социальной активности и деятельности ребенка-инвалида.

Элементы профессиональной ориентации

На нашем сайте размещается информация о учебных заведениях, где могут продолжить обучение выпускники-дети с ОВЗ после 9 или 11 классов.

Эффективность реализации образования с использованием дистанционных образовательных технологий.

Проводимый мониторинг динамики развития детей-инвалидов, получающих образование с использованием дистанционных образовательных технологий, показывает их успешность в освоении образовательной программы.

Ключевые информационные блоки карт мониторинга:

·Общая информация о детях-инвалидах, обучающихся на дому с применением дистанционных образовательных технологий (распределение по классам, состав семьи, условия проживания, наличие рабочего места)

·Показатели успеваемости по предметам учебного плана с использованием дистанционных образовательных технологий.

·Уровень владения компьютерными навыками.

·Информация о типах заболевания детей-инвалидов.

В рамках мониторинга производится анализ показателей успеваемости детей-инвалидов, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий, на каждой ступени обучения (начальная, основная, старшая школа).

 

Где найти информацию?

Обобщенный опыт по организации и реализации дистанционного образования в Московской области отражен в следующих основных печатных и Интернет-источниках:

1.Министерство образования Московской области, отдел общего образования

2.Видеозапись Web-конференции от 24 апреля 2012 года «Дистанционное образование детей-инвалидов в Московской области»

3.Серия статей в научно-методических журналах, в том числе «Информатика и образование» № 2, 2012.

4.Статьи в муниципальных печатных изданиях, телевизионные видеоролики в муниципальных образованиях Московской области на сайте www.vacad.ru.

Подготовка кадров для инклюзивного образования является одним из условий реализации самой инклюзии. На настоящий момент решение этого вопроса оказывается наименее обеспеченным как организационно, так и методически.

В рамках психолого-педагогического направления ФГОС ВПО третьего поколения разработана ПООП «Психология и педагогика инклюзивного образования», ориентированная на подготовку бакалавров и магистров, открыта магистерская программа «Организация инклюзивного образования» в МГППУ, разработаны программы повышения квалификации педагогов

Организация проектной работы, являющейся фактором социальной адаптации детей с ОВЗ, была продемонстрирована на Региональной Ассамблее «Построение индивидуальной образовательной траектории как фактор расширения образовательных возможностей детей-инвалидов».

 

Проблемы.

·Подготовка квалифицированных педагогических кадров для осуществления инклюзивного образования:

а) специальная подготовка студентов педагогических вузов и переподготовка учителей, в т. ч.

- формирование у педагогов массовой школы инклюзивной компетентности (мониторинг ее развития) как составляющей их профессии с учетом имеющегося у учителя опыта, специфики учреждения, имеющихся в нем ресурсов.

- формирование мотивационного компонента – совокупность мотивов, адекватных целям и задачам инклюзивного образования.

- формирование профессионального сообщества специалистов, задействованных в организации и реализации инклюзивного образования.

- обеспечение методического сопровождения специалистов, задействованных в организации и реализации инклюзивного образования (создание, реализация и сопровождение интерактивных форм).

·Разработка и адаптация имеющихся информационно-методических ресурсов в сфере инклюзивного образования:

а) программы с индивидуальной траекторий обучения и методика их разработки (адаптированные образовательные программы)

б) цифровых образовательных ресурсов для использования в учебном процессе с детьми с ОВЗ (учет особых потребностей детей-инвалидов).

в) учебные, справочные, методические и др. пособия по формированию инклюзивной информационно-образовательной среды.

О.А. Савельева

Л.В. Кузьмина


[1]Индивидуальный учебный план составляется в соответствии с письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении на дому».

[2] В пояснительной записке отражается, какие дистанционные образовательные технологии применяются

[3]Формы обучения (очная, дистанционная, использование дистанционных образовательных технологий) определяются индивидуальными рабочими программами, запросами семьи и медицинскими показаниями. Дистанционная составляющая занятий определяется в соответствии с гигиеническими требованиями СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организации работ».

 



 

Печать