Архив новостей

ДАЙДЖЕСТ 24.06.2019 – 30.06.2019

ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

НОВОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ДАЙДЖЕСТ 24.06.2019 – 30.06.2019)

30.06.2019

Библию, Тору или Коран предложили изучать в школе на уроках литературы

Нехватку "нравственной составляющей" у молодых людей можно восполнить изучением священных текстов в школе, заявил глава Синодального отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в эфире телеканала "Россия 24". Архиерей назвал отсутствие религиозных текстов в школьном курсе литературы большим упущением."Если наши школьники изучают "Слово о полку Игореве, "Легенду о Гильгамеше", то почему они в рамках курса литературы не могут изучать ту же самую Библию, Тору или Коран?" — заявил митрополит Волоколамский Иларион.По мнению митрополита Илариона, вышеперечисленные книги являются выдающимися литературными произведениями, достойными войти в школьные учебники вне зависимости от вероисповедования учеников. Представитель РПЦ также вспомнил слова президента Владимира Путина, ранее посоветовавшего молодежи обратиться к религиозным текстам.

http://www.ug.ru/news/28297

29.06.2019

В Рособрнадзоре усомнились в объективности результатов ОГЭ-2019

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал о предварительных результатах ЕГЭ и ОГЭ на всероссийском совещании региональных министров образования. Особое внимание он уделил итогам ГИА в девятых классах. По словам Сергея Кравцова, результаты ЕГЭ 2019 года сопоставимы с предыдущими годами, что подтверждает стабильность, прозрачность и объективность экзамена. Он также отметил, что никаких существенных изменений как в процедуре проведения, так и содержательно в следующем году в ЕГЭ не будет. Глава ведомства уточнил, что в этом году пройдет апробация проведения ЕГЭ по информатике в компьютерной форме в масштабах всей страны, и по ее результатам будет принято решение о внедрении данной технологии в процедуры экзамена в штатном режиме. ОГЭ в 2019 году также прошел в штатном режиме. – В отличие от ЕГЭ, проведение ОГЭ вызывает у нас определенную тревогу в части его объективности. Это подтверждается полученными Рособрнадзором жалобами на горячую линию, а также фактами, подтверждающими оказание участникам экзамена помощи как безвозмездной, так и возмездной, что дискредитирует объективность проводимых экзаменов и беспристрастность педагогических работников, - заявил Сергей Кравцов. Итоги всей экзаменационной кампании 2019 года Рособрнадзор подведет в сентябре-октябре 2019 года на своем всероссийском совещании.

http://www.ug.ru/news/28295

Апробация ВПР в восьмых классах пройдет в 2020 году

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, выступая в ходе всероссийского совещания региональных министров образования, рассказал о том, как будут проводиться всероссийские проверочные работы (ВПР) в следующем году. Сергей Кравцов сообщил, что в 2019 году в ВПР приняли участие более 5,5 миллионов школьников из 4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 10-х и 11-х классов. По словам главы ведомства, важной новацией в процедуре проведения ВПР в 2020 году станет формирование контрольных измерительных материалов для обучающихся 4-7, 11 классов посредством генерации вариантов из создаваемого в настоящее время Рособрнадзором банка ВПР. В следующем году также планируется добавить ВПР в 8 классе, они будут проводиться школами в режиме апробации. Всероссийские проверочные работы – это итоговые контрольные работы, которые проводятся в каждом классе по отдельным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требований ФГОС. Их организация предусматривает единое расписание, использование единых текстов заданий и единых критериев оценивания. ВПР не являются аналогом государственной итоговой аттестации и проводятся на региональном или школьном уровне. http://www.ug.ru/news/28294

Минпросвещения поддержит грантами проекты по развитию и мониторингу системы образования

Министерство просвещения РФ объявило о старте открытого конкурса для юридических лиц на соискание грантов в рамках ведомственной целевой программы "Поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования".Победители конкурсного отбора получат гранты на сумму не более 10 млн. рублей в форме субсидий из федерального бюджета. "Конкурс нацелен на повышение качества, доступности и конкурентоспособности российского образования, обновление кадрового состава, реализацию индивидуальных траекторий учащихся и обеспечение их участия в сетевых формах реализации образовательных программ", – говорится в сообщении пресс-службы ведомства. Один из критериев отбора – возможность трансляции и тиражирования проекта и его результатов. Предпочтение будут отдавать более общественно значимым и практико-ориентированным проектам. Подробная информация об участии в конкурсе опубликована на сайте Минпросвещения России. Ранее ведомство объявило конкурс на соискание грантов в области популяризации русского языка. http://www.ug.ru/news/28293

Российские школьники завоевали четыре медали на VI Балтийской олимпиаде по географии

Накануне в Калининграде завершилась VI Балтийская олимпиада школьников по географии (Baltic iGeo). Нашу страну представляла сборная команда из восьми призёров и победителей заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников. По итогам состязания юные россияне завоевали одну золотую, одну серебряную и две бронзовые медали. VI Балтийская олимпиада школьников по географии проходила в Калининграде с 24 по 28 июня. В олимпиаде приняли участие школьники из Латвии, Литвы, Эстонии, Польши, Белоруссии и России. Состязания состояли из трёх туров: участники решали задачи на теоретическом и мультимедиатурах, а также выполняли задания практического тура. В свою очередь, практический тур состоял из двух этапов – полевого и камерального."Особенность этой международной олимпиады – все задания и ответы давались на английском языке", – сообщили в пресс-службе Минпросвещения России. По итогам олимпиады москвичка Катарина Мечникова завоевала золотую медаль. Также представительница столицы Лада Антонова возвращается с серебром. Бронзовые медали на счету Михаила Балабана из Саратовской области и Дмитрия Фомина из Подмосковья. Руководителями команды выступили Д.В. Богачев, доцент кафедры географии Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, и А.А. Ромашина, аспирантка географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Международная географическая олимпиада состоится с 30 июля по 5 августа в Гонконге.

http://www.ug.ru/news/28292

Минобрнауки разработает механизм присвоения вузу статуса национального исследовательского университета

Заседание Совета по оценке эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов (НИУ) прошло в Минобрнауки России 28 июня. На нем рассмотрели итоги реализации программ за 2018 год и вопросы дальнейшего развития НИУ.На заседании заместитель министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская сообщила о том, что в 29 вузах, которым присвоена эта категория, обучается 12% всех российских студентов, а по программам магистратуры – почти 20%. "Более 40% иностранных научно-педагогических работников, работающих в системе высшего образования, приходится на национальные исследовательские университеты. Кроме этого, именно эти вузы во многом обеспечивают присутствие России в глобальных рейтингах университетов, в том числе и в высших диапазонах как институциональных, так и предметных рейтингов", – отметила она.Директор Департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки России Екатерина Бабелюк уточнила, что действие программ развития 14 национальных исследовательских университетов уже завершилось, а у остальных истекает в этом году.Директор Департамента проектной деятельности Минобрнауки России Андрей Зарубин добавил, что дальнейшее развитие сети национальных исследовательских университетов предусмотрено в рамках реализации нацпроекта "Образование". При этом до конца 2020 года должен быть разработан и внедрен механизм присвоения и регулярного подтверждения присвоенной категории "национальный исследовательский университет".Как сообщили в пресс-службе министерства, члены Совета сошлись во мнении, что система оценки нуждается в корректировке с учетом целей национальных проектов "Образование" и "Наука" и более значимом акценте на результатах научной и инновационной деятельности НИУ. Совет рекомендовал Минобрнауки России провести дополнительную верификацию данных, предоставленных национальными исследовательскими университетами в отчетах о реализации программ развития и провести детальный анализ причин недостижения некоторыми университетами плановых показателей. http://www.ug.ru/news/28291

28.06.2019

На 26 тысяч человек увеличилось количество высокобалльников на ЕГЭ – Кравцов

На 26 тысяч человек увеличилось количество высокобалльников на Едином государственном экзамене, сообщил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов. Об этом он заявил в ходе выступления на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, которое проходит в Московской области. Глава Рособрнадзора уточнил, что вырос средний балл по профильной математике.«Это связано с реализацией Концепции развития математического образования в Российской Федерации, в том числе с решением, которое было принято в части разделения математики на базовый и профильный уровень. Выпускники более целенаправленно шли на сдачу профильной математики, и отсюда этот хороший результат», – сказал Кравцов. Он добавил, что по сравнению с 2014 годом на 10 баллов выросли показатели на экзамене по истории, что является результатом введения историко-культурного стандарта. Кравцов также сообщил, что по сравнению с прошлым годом на 4,6 балла увеличился средний балл по английскому языку, что может быть связано с целенаправленной работой школ к предстоящему в 2022 году обязательному экзамену по иностранным языкам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Повестка совещания затрагивает широкий круг вопросов межведомственного взаимодействия, касающихся итогов ЕГЭ-2019, обеспечения горячего питания в школах, безопасности, привития культуры здорового образа жизни у школьников, разработки новых ФГОС и т.д. http://www.edu.ru/news/egegia/na-26-tysyach-chelovek-uvelichilos-kolichestvo-vys/

Минпросвещения предоставит гранты на проекты по популяризации русского языка

Министерство просвещения РФ объявило о старте открытого конкурсного отбора для юридических лиц на соискание грантов в рамках государственной программы "Развитие образования"."Гранты на общую сумму более 300 млн. рублей будут предоставлены победителям конкурса из федерального бюджета в форме субсидий. Конкурс нацелен на развитие открытого образования на русском языке, обучения русскому языку, а также проведение крупных социально значимых мероприятий для его популяризации", – говорится в сообщении Минпросвещения России. Одно из обязательных требований к участникам конкурса – наличие опыта реализации международных, всероссийских, межрегиональных программ и проектов в области защиты, поддержки и продвижения русского языка и российского образования. Коммерческие проекты в рамках конкурсного отбора рассматриваться не будут. http://www.ug.ru/news/28285

В 2016 году средняя нагрузка на учителя в России составляла 1,3 ставки – Васильева

В 2016 году средняя нагрузка на учителя в России составляла 1,3 ставки, или 23,4 часа в неделю, сообщила министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева.Об этом она заявила в ходе выступления на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, которое проходит в Московской области. Министр уточнила, что к концу прошлого года ставка выросла до 1,38, почти 25 часов в неделю, а в некоторых регионах такая нагрузка достигает 1,78 ставки на одного учителя.«Еще раз приведу в пример Мордовию. Мордовия – единственный на сегодняшний день регион, где ставка составляет 1,1. Других примеров у нас пока нет. Учитель не должен думать о зарплате, которую рассчитывают, жонглируя ставкам и поощрительной частью. Должен быть раз и навсегда закреплен в школе справедливый и понятный механизм, который позволяет нашим коллегам чувствовать себя достойно в материальном плане», – подчеркнула Васильева. Глава Минпросвещения России напомнила, что в 2017 году в регионы были направлены методические рекомендации по формированию оплаты труда, где были даны указания образовательным организациям при расчете заработной платы учителям назначить 70% гарантированной части и 30% стимулирующих выплат.«Однако такая пропорция не соблюдается в большинстве регионов. Доходит до того, что гарантированная часть составляет 10%. Я вам напоминаю, что это поручение председателя Правительства, а правила закреплены трехсторонней комиссией», – заявила Васильева. Повестка совещания затрагивает широкий круг вопросов межведомственного взаимодействия, касающихся итогов ЕГЭ-2019, обеспечения горячего питания в школах, безопасности, привития культуры здорового образа жизни у школьников, разработки новых ФГОС и т.д. http://www.edu.ru/news/shkola/v-2016-godu-srednyaya-nagruzka-na-uchitelya-v-ross/

Минпросвещения России разработало примерную программу воспитания обучающихся – Васильева

Министерство просвещения Российской Федерации совместно с Институтом развития образования разработало и начало апробацию примерной программы воспитания обучающихся, сообщила министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева. Об этом она заявила в ходе выступления на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, которое проходит в Московской области. Министр уточнила, что программа разработана для начального, общего, среднего специального образования, она соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и отражает современные тенденции развития общества.«Цель примерной программы – помочь школам создать и реализовать на практике собственные программы воспитания, способные решать проблемы гармоничного вхождения школьников в общий мир, налаживать ответственные взаимоотношения с людьми, заниматься профилактикой экстремизма... Примерные программы – это не перечень обязательных мероприятий, а описание форм организаций, которые помогают решать стоящие перед ними воспитательные задачи», – сказала Васильева. Она уточнила, что программы являются модульными.«Ребенка воспитывает не документ, а педагог. Программа позволяет скоординировать усилия, направленные на воспитание школьников. Одна из главных миссий педагога – воспитать настоящего человека», – добавила Васильева. Повестка совещания затрагивает широкий круг вопросов межведомственного взаимодействия, касающихся итогов ЕГЭ-2019, обеспечения горячего питания в школах, безопасности, привития культуры здорового образа жизни у школьников, разработки новых ФГОС и т.д.

http://www.edu.ru/news/shkola/minprosveshcheniya-rossii-razrabotalo-primernuyu-p/

В 2019 году задания ВПР будут формироваться посредством генерации из банка заданий – Кравцов

В 2019 году задания всероссийских проверочных работ будут формироваться посредством генерации из банка заданий, сообщил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов. Об этом он заявил в ходе выступления на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, которое проходит в Московской области.«Надо отработать с педагогами смысл ВПР. Не все учителя считают, что нужен объективный контроль, а это значит, что они боятся показать результаты и проблемы, которые у них есть», – сказал Кравцов. Глава Рособрнадзора уточнил, что основные проблемы выявляются в 5–7-х классах.«Нужно вовремя продиагностировать проблемы, которые есть. Надо напомнить учителям, что ВПР – итоговая контрольная работа, школа их может использовать как итоговые, а не дублировать своими итоговыми, можно заменить ВПР региональные мониторинги», – подчеркнул Кравцов. По его словам, для ВПР были специально разработаны банки заданий.«ВПР – это не что-то дополнительное. Не надо готовить детей к ВПР, надо их учить в течение года, тогда не будет проблем со сдачей контрольных работ. В следующем году мы сделаем еще один шаг по ВПР – формирование заданий посредством генерации из банка заданий, аналогично Основному государственному экзамену», – сообщил Кравцов. Повестка совещания затрагивает широкий круг вопросов межведомственного взаимодействия, касающихся итогов ЕГЭ-2019, обеспечения горячего питания в школах, безопасности, привития культуры здорового образа жизни у школьников, разработки новых ФГОС и т.д.Всероссийские проверочные работы – это итоговые контрольные работы, проводимые по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требований ФГОС. Они не являются аналогом государственной итоговой аттестации, а проводятся на региональном или школьном уровне. Результаты ВПР могут использоваться для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов, регионов и в целом по стране, для совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися по устранению имеющихся пробелов в знаниях. Работы выполняются по заданиям, разработанным на федеральном уровне, и проверяются по единым критериям.

http://www.edu.ru/news/shkola/v-2019-godu-zadaniya-vpr-budut-formirovatsya-posre/

В 2020 году не будет никаких существенных изменений в ЕГЭ – Кравцов

В 2020 году не будет никаких существенных изменений как в процедуре проведения, так и в содержательной части Единого государственного экзамена, сообщил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов.Об этом он заявил в ходе выступления на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, которое проходит в Московской области.«Никаких существенных изменений как в процедуре проведения, так и содержательно в следующем году в ЕГЭ не будет, как не было и в этом. Мы за стабильность проведения оценочных процедур. Совершенствуются технологии, но с точки зрения минимальных баллов, заданийсерьезных изменений нет и не будет», – подчеркнул Кравцов. Повестка совещания затрагивает широкий круг вопросов межведомственного взаимодействия, касающихся итогов ЕГЭ-2019, обеспечения горячего питания в школах, безопасности, привития культуры здорового образа жизни у школьников, разработки новых ФГОС и т.д. http://www.edu.ru/news/egegia/v-2020-godu-ne-budet-nikakih-sushchestvennyh-izmen/

К 2024 году в различные формы наставничества должны быть вовлечены не менее 70% детей – Васильева

К 2024 году в различные формы наставничества должны быть вовлечены не менее 70% детей, сообщила министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева.Об этом она заявила в ходе выступления на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, которое проходит в Московской области.«В школу постепенно возвращается наставничество, и мы надеемся, что оно вернется в полном объеме», – сказала Васильева. Министр отметила, что разрабатывается целевая модель наставничества и шефства работодателя, которая призвана помочь активно внедрять практику наставничества в системе образования как между педагогом и обучающимся, так и на горизонтальном уровне - между обучающимися и между педагогами.«В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» реализуются мероприятия по развитию современной инфраструктуры для повышения вариативности досуговой деятельности, профориентации, а также мероприятия по созданию новых направлений образовательной деятельности, прежде всего в сфере научно-технического творчества. Это и создание новых мест в образовательных учреждениях, и открытие детских технопарков «Кванториум», и дополнительное образование в вузах, и IT-кубы, и центры выявления и поддержки одаренных детей», – сообщила Васильева. Министр подчеркнула, что по итогам федерального проекта будет создана образовательныя среда с опорой на исторические, национально-культурные традиции, духовно-нравственные ценности народов РФ, а также будут сформированы предпосылки для прорывных направлений нового технологического уклада. Повестка совещания затрагивает широкий круг вопросов межведомственного взаимодействия, касающихся итогов ЕГЭ-2019, обеспечения горячего питания в школах, безопасности, привития культуры здорового образа жизни у школьников, разработки новых ФГОС и т.д.Федеральный проект «Успех каждого ребенка» входит в состав национального проекта «Образование».Национальный проект «Образование» был утвержден президентом России Владимиром Путиным в 2018 году. Он призван обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран по качеству общего образования. Бюджет проекта – 784,5 миллиарда рублей. Реализация нацпроекта «Образование» охватит период с 2019 до 2024 года. Куратор проекта – заместитель председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова. Руководитель проекта – министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева.

http://www.edu.ru/news/nacionalnyy-proekt-obrazovanie/k-2024-godu-v-razlichnye-formy-nastavnichestva-dol/

Свыше 1 тысячи выпускников региональных медколледжей придут работать в Подмосковье в 2019 году

Свыше 1 тысячи выпускников региональных медицинских колледжей придут работать в Подмосковье в 2019 году, сообщает пресс-служба Министерства здравоохранения Московской области.«В 2019 году московские областные медицинские колледжи выпускают 1,6 тысячи среднего медицинского персонала. Более 1 тысячи из них собираются связать свою жизнь со сферой здравоохранения Подмосковья», – сообщил директор Московского областного медицинского колледжа № 1 Саркис Бабаян. Отмечается, что все выпускники прошли практику в медицинских организациях региона, что позволит им иметь высокий уровень конкурентоспособности на рынке труда. Пресс-служба также отмечает, что в Московской области работает пять медицинских колледжей, ведущих подготовку среднего медперсонала: медсестер и медбратьев, фельдшеров, акушеров, фармацевтов, медицинских технологов и лабораторных техников.

http://www.edu.ru/news/kolledzh/svyshe-1-tysyachi-vypusknikov-regionalnyh-medkolle/

27.06.2019

Правительство России продолжит решать проблему доступности дошкольного образования – Медведев

Правительство Российской Федерации продолжит решать проблему доступности дошкольного образования, сообщил премьер-министр России Дмитрий Медведев. Об этом он заявил в ходе заседания российского кабмина.«Мы не первый год с вами занимаемся решением проблемы нехватки мест в детских садах. Стремимся, чтобы туда можно было отдать ребенка, если родители этого хотят, в том числе и в ясельные группы. В результате эта тема сегодня стоит не так остро, как, скажем, лет 10 назад, когда действительно было сложно устроить ребенка в детский сад», – сказал Дмитрий Медведев. Председатель Правительства России подчеркнул, что доступность дошкольного образования для детей от трех до семи лет к сегодняшнему дню составила почти 100%, а точнее более 99% . Для детей до трех лет этот показатель ниже.«Чтобы полностью решить проблему доступности дошкольного образования, мы продолжим принимать меры. Будем работать, в том числе, и в рамках национальных проектов. Важно, чтобы записать ребенка в детский сад было просто и удобно, чтобы родители могли всегда получить полную информацию», – добавил Медведев. Он сообщил, что для формирования электронной очереди в детский сад в каждом регионе уже имеются собственные информационные системы. В них содержатся сведения о детях, которые ходят в дошкольные организации, и о тех детях, чьи родители подали заявления о предоставлении места. http://www.edu.ru/news/doshkolniki/pravitelstvo-rossii-prodolzhit-reshat-problemu-dos/

Как можно больше родителей должны узнать о способе получения сертификата на допобразование – Духанина

Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, член центрального штаба Общероссийского народного фронта Любовь Духанина заявила, что как можно больше родителей должны узнать о способе получения персонифицированного сертификата на дополнительное образование, информирует пресс-служба ОНФ. Об этом она сообщила на заседании Центрального штаба ОНФ. Духанина рассказала о результатах работы проекта «Равные возможности – детям», координатором которого является.«В апреле стартовала акция «Дети – детям». Подростки, пережившие трудные ситуации, записывают мотивирующие видеообращения для своих сверстников, которые столкнулись с жизненными препятствиями. Первые ролики уже посмотрели около 400 тысяч детей», – сказала Духанина. Кроме того, эксперты проекта подготовили комикс, информирующий о порядке получения именного сертификата дополнительного образования детей, в котором даются ответы на часто задаваемые вопросы. Комикс распространяется в 19 регионах, где реализуется система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, добавила Духанина. По ее словам, эксперты проекта также разрабатывают мобильное приложение для удобного использования сертификата. Запуск приложения планируется к 1 сентября 2019 года.«Будет доступно мобильное приложение по работе с сертификатами. С его помощью более 900 тысяч родителей смогут контролировать состояние счетов на сертификате. Они смогут проверять остатки на счете, смотреть количество посещаемых программ, посещаемость ребенка. Нам удалось сделать так, что ряд функций мобильного приложения будет доступен для общественной экспертизы – это статистика, отзывы и предложения родителей», – сообщила Духанина. http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/kak-mozhno-bolshe-roditeley-dolzhny-uznat-o-sposob/

Ольга Васильева рассказала о планах по реализации проекта "Цифровая образовательная среда" в школах

Выступая в ходе правительственного часа в Совете Федерации, министр просвещения РФ Ольга Васильева рассказала о проекте "Цифровая образовательная среда", реализуемом в рамках нацпроекта "Образование". По словам министра, он обеспечит школам доступ к качественному образовательному контенту, автоматизирует административные и управленческие процессы."Сейчас активно обсуждается в прессе, что министерство собирает персональные данные. Хочу заявить, что персональные данные собираются и будут собираться только на уровне школы, как это происходит и сейчас. Персональные данные остаются только в школе. Все остальные учреждения работают с обезличенным массивом данных", – передает слова Ольги Васильевой пресс-служба Минпросвещения России. Напомним, ранее сообщалось о том, что в России создается федеральная платформа цифровой образовательной среды. Помимо прочего, система будет включать в себя анкеты для школьника, учителя и родителя, в которые необходимо будет внести данные о страницах в соцсетях, водительских правах и загранпаспортах. В ходе своего выступления глава Минпросвещения уточнила, что в рамках проекта все школы страны к 2021 году обеспечат стабильным и высокоскоростным интернет-соединением, появится сеть из 340 центров цифрового образования для детей "IT-куб". 20 центров примут первых учеников уже в сентябре этого года. http://www.ug.ru/news/28276

Спасатели Подмосковья провели с начала лета более 6 тысяч уроков безопасности в детских лагерях

Спасатели и пожарные Подмосковья провели с начала лета более 6 тысяч профилактических мероприятий в детских лагерях, сообщает пресс-служба вице-губернатора Московской области Дмитрия Пестова.«На профилактических уроках спасатели рассказывают детям о правилах безопасности, грамотных действиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и о работе в области единого номера вызова экстренных служб 112. Детям рассказывают, в каких ситуациях нужно звонить в систему-112, что сообщать оператору, предупреждают о недопустимости хулиганских звонков», – говорится в сообщении. Занятия проводят сотрудники ГУ МЧС России по Московской области и ГКУ «Мособлпожспас», ГКУ МО «Центр 112».Отмечается, что для привлечения интереса детей к подобным учебным занятиям спасатели и пожарные проводят их в формате викторин, конкурсов и практических тренировок по эвакуации. Кроме того, детям рассказывают о безопасном поведении на водных объектах, что особенно актуально в купальный сезон. http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/spasateli-podmoskovya-proveli-s-nachala-leta-bolee/

НИУ ВШЭ стал единственным российским вузом в рейтинге молодых университетов Times Higher Education

Высшая школа экономики вошла в топ-100 лучших молодых университетов по версии Times Higher Education. НИУ ВШЭ продемонстрировал рост на 24 позиции, заняв 60-е место, и стал единственный российским вузом в перечне. В рейтинг молодых университетов по версии Times Higher Education входят вузы, созданные не более 50 лет назад. При этом, в отличие от большинства вузов, представленных в рейтинге, Высшая школа экономики действительно была создана в 1992 году "с нуля", тогда как многие университеты отсчитывают новую историю от своей реорганизации, которая произошла не более 50 лет назад. "Университет впервые вошел в рейтинг молодых университетов THE в 2017 году в районе сотого места, и сегодня приближается к топ-50. Такое продвижение ВШЭ связано и с развитием всестороннего и сбалансированного спектра индикаторов THE. Но главным фактором успеха стали растущие возможности университета по привлечению внешнего финансирования научных исследований, а также, прежде всего, увеличение влиятельности научных публикаций ВШЭ", – прокомментировал продвижение вуза в рейтинге главный директор по знаниям Times Higher Education Фил Бейти. Старший директор по стратегическому развитию НИУ ВШЭ Ирина Карелина отметила, что вхождение в рейтинг — не самоцель для НИУ ВШЭ."Для нас важно преодолеть "недостаток" молодых университетов — признание в глобальной среде их академической репутации. Неслучайно методология рейтингов молодых университетов иначе расставляет весовые коэффициенты для составных показателей рейтинга. ВШЭ показывает хорошие результаты и в институциональных рейтингах, конкурируя с именитыми "старыми” университетами", — прокомментировала Ирина Карелина. http://www.ug.ru/news/28278

В программе «Культурные нормативы школьников» будет учитываться патриотическая ценность произведений

В межведомственной программе Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации «Культурные нормативы школьников» будут учитываться историческая значимость и патриотическая ценность произведений, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Минкультуры России. Программа стартует с 1 сентября. Для школьников будет составлен специальный список произведений, рекомендуемых к изучению. Содержание норматива будет включать в себя семь направлений: литература, изобразительное искусство, архитектура, народная культура, музыка, театр и кинематограф. Перечни произведений уже направлены для экспертизы в Литературный институт, в профессиональные объединения культуры, такие как российское отделение Международного совета музеев (ИКОМ), и в творческие союзы.«По каждому направлению подготовлен рекомендуемый список произведений, состоящий из двух компонентов: мирового и отечественного, с преобладанием национального аспекта. Отбор произведений осуществлялся по следующим критериям: культурная и историческая значимость произведения, отражение в произведении общечеловеческих, общенациональных, гражданско-патриотических и эстетических ценностей, учет содержания соответствующих предметных областей в системе общего образования», – сообщили в пресс-службе. Апробация программы начнется с 1 сентября 2019 года в восьми пилотных регионах России: в республиках Татарстан и Коми, Ставропольском крае, Тульской, Ярославской, Пензенской, Саратовской и Новосибирской областях.

http://www.edu.ru/news/shkola/v-programme-kulturnye-normativy-shkolnikov-budet-u/

В Подмосковье прошел семинар для директоров школ по цифровизации управления образованием

В Подмосковье прошел семинар для директоров школ по цифровизации управления образованием на уровне региона и муниципалитета, сообщает пресс-служба первого заместителя председателя Правительства Московской области – министра образования Московской области Ольги Забраловой. В нем приняли участие свыше 400 специалистов. На мероприятии выступили директор Института информационных технологий в образовании Азат Ханнанов и заместитель директора департамента решений в сфере образования Департамента информационных технологий города Москвы Александр Лямин. «Два года назад мы стали регулярно проводить образовательные семинары по наиболее актуальным вопросам нашей сферы деятельности. Зачастую в них участвуют и иностранные коллеги: совсем недавно перед нашими специалистами выступили спикеры из Эстонии и Финляндии. Всего за время проведения семинаров в них приняли участие около 10 тысяч директоров школ и представителей муниципальных органов управления образованием. Мы продолжим ежемесячно организовывать такие семинары, это очень полезная практика для развития региональной системы образования», – сказала Забралова.

http://www.edu.ru/news/shkola/v-podmoskove-proshel-seminar-dlya-direktorov-shkol/

Стоимость обучения в вузах может увеличиться на 20% к сентябрю

По данным Росстата и Единой межведомственной информационно-статистической системы, в мае семестр учебы в государственном вузе стоил в среднем 68,9 тысячи рублей – это почти на 20% больше, чем в прошлом году. К сентябрю цены могут вырасти еще."Известия" проанализировали данные Росстата и Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), которые демонстрируют, как растет стоимость платного высшего образования в России. Согласно индексу потребительских цен на услуги высшего профессионального образования в мае, учеба в вузе стала на 15% дороже, чем год назад. По данным ЕМИСС, в мае семестр обучения в государственных и муниципальных вузах в среднем по стране стоил 68,9 тысячи рублей, что на 19% больше, чем годом ранее (58 тысяч рублей). Соизмеримо подорожала и учеба в негосударственных заведениях: с 46,3 тысячи до 55,2 тысячи рублей. Подобная тенденция прослеживалась и в прошлом году, когда стоимость обучения увеличилась на 14%.Ссылаясь на информацию экспертов, "Известия" также сообщают, что за лето цены увеличиваются в пределах 20%. Так, в 2018 году стоимость обучения к сентябрю выросла на 18%.

http://www.ug.ru/news/28277

26.96.2019

Уроки шахмат в начальной школе могут стать обязательными

Министр просвещения РФ Ольга Васильева, выступая в ходе заседания Совета Федерации, рассказала о реализации национального проекта "Образование". Говоря о гармоничном развитии школьников, министр прокомментировала введение уроков шахмат в начальной школе. Сенатор Олег Цепкин предложил Минпросвещения России взять ситуацию под контроль и стать координатором развития шахматного движения среди подрастающего поколения, включив постижение основ игры в обязательный образовательный стандарт. Ольга Васильева отметила, что сенатор абсолютно правильно оценил степень влияния игры на развитие подростков: по данным Международной шахматной федерации (FIDE), школьники, которые начинают играть в шахматы в начальных классах показывают результаты по математике значительно выше, чем сверстники, уклонявшиеся от изучения игры."Сегодня мы практически объединили все школы в этом направлении. У нас сейчас в 46 регионах играют в шахматы и в урочное, и в неурочное время, потому что школы сами определяют, куда определить час, отведённый для изучения шахмат", — цитирует Ольгу Васильеву "Парламентская газета".Министр добавила, в некоторых странах СНГ школьные часы отводятся для шахмат в обязательном порядке. В настоящее время в Минпросвещения анализируют существующие методические пособия по шахматам, которыми пользуются российские и зарубежные учебные заведения. Дополнительно в рамках нацпроекта "Образование" "планируется разработка примерных программ по ряду приоритетных курсов основной образовательной программы, в том числе по шахматам"."Конечная наша цель — чтобы с первого по четвертый класс в шахматы играли в обязательном порядке все школьники, — сказала Ольга Васильева. — Но сегодня вопрос "урочки" или "неурочки" шахмат школы регулируют сами. Тем не менее мы рассматриваем возможность появления в обновлённых образовательных стандартах такой нормы".http://www.ug.ru/news/28274

Директор ФИПИ рассказала о том, как изменится ЕГЭ в связи с цифровизацией экзаменов

Директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова сообщила о том, что на экзаменах по гуманитарным предметам могут разрешить поиск информации в интернете. Это может произойти в случае цифровизации ЕГЭ и ОГЭ в перспективе. Ранее сообщалось о том, что в будущем предполагается введение компьютерной формы экзаменов. В Рособрнадзоре, в свою очередь, заявляли, что все возможные изменения требуют многократных масштабных апробаций."Для гуманитарных предметов компьютерная форма позволит привнести в экзамен поиск информации в интернете, работу с разнообразными справочными данными. Появится возможность использования различных мультимедийных источников. Например, работа с геоинформационными системами в географии", – рассказала Оксана Решетникова в интервью "Известиям".По ее словам, цифровизация сделает возможным введение видеофрагментов в экзамен по предметам естественно-научного цикла. Это позволит создавать задания, в которых необходимо будет распознать физические, химические или биологические процессы в реальной жизни. Кроме того, в перспективе в ЕГЭ и ОГЭ может появиться экспериментальная часть.— При переходе на компьютерную форму в КИМ будут постепенно вводиться как задания, в которых нужно провести модельный эксперимент при помощи предложенной интерактивной модели, так и задания с компьютерным экспериментом, в которых он выступает как универсальный измерительный комплекс. Например, к ПК подключаются датчики, которые заменяют динамометры, амперметры и вольтметры: эксперимент становится цифровым, — пояснила Оксана Решетникова. Когда именно задания нового типа будут предложены школьникам на экзаменах, пока не решено. Для внедрения любой новации в процедуру государственной итоговой аттестации необходимо не менее двух лет, считает Оксана Решетникова. В это время проходят пробы, мониторинг технической оснащенности и организационной готовности регионов. После того как модель поддержат специалисты системы образования, необходимо будет создать банк заданий для использования на экзамене, который в том числе позволит генерировать индивидуальные варианты в автоматизированном режиме."По нашим прогнозам, на весь комплекс работ уйдет не менее пяти лет, в течение которых кроме специалистов — разработчиков измерительных материалов — к работам будут подключаться и различные технологические", — цитируют "Известия" директора ФИПИ.

http://www.ug.ru/news/28273

Около 20% воспитательных программ в школах не соответствуют нормативным требованиям – Кузнецова

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова заявила, что около 20% воспитательных программ в российских школах не соответствуют нормативным требованиям, информирует РИА «Новости».Об этом она сообщила на Межрегиональной конференции по оценке качества образования в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.«Вместе со специалистами Рособрнадзора был проведен выборочный мониторинг воспитательных программ… 76,6% нуждаются в серьезной доработке, а 20% воспитательных программ не соответствуют даже нормативным требованиям», – сказала Кузнецова.По словам уполномоченного, сами педагоги отмечают, что должным образом не уделяется внимание оценке воспитательных процессов в образовательных учреждениях. Она предложила работать в этом направлении параллельно с оптимизацией контроля в ряде других сфер и уточнила, что важно не только контролировать, но и работать на опережение, на прогнозирование рисков. http://www.edu.ru/news/shkola/okolo-20-vospitatelnyh-programm-v-shkolah-ne-sootv/

Персональные данные учеников будут собираться только на уровне школы – Васильева

Персональные данные учеников будут собираться только на уровне школы, сообщила министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева. Об этом она заявила в ходе «правительственного часа» в Совете Федерации. Министр напомнила, что федеральный проект «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование» направлен на решение задачи по созданию к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. В рамках проекта планируется создать во всех школах страны возможность для доступа к качественному образовательному контенту, автоматизировать административные, управленческие и обеспечивающие процессы.«В прессе активно обсуждается, что министерство будет собирать персональные данные детей. Пользуясь возможностью выступления перед таким высоким собранием, хочу заявить, что персональные данные будут собираться только на уровне школы, как это происходит и сейчас», – подчеркнула Васильева. Глава Минпросвещения России добавила, что уже к 2021 году все школы будут обеспечены стабильным и высокоскоростным интернет-соединением. Также будет создана сеть из 340 центров цифрового образования для детей «IT-куб», 20 из которых уже примут первых учащихся в сентябре этого года. Национальный проект «Образование» был утвержден президентом России Владимиром Путиным в 2018 году. Он призван обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран по качеству общего образования. Бюджет проекта – 784,5 миллиарда рублей. Реализация нацпроекта «Образование» охватит период с 2019 до 2024 года. Куратор проекта – заместитель председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова. Руководитель проекта – министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева. http://www.edu.ru/news/nacionalnyy-proekt-obrazovanie/personalnye-dannye-uchenikov-budut-sobiratsya-tolk/

Стали известны имена школьников – победителей Всероссийской робототехнической олимпиады

В Университете Иннополис завершилась Всероссийская робототехническая олимпиада. В состязании принимали участие 549 школьников из 53 регионов РФ. Из числа победителей и призёров будет сформирована сборная России, которая представит нашу страну на Всемирной олимпиаде роботов (World Robot Olympiad).В течение трёх дней участники соревновались за право представлять Россию на WRO 2019. Как сообщили в пресс-службе компании LEGO Education, выступающей всемирным партнером олимпиады, больше всего медалей завоевали юные робототехники из Москвы, Владивостока, Тюмени и Казани. – В этом году на Всероссийском этапе WRO ребята показали отличные результаты. Год за годом мы наблюдаем, как стремительно растет уровень команд-участников, как усложняются правила и представленные проекты. Важно, что ребята не только соревнуются в робототехнике, но и учатся презентовать свои проекты, оттачивают навыки командной работы, углубленно изучают иностранные языки и программирование, все это пригодится в любой будущей профессии и, конечно, поможет достойно выступить на Всемирной олимпиаде роботов, - отметила Ольга Ломбас, генеральный директор LEGO Education в России и СНГ. Директор по довузовскому образованию Университета Иннополис Алексей Хабибуллин отметил, что на финале ВРО не бывает совсем слабых команд.– Ребята показали такой уровень подготовки, который позволит конкурировать за победу и на международном этапе. Большое разнообразие конструкций и алгоритмов, примененных при решении задач, вдохновляет. У призёров и победителей теперь впереди подготовка перед международными соревнованиями. Ну а мы со своей стороны будем максимально поддерживать их и надеяться на будущие победы, – добавил Алексей Хабибуллин. За борьбой российских робототехников наблюдали иностранные гости: генеральный секретарь НКО WRO Япония (NPO) WRO Japan — японский национальный организатор Всемирной олимпиады роботов Такао Хага и профессор кафедры робототехники и мехатроники Технологического института Канагава Казуйоши Йошино, а также руководитель программ Ассоциации Всемирной олимпиады роботов Карен Бебелаар. По итогам ВРО 2019 Университет Иннополис сформирует и подготовит на своей базе сборную России по робототехнике для участия в финале Всемирной олимпиады роботов в ноябре в Венгрии. В 2018 году на мировом первенстве в Таиланде российские робототехники взяли 2 золота и 1 серебро. В 2017 году в Коста-Рике сборная РФ завоевала 5 золотых, 1 серебряную и 2 бронзовых медали и заняла абсолютное первое место в общекомандном зачёте. http://www.ug.ru/news/28269

К 2024 году в России будет насчитываться 245 детских технопарков «Кванториум» – Васильева

К 2024 году в России будет насчитываться 245 детских технопарков «Кванториум», сообщила министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева.Об этом она заявила в ходе «правительственного часа» в Совете Федерации.«Мы планируем создать в каждом населенном пункте численностью более 60 тысяч человек детский технопарк «Кванториум» (всего – 245 детских технопарков «Кванториум» в Российской Федерации к 2024 году), а также не менее 100 центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в вузах», – сказала Васильева. Министр напомнила, что в настоящее время в 62 регионах функционируют 89 «Кванториумов», еще 25 технопарков появятся в этом году – большая часть регионов, а именно 78, будет охвачена проектом уже в этом году.«Мы развиваем и мобильные формы доступности дополнительного образования и планируем к 2024 году охватить качественным дополнительным образованием 6 миллионов школьников, в том числе проживающих в сельской местности, малых городах и на труднодоступных территориях. Первые 16 мобильных лабораторий поедут в села уже в сентябре этого года, всего же к 2024 году таких станций будет 340», – добавила Васильева. Детские технопарки «Кванториум» – площадки, где дети могут освоить перспективные инженерные направления, в том числе современные лазерные технологии, нейротехнологии, беспилотную авиацию, программирование, 3D-моделирование и другие. Технопарки призваны готовить молодые кадры по ряду актуальных направлений – от робототехники и проектирования малых спутников Земли до изучения лазерных технологий и моделирования беспилотных объектов.http://www.edu.ru/ news/nacionalnyy-proekt-obrazovanie/k-2024-godu-v-rossii-budet-naschityvatsya-245-dets/

25.06.2019

Занятия музыкой положительно влияют на освоение детьми школьной программы

Канадские ученые проанализировали данные более ста тысяч подростков, окончивших школу в 2012-2015 годах. По результатам исследования выяснилось, что ученики, которые занимались музыкой с детства, лучше воспринимают школьную программу. Оказалось, значение имеют и типы творчества: подростки, учившиеся играть на инструментах в группах или оркестрах, лучше сдавали экзамены, чем те, кто занимался пением, сообщает портал "Доктор Питер", ссылаясь на Journal of Educational Psychology. По мнению ученых, способности и навыки, которые дети получили в музыкальных кружках, помогают лучше воспринимать школьную программу: к началу обучения в школе они уже имеют хороший слух, координацию и приучены к дисциплине. Помимо этого, у любителей музыки ярко выражена тяга к развитию и улучшению своих способностей. Согласно исследованию, дети, занимавшиеся по несколько лет музыкой, примерно на год обгоняли сверстников по уровню знаний в школьных дисциплинах. Ученые предполагают, что необходимость понимать ноты, общаться с другими участниками группы или оркестра, а также превосходно уметь управлять телом играет важную роль в ускоренном развитии подростков. http://www.ug.ru/news/28266

Россияне назвали главные качества современной молодежи

ВЦИОМ представил данные опроса о том, какие качества, по мнению россиян, в наибольшей степени присущи современной молодежи. Их набор, к слову, остается неизменным на протяжении последних пяти лет. Так, россияне по-прежнему считают молодежь наиболее общительной (67%), спортивной (60%) и ориентированной на материальные ценности частью населения (82%). При этом первые два качества чаще называют сами молодые люди. А мнения о преобладании в молодежной среде установок на материальные ценности чаще придерживаются люди в возрасте от 35 до 44 лет. Также около половины опрошенных считают, что современной молодежи свойственны такие качества, как активность (48%), открытость и дружелюбие (47%), хотя два года назад доля таких ответов была больше (54% и 57% соответственно). Мнения о пассивности сегодняшней молодежи придерживается 41% наших сограждан, причем чаще всего это представители поколения 60+ (46%). О том, что молодежи свойственно высокомерие, заявляют 38%. Чаще всего так думают самые молодые в возрасте от 18 до 24 лет (43%) и люди от 35 до 44 лет (45%).Спорные мнения складываются чаще всего при характеристике молодежи как доброжелательной (43% против 41%), отзывчивой (41% против 47%), честной (39% против 43%), готовой помогать другим (42% против 43%) и патриотически настроенной (42% против 44%) группе. При этом чаще всего критически настроены к себе сами молодые люди. Например, обратного мнения относительно первых трех качеств чаще всего придерживаются респонденты от 25 до 34 лет (46%, 54% и 54% соответственно).Блок наиболее нетипичных для молодежи характеристик также слабо изменился за последние пять лет. На сегодняшний день в их список входят? прежде всего, бережливость (54%), трудолюбие (54%), забота о собственном здоровье (52%), культурность и вежливость (52%), а также искренность (51%) и религиозность (50%).http://www.ug.ru/news/28265

Число стобалльников ЕГЭ по русскому языку уменьшилось более чем на тысячу

В Рособрнадзоре сообщили о том, что число выпускников, сдавших единый госэказмен по русскому языку на максиму баллов в 2019 году, сократилось более чем на тысячу человек по сравнению с 2018-м. Экзамен по русскому в прошлом году сдавали 645 тысяч выпускников, 3,7 тысячи из них получили 100 баллов, сообщает ТАСС, ссылаясь на данные ведомства. В 2019 году ЕГЭ по данному предмету сдавали 664 тысячи, стобалльниками стали 2,59 тысячи абитуриентов. Кроме того, минимальный порог для получения аттестата в 2018 году не преодолели 0,5% выпускников, в этом году без учета пересдач в резервные дни – 0,6%.Накануне Сергей Кравцов выступал в ходе больших парламентских слушаний в Госдуме и пресс-конференции в МИА "Россия сегодня", где рассказал об улучшении результатов участников ЕГЭ по истории и математике. http://www.ug.ru/news/28264

Рособрнадзор начал сбор предложений по совершенствованию ЕГЭ

Рособрнадзор принимает предложения от участников ЕГЭ, их родителей и учителей о том, что еще необходимо усовершенствовать в едином госэкзамене. Самые интересные отклики будут вынесены на обсуждение профессионального и экспертного сообщества. Ежегодно во время и после завершения экзаменационной кампании Рособрнадзор проводит сбор мнение и предложений о том, чего не хватает и что мешает участникам ЕГЭ, как сделать процедуру более комфортной и прозрачной и т.д. Поделиться своим мнением можно по адресу электронной почты ege2019@obrnadzor.gov.ru до 1 августа."ЕГЭ – это не застывший инструмент, он развивается, и мы внимательно прислушиваемся к любым конструктивным предложениям, чтобы при необходимости улучшить и донастроить какие-то элементы проведения государственной итоговой аттестации", – заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. http://www.ug.ru/news/28262

24.06.2019

Голикова назвала три главные особенности ЕГЭ в 2019 году

В 2019 году организаторы Единого государственного экзамена (ЕГЭ) ввели три новые особенности проведения, которых не было ранее. Об этом 24 июня сообщила заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова на пресс-конференции, передаёт корреспондент ИА REGNUM. «Хотела бы остановиться на трёх наиболее крупных изменениях. Первое — ЕГЭ дополнили китайским языком. Второе — завершён переход для республики Крым и города Севастополь. Выпускники из этих регионов прошли ЕГЭ по общим правилам. Третье — введена норма выбора по уровню ЕГЭ по математике — базовая и профильная. По нашему мнению, это удачное решение», — сказала Голикова.

В 2019 году участие в экзамене приняли почти 750 тысяч человек, из которых 662 тысячи — выпускники текущего года. Серьёзных сбоев во время экзаменов не зафиксировано. Во время основного периода ЕГЭ было 5713 пунктов проведения экзамена, около 51 тысячи аудиторий. Экзамены прошли во всех регионах России и 54 странах за рубежом.Наиболее популярными предметами стали обществознание, которое сдавали 315 тысячи человек, физика — 139 тысячи человек, биология — 124 тысячи граждан.

https://regnum.ru/news/society/2653461.html

Два участника ЕГЭ-2019 получили по 400 баллов

Подведены предварительные итоги ЕГЭ-2019. Как рассказал сегодня в ходе пресс-конференции глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, в эту экзаменационную кампанию двум одиннадцатиклассникам удалось получить по сто баллов за каждый из четырех предметов.

– По нашей оценке, единый государственный экзамен прошел на достаточно высоком организационном уровне. Мы не отмечаем каких-то серьезных сбоев, хотя были у нас некоторые проблемы. Но такой сложный процесс с таким большим количеством участников не может проходить на 100% без всяких отклонений, тем не менее Рособрнадзор вместе с коллегами из субъектов РФ успешно справились со всеми проблемами и поставленными задачами, – заявила на пресс-конференции вице-премьер Татьяна Голикова. Участие в основном периоде ЕГЭ-2019 приняли почти 750 тысяч человек, из них 662 тысячи – выпускники текущего года. Мониторинг вели свыше 7 тысяч федеральных общественных наблюдателей и 2 тысяч онлайн-наблюдателей. Во всех ППЭ использовалась технология печати экзаменационных материалов в аудиториях, в восьми регионах апробирована технология передачи экзаменационных материалов в ППЭ по Интернету.– В этом году мы такую технологию апробировали, сейчас проведем детальный анализ, и если будем повсеместно переходить на передачу экзаменационных материалов по интернету, то мы должны быть максимально уверены в том, что никаких сбоев не будет. Вводя новые технологии, мы должны понимать, что они будут устойчивыми, – заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. По данным ведомства, результаты экзаменов по всем предметам не демонстрируют никаких аномалий, средние тестовые баллы незначительно изменились по сравнению с прошлым годом. "Улучшились результаты по профильной математике, что связано с реализацией Концепции развития математического образования в РФ, истории, что является следствием реализации историко-культурного стандарта, и английскому языку, что может быть связано с целенаправленной работой школ по подготовке к предстоящему введению с 2022 года обязательного ЕГЭ по иностранным языкам", – говорится в сообщении Рособрнадзора. Количество стобалльных работ по сравнению с прошлым годом увеличилось на 557 – до 6 729. Два участника ЕГЭ-2019 смогли набрать 400 баллов по четырем предметам, 30 участников стали трехсотбалльниками. Почти на 26 тысяч – до 302 тысяч выросло число высокобалльных работ (от 81 до 100 баллов).– Чтобы хорошо выступить на экзаменах, нужно учиться в школе. Важно иметь базу по предметам и уделять внимание не столько подготовке непосредственно к экзаменам, сколько изучению наук, которые интересуют. Я учился в физико-математическом классе, и у меня была хорошая база по предметам, поэтому не было особых трудностей. И, конечно, многое решает самостоятельная работа, - поделился секретом своего успеха четырехсотбалльник, выпускник тульского лицея №2 Даниил Дрябин. В 2019 году ЕГЭ сдавали 6,7 тысяч участников с ограниченными возможностями здоровья. Их результаты по большинству предметов также немного улучшились по сравнению с 2018 годом. Впервые в 2019 году был проведен ЕГЭ по китайскому языку. Средний тестовый балл по китайскому языку составил 62,5. Одна участница ЕГЭ по китайскому языку из Москвы набрала 100 баллов. В связи с окончанием переходного периода для выпускников Республики Крым и Севастополя с 2019 года ЕГЭ стал основной формой проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования для 14 тысяч выпускников их этих регионов. "ЕГЭ в Крыму и Севастополе в 2019 году прошел на высоком организационном уровне, подтвердив полную готовность этих регионов к данной форме итоговой аттестации", – отметили в Рособрнадзоре. За различные нарушения во время основного периода ЕГЭ-2019 было удалено с экзаменов 812 человек, число удаленных сократилось по сравнению с прошлым годом. Самыми распространенными нарушениями по-прежнему остаются наличие мобильных телефонов (355) и шпаргалок (323). http://www.ug.ru/news/28259

Дефицит учителей-предметников в российских школах увеличился

По данным ОНФ, доля учителей, которые сообщают, что в их школах не хватает педагогов-предметников, за год выросла с 48 до 51%. Учителя увольняются и в конце, и в середине года, а иногда уходят целыми командами – по шесть-восемь человек. Эксперты Общероссийского народного фронта и фонда "Национальные ресурсы образования" во втором квартале этого года провели опрос среди педагогов. О результатах мониторинга рассказали в пресс-службе ОНФ. О том, что в их школе не хватает предметников, сообщила половина опрошенных учителей – 51%. Где-то речь идет об отсутствии одного-трех педагогов – так ответили 36% респондентов, где-то – о четырех-пяти (10,6%), а в отдельных случаях дефицит кадров доходит до десяти человек (0,4%).Также выяснилось, что учителя увольняются и в конце, и в середине года, иногда уходят командами по шесть – восемь человек. О нехватке педагогов говорят как в сельских школах (54%), так и городских (50%). Только четверть опрошенных сообщили, что за прошедший учебный год состав и численность коллектива не менялись, а 7% – что учителя не увольнялись и даже приходили новые. Более трети участников опроса (38%) отметили, что замену уволившимся коллегам нашли с трудом. "Некоторые учителя преподают по три предмета, пройдя только курсы переподготовки. Замену учителям находят качественно хуже",

– Ставропольский край.

"В начальной школе двое учителей согласились подхватить два класса, но на будущий год учителей так и не нашли. По английскому языку постоянная текучка: принимают молодых специалистов, студентов, но они не выдерживают и года. В данный момент уволились сразу три молодых учителя английского", – Алтайский край. Часто ушедшему из школы педагогу так и не получается найти замену: об этом сообщили 22% учителей. При этом муниципалитеты, узнав об увольнении предметников, рекомендуют некоторым школам обходиться "своими силами", чтобы средняя зарплата в школе соответствовала нужному уровню. "Негласный приказ – не увеличивать количество учителей. Даже если учитель уволился, его часы перераспределяются"; "Распределяли нагрузку среди оставшихся педагогов, в том числе и не по профилю".

Из ответов педагогов – участников опроса:

Респонденты чаще всего говорят об отсутствии в их школе учителя математики (34%), иностранного (32%) и русского (25%) языков, начальных классов (24%), физики (18%). В результате к преподаванию математики привлекают учителей начальных классов. А их нехватку компенсируют за счет учителей среднего звена, уроки русского языка и математики ведут библиотекари.– Есть школы, где один педагог ведет математику, историю и английский язык, а другой – физику, изобразительное искусство и ОБЖ. Сельский учитель физкультуры может преподавать еще и английский язык, а учитель информатики – музыку и ИЗО. Тем временем в нацпроекте "Образование" поставлены амбициозные цели, выполнение которых напрямую зависит от учителей, их возможности расти профессионально и желания продолжать работать в школе, – отметила член Центрального штаба ОНФ, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

Педагоги обращают внимание на то, что растет средний возраст учительского состава.

"Педагогический коллектив в основном – за 40 лет, из молодых – только один. Пенсионеров – 19 из 40. Если они уйдут, замены нет"; "В последнее время началась текучка: приходят молодые и сбегают"; "В этом году был молодой учитель – приезжал из другого города (100 км), в следующем году его не будет";"Летом увольняются минимум три учителя. Прошлым летом ушли двое. Половина коллектива – на пенсии. Молодые учителя приходят на год и уносят ноги в ужасе".

Из ответов педагогов – участников опроса. Как показывает опрос, об уходе из школы сегодня думает примерно пятая часть педагогов (18%), поскольку им очень тяжело работать в сложившихся условиях, а 2% учителей уже решили уволиться или уже написали заявление. Основные причины – невысокая зарплата, нестабильность стимулирующих выплат, растущий объем задач, не связанных с обучением детей, необходимость оснащать кабинеты за свой счет, давление администрации и родителей.– Национальный проект "Образование" пока не дает ответа на главный вопрос: кто будет выводить российскую школу в десятку лучших? Именно от учителя зависит, сможет ли ребенок учиться по индивидуальной образовательной траектории, поучаствует ли в онлайн-уроке, проявит ли интерес к волонтерству. Нужно возвращаться к вопросу системы оплаты труда, финансировать целевую подготовку сельских учителей – у муниципалитетов далеко не всегда хватает на это средств, – убеждена Любовь Духанина. – Нужно обеспечить четкое соблюдение прав и гарантий педагогов. Каждый шаг, который совершают органы власти, должен освобождать время учителя и создавать новые возможности, а не увеличивать давление. На это должно работать все: Федеральный государственный образовательный стандарт, Национальная система учительского роста, цифровая школа, центры профессионального мастерства. Мы должны создать условия, в которых эффективный педагогический труд снова станет возможным в каждой школе. Результаты опроса вместе с данными о средних зарплатах учителей и ожиданиями педагогов от реализации нацпроекта "Образование" эксперты ОНФ направят в Министерство просвещения России и региональные органы управления образованием. Напомним, сегодня в ходе парламентских слушаний в Госдуме Ольга Васильева сообщила о дефиците молодых учителей в российских школах и кадровых проблемах на селе. http://www.ug.ru/news/28258

 

В Госдуме обсудили проблемы малокомплектных школ

В Госдуме состоялись парламентские слушания, посвященные теме повышения качества образования в России. На них, в частности, обсуждались проблемы малокомплектных школ. Председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что "эту тему нельзя отдавать только на решение регионов, потому что финансовая обеспеченность регионов разная".В Госдуме прошли большие парламентские слушания "О мерах по повышению качества образования в РФ". Министр просвещения РФ Ольга Васильева выступила с докладом о состоянии современного образования. В нем глава ведомства обратила внимание и на малокомплектные школы. "Важно обеспечить баланс между городскими, сельскими и малокомплектными школами", — подчеркнула она.– Главное для нас – это выровнять качество образования при составлении малокомплектных школ, потому что я убеждена, что если закрывается школа – прекращается жизнь на селе . Школа – это социокультурный центр, — заявила Ольга Васильева. В ходе слушаний министр рассказала и о кадровых проблемах сельских школ. По данным Минпросвещения, 21,5% учителей в них читают предметы не по своему профилю, в городе совмещение составляет 12,8%."Считаю недопустимой ситуацию, когда учителя физической культуры читают информатику. Очевидно, что качество образования в большинстве случаев снижается", — заявила Ольга Васильева, отметив, что на сегодняшний день информатику ведут 306 учителей физической культуры. Говоря о малокомплектных школах, Вячеслав Володин отметил, что "эту тему нельзя отдавать только на решение регионов, потому что финансовая обеспеченность регионов разная". Он напомнил, что 13 регионов РФ — доноры, и они могут сами решить проблему малокомплектных школ, защитить их. Остальные регионы – реципиенты, и "получится, что расходы на малокомплектные школы Минфин будет относить к нецелевым".– Было бы правильно, исходя из поручения Президента, подготовить нормативную базу, и эта нормативная база должна быть на уровне Правительства принята. Тогда будут единые подходы, и, что самое главное, дети и малокомплектные школы, в которых эти дети учатся, не пострадают, — заявил он и подчеркнул, что проблема малокомплектных школ требует решения, так как сейчас зарплаты в них минимальные. Такие школы закрываются, однако "есть регионы, где малокомплектных школ до 50%", и этот вопрос надо решать. По словам спикера Госдумы, важно, чтобы Министерство просвещения как профильное ведомство определило концепцию. "А дальше будем обсуждать при принятии бюджета на следующий год", — добавил Вячеслав Володин.

http://www.ug.ru/news/28256

 

Ольга Васильева заявила, что молодые учителя боятся идти в школу

Выступая в ходе парламентских слушаний в Госдуме, министр просвещения РФ Ольга Васильева рассказала о кадровой проблеме в учительской среде. По словам министра, лишь половина выпускников педвузов "доходит непосредственно до школьного класса".В Госдуме проходят большие парламентские слушания "О мерах по повышению качества образования в РФ". По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, на слушания вынесены "острые вопросы — обеспеченность школ учителями, особенно в сельских районах, снижение бюрократической нагрузки на учителей, качество образования в целом. Необходимо проанализировать эффективность мер социальной поддержки учителей".Министр просвещения РФ Ольга Васильева выступила с докладом о состоянии современного образования. Она сообщила, что на реализацию национального проекта "Образование" запланировано 785 млрд. рублей. "Эффект будет заключаться в повышении качества образования через его обновление и содержание и инфраструктуры. Но главное, мы понимаем, что без духовного проводника, которым является учитель, у нас ничего не получится", — сказала Ольга Васильева. Она рассказала о программе "Учитель будущего", с помощью которой, в частности, в регионах будет организована система непрерывного образования для педагогов. Министр отметила необходимость снижения отчетной работы для учителей."Забюрократизированность остается главной проблемой школьного дня. Потому что перед системой эта проблема стоит очень остро. Множественные инстанции, социальные службы, налоговые, МЧС с настоятельными рекомендациями проводить определенные мероприятия все с требованием обязательных отчетов. Мы пришли к выводу, и я хочу, чтобы меня услышали, в школе должно остаться, и останется четыре документа: рабочая программа по предмету, календарно-тематическое планирование, электронный журнал, электронный дневник", — отметила Ольга Васильева, подчеркнув, что в рамках цифровой образовательной среды уже в этом году подготовлен исчерпывающий перечень документов, который вносится только один раз. Ольга Васильева рассказала о кадровой проблеме в учительской среде. "На сегодняшний день у нас очень мало людей, которые идут в профессию после вузов", — отметила она, уточнив, что 39% учителей в настоящее время старше 50 лет."Только 70% поступающих получают диплом, только половина выпускников доходит непосредственно до школьного класса. Это большие цифры. Молодые учителя просто боятся идти в школу. Почему? Ответы разные: вопрос об оплате, вопрос об отчетности и другие вопросы", — сказала Ольга Васильева. По ее словам, причиной страха может стать то, что студентам педагогических вузов не хватает практики."Учителя, сидящие в зале, знают, что молодые учителя просто боятся идти в школу, потому что стандарт образовательный построен таким образом, что только 50 часов из курса обучения — это практика. Конечно, это недопустимо и с этим нужно что‑то делать", — подчеркнула министр. Напомним, согласно данным очередного цикла международного исследования TALIS, в нашей стране учитель работает в среднем 21 год – это на четыре года больше среднего по странам-участницам исследования. Средний возраст российского учителя остается на уровне 45-46 лет. В отчете указано процентное распределение учителем по возрастным группам. Так, в России 11% учителей до 30 лет, в целом по странам – 12%. В категории от 30 до 49 лет это соотношение составляет 47% и 57%. Наконец, педагогов в возрасте 50+ в РФ, по результатам TALIS, больше, чем в среднем по странам-участницам: 42% против 31%. Большинство директоров российских школ находится в возрасте от 40 до 59 лет (73%), что соответствует среднему распределению по всем странам-участницам исследования. http://www.ug.ru/news/28255

 

Власти прогнозируют сокращение числа бюджетных мест в вузах к 2024 году

Согласно докладу Правительства Федеральному собранию о политике в сфере образования, через пять лет число бюджетных мест в российских вузах сократится на 17%, а абитуриентов станет больше на 15%. Следовательно, конкурс в среднем составит 1,9 человека на место против нынешних 1,4. В докладе представлен прогноз суммарной численности выпускников школ и иностранных абитуриентов и контрольных цифр приема на бюджетные места по годам до 2024-го. Как сообщают "Известия", последний показатель в 2017 году составлял 575,7 тыс. мест, затем он вырос до 597,6 тыс. и к 2019-му снизился до 518,4 тыс. В 2020 году прогнозируется его дальнейшее снижение на 2% и далее на 4% ежегодно — до 432,4 тыс. бюджетных мест в 2024-м.Число же выпускников школ и иностранных абитуриентов, напротив, будет планомерно расти примерно на 2–5% в год, и к 2024 году их будет 823,8 тысячи. Конкурс на "бюджет" увеличится на 0,5 человека на место. По данным "Известий", увеличение числа поступающих главным образом связано не с демографическим фактором, а с целевым ростом числа иностранных абитуриентов. Рост количества студентов из других государств как минимум вдвое — до 425 тысяч человек — предусмотрен нацпроектом "Образование".В некоторых вузах (СПбГУ, НИУ ВШЭ, МФТИ, МИСиС) не подтвердили грядущее сокращение бюджетных мест. Эксперты полагают, что тенденция коснется в основном регионы. "Перспективная молодежь будет уезжать в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, чтобы учиться в федеральных учреждениях, где бюджетные места будут. Немногие из них вернутся домой. Соответственно, поднимать экономику депрессивных регионов будет некому, и это тревожная тенденция", — цитируют "Известия" президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова. По его мнению, необходимы дотации из федерального бюджета для увеличения числа бесплатных мест в региональных вузах: "Ведь именно депрессивные регионы больше всего нуждаются в лучших специалистах. Их проблематично привлечь из преуспевающих субъектов. Поэтому нужно сделать так, чтобы перспективная молодежь не уезжала, а имела возможность выучиться дома и затем внести вклад в развитие своего региона".

http://www.ug.ru/news/28253

На создание центров опережающей профессиональной подготовки в России выделят 5 миллиардов рублей

21 июня состоялась Минская встреча министров образования, в которой приняли участие представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Киргизии, России и Узбекистана. В рамках встречи прошел семинар "Профессиональное образование в условиях смены технологических укладов". Выступая в ходе него, Ольга Васильева подчеркнула, что обсуждение темы модернизации профобразования имеет ключевое значение для всех стран. Она рассказала, что в России уже более половины школьников выбирают для получения будущей профессии колледжи и техникумы."У нас складывается абсолютно новый облик системы среднего профессионального образования, она становится привлекательной для выпускников школ", – передает слова Ольги Васильевой пресс-служба Минпросвещения России. В состав национального проекта "Образование" включен ориентированный на развитие системы СПО федеральный проект "Молодые профессионалы".По словам министра, к 2024 году в РФ не менее 25% студентов колледжей будут проходить промежуточную и государственную итоговую аттестацию с использованием демонстрационного экзамена, а более 35 тысяч мастеров производственного обучения повысят квалификацию по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия. Кроме того, должна существенно обновиться инфраструктура подготовки рабочих кадров, в том числе появятся не менее 5 тысяч новых мастерских, оснащённых материально-технической базой по приоритетным компетенциям. Новым элементом инфраструктуры системы СПО станут центры опережающей профессиональной подготовки.– Для того чтобы сегодня дать возможность профессиональной подготовки по коротким программам людям любых возрастов, мы создаем центры опережающей профессиональной подготовки с обучением по программам до шести месяцев для работающего и незанятого населения. Это также обеспечивает обучение граждан в течение всей жизни. На создание таких центров из бюджета выделяется 5 миллиардов рублей. Итогом этой работы должно стать создание таких условий, которые позволят подготовить рабочие кадры в системе СПО на высочайшем уровне, – резюмировала Ольга Васильева. Она также напомнила, что Россия в августе текущего года принимает мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills International в Казани. Участники Международного семинара приняли резолюцию, в которой отмечена необходимость сближения национальных систем профессионального образования. Для решения этой задачи определят современные механизмы межгосударственного сотрудничества по развитию профессионального образования. http://www.ug.ru/news/28252
Печать