Архив новостей

ДАЙДЖЕСТ 08.11.2021- 14.11.2021

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ДАЙДЖЕСТ 08.11.2021- 14.11.2021)

14.11.2021

В перечне вступительных экзаменов в вузы может появиться география

С таким предложением выступил Президент Русского географического общества (РГО), министр обороны России Сергей Шойгу. Президент РГО Сергей Шойгу во время Географического диктанта обратился к ректорам российских вузов с предложением внести географию в список вступительных экзаменов. В свою очередь, выпускников школ глава РГО призвал не бояться сдавать этот экзамен. При этом Сергей Шойгу привел в пример МГУ имени М.В. Ломоносова, где теперь нужно сдавать географию при поступлении на 11 факультетов. Сергей Шойгу поучаствовал в Географическом диктанте на центральной площадке акции в штаб- квартире РГО в Москве. Международная просветительская акция «Географический диктант» проходит 14 ноября как онлайн, так и на очных площадках. С 2015 года в проекте приняли участие почти 1,8 млн человек. В 2017 году диктант впервые стал международным: его написали в 25 странах мира. В 2020 году число стран-участниц, включая Россию, достигло 110. https://ug.ru/v-perechne-vstupitelnyh-ekzamenov-v-vuzy-mozhet-poyavitsya-geografiya/

 

Владимир Путин оценил значение достижений школьников для будущего страны

Во Всероссийском детском центре «Артек» завершился финал всероссийского конкурса «Большая перемена», который в Крыму проходит уже во второй раз. «Вы достойно прошли путь к вершине», – сказал президент Владимир Путин, поздравляя победителей и финалистов «Большой перемены». Глава государства в своем обращении к школьникам отметил, что у них сейчас есть все возможности для того, чтобы добиться успехов в профессии, которую они выберут, в полной мере раскрыть и реализовать свои способности. Это очень важно, подчеркнул Владимир Путин, ведь достижения сегодняшних школьников определяют будущее нашей страны. Президент также отметил, что успехов, важных для развития страны, победители и финалисты конкурса обязательно добьются, а опыт, который дает участие в «Большой перемене», «послужит для них твердой опорой», передает слова главы государства сайт Кремля. «Благодаря этому опыту теперь вы точно знаете, что нужно для того, чтобы осуществить свои мечты, свои самые смелые идеи: это вера в себя, желание всегда двигаться вперед, получать новые знания, задавать для себя самую высокую планку. И конечно, это крепкая, надёжная команда единомышленников», – сказал Владимир Путин. Как ранее сообщало сетевое издание «Учительская газета», по итогам финальных испытаний победителями «Большой перемены» стали 300 учеников 11-х классов и 300 обучающихся в 9-х и 10-х классах. Победители получат денежные гранты на образование и саморазвитие. Накануне стало известно, что кабинеты сообщества «Большая перемена» появятся во всех новых российских школах, а также в школах, которые будут реконструированы по комплексной программе капитального ремонта. Она была запущена в стране по поручению Владимира Путина. https://ug.ru/vladimir-putin-oczenil-znachenie-dostizhenij-shkolnikov-dlya-budushhego-strany/

 

Лучшие инженерные проекты студентов получат поддержку индустриальных компаний

До 22 ноября студенты, магистранты и аспиранты выпускных курсов могут подать заявку на участие в отборочном этапе VII Всероссийского инженерного конкурса (ВИК). Для участия необходимо заполнить индивидуальную заявку с расширенным описанием планируемой темы выпускной квалификационной работы. Лучшие проекты получат поддержку индустриальных партнеров конкурса, а победители и призеры будут награждены дипломами и подарками, получат преимущество при поступлении на следующий уровень образования, говорится на сайте конкурса. Жюри рассмотрит присланные работы и отберет 400 полуфиналистов, которые позже смогут обсудить с экспертами содержание своих проектов, а также получить рекомендации и индивидуальные консультации. Для участников второго этапа конкурса будут организованы тренинги и мастер-классы по развитию навыков презентации, лекции и семинары на тему современных трендов развития инженерии, сообщили в Минобрнауки РФ, которое организует конкурс. Ежегодное интеллектуальное соревнование ВИК проводится среди студентов и аспирантов с 2014 года в целях развития кадрового потенциала экономики страны, повышения общего уровня профессиональной подготовки инженеров и популяризации профильного образования. Финал состоится в мае 2022 года в Москве. https://ug.ru/luchshie-inzhenernye-proekty-studentov-poluchat-podderzhku-industrialnyh-kompanij/

 

13.11.2021

инструменты в системе СПО станут темой всероссийского форума

17 ноября в технополисе Москва» пройдет VI Всероссийский форум федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования. Участниками форума станут ведущие эксперты в области цифровизации образования, представители бизнес-сообщества и специалисты, вовлечённые в деятельность системы СПО. Они обсудят компетенции во ФГОС, инструменты методической работы и организации образовательной деятельности в колледжах, новые подходы к проектированию содержания образовательных программ, сообщили в пресс-службе Минпросвещения РФ, при поддержке которого проводится форум. 17 ноября состоится награждение представителей федеральных учебно-методических объединений СПО по итогам работы в 2021 году. Зарегистрироваться на мероприятие и ознакомиться с программой можно на сайте. Форум федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования проводится ежегодно с 2016 года и подводит итоги работы в текущем году и определения основных направлений деятельности на следующий год. VI Всероссийский форум федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования пройдет на базе Московского государственного образовательного комплекса. https://ug.ru/czifrovye-instrumenty-v-sisteme-spo-stanut-temoj-vserossijskogo-foruma/

 

В «Артеке» выбрали победителей конкурса «Большая перемена»

Сегодня в МДЦ «Артек» в Крыму завершается Всероссийский конкурс «Большая перемена». Накануне были определены его победители, которых выбрали из более тысячи участников. В этом сезоне «Большой перемены» приняли участие 2,5 млн школьников, чуть более тысячи прошли в финал конкурса, который в эти дни проходит в Международном детском центре «Артек». Из претендентов на победу выбрали 600 лучших ребят, которые ярче других проявили себя при решении кейсовых заданий и защите проектов, посвященных искусству и творчеству, образовательным технологиям, среде обитания, обществу. 300 победителей учатся в 11-х классах, другие являются учениками 9–10 классов. Первые в качестве награды за победу получат по 1 млн рублей, которые необходимо использовать для продолжения образования. Вторые – по 200 тыс. рублей на образование, а также саморазвитие, сообщили в пресс-центре «Артека». Кроме того, «Большая перемена» объявит топ-30 школ, которые получат по 2 млн рублей на развитие образовательной среды. Педагоги, подготовившие победителей «Большой перемены», получат премии в размере 150 тыс. рублей. На конкурсе также вручают «Приз зрительских симпатий». в пяти номинациях: координатор года «Большой перемены», медиа-лидер «Большой перемены», отзывчивое сердце «Большой перемены», генератор идей в «Большой перемене», амбассадор сообщества «Большая перемена». Сегодня на конкурсе проходит «Добрая суббота», которая посвящена финалистам «Большой перемены». Любой желающий может поддержать ребят, записав видеообращения, передав им приветы, поздравления и пожелания в группе конкурса во «ВКонтакте». Церемония открытия финального этапа Всероссийского конкурса «Большая перемена» – проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» – для учеников 9–11 классов прошла 9 ноября. Как ранее сообщало сетевое издание «Учительская газета», финалистам устроили квизы по языкам, которые не изучают в школах. https://ug.ru/v-arteke-vybrali-pobeditelej-konkursa-bolshaya-peremena/

 

Спортивные и театральные кружки создадут во всех российских школах

Процедуру создания кружков, которые школьники, могли бы посещать после уроков, Минпросвещения РФ обсудит с представителями Министерства культуры в ноябре. Спортивные и театральные кружки будут созданы во всех школах страны. О планах рассказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов в ходе заседания стратегической сессии по развитию образования на Дальнем Востоке «Как мы учим наших детей?». Перед министерством стоит задача по созданию в каждой школе своего театрального и своего спортивного кружков до 2024 года, приводит слова главы ведомства ТАСС. Сообщается, что детально вопрос будет проработан во время большого всероссийского совещания. Его проведение запланировано на ноябрь. В обсуждении примут участие представители Министерства культуры РФ. Как ранее сообщало сетевое издание «Учительская газета», в настоящее время записать детей в уже работающие кружки и секции можно на портале «Госуслуги». Эта услуга доступна в 13 российских регионах. Специалисты советуют родителям при выборе допобразования для своего ребенка учитывать, соответствует ли нагрузка его возрасту. https://ug.ru/sportivnye-i-teatralnye-kruzhki-sozdadut-vo-vseh-rossijskih-shkolah/

 

12.11.2021

Минпросвещения: опыт проекта «Навигаторы детства» важно распространить на всю страну

Необходимо выстраивать систему воспитательной работы, охватывающую все уровни – от федерального до школьного. Об этом заявил глава Минпросвещения Сергей Кравцов. Сергей Кравцов и первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко встретились с советниками директоров школ по воспитательной работе в «Артеке», где проходит финал Всероссийского конкурса «Большая перемена». В ходе встречи поднялась тема реализации проекта «Навигаторы детства». Советники директоров озвучили предложения для коллег из регионов, а также поделились своими первыми достижениями. В свою очередь глава Минпросвещения заявил, что проект «Навигаторы детства» успешно реализуется в регионах, и важно распространить его опыт на всю страну. «До недавнего времени мы сталкивались с проблемой разобщенности: Минпросвещения транслировало федеральную политику, эти идеи подхватывали регионы, но муниципалитеты и школы зачастую продолжали работать по-старому», – сказал Кравцов. Он добавил, что сегодня ведомство уже взаимодействует с руководителями муниципальных органов управления образованием, выстраивание такой вертикали позволит вывести систему воспитательной работы на новый уровень, подчеркнул министр. По его словам, предложения советников директоров школ по воспитательной работе будут использованы Минпросвещения и Российским движением школьников в дальнейшей реализации проекта. https://ug.ru/minprosveshheniya-opyt-proekta-navigatory-detstva-vazhno-rasprostranit-na-vsyu-stranu/

 

Минпросвещения России и TikTok подвели итоги всероссийского конкурса #УчителяТикТок

Министерство просвещения РФ совместно с ведущей платформой для просмотра и создания коротких видеороликов TikTok подвело итоги первого всероссийского конкурса #УчителяТикТок. Конкурс был приурочен ко Дню учителя и проходил на платформе с 5 октября по 5 ноября. В течение месяца педагоги создавали и публиковали креативные и познавательные ролики по теме своего предмета. «Сделать учителей страны известными и узнаваемыми, усилить их влияние на школьников и популяризировать успешные практики ведения социальных сетей – такие цели мы ставили перед нашим первым совместным с TikTok Всероссийским конкурсом #УчителяТикТок. Нам было важно показать учителям, что, помимо занятий в школе, у них есть возможность делиться своими знаниями и полезными навыками с многомиллионным сообществом пользователей соцсетей по всему миру, создавая уникальный образовательный видеоконтент. Результаты нас, безусловно, поразили: тысячи учителей начали создавать образовательный контент и их видео посмотрели свыше 220 млн раз!» – отметил директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минпросвещения России Сергей Шатунов. В рамках конкурса педагоги соревновались в трёх номинациях. По итогам были выбраны три победителя, каждый из которых получит главный приз конкурса – новый смартфон iPhone 13. Победителем в номинации «Самый креативный учитель» стала преподаватель русского языка и литературы Ольга Морозова @olga__super из Центра реабилитации и образования № 7 г. Москвы. Она доступно и нескучно объясняет даже самые сложные правила русского языка, например правописание иноязычных приставок. Победу в номинации «Лучший познавательный видеоролик» одержал учитель начальных классов школы № 460 г. Москвы Алексей Шабатько @alex_luft. В своём ролике он показал лайфхак, как можно легко запомнить ударение в слове «свёкла». Менее чем за месяц ролик собрал 3,6 млн просмотров и более 400 тыс. лайков. Звание «Учитель – открытие» присуждено учителю истории школы № 854 г. Москвы Александру Оджо @history_teacher. В своих роликах он рассказывает занимательные исторические факты и делится лайфхаками для учащихся и абитуриентов. Учитель переодевается в людей той эпохи, о которой рассказывает. Всероссийский конкурс #УчителяТикТок дал возможность преподавателям познакомиться с платформой ближе и заявить о себе многомиллионной аудитории. За время проведения конкурса участники опубликовали 3770 роликов, а суммарное количество просмотров всех видеороликов, опубликованных под хештегом #УчителяТикТок, превысило 222 млн. https://edu.gov.ru/press/4363/minprosvescheniya-rossii-i-tiktok-podveli-itogi-vserossiyskogo-konkursa-uchitelyatiktok/

 

Более 100 тысяч человек приняли участие в фестивале «Земле жить!»

Во Всероссийском экологическом фестивале детей и молодёжи «Земле жить!» приняли участие свыше 100 тысяч человек из Российской Федерации и Республики Беларусь, в том числе победители, призёры и участники всероссийских конкурсных мероприятий и проектов, школьники, педагоги, официальные лица, представители природоохранных организаций, студенческого, экспертного и бизнес-сообщества. В рамках фестиваля впервые проведён медальный зачёт регионов России по общему количеству первых мест, занятых школьниками, командами, организациями, принимавшими участие во всероссийских конкурсах, проектах и акциях. Названа тройка регионов-лидеров по количеству золотых медалей, которые завоевали юные экологи, одержавшие победу в конкурсных мероприятиях Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей в 2021 году. Первое место заняла Белгородская область (15 золотых медалей), второе – Краснодарский край (11 золотых медалей), третье – Московская область (9 золотых медалей). Фестиваль объединяет школьников России, студенческое и экспертное сообщество, представителей природоохранных учреждений и органов исполнительной власти для выявления, поддержки и продвижения экологических и агроэкологических инициатив обучающихся, направленных на достижение устойчивого развития страны. Запись эфира мероприятия доступна по ссылке. Организатор Всероссийского экологического фестиваля детей и молодёжи «Земле жить!» – Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей при поддержке Минпросвещения России. https://edu.gov.ru/press/4381/bolee-100-tysyach-chelovek-prinyali-uchastie-v-festivale-zemle-zhit/

 

11.11.2021

Всероссийский съезд дефектологов объединил специалистов из 60 регионов России

Цель IV Всероссийского съезда дефектологов, который проходит 11 и 12 ноября, провести анализ тенденций и оценку перспектив развития науки и практики отечественной дефектологии. Об этом сообщила пресс-служба Минпросвещения. В съезде принимают участие представители региональных властей, ученые и практики в сфере дефектологии. Они обсудят роль дефектологической науки в развитии национальной системы образования учащихся с инвалидностью и ОВЗ. Также будут подняты вопросы межведомственного взаимодействия, связанные с работой дефектологов и повышением качества их подготовки, перспективы развития государственно-частного партнерства в этой сфере, возможности сотрудничества с некоммерческими общественными организациями в области специального и инклюзивного образования, психолого-педагогической реабилитации. В первый день съезда прошли стратегическая сессия, которая была посвящена роли профессионального дефектологического сообщества в развитии системы образования, обсуждения в рамках брифинг-площадок, экспертных сессий, публичные лекции и мастер-классы. Завтра, во второй день съезда, пройдет круглый стол, посвященный сохранению и развитию научно-педагогических школ в сфере коррекционной педагогики и коррекционной психологии, пленарное заседание с участием представителя Минпросвещения России. Также запланировано награждение лучших практиков и ученых в сфере дефектологии. Они будут отмечены памятными знаками «За верность профессии» и за «Личный вклад в развитие дефектологии». https://ug.ru/vserossijskij-sezd-defektologov-obedinil-speczialistov-iz-60-regionov-rossii/

 

Сергей Кравцов: изучение русского языка и литературы – вопрос государственного значения

Сегодня направленность школьного курса русского языка на изучение самого языка, литературы, истории и культуры родной страны и мира определяет стратегические ориентиры обновления преподавания словесности в школе. Об этом заявил глава Минпросвещения на открытии Международного съезда учителей и преподавателей словесности. Кравцов добавил, что словесники – яркие, талантливые, любящие свое дело люди, которые часто становятся новаторами. По словам министра, именно словесникам принадлежат одни из первых опытов создания учебных программ и методических руководств, именно они делали первые шаги в становлении внеклассной и внешкольной работы. В пресс-службе Минпросвещения отметили, что ведомство курирует работу по продвижению русского языка за рубежом, а также уделяет особое внимание вопросам изучения русского языка и литературы как в школах, так и в вузах. Для этого совершенствуются программы, разрабатываются новые методики преподавания, организуются курсы повышения квалификации для словесников. Отмечается, что Международный съезд учителей и преподавателей словесности продлится до 13 ноября. Накануне стало известно, что министерство просвещения подготовило проект постановления правительства РФ, согласно которому определяется полный и отвечающий современному состоянию русского языка свод правил русской орфографии и пунктуации. Отмечается, что действующие до сих пор «Правила русской орфографии и пунктуации» были официально утверждены в 1956 году. На их основе были созданы многочисленные пособия и методические разработки. За это время в формулировках правил обнаружился ряд существенных пропусков и неточностей. По словам авторов проекта, также произошли изменения, «расшатывающие правила правописания». Кроме этого появились новые слова, типы слов, конструкции, написание которых существующими правилами «не регламентировано и поэтому испытывает колебания». https://ug.ru/sergej-kravczov-izuchenie-russkogo-yazyka-i-literatury-vopros-gosudarstvennogo-znacheniya/

 

Минпросвещения разработало проект о правилах обучения детей и подростков с ОВЗ

Минпросвещения России разработало проект изменений в приказ о порядке ведения образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам. Документ опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. В частности, изменения коснулись максимального числа учеников в классах и группах продленного дня, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. Предельная наполняемость зависит от нозологической группы нарушений. Для школьников с ограничениями по слуху и речи количество человек в классе может колебаться от шести до 12, для учеников с нарушениями зрения — от восьми до 12, для детей и подростков с задержкой психического развития, умственной отсталостью или аутистическими расстройствами — от восьми до 12. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата это количество составляет десять человек. Меньше всего учащихся должность быть в классах и группах, где находятся ученики со сложными дефектами (с тяжелыми множественными нарушениями развития), — там предельная наполняемость составляет пять человек. Кроме того, авторы изменений предложили ‎обучать выпускников 9 (10) классов с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) и совершеннолетних, которые не имеют основного общего и среднего общего образования, по программам профессиональной подготовки в специальных классах или группах. В сводном отчете к документу подчеркивается, что в первую очередь проект направлен против дискриминации учеников с ОВЗ. Чиновники уточняют, что сейчас в системе оказания услуг присмотра и ухода за учениками с ОВЗ и с инвалидностью есть «потенциально дискриминирующая норма» о том, что в учебных заведениях могут находиться только учащиеся с элементарными навыками самообслуживания. Планируется, что приказ вступит в силу с сентября следующего года и будет действовать до сентября 2027 года. https://pedsovet.org/article/minprosvesenia-razrabotalo-proekt-o-pravilah-obucenia-detej-i-podrostkov-s-ovz

 

Во Всероссийском детском центре «Океан» прошёл педагогический «EdМарафон-2021»

Внутрикорпоративный педагогический марафон профессиональных открытий «EdМарафон-2021» стал площадкой обмена опытом для сотрудников, задействованных в образовательном процессе Всероссийского детского центра «Океан». Мероприятие прошло при поддержке Минпросвещения России. Марафон включал четыре блока работы, в каждом из которых спикеры в разных форматах представляли методические разработки и делились идеями по развитию различных направлений сферы образования. Результаты марафона подвели на площадке «EdМарафон Link», где были зафиксированы ключевые тезисы прозвучавших выступлений. Всероссийский детский центр «Океан», находящийся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, расположен в 20 километрах от Владивостока, на берегу Японского моря (бухта Емар). Здесь реализуется порядка 50 тематических программ для детей от 6 до 17 лет. Центр работает в круглогодичном режиме. https://edu.gov.ru/press/4353/vo-vserossiyskom-detskom-centre-okean-proshel-pedagogicheskiy-edmarafon-2021/

 

В Москве подвели итоги II Всероссийской просветительской онлайн-экспедиции «Моя страна – моя Россия»

Минпросвещения России поддерживает проекты, связанные с созданием интересной образовательной и воспитательной среды в школах и организациях дополнительного образования. Об этом в ходе пресс-конференции, посвящённой завершению II Всероссийской просветительской онлайн-экспедиции «Моя страна – моя Россия», сообщила директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Наталия Наумова. «Проект рождает большое количество проектных исследовательских инициатив учащихся. Потому что приобретение знаний, эмоциональное переживание этих знаний превращается в ценностные ориентиры ребёнка, когда он желает знать о своей Родине, о своей стране больше, чем он знал до вовлечения в этот проект», – подчеркнула Наталия Наумова. Директор департамента обратила особое внимание на то, что этот проект стал методической копилкой для педагогов, он объединил передовые идеи представителей самых разных предметных областей: географии, истории, мировой художественной культуры, обществознания, музыки, а также преподавателей сферы дополнительного образования. https://edu.gov.ru/press/4352/v-moskve-podveli-itogi-ii-vserossiyskoy-prosvetitelskoy-onlayn-ekspedicii-moya-strana-moya-rossiya/

 

10.11.2021

«Школу молодого энергетика» пройдут российские школьники в «Смене»

80 талантливых школьников из разных регионов России примут участие в работе «Школы молодого энергетика». Ее проведут во Всероссийском детском центре «Смена» с 10 по 23 ноября. В «Смене» соберутся победители и призеры Олимпиады школьников «Надежда энергетики», лауреаты Всероссийского конкурса творческих, проектных и исследовательских работ учащихся #ВместеЯрче, Школьной лиги Международного инженерного чемпионата «CASE-IN» от 13 до 17 лет. Ожидается, что всероссийская инженерная смена «Школа молодого энергетика» поможет ребятам своевременно сориентироваться в профессиональной области, она популяризирует образование в энергетической и инженерной сферах. Дети познакомятся с новейшими энергоэффективными проектами и технологиями. Занятия здесь проведут ведущие представители отраслевых компаний и вузов — ПАО «Россети», ПАО «РуГидро», НИУ «МЭИ» и др. По словам директора Всероссийского детского центра Игоря Журавлева, в энергетике в России произойдут кардинальные изменения. Сменовцам предстоит исследовать те вызовы, которые ставит перед ними современность. В этом им помогут профессионалы. В программе школы – знакомство с цифровой трансформацией энергетики, работа над увеличением экологичности транспорта и энергосбережением. В течение двух недель школьники будут получать практические навыки от специалистов. Эти навыки помогут им в старте по любой специальности, а также в выборе профессии. «Школа молодого энергетика» поможет научиться работать в команде и анализировать большие объемы данных. Ребята детально изучат тему энергоэффективности, создадут более десяти устройств, организуют эксперименты и решат различные задачи. Каждому участнику смена предоставляет возможность проявить свои способности и сформировать собственное портфолио по итогам занятий. Партнеры проекта – Министерство энергетики Российской Федерации, Национальный исследовательский университет «МЭИ», Благотворительный фонд «Надежная смена». ФГБОУ ВДЦ «Смена» –детский центр в с. Сукко Анапского района Краснодарского края. Работа идет круглый год в 4 детских лагерях, где проводят более 80 образовательных программ. За год в Центре проходит 17 смен, в них участвуют более 14 000 ребят. Профориентация, развитие softskills, «умный отдых» детей и формирование успешной жизненной навигации являются основными направлениями работы «Смены». https://ug.ru/shkolu-molodogo-energetika-projdut-rossijskie-shkolniki-v-smene/

 

Родители и школьники примут участие в обсуждении планов реконструкции школ

Министр просвещения России Сергей Кравцов на оперативном совещании Президента Российской Федерации с членами Правительства РФ рассказал о ходе реализации масштабной всероссийской программы капитального ремонта школ, которая ведётся в тесном контакте с Минстроем, Минфином, Госсоветом, Общероссийским народным фронтом. Сергей Кравцов информировал главу государства, что составлен федеральный перечень школ, которым необходим капитальный ремонт. В программу попадут только те объекты, которые имеют заключение госэкспертизы о соответствии стоимости ремонта. «В целом по стране капитального ремонта требуют около 7300 школьных зданий, то есть больше десяти процентов от их общего числа. Понимаем, насколько серьёзный и, по сути, беспрецедентный объём работы здесь предстоит. И после Вашего прямого поручения значительно ускорили темпы выполнения программы. Уже в 2022–2023 годах она охватит не менее трёх тысяч школьных зданий. А за ближайшие пять лет мы гарантированно решим поставленные задачи», – сообщил Министр на совещании. Он также отметил, что ряд регионов уже выразили готовность реализовывать программу опережающими темпами. Кроме ремонтных работ, в программе предусмотрено оснащение отремонтированных помещений мебелью, учебным оборудованием. Всего на пять лет реализации программы выделено около 335 миллиардов рублей. «Наша цель – создать качественную современную инфраструктуру для обучения нескольких поколений наших детей и комфортные условия для работы школьных учителей. В регионах к обсуждению планов реконструкции школ уже привлекаются родители и школьники. Работа будет организована и на федеральном уровне: в декабре мы проведём первый Всероссийский родительский форум по обсуждению этих вопросов», – информировал Сергей Кравцов. Также на совещании глава Минпросвещения Роосии сообщил о режиме работы школ после каникул, организованных в образовательных учреждениях в связи с объявленными Президентом России нерабочими днями. «С начала этой недели больше 90 процентов школ работают в традиционном режиме, в шести процентах школ применяются дистанционные технологии. Школы активно используют отечественное программное обеспечение – платформу «Сферум» – и планируют со следующей недели войти в очный режим. Ещё в четырех процентах образовательных организаций в тех регионах, где принято решение о продлении нерабочих дней, продлены каникулы, но со следующей недели школы планируют выйти в очный режим», – сказал Министр. Он отметил, что на сегодняшний день только 18 школ в России ведут обучение в дистанционном режиме. «У нас нет планов по переводу всех школ на дистанционное обучение, система образования работает стабильно в очном формате. Мы контролируем соблюдение в школах мер, предписанных Роспотребнадзором», – добавил Сергей Кравцов. Для родителей и учителей круглосуточно работают федеральная и региональные горячие линии по вопросам обеспечения образовательного процесса. Телефон федеральной горячей линии: 8 (800) 200-91-85. https://edu.gov.ru/press/4349/roditeli-i-shkolniki-primut-uchastie-v-obsuzhdenii-planov-rekonstrukcii-shkol/

 

09.11.2021

В Минобрнауки планируют составить рейтинг вузов по числу трудоустроенных выпускников

Министерство науки и высшего образования России работает над методикой формирования рейтинга вузов с учетом доли трудоустроенных выпускников. Как пишет ТАСС, министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков предложил в следующую приемную кампанию опубликовать рейтинг образовательных программ, основанный на эффективности трудоустройства выпускников. Предполагается, что доступ к списку даст возможность родителям и абитуриентам выбирать направление, учитывая дальнейшие перспективы на рынке труда. В министерстве также предложили учитывать при распределении контрольных цифр приема на бюджетные места востребованность профессии на рынке труда. Новая методика составления рейтинга призвана повысить качество работы вузов. Как пояснили в министерстве, число бюджетных мест планируется с учетом потребности в специалистах в различных отраслях экономики и социальной сферы. Принимают также во внимание предложения от регионов. Учитывают и потенциал вузов. Для каждой укрупненной группы специальностей и направлений закрепляют ответственных – федеральные органы исполнительной власти и госкорпорации. Они разрабатывают предложения по количеству бюджетных мест по конкретным специальностям и направлениям подготовки. https://ug.ru/v-minobrnauki-planiruyut-sostavit-rejting-vuzov-po-chislu-trudoustroennyh-vypusknikov/

 

В ноябре стартовали Всероссийские конкурсы Минпросвещения России по безопасности дорожного движения

Стартовали Всероссийские конкурсы «Безопасная дорога детям», «Безопасное колесо. Онлайн», «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах» и Всероссийский педагогический фестиваль межпредметных проектов по безопасности дорожного движения. Мероприятия организованы Минпросвещения России. Каждый из конкурсов имеет свою особенность. Так, в рамках конкурса «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах» будут выявлены классные наставники по безопасности дорожного движения, лучшие руководители отрядов юных инспекторов движения и лучшие методисты по БДД. В педагогическом фестивале будут оценены межпредметные проекты по БДД, которые разработаны на основе интеграции предметных областей, профилей общего образования, программ внеурочной деятельности и программ дополнительного образования. Конкурс «Безопасная дорога детям» выявит лучшие практики командного и семейного взаимодействия в области формирования системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и развития семейно-государственного партнёрства. Также пройдёт первый теоретический этап Всероссийского конкурса «Безопасное колесо. Онлайн». На нём команды юных инспекторов, победители региональных этапов «Безопасное колесо» в 2021 году, будут соревноваться в теоретических знаниях правил дорожного движения, основ дорожной безопасности и оказания первой помощи. Команды, занявшие первые десять мест в теоретическом этапе конкурса, примут участие в практическом этапе (без выезда за пределы своего региона), который предполагает демонстрацию фигурного вождения велосипеда. Все мероприятия пройдут в дистанционном формате, участниками станут как юные знатоки правил дорожного движения, так и их социально активные родители и педагоги, чья деятельность направлена на обучение детей безопасному поведению на дорогах. Ключевым событием станет торжественная церемония закрытия Всероссийских конкурсов по безопасности дорожного движения, в рамках которой будут названы победители, лучшие педагогические работники, педагогические коллективы, семейные и школьные команды, команды юных инспекторов движения. Более подробная информация о мероприятиях размещена на сайте. Мероприятия по безопасности дорожного движения реализуются Минпросвещения России и МВД России в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги». https://edu.gov.ru/press/4343/v-noyabre-startovali-vserossiyskie-konkursy-minprosvescheniya-rossii-po-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya/

 

Современные проблемы воспитания обсудили в РАО

Проблемы воспитания и возможные пути их решения обсудили на совместном заседании бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования и Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при этом Отделении. В обсуждении участвовали более 120 экспертов. Как сообщает сайт РАО, к ним с вступительным словом обратился и.о. академика-секретаря Отделения Михаил Левицкий. По его словам, в последнее время в школах вырос интерес к вопросам воспитания. Он считает, что для эффективности воспитательного процесса в его основе должны лежать духовно-нравственные и культурно-исторические ценности, которые разделяет большинство населения страны. Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО Наталия Селиванова в своем выступлении рассказала о факторах, которые влияют на воспитание в общеобразовательных организациях. Она проанализировала причины негативных явлений. К позитивным тенденциям она отнесла рост роли воспитания в общественных и педагогических кругах, усиление внимания педагогов к воспитательному потенциалу учебного процесса; подключение к практике воспитания новых субъектов; усиление внимания к личности воспитателя, а также усиленное внимание в подготовке студентов к воспитательной работе. Речь также шла о цифровом потреблении: от его избытка стала пропадать способность длительно контактировать с окружающими. Так называемый «цифровой аутизм» ведет к утрате у педагогов способности сочувствовать, слышать других. В условиях цифровой среды важно сформировать у ребенка правильное отношение к сети и информации в ней. Наталия Леонидовна предложила также примерную программу воспитания, которую разработал коллектив ученых Института стратегии развития образования РАО. Ее утвердили в Федеральном учебно-методическом объединении летом прошлого года. В настоящее время на ее основе разрабатывают рабочие программы воспитания во всех организациях основного общего образования. Кроме того, эксперт выразила настороженность существующими рекомендациями по внедрению «обновленной» редакции программы, по которой школы недавно стали работать. В измененной версии текста программы предлагается представить результаты воспитания в виде обобщенных «портретов» ученика. По ее словам, такой портретный подход требует жесткого соответствия развития ребенка определенным характеристикам, фактически лишая его права на индивидуальное развитие. Основные тезисы ее выступления раскрыли также другие докладчики. Так, сопредседатель Научного совета, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного, социального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» Татьяна Александровна Ромм проанализировала наиболее актуальные проблемы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности. Об основных результатах внедрения примерной программы воспитания в МБОУ «Лицей № 87 им. Л.И. Новиковой» г. Нижний Новгород, рассказала его директор, член Научного совета, кандидат педагогических наук Светлана Викторовна Кулева. https://ug.ru/sovremennye-problemy-vospitaniya-obsudili-v-rao/

 

08.11.2021

Стратегию развития дошкольного образования обсуждали на форуме «Ориентиры детства 3.0»

2-3 ноября прошел Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства 3.0» онлайн. Мероприятие организовали Международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО) и Ассоциация развития качества дошкольного образования (АРКАДО) при поддержке Министерства просвещения РФ, Общероссийского профсоюза образования, Государственной Думы РФ, Общественной палаты РФ, Союза женщин России. Информационным партнером форума выступало сетевое издание «Учительская газета». Форум провели в онлайн-формате. Это позволило неограниченному числу специалистов дошкольного образования – как в России, так и в других странах – принять в нем участие. Всего форум собрал 35 901 участника. К 19 часам 3 ноября в голосовании о создании Независимого открытого общественного совета по дошкольному образованию приняли участие 6 686 человек. Тема форума – «Стратегия развития дошкольного образования на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации» – отвечает современным вызовам времени. Форум провели в условиях значимых изменений в российском образовании, которые связаны с реализацией национальных проектов, поправками в Конституцию РФ, актуальными направлениями государственной образовательной политики. Участников форума приветствовали: директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Евгений Евгеньевич Семченко; председатель Комиссии Общественной палаты РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни, президент Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Александровна Виннер-Усманова; председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Ивановна Меркулова; свои пожелания успешного проведения мероприятия прислала председатель Союза женщин России Екатерина Филипповна Лахова.

Мероприятие первого дня провела исполнительный директор форума Анна Еланская. Спикеры в своих выступлениях говорили о разных подходах к вопросам воспитания дошкольников. Доктор психологических наук, профессор, почетный доктор Гетеборгского университета, ректор МПАДО Н.Е. Веракса отметил особую важность обсуждаемых проблем. Он посвятил свой доклад значению культурно-исторической теории Выготского для современного дошкольного образования. Именно идеи Выготского послужили источником для развития таких современных технологий, как голос ребенка и пространство детской реализации. Не одно поколение педагогов выросло на идеях гуманной педагогики Шалвы Амонашвили, кандидата педагогических наук, доктора психологических наук, академика, заведующего лабораторией гуманной педагогики Московского городского педагогического университета (МГПУ). Постулаты гуманной педагогики Амонашвили пронизаны любовью к детям: важно научиться принимать ребенка таким, какой он есть, любить его со всеми его достоинствами и недостатками, ведь каждый ребенок – это уникальное, неповторимое явление. В выступлениях учителей важнейшее место занимала тема уважения к ребенку как к личности. Здесь важным признается призыв Шалвы Амонашвили не встраивать ребенка в заформализованные требования и догмы, а слышать голос ребенка, пытаться понять и поддерживать его индивидуальность, понимать причины его «неправильного» поведения и мягко корректировать. В атмосфере любви и безусловного приятия воспитываются дети в детском саду, расположенном в Ясной Поляне. О его работе рассказал Георгий Калабановский, заведующий Яснополянским детским садом. Здесь внимательно изучают и переосмысливают идеи педагогики Льва Толстого, которые актуальны и сегодня. Основой взаимодействия между педагогами и воспитанниками является любовь и взаимное уважение. Маргарита Русецкая, ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, рассказала о важности развития грамотной речи ребенка с раннего возраста, умения формулировать и высказывать свои мысли. Без этих навыков ребенку сложно добиться успеха в жизни. Заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Лариса Тутова обратила внимание участников форума на необходимость приобщать дошкольников к традиционным культурным ценностям. Академик РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, заместитель директора, заведующий лабораторией психологии детства и цифровой социализации Психологического института РАО, лауреат Премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых, доктор психологических наук Александр Веракса представил результаты лонгитюдного исследования. Оно доказывает, что в дошкольном возрасте происходит активное развитие когнитивных, эмоционально-личностных особенностей, формируются отношения ребенка со сверстниками, а от специфики образовательной среды, в которой находится ребенок, зависит его психическое развитие. Алексей Чегодаев, директор по развитию Всероссийской общественной организации «Союз отцов», председатель Совета отцов г. Москвы, автор проекта #крутОтец, рассказал об успешном опыте вовлечения отцов в воспитательный процесс в рамках сотрудничества с детским садом, о проектах социального партнерства, которые помогают формировать единую образовательную среду для всех участников образовательного процесса. Ирина Комарова познакомила участников форума с возможностями краеведения для развития дошкольников и воспитания любви к родному краю. Президент Ассоциации развития качества дошкольного образования (АРКАДО) Эльфия Дорофеева затронула острые проблемы дошкольного образования. Несмотря на то, что дошкольное детство является первой ступенью в системе образования, до сих пор бытует мнение, что роль детского сада заключается в присмотре и уходе за ребенком. Основная причина в том, что законы принимают люди, далекие от дошкольного образования, а воспитатели и педагоги дошкольного образования не имеют практически никакой возможности высказать свое мнение. Эту тему продолжили обсуждать на круглом столе с участием ведущих экспертов дошкольного образования 3 ноября. В музыкальных паузах между тематическими блоками спикеров перед зрителями выступили воспитанники Детского музыкального театра «Домисолька» и Народного детского хореографического ансамбля имени А.Н. Филиппова «Калинка». Участники форума активно общались в чате, обменивались впечатлениями, делились эмоциями, подчеркивая сбалансированность программы и содержательность выступлений, возможность расширить свои знания, получить большой позитивный заряд и желание саморазвития. 3 ноября 2021 года в рамках форума прошел круглый стол «Роль общества и профессиональных сообществ в формировании государственной политики в области дошкольного образования». Модератор круглого стола Инна Каракчиева, ведущий советник Аналитического центра при Правительстве РФ, заместитель директора Департамента проектной деятельности Министерства науки и высшего образования России, предоставила слово ведущим экспертам в области дошкольного образования, представителям ведущих вузов страны, научно-исследовательских центров, общественных организаций. В ходе круглого стола обсуждались вопросы преемственности детского сада и школы, разрывы в дошкольном образовании, пути преодоления проблем образования (Ямбург Е.А., заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, академик РАО, директор московского Центра образования № 109). Спикеры выделили несколько важных проблем, требующих решения: необходимость наращивать у воспитателей культурные компетенции; раннее выявление детей с отклонениями в развитии для сокращения инвалидизации; раннее выявление социопатов; возвращение врачей в дошкольные учреждения; сопряжение планов для формирования преемственности. Во второй части круглого стола участники заслушали сообщение Президента Ассоциации развития качества дошкольного образования (АРКАДО) Дорофеевой Э.М. о создании Независимого общественного совета по дошкольному образованию. Он даст возможность широкого общественного обсуждения и выработки профессиональных рекомендаций по ключевым вопросам дошкольного образования, что поможет влиять на качество законодательных актов в области дошкольного образования. Общее мнение выразила Галина Новикова, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, академик-секретарь Международной академии наук педагогического образования: «Независимый общественный совет дошкольного образования необходим. От нас зависит, будут нас слушать или нет, а это в свою очередь зависит от того, насколько важные и нужные для общества вопросы мы будем ставить и решать». Второй зал форума имеет практико-ориентированное наполнение. Учитывая большой интерес педагогов и воспитателей к этому контенту, организаторы приняли решение продлить работу второго зала на 6 месяцев, до 2 мая 2022 года. Во 2 зале 2 ноября прошла «Открытая образовательная программа» с лекциями специалистов МПАДО на тему патриотического и нравственного воспитания дошкольников и УМК к программе «От рождения до школы». Здесь открылась выставка «Современное дошкольное образование». Российские производители продукции и услуг для оснащения детского сада представили здесь книги, развивающие игры, программное обеспечение, товары для творчества и даже наградные документы в портфолио малышей. 3 ноября посвятили представлению практических кейсов. На педагогическом марафоне «Формулы дошкольного воспитания» рассказали о практическом опыте коллег из разных регионов . Модератором выступила Ольга Веннецкая, кандидат педагогических наук, проректор МПАДО, руководитель инновационных проектных площадок. После регистрации участники могли воспользоваться дополнительной опцией: пройти курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание и формирование традиционных ценностей у детей дошкольного возраста» в объеме 36 академических часов. Курс разработали специально к форуму специалисты МПАДО И МПГУ. Он направлен на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области воспитания дошкольников на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов России. Выставка и практические кейсы доступны до 2 мая 2022 года. По решению организаторов работа второго зала форума продлена на полгода. Открытая образовательная программа, выставка «Современное дошкольное образование» и практические кейсы педагогического марафона «Формулы дошкольного воспитания в доступе 24/7. https://ug.ru/strategiyu-razvitiya-doshkolnogo-obrazovaniya-obsuzhdali-na-forume-orientiry-detstva-3-0/

 

С 15 ноября стартует Всероссийская неделя родительской компетентности

Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) с 15 по 19 ноября проведет в дистанционном формате Всероссийскую неделю родительской компетенции. Об этом сообщила пресс-служба университета. Основная цель мероприятия – повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования и воспитания, формирования позитивного и ответственного отцовства и материнства, укрепления института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений. В рамках недели ведущие российские эксперты в области психологии детства проведут ряд онлайн-мероприятий по наиболее актуальным проблемам воспитания, обучения, социализации детей и подростков, возможных трудностей и кризисных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться родителям. Также они смогут задать экспертам интересующие их вопросы и получить консультации ведущих специалистов МГППУ и других российских научных центров. Планируются открытые лекции, круглые столы, вебинары и мастер-классы. Во Всероссийской неделе родительской компетенции могут участвовать родители детей в возрасте от 0 до 18 лет, а также семьи, которые хотят принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Чтобы участвовать в мероприятиях необходимо зарегистрироваться на сайте Бытьродителем.рф. В ходе регистрации родители должны пройти анкетирование, в котором уточняются актуальные потребности в получении информации по вопросам воспитания, развития, обучение детей и подростков. После регистрации участник получает доступ ко всем мероприятиям недели, рассылке методических и информационных материалов по актуальным для него темам, которые получены в результате анкетирования. Также зарегистрированный участник имеет возможность бесплатного получения психолого-педагогических, методических консультаций от специалистов Московского государственного психолого-педагогического университета и ведущих российских экспертов, участвующих во Всероссийской неделе родительской компетентности. https://ug.ru/s-15-noyabrya-startuet-vserossijskaya-nedelya-roditelskoj-kompetentnosti/
Печать