Архив новостей

ДАЙДЖЕСТ 17.06.2019 – 23.06.2019

ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

НОВОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ДАЙДЖЕСТ 17.06.2019 – 23.06.2019)

23.06.2019

В России сокращается число усыновлений детей-сирот иностранцами

Число случаев, когда иностранцы усыновляют российских детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжает сокращаться по данным с 2012 года по 2018 гг. Как следует из статистики министерства просвещения России, на которую ссылается "Интерфакс", если в 2012 году иностранцами было усыновлено 2 604 российских ребенка, то в 2018 году этот показатель составил лишь 289 детей (причем 67% всех усыновлений - 196 - приходятся на Италию). Таким образом, иностранное усыновление в России сократилось в девять раз. В 2012 году лидерами по числу усыновлений российских детей были США (646 детей), Италия (762), Испания (502) и Франция (245), но к 2018 список стран-лидеров по этому показателю изменился. На первом месте в 2018 году находится Италия (196), на втором месте с большим отрывом – Испания (35), на третьем – Франция (22).В 14 раз за шесть лет сократилось усыновление россиян гражданами Испании (с 502 до 35), в 11 раз – гражданами Франции (с 245 до 22), в 18 раз – Германии (с 129 до 7), более чем в пять раз – Израиля (с 86 до 15).Перестали усыновлять российских детей граждане и подданные Великобритании, Канады, Ирландии, Финляндии, Швеции, Мальты и Словении. Между тем, в 2012 году подданные Великобритании усыновили 33 ребенка, граждане Канады – 41, Ирландии – 30, Финляндии – 18, Швеции – 39, Мальты – 12, Словении – 21.Граждане США не могут выступать усыновителями по резонансному "закону Димы Яковлева", принятому в 2012 году в ответ на принятый в США "акт Магнитского". Законом, в частности, запрещена передача российских детей на усыновление гражданам США. Фактически усыновление американцами российских детей было прекращено с 1 января 2013 года. "Закон Димы Яковлева" назван по имени двухлетнего мальчика из России, который погиб в 2008 году в США после того, как приемный отец оставил его на целый день в машине на солнцепеке. Согласно статистике Минпросвещения, уже в 2013 году американцы усыновили лишь 25 несовершеннолетних граждан РФ (вступили в силу решения судов, принятые в конце 2012 года). Еще 14 детей были усыновлены американскими гражданами в 2014 году; как следует из примечания, это "численность детей, усыновленных в Республике Крым до вхождения в состав Российской Федерации". В последующие годы данные о гражданах Соединенных Штатов, усыновивших россиян, отсутствуют. http://www.ug.ru/news/28251

22.06.2019

В Минске прошла встреча министров образования

21 июня в Республике Беларусь состоялась Минская встреча министров образования с участием представителей министерств и ведомств в сфере образования Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Узбекистан. Во встрече приняла участие глава Минпросвещения России О.Ю. Васильева. Выступая с докладом на Международном семинаре «Профессиональное образование в условиях смены технологических укладов», который прошёл в рамках встречи министров, О.Ю. Васильева подчеркнула, что обсуждение темы модернизации профобразования имеет ключевое значение для всех стран.– Сегодняшняя повестка – это начало ответа на вопросы, как должно идти развитие национальных систем подготовки рабочих кадров и что нам нужно делать, чтобы идти по пути построения эффективной экономики. На все вызовы придётся отвечать, в том числе путём модернизации подготовки кадров всех уровней, и в первую очередь за счёт совершенствования системы профессионального образования. Именно эта система даёт возможность подготовить кадры в короткие сроки, а это необходимо для эффективной модернизации и технологического развития наших стран, – сказала Министр. О.Ю. Васильева отметила, что в Российской Федерации в настоящее время уже более половины школьников выбирают для получения будущей профессии колледжи и техникумы.– У нас складывается абсолютно новый облик системы среднего профессионального образования, она становится привлекательной для выпускников школ, – заявила Министр. Глава Минпросвещения пояснила, что для решения поставленных руководителем страны задач в Российской Федерации реализуется национальный проект «Образование», в состав которого включен ориентированный на развитие системы СПО федеральный проект «Молодые профессионалы».Министр информировала, что к 2024 году в Российской Федерации не менее 25 процентов студентов колледжей будут проходить промежуточную и государственную итоговую аттестацию с использованием демонстрационного экзамена, а более 35 тысяч мастеров производственного обучения повысят квалификацию по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия. Кроме того, существенно обновится инфраструктура подготовки рабочих кадров, в том числе появятся не менее 5 000 новых мастерских, оснащённых материально-технической базой по приоритетным компетенциям. Новым элементом инфраструктуры системы СПО станут центры опережающей профессиональной подготовки.– Для того чтобы сегодня дать возможность профессиональной подготовки по коротким программам людям любых возрастов, мы создаем центры опережающей профессиональной подготовки с обучением по программам до шести месяцев для работающего и незанятого населения. Это также обеспечивает обучение граждан в течение всей жизни. На создание таких центров из бюджета выделяется 5 миллиардов рублей. Итогом этой работы должно стать создание таких условий, которые позволят подготовить рабочие кадры в системе СПО на высочайшем уровне, – резюмировала О.Ю. Васильева. Она также напомнила, что Россия в августе текущего года принимает мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills International в Казани. Участники Международного семинара приняли резолюцию, в которой отмечена необходимость сближения национальных систем профессионального образования. Для решения этой задачи определят современные механизмы межгосударственного сотрудничества по развитию профессионального образования. В ходе встречи министров в столице Республики Беларусь её участники также ознакомились с опытом подготовки специалистов в Минском государственном автомеханическом колледже имени академика М.С. Высоцкого и посетили ресурсный центр электроники и приборостроения Минского радиотехнического колледжа, на базе которого проводится подготовка сборной WorldSkills Республики Беларусь по компетенции «Электроника». https://edu.gov.ru/press/1521/v-minske-proshla-vstrecha-ministrov-obrazovaniya/

Ольга Васильева заявила, что не согласна с утверждением о милитаризации российской школы

22 июня, в День памяти и скорби, "Комсомольская правда" опубликовала большое интервью с министром просвещения РФ Ольгой Васильевой. Глава министерства, в частности, ответила на вопросы о том, какое место в учебниках истории отводится периоду Великой Отечественной войны и как она относится к парадам школьников в военных костюмах. ​По мнению Ольги Васильевой, необходимо чаще говорить с современными детьми о Великой Отечественной войне, "чтобы они представили: тогда полегло 6,8 миллиона ребят, которые в ту пору были ненамного старше нынешних школьников".Отвечая на вопрос о содержании школьных учебников и месту, отведенному в них периоду Великой Отечественной войны, министр отметила важность "хорошего, красивого, понятного языка". "Достучаться можно до любого. Мальчишки прекрасно учат военную историю. У девчонок с этим потяжелее. Но учебники, которые сейчас написаны по периодам войны, сложно понять. Они переполнены сухой статистикой. Литература, как и история, – это предметы, которые формируют человека. В литературе мы встречаемся с произведениями, которые тебя трогают. Ты вместе с автором сопереживаешь героям. А в истории сухость изложения не дает результата", – сказала Ольга Васильева в ходе интервью. Она сообщила, что в Москве издан учебник "Рассказы по истории России" по аналогии с "Рассказами по истории СССР".– Здорово сделали. Чтобы маленький народ читал увлекательные рассказы. Должна быть история в лицах. А туда могут ложиться основные темы, хронология, факты. Человек через эмоциональное восприятие очень многое запоминает. Особенно молодой, – подчеркнула глава ведомства. Обозреватель "КП" Александр Милкус также поинтересовался у министра, можно ли считать возвращением памяти то, что сегодня детей одевают в военные костюмы и они маршируют на плацу. "Детям нравится участие в этом. Им нравится красивая форма, которая, кстати, недешево стоит. То, что там происходит, дает положительный результат. Что бы ни делали хорошего, оппоненты будут всегда", – ответила глава Минпросвещения России. Ольга Васильева заявила также о том, что принципиально не согласна с утверждением, что школа военизируется."Вас туда насильно тащили? Нет. Форму заставляли покупать и надевать? Нет. Вы с ребенком, который в таком смотре участвовал, поговорили? Нет. Но ярлык повесили. Директор в "Артеке" мне говорит: накануне Дня Победы первый раз за долгие годы провели "Зарницу". Не представляете, какое было оживление среди ребят. Знамя подняли на скале вместе с "Альфой". В мое школьное время тоже были смотры, песни и в "Зарницу" играли. Но был и театральный кружок. Ставили "Евгения Онегина" в девятом классе. Это хорошо или плохо? Хорошо. А за границей? Сколько лет скаутскому движению? И форма у них есть. И маршируют, песни поют… И никто не говорит, что детей милитаризируют", – выразила свою точку зрения министр. http://www.ug.ru/news/28248

Минпросвещения предлагает использовать на уроках виртуальные лаборатории и компьютерные игры

Минпросвещения представило Правила предоставления субсидий на разработку цифровых учебно-методических комплексов, учебных симуляторов, тренажеров и виртуальных лабораторий для использования на уроках математики, информатики и технологии в рамках экспериментальной деятельности по модернизации ‎и развитию системы образования. Соответствующий документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. До 5 июля он проходит стадию общественного обсуждения. Проект предусматривает осуществление ‎в течение пяти лет эксперимента по модернизации ‎и развитию системы образования по разработке, апробации и внедрению новых средств обучения и воспитания, основанных на современных цифровых технологиях. В рамках эксперимента предлагается разработать, апробировать и внедрить в образовательный процесс школ, организаций дополнительного образования детей, техникумов и колледжей такие цифровые средства обучения и воспитания ‎по предметным областям "Математика", "Информатика" и "Технология", как цифровые учебно-методические комплексы, цифровые учебные симуляторы, цифровые тренажеры, виртуальные лаборатории и игровые виды цифровых образовательных ресурсов. "Игровые виды цифровых образовательных ресурсов составляют компьютерные игры, развивающие электронные образовательные ресурсы, игровые мобильные приложения, используемые в качестве средств обучения", – уточняется в пояснительной записке к документу. Предполагается, что эти средства позволят "оперативно сформировать у обучающихся и педагогических работников умения и навыки по использованию современных информационных технологий ‎в процессе обучения, будут способствовать повышению адаптивности процессов обучения и воспитания к индивидуальным особенностям обучающихся, а также развитию положительной мотивации обучающихся к процессу обучения". Кроме того, внедрение цифровых средств в образовательный процесс должно создать условия своевременной подготовки кадров с необходимыми компетенциями в условиях цифровой трансформации экономических отношений. Функции по обеспечению проведения эксперимента предлагается возложить на российскую организацию – единого оператора, которым будут координироваться мероприятия и взаимодействие участников. Финансовое обеспечение проведения эксперимента будет осуществляться ‎за счет грантов в форме субсидий из федерального бюджета. http://www.ug.ru/news/28245

21.06.2019

Владимир Путин поздравил выпускников с окончанием школы

"Школа была для вас вторым родным домом, и думаю, что вы понимаете, что заслуга в этом, прежде всего, педагогов, ваших наставников, требовательных, строгих и доброжелательных. Они искренне заботились о вас, открывали богатейший мир знаний, помогали каждому найти и почувствовать свой талант, учили быть достойными, порядочными людьми, ценить дружбу, преодолевать трудности. И сколько бы времени ни прошло, ваши педагоги никогда вас не забудут, всегда будут рады видеть вас. Помните и вы о своих учителях, помогайте и поддерживайте их", – обратился к выпускникам президент. По словам главы государства, главное для бывших школьников сейчас – определиться с профессией, поступить в выбранное учебное заведение и "стать отличными, грамотными, востребованными специалистами". "Очень важно, чтобы дело, которому вы будете служить, было по призванию и по душе. Только тогда полностью реализуются ваши лучшие качества, дарования и способности, вы сможете принимать серьёзные решения, вносить свой вклад в развитие России, стать настоящими гражданами своей страны, ответственными за её будущее. Гордитесь нашей великой Родиной, и она обязательно будет гордиться вами, вашими достижениями, передовыми знаниями, смелыми открытиями, той молодой энергией, которая, убеждён, позволит вашему поколению вывести Россию на новые победные рубежи", – призвал ребят Владимир Путин, пожелав им успеха.http://www.ug.ru/news/28238

Минпросвещения и Минкульт выступили против перевода ДШИ на систему именных сертификатов допобразования

Минпросвещения и Минкультуры России выступили против перевода учащихся детских школ искусств на систему персонифицированного финансирования дополнительного образования. Сообщение об этом распространила 21 июня пресс-служба Минкульта. "Минпросвещения впервые поддержало позицию Минкультуры России по сохранению существующей модели финансирования детских школ искусств", – заявили в министерстве. Оба ведомства рекомендуют не переводить учащихся по программам предпрофессионального художественного образования детских школ искусств на систему персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО). Такие сведения содержатся в документе с рекомендациями главам субъектов РФ, подписанном руководителями обоих министерств. ПФДО — новая схема финансирования дополнительного образования детей, предусматривающая закрепление за ребенком денежных средств для оплаты выбираемого дополнительного образования с последующей передачей средств в выбранную организацию. На каждого ребенка оформляется сертификат с уникальным номером, куда приходят деньги от государства, которыми можно расплатиться за дополнительные образовательные услуги. Схема действует в виде эксперимента в 42 регионах РФ. Распространение ПФДО осуществляется в рамках нацпроекта "Образование" при поддержке субсидии из федерального бюджета."Минкультуры России и Минпросвещения России рекомендуют не распространять ПФДО на предпрофессиональные программы ДШИ, предусмотрев при этом использование сертификата ПФДО в ДШИ для расширения практики реализации дополнительных общеразвивающих программ, направленных на гармоничное развитие личности ребенка", — говорится в документе с рекомендациями. В качестве аргумента отмечается, что реализация обучающих программ в детских школах искусств "направлена на многолетнее получение детьми системного начального образования в сфере выбранного вида искусства, требует индивидуального обучения и связана с конкурсным отбором детей". – Предпрофессиональные программы в детских школах искусств — важная часть сложившейся, уникальной отечественной системы трехуровневого художественного образования. Нам важно сохранить эту классическую систему подготовки, которая позволяет отбирать, готовить и выпускать талантливых детей. Попросим глав регионов взять под контроль сохранение этих программ традиционно бесплатными для учащихся в полном объеме, — сказал министр культуры РФ Владимир Мединский.

http://www.ug.ru/news/28240

Для школьников разработали сборник по финансовой грамотности

В России представили сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для школьников. Его разработали в рамках совместной государственной программы Минпросвещения России и Банка России о повышении финансовой грамотности россиян. В период апробации более 75% учителей отметили целесообразность использования сборника на уроках математики. Разработчики уверены, что во время уроков математики задачи из сборника помогут школьникам научиться финансово грамотному поведению и управлять личными финансами. В феврале-марте этого года сборник проходил апробацию. В тестировании участвовали 100 педагогов 11 образовательных организаций из четырех регионов РФ: Кемеровской, Новгородской, Ульяновской областей и Москвы.Как сообщили в пресс-службе Минпросвещения России, более 75% учителей заявили о целесообразности использования сборника на уроках математики. Учителя отмечают высокий интерес со стороны детей к решению предлагаемых задач. "В ходе апробации педагоги также подчеркнули, что включение в урок задач из сборника не только развивает знания и умения учащихся в области математики, но также расширяет их кругозор и побуждает к самостоятельному изучению основ финансовой грамотности", – говорится в сообщении ведомства. Сборник представлен в трёх томах и охватывает все уровни школьного образования: с 1-го по 4-й класс, с 5-го по 9-й и старшие классы. В сборнике, помимо теоретических и практических задач, представлены задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Задания из сборника могут быть использованы как на уроках математики, так и для организации внеклассных мероприятий, интеллектуальных состязаний и конкурсов.

https://edu.gov.ru/press/1519/dlya-shkolnikov-razrabotali-sbornik-po-finansovoy-gramotnosti/

20.06.2019

650 тысяч одиннадцатиклассников оканчивают российские школы в этом году

В России началась пора выпускных вечеров. Для большинства одиннадцатиклассников экзамены остались позади. Впереди – вступительная кампания. По данным Минпросвещения России, в этом году со школой прощаются почти 650 тысяч одиннадцатиклассников. Выпускников поздравила министр Ольга Васильева.– Уверена, вы всегда будете с теплотой вспоминать школьные годы, своих педагогов и друзей, поэтому сегодня не стесняйтесь в выражении чувств благодарности в адрес своих учителей, они искренне верят в вас и без остатка вкладывали свои силы все эти годы. Будьте настойчивы на пути к цели. Искренне любите выбранное дело, стремитесь к высоким достижениям и профессионализму, не размениваясь на сиюминутные желания, – обратилась к выпускникам Ольга Васильева. Министр пожелала ребятам творческого вдохновения, амбициозных целей и уверенности в своих силах. В связи со стартом выпускных вечером Министерство просвещения РФ запустило в официальном сообществе в соцсети "ВКонтакте" акцию, в рамках которой выпускники школ могут выкладывать свои фотографии с хештегом #ЯВыпускник2019. Снимки попадут на обложку официального сообщества Минпросвещения России и сохранятся в специально созданном альбоме.

http://www.ug.ru/news/28235

Учителя из разных регионов РФ рассказали президенту о низких зарплатах

20 июня проходит очередная "Прямая линия с Владимиром Путиным". В этом году первые вопросы, которые прозвучали в студии программы, коснулись снижения доходов и низких зарплат россиян, в том числе учителей. Так, учитель высшей категории из Орла сообщила президенту о том, что получает 10 764 рубля. Также учитель высшей категории из Тверской области рассказала о 15 тысячах рублей зарплаты за месяц. Врач-отоларинголог в Мурманске получает 20 тысяч рублей, а пожарный из города Светлого Калининградской области – 12-16 тысяч рублей.– То, что говорили о 10 тысячах нужно реально проверить – что там происходит, почему, – прокомментировал президент. – Потому что нами впервые принято решение – мы довели МРОТ до прожиточного минимума, 11 280 рублей. И если человек работает на полную ставку, ему не могут платить меньше этой суммы. Тему снижения доходов, на которые указали многие россияне, обратившиеся на "Прямую линию", президент назвал "одной из самых наиболее острых и важных". В целом, говоря о зарплатах, президент заявил, что "рост есть – и в номинальном выражении, и в реальном". Так, в 2017 году, по его словам, средняя начисленная зарплата составляла 33,2 тысячи рублей, а в этом – почти 44-45 тысяч рублей.– В 2018 году рост был 8,5%, сейчас у нас 2-2,8%. Почему в прошлом году был такой рост? Во-первых, это восстановительный рост. Во-вторых, все-таки все уровни власти старались выполнить указы 2012 года, и в конце года даже начали начислять, начислять и начислять. Может быть, что-то и не выполнено по указам 2012 года, но если бы их не было, не было бы и такого результата. Это заставляет все уровни власти работать и добиваться результатов. Третье: мы повысили МРОТ до прожиточного минимума. Это коснулось около 44 млн. человек, – привел данные глава государства. Напомним, ранее преподаватель истории и философии одного из техникумов Курской области Александр Мамкин призвал учителей задавать во время "Прямой линии с Владимиром Путиным” вопрос, когда повысят базовый оклад работникам образования.

http://www.ug.ru/news/28232

ОНФ учредил конкурсную номинацию для детей, занимающихся образовательным волонтерством

Общероссийский народный фронт учредил конкурсную номинацию для детей, занимающихся образовательным волонтерством, сообщает пресс-служба ОНФ.ОНФ стал генеральным партнером детского конкурса «Классно быть хорошим!». В рамках проекта ОНФ «Равные возможности – детям» учреждена специальная премия – «Подари возможность».«Конкурс детских добрых дел, который проводит «Классный журнал», уже шестой год подряд пользуется популярностью у детей самых разных возрастов. Среди его участников – и малыши, и подростки, и старшеклассники. Всех их отличает стремление сделать мир лучше, вложить в него частичку себя. Победителем конкурса, по сути, является каждый участник, потому что, делая добрые дела, проиграть невозможно. А мы хотим оказать поддержку тем ребятам, которые создают для других детей новые возможности», – отметила координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. Номинация предназначена для детей, которые сами организуют кружки, мастер-классы, клубы по интересам, занятия с ребятами с ограниченными возможностями здоровья и другие образовательные мероприятия. Три победителя в номинации ОНФ получат подарочные сертификаты, которые смогут использовать на покупку книг, игрушек, канцелярских и спортивных товаров или техники. Кроме того, лауреатов пригласят поучаствовать в акции «Дети – детям» и записать свое видеообращение к другим ребятам.«Всем ребятам, которые проявят интерес к образовательному волонтерству, мы предложим продолжить работу и за рамками конкурса», – сказала Духанина. Конкурс «Классно быть хорошим!» проводят для детей от 5 до 17 лет. Для участия в нем надо написать рассказ или подготовить видеоработу о своих добрых поступках. Конкурс стартует 17 июня и продлится до 13 ноября включительно. Все участники конкурса получат дипломы, а победители и лауреаты – призы. Общероссийский народный фронт – это общественное движение, которое создано в мае 2011 года по инициативе президента РФ Владимира Путина и которое объединяет активных и неравнодушных жителей страны. Лидером движения является Владимир Путин. Главные задачи ОНФ – контроль за исполнением указов и поручений главы государства, борьба с коррупцией и расточительством, неэффективными тратами государственных средств, вопросы повышения качества жизни и защиты прав граждан.

http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/onf-uchredil-konkursnuyu-nominaciyu-dlya-detey-zan/

В четверг пройдут резервные ЕГЭ по информатике, биологии и химии

В четверг пройдут резервные Единые государственные экзамены по информатике, биологии и химии, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки. В резервные дни ЕГЭ сдадут более 80 тысяч человек. Ход экзаменов в регионах будут контролировать общественные наблюдатели и сотрудники Рособрнадзора. Во всех экзаменационных пунктах будет вестись видеонаблюдение и использоваться технология печати полного комплекта экзаменационных материалов для участников в аудиториях. В России ЕГЭ служит одновременно выпускным экзаменом в школе и вступительным экзаменом в вуз. Обязательными для получения аттестата об окончании российской школы являются ЕГЭ по русскому языку и математике. В 2022 году в число обязательных предметов для выпускников также планируется ввести иностранный язык. http://www.edu.ru/news/egegia/v-chetverg-proydut-rezervnye-ege-po-informatike-bi/

В Москве обсудили подготовку заключительного этапа конкурса «Воспитатель года России» в 2019 году

В Министерстве просвещения Российской Федерации прошел вебинар по вопросам подготовки заключительного этапа X Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2019 году, сообщает пресс-служба ведомства. В мероприятии приняли участие 62 субъекта Российской Федерации, представители учредителей конкурса – Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования, жюри, а также победитель IX Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2018 году, воспитатель детского сада № 52 «Котенок» г. Химки Московской области Анастасия Шлемко. На вебинаре была актуализирована значимость конкурса как фактора личностного и профессионального роста педагога, предложен возможный алгоритм подготовки конкурсанта, освещены вопросы проведения конкурсных испытаний (сочинение, доклад-презентация «Мой успешный проект», ток-шоу «Профессиональный разговор»), представлены критерии оценивания конкурсных испытаний. Заключительный этап X Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» состоится в Московской области с 16 по 21 ноября 2019 года. http://www.edu.ru/news/doshkolniki/v-moskve-obsudili-podgotovku-zaklyuchitelnogo-etap/

Массовые жалобы на нехватку школ и детсадов поступили на "Прямую линию с Владимиром Путиным"

В новых микрорайонах российских городов не хватает инфраструктуры, в частности, детских садов и школ. Многие вопросы, поступившие на "Прямую линию с Владимиром Путиным", были посвящены были именно этой теме. Президент заявил, что проблема станет еще острее. "Почему при строительстве новых комплексов не учитываются запросы жителей по школам, садам, инфраструктуре? Если нужны дети, надо же думать, в каких условиях они будут жить", – пишут из Подмосковья. В колл-центре программы сообщили, что в Вологде – огромная проблема с детскими садами, особенно в районах Ленинградском, Окружном и Гагарина. Жалуются жители и микрорайона Суворовского в Ростове-на-Дону, где детсады были предусмотрены на этапе строительства, "а сейчас на их месте строят новые высотки". Тревожное сообщение поступило из воронежского микрорайона Процессор: "Много молодых семей, школу обещали еще в 2017 году, а в итоге перенесли строительство на 2028-й. Куда дети будут ходить в школу эти 10 лет? Непонятно".Ранее "Учительская газета" писала о том, что видеообращение по поводу нехватки школ на "Прямую линию" направили родители из Екатеринбурга. В ходе эфира был принят видеозвонок из Красноярска от Ксении Бессоновой.– От лица жителей всего третьего микрорайона мы просим вас, пожалуйста, посодействуйте в строительстве школы, детского сада и парка в нашем микрорайоне, – обратилась Ксения к президенту. – У нас в Солнечном проживает более 70 тысяч населения, в основном это новостройки, в основном, молодые семьи с маленькими детьми. Женщина сообщила, что школы переполнены более чем в три раза: "У нас самый высокий уровень рождаемости был в Красноярске, но с социальной инфраструктурой большие проблемы. Нехватка детских школьных и дошкольных мест более трех тысяч. Жителей отстояли территорию под школу и детский сад в 3-м микрорайоне в 2018 году, потому что узнали о том, что на этом месте, где планировались школа и детский сад, решили построить жилые дома. Жители вышли с протестом, и данное разрешение на строительство отозвали"По словам Ксении, месяц назад жители микрорайона узнали о том, что на последнюю муниципальную землю, которая осталась под парк, администрация города также отдала под жилое строительство. "У нас, получается, где новостройки – это большинство всего района Солнечный – нет ни единой "зеленой" зоны, нет ни единого парка, ни сквера, то есть нашим детям негде гулять", – резюмировала Ксения Бессонова. Президент назвал такую ситуацию "упущением тех, кто принимал решение на местном уровне". Он добавил, что эта проблема станет еще острее в связи с переходом на новые формы жилищного строительства. "Мы снимаем нагрузку и риски, точнее даже – риски с граждан, чтобы не плодить новые проблемы с недостроем, и перекладываем эту нагрузку и эти риски на плечи финансовых организаций при поддержке государства", – пояснил Владимир Путин.– Но если в первом случае дольщики платили за это так или иначе, в конечном итоге это вкладывалось в стоимость всего жилья, то теперь по закону социальную инфраструктуру должно возводить государство: или государство, как Федерация, или регион, и при поддержке регионов муниципалитеты. По закону – да, но у них пока нет источника. И задача Правительства вместе с регионами Российской Федерации сейчас выработать правовую систему, которая бы обеспечила возведение социальной инфраструктуры наряду с жилищным строительством, и определить источники финансирования этого строительства, – заключил президент. Обращение также прокомментировал губернатор Красноярского края Александр Усс. Он сказал, что указанный микрорайон находится на окраине и "как-то особой зоной приоритетного внимания никогда не был". "В этом году там сдана школа и сдан детский садик, на открытии которого я сам был", – добавил глава региона. Губернатор заявил, что для него стала новостью передача земли под строительство коммерческого жилья. "Если это так, то мы подкорректируем это решение. При этом хочу отметить, что микрорайон находится на окраине города, и в этом смысле возможности для того, чтобы сделать там и парковую зону, по-видимому, мы найдем", – пообещал он. http://www.ug.ru/news/28234

Анна Кузнецова подвергла критике работу по постинтернатному сопровождению детей-сирот

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова провела рабочее совещание по вопросам реализации инициатив, призванных усовершенствовать законодательство в части постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В мероприятии приняли участие представители Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Министерства труда и социальной защиты населения РФ, Министерства просвещения РФ, а также Фонда поддержки социально незащищенных категорий граждан "Мы нужны друг другу" и Межрегиональной общественной благотворительной организации Российский комитет – "Детские деревни SOS".Детский омбудсмен сообщила, что, согласно данным государственной отчетности, в 2018 году из организаций для детей-сирот в учреждения профессионального образования выбыло 4 343 человека и трудоустроено 185 человек."Вместе с тем, по данным ведомственной статистики, ежегодно из организаций для детей-сирот выбывает еще от 2 до 3 тысяч по иным причинам, которые статистика вообще не учитывает. И отсюда вопрос – что это за иные причины? Куда уходят тысячи сирот и что с ними дальше происходит?", – передает слова Анны Кузнецовой пресс-служба уполномоченного.Детский омбудсмен обратила внимание на то, что в учреждениях Федеральной службы исполнения наказания в прошлом году среди несовершеннолетних содержалось 12% детей-сирот. Но статистика по гражданам, совершившим преступления и попавшим в систему ФСИН, старше 18 лет и имевших статус сироты, также не ведётся.– Если после 18 лет наши выпускники попадают в колонии – мы об этом не знаем, – сказала Анна Кузнецова, отметив, что проблема состоит в нечувствительности к этой категории детей федерального законодательства в целом. Также уполномоченный рассказала о результатах проведенного в регионах мониторинга оказания постинтернатного сопровождения. По его итогам нулевые или предельно низкие показатели дали Калмыкия, Еврейская автономная область, Хакасия, Калининградская и Орловская области. В качестве еще одного существенного пробела действующего законодательства детский омбудсмен отметила отсутствие упоминания о выпускниках сиротских учреждений как об отдельной категории граждан и об их постинтернатном сопровождении в национальных проектах и госпрограммах. В этой связи Анна Кузнецова представила ряд инициатив по совершенствованию законодательного регулирования на федеральном уровне постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Среди них – предоставление выпускникам сиротских учреждений социальной поддержки.– Сегодня, дискутируя на эту тему, мы можем услышать, что, если они будут нуждаться, тогда мы поможем. Но зачем же мы будем дожидаться, когда у выпускника станет все плохо, когда он попадет в безвыходное положение? Нам бы очень хотелось, чтобы в 442-й федеральный закон ("Об основах социального обслуживания граждан в РФ") были внесены изменения, которые априори определяли выпускника сиротского учреждения как лицо, которому необходимо оказывать социальную поддержку и сопровождение, безусловно с его согласия, — подчеркнула детский омбудсмен. Целый спектр предложений коснулся защиты прав выпускников сиротских учреждений на образование, в том числе речь шла о специальных условиях приема на обучение по программам среднего профессионального образования, поступления в суворовские и кадетские училища, а также о реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья из числа детей-сирот на получение профессионального образования на бесплатной основе. Третий блок предложений относился к защите прав детей-сирот на труд и на социальную защиту от безработицы. Детский омбудсмен отметила, что по данным Роструда, количество детей-сирот, обратившихся в службы занятости за содействием в поисках подходящей работы, в 2018 году составило 31 446 человек, из них трудоустроено 8 345 человек, что составляет лишь 26,5%.В этой связи Анна Кузнецова предложила внести законодательные изменения в части осуществления разработки и реализации региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости и организации временного трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обратить внимание на региональные практики решения этого вопроса. Завершая свое выступление, детский омбудсмен предложила участникам совещания создать временную комиссию при уполномоченном по правам ребенка для решения выше обозначенных вопросов.– Сегодня напрямую этой темой не занимается ни одно ведомство, часть проблем касается Министерства просвещения, часть – Минтруда, часть относится к компетенции иных ведомств. Мы понимаем, что у семи нянек дитя без глазу. Но, решив эту проблему, возможно обеспечив тот минимальный стандарт социальной помощи, закрепив законодательно выработанную нами модель постинтернатного сопровождения, мы с вами сделаем большой шаг к полноценной социализации этих детей, – подчеркнула Анна Кузнецова. Участники совещания единогласно поддержали предложение уполномоченного по правам ребенка и выразили согласие на участие в комиссии, которая займется подготовкой пакета поправок в законодательство, совершенствующих поддержку выпускников детских домов и других сиротских учреждений. http://www.ug.ru/news/28231

19.06.2019

Ректоры крупнейших вузов записали мотивационное обращение к выпускникам российских школ

В рамках федеральной акции «ТВОЙ ХОД» ректоры крупнейших вузов страны записали мотивационное обращение к выпускникам российских школ, сообщает пресс-служба АНО «Россия – страна возможностей».Они рассказали истории выдающихся выпускников своих вузов и призвали молодых людей стать первоклассными инженерами, экономистами, дипломатами, учеными. К акции присоединились такие университеты, как МГУ имени М.В. Ломоносова, МГИМО, МГТУ имени Н.Э. Баумана, РЭУ им. Г.В. Плеханова и СПбГУ.«Московский университет создан человеком, который уже несколько веков показывает пример, что стремление к знаниям двигает мир! Твоя фамилия навсегда может войти в историю нашего университета. Мы ждем тебя! Теперь ТВОЙ ХОД!» – сказал ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. Акция проходит с 18 по 30 июня в рамках празднования школьных выпускных по всей России. Организаторами акции «ТВОЙ ХОД» выступают Федеральное агентство по делам молодежи и платформа «Россия – страна возможностей». http://www.edu.ru/news/shkola/rektory-krupneyshih-vuzov-zapisali-motivacionnoe-o/

Новый этап всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» стартует осенью 2019 года

Новый этап всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» стартует осенью 2019 года, сообщает пресс-служба Российской академии образования. Об этом сообщил генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей», проректор РАНХиГС Алексей Комиссаров. В 2019 году количество участников конкурса выросло почти в пять раз по сравнению с прошлым годом и составило 34 тысячи 604 человека. Конкурс проводился по 19 номинациям, которые курировались профильными федеральными органами исполнительной власти и бизнес-структурами. В заочной оценке проектов конкурсантов приняли участие более 800 экспертов из различных регионов и отраслей, в том числе 96 участников конкурса управленцев «Лидеры России».«Старт XVII конкурсу «Моя страна – моя Россия» мы дадим уже этой осенью. На платформе «Россия – страна возможностей» он пройдет уже во второй раз», – сказал Комиссаров. Президент Российской академии образования, сопредседатель Экспертного совета конкурса Юрий Зинченко отметил, что «это не просто конкурс, а новое движение, которое охватило всю страну от дошкольников до зрелых людей».«Для Российской академии образования особенно важно, что проекты в номинации «Педагогическая инициатива» позволили наполнить личностными смыслами нашу систему образования и воспитания. Надеемся, что все участники и победители этого конкурса смогут воплотить в жизнь и развить свои новаторские идеи в тесном сотрудничестве со своими наставниками и педагогами», – заявил Зинченко. В 2019 году прием заявок на конкурс «Моя страна – моя Россия» проходил с 25 января по 11 апреля, заочная экспертиза проектов – с 11 по 25 апреля. Очный тур состоялся в период с 24 апреля по 20 мая 2019 года. Победителями стали 100 человек. Проект «Моя страна – моя Россия» в этом году вошел в платформу «Россия – страна возможностей». Конкурс проводится с 2003 года и ориентирован на учащихся, молодых педагогов, специалистов, лидеров местных сообществ и молодежных проектов в возрасте от 14 до 35 лет. В числе призов – стажировки, образовательные гранты и премии, возможность получить наставника и дополнительные баллы к ЕГЭ или вступительным испытаниям на программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Кроме того, 200 лучших конкурсантов смогут пройти обучение в специализированном образовательном центре. http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/novyy-etap-vserossiyskogo-konkursa-moya-strana--mo/

Рособрнадзор прорабатывает возможность автоматической генерации индивидуальных КИМ ЕГЭ

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральный институт педагогических измерений прорабатывают возможность автоматической генерации индивидуальных вариантов контрольных измерительных материалов Единого государственного экзамена, сообщает пресс-служба Рособрнадзора. Отмечается, что в настоящее время при подготовке КИМ ЕГЭ разработчики готовят линии заданий с определенными характеристиками в соответствии со спецификацией. Затем они проходят экспертизу и корректорскую правку. Далее из этих заданий формируются варианты КИМ для разных часовых поясов и дней проведения экзамена. Все варианты имеют одинаковый уровень сложности, но содержат разные задания. Варианты формируются автоматически с помощью специальных аппаратно-программных средств, затем они случайным образом распределяются компьютером по часовым поясам, периодам и дням экзамена, добавили в Рособрнадзоре.«Переход на формирование индивидуальных вариантов КИМ ЕГЭ для обучающихся непосредственно в ППЭ на основе банка заданий ЕГЭ возможен в перспективе, но потребует дополнительной отработки технологии, создания защищенных каналов связи и расширения банка заданий ЕГЭ. Такая технология будет абсолютно защищена от возможности утечек КИМ до экзаменов, так как варианты для каждого участника будут формироваться непосредственно перед началом экзамена. Пока защита экзаменационных материалов от утечек успешно осуществляется другими средствами. Технология автоматической генерации КИМ в ППЭ прорабатывается специалистами наряду с другими перспективными направлениями технологического совершенствования процессов, связанных с обновлением ЕГЭ», – говорится в сообщении. В Рособрнадзоре уточнили, что технология автоматической генерации КИМ была успешно апробирована в 2019 году при проведении всероссийских проверочных работ (ВПР) в 4-х классах. Школы могли сами выбрать удобную дату и время проведения ВПР, а варианты проверочных работ для каждой из школ генерировались на основе банка заданий ВПР. Частично возможность автоматической генерации вариантов реализована в ОГЭ для 9-х классов.«Массовое внедрение технологии автоматической генерации индивидуальных вариантов КИМ возможно только после проведения многократных масштабных апробаций», – подчеркнули в Рособрнадзоре. http://www.edu.ru/news/egegia/rosobrnadzor-prorabatyvaet-vozmozhnost-avtomatiche/

Пособие на детей 1,5–3 лет будет равно региональному прожиточному минимуму на ребенка – Топилин

Министр труда и социальной защиты России Максим Топилин заявил, что размер пособия по уходу за детьми от 1,5 до 3 лет будет равен региональному прожиточному минимуму на ребенка, информирует ТАСС. Об этом он сообщил в кулуарах III Форума социальных инноваций регионов. «Это будет региональный прожиточный минимум ребенка, точно такой же, который установлен сейчас на первого ребенка», – сказал Топилин. Ранее премьер-министр России Дмитрий Медведев предложил повысить пособие по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет до уровня прожиточного минимума ребенка в регионе на принципе адресности. http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/posobie-na-detey-153-let-budet-ravno-regionalnomu-/

Рабочее время российского учителя признано одним из самых продолжительных в мире

Административно-бумажная работа российского учителя остается одной из самых высоких, а рабочее время – одним из самых продолжительных среди 48 стран мира, принявших участие в Международном исследовании учительского корпуса TALIS-2018.Опубликованы данные Международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018 (Teaching and Learning International Survey). Этот опрос дает возможность увидеть образовательную систему глазами представителей школьного сообщества. В нем принимали участие педагоги из 48 стран, в том числе более 4 тысяч российских учителей и директоров школ из 14 регионов РФ."Реализуемая политика в области образования имеет положительный эффект для учительского корпуса России, подавляющее большинство учителей в целом довольны своей работой, однако существует ряд насущных проблем, некоторые из которых сохраняются на протяжении последних пяти лет", – прокомментировали в пресс-службе Рособрнадзора данные первой части отчета по результатам исследования, обнародованные сегодня ОЭСР.TALIS представляет собой компьютеризированный опрос школьных учителей и директоров, в ходе которого собираются данные о педагогических, методических и социальных процессах, происходящих внутри школ. Исследование дает возможность увидеть образовательную систему глазами представителей школьного сообщества. Как рассказали в Рособрнадзоре, исследование 2018 года – это третий цикл исследования TALIS, первый цикл состоялся в 2008 году, второй – в 2013 году. Россия принимает участие в исследовании с самого начала. Участниками TALIS-2018 стали 48 стран. В выборку исследования вошли более 4 тысяч учителей из 230 школ 14 регионов РФ и директора этих школ.

Пол и возраст

По сравнению с результатами цикла TALIS-2013, профессия учителя по-прежнему остается преимущественно женской в большинстве стран-участниц. В России доля женщин среди учителей составляет 85%. Больше педагогов женского пола только в Латвии (89%). Меньше всего в процентном отношении учителей-женщин в Японии (42%), Саудовской Аравии (52%) и Нидерландах (53%) Согласно данным опроса, в нашей стране учитель работает в среднем 21 год – это на четыре года больше среднего по странам-участницам исследования. Средний возраст российского учителя остается на уровне 45-46 лет. В отчете указано процентное распределение учителем по возрастным группам. Так, в России 11% учителей до 30 лет, в целом по странам – 12%.В категории от 30 до 49 лет это соотношение составляет 47% и 57%. Наконец, педагогов в возрасте 50+ в РФ больше, чем в среднем по странам-участницам: 42% против 31%.Большинство директоров российских школ находится в возрасте от 40 до 59 лет (73%), что соответствует среднему распределению по всем странам-участницам исследования.

Удовлетворенность работой

Российские учителя в опросе TALIS показали высокую удовлетворенность профессией: 91% из них в целом довольны своей работой, 90% нравится работать в их школе, и они довольны результатами своей работы в школе, 86% готовы рекомендовать свою школу как хорошее место для работы. Главными побудительными мотивами к выбору профессии учителя, по данным опроса, стали возможность сделать свой вклад в развитие общества (91%) и возможность влияния на развитие детей и молодежи (88%). При этом престиж профессии не является мотивацией для молодых педагогов. 57% респондентов в РФ не уверены, что их профессия ценится в обществе.

Нагрузка

Отдельный раздел отчета посвящен характеристикам и вызовам российской школы. Так, при возможности дополнительного финансирования наши учителя считают наиболее важным повышение зарплат (82% против 69% в целом по участникам TALIS), снижение бумажно-административной нагрузки за счет найма вспомогательных сотрудников (66% против 55%), а также инвестиции в школьные здания и инфраструктуру (59% против 52%).

"Административная нагрузка на учителя стала несколько ниже, чем в предыдущем цикле исследования, однако административно-бумажная работа для учителей в России все равно остается одной из самых высоких среди стран-участниц TALIS, а рабочее время российского учителя по-прежнему одно из самых продолжительных", – отметили в Рособрнадзоре.Так, согласно данным отчета, сумма затраченного времени на отдельные рабочие задачи, в том числе преподавание, в России составляет 60 часов в неделю, больше – только в Китае (63), чуть меньше – в Сингапуре и Японии (по 57) и Канаде (55). "График показывает, что общее рабочее время, о котором сообщают учителя в опросе, существенно меньше времени, затраченного ими в сумме на решение различных частных рабочих задач (подготовку к урокам, проверку работ, консультирование учащихся и пр.), – говорится в отчете. Административная нагрузка на директора также высока и растет по сравнению с предыдущим циклом исследования. В то же время, российский директор меньше занимается непосредственно управлением школой: стратегией развития, разработкой учебного плана, взаимодействием с педагогами и учащимися и наймом сотрудников, чем в странах-лидерах PISA.

Повышение квалификации

Российские учителя в основном уверены в своей способности управлять происходящим на уроке. Заметно чаще для выполнения заданий обучающиеся стали применять информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), однако в то же время, методы активного обучения по-прежнему применяются сравнительно нечасто. Учителя также редко прибегают к формирующим методам оценивания, редко дают учащимся индивидуальную обратную связь, недостаточно часто создают условия для самостоятельного мышления учащихся в предметной сфере. Учителям и директорам сегодня доступны разнообразные инструменты повышения квалификации. "Однако, признаваемая российскими учителями проблема нехватки компетентностей по вопросам инклюзивного образования и способов индивидуализации образования, а также неуверенность в своих способностях управлять мотивацией учащихся могут свидетельствовать о том, что существующие программы дополнительного профессионального образования не в полной мере справляются со своими задачами, то же самое можно сказать и о процедуре аттестации учителя", – констатировали в ведомстве. Российские директора школ, в свою очередь, довольно остро ощущают необходимость своего профессионального развития в вопросах управления финансами и человеческими ресурсами, в вопросах предоставления обратной связи, установления профессионального взаимодействия в коллективе. Аналогично исследованию 2013 года, директора по-прежнему, в основном, проходят подготовку на должность директора после вступления в должность и лишь в 19% случаев до него, в то время как в среднем по исследованию заранее к посту директора готовится каждый третий кандидат. В среднем, директор российской школы работает на своей должности 11 лет, при этом предшествующая занятость директора школы включала в среднем 22-летний стаж работы учителем.

Наставничество

Несмотря на высокую оценку института наставничества самими учителями и директорами школ и выраженный запрос с их стороны на развитие такого института, его распространение пока не носит системный характер. Только 28% школ, по заявлению директоров, используют официальную, формальную программу введения молодого педагога в профессию. В среднем по странам-участницам исследования TALIS этот показатель составляет 56%. Две трети всех российских учителей заявляют, что они не проходили никаких программ по введению в профессию ни при первом трудоустройстве в качестве учителя, ни в школе, в которой работают на момент опроса.Полная версия национального отчета по результатам TALIS-2018 опубликована на сайте Федерального института оценки качества образования. В пресс-службе Рособрнадзора сообщили, что вторая часть международного отчета будет опубликована в марте. http://www.ug.ru/news/28224

Более 700 тысяч школьников стали участниками акции «Здоровое питание – активное долголетие»

18 июня состоялось селекторное совещание о предварительных итогах всероссийской акции «Здоровое питание – активное долголетие», которая проводится совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, сообщает пресс-служба ведомства. Выступая на совещании, первый заместитель Председателя комитета Госдумы России по образованию и науке Геннадий Онищенко сообщил, что акция объединила уже более 700 тысяч учеников 5-7 классов из 8708 школ всех регионов страны. На мероприятии было объявлено, что 200 старшеклассников-победителей открытого конкурса «Лидер», который проходит в рамках акции «Здоровое питание – активное долголетие», получат путевки в Международный детский центр «Артек». В целом лидерами акции по всей стране стали 26 тысячи 184 школьника. По итогам совещания решено обсудить инициативы по включению в число участников конкурса «Лидер» учеников 7−8-х классов и перенесению сроков проведения акции с февраля − июня на сентябрь − март. Акция «Здоровое питание – активное долголетие» проводится в рамках реализации партийного проекта «Единой России» «Здоровое будущее» при поддержке общественного движения «Сделаем вместе!», Минпросвещения России, Минздрава России, Роспотребнадзора. Одна из целей акции – повышение осведомленности школьников и их родителей о правильном питании и ведении здорового образа жизни. В рамках мероприятия в школах проводились уроки и практикумы с вовлечением учащихся в исследовательскую работу.

http://www.edu.ru/news/shkola/bolee-700-tysyach-shkolnikov-stali-uchastnikami-ak/

Глава Минпросвещения России приняла участие в Форуме социальных инноваций регионов

19 июня в Москве в рамках III Форума социальных инноваций регионов состоялось пленарное заседание «Роль национальных проектов в прорывном развитии социальной сферы регионов» под председательством главы Совета Федерации В.И. Матвиенко. Открывая заседание, В.И. Матвиенко отметила, что в мероприятиях форума примут участие более 30 тысяч человек, в том числе гости из-за рубежа.– Форум стал крупнейшей дискуссионной и презентационной площадкой, где вырабатываются новые инициативы, формирующие вектор развития в социальной сфере, – сказала Председатель Совета Федерации. С докладом на пленарном заседании выступила заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голикова. Она сообщила, что создание образовательных центров цифрового и гуманитарного профиля в рамках нацпроекта «Образование» позволит создать равные возможности для сельских детей.– Урбанизация общества уже дала определённый толчок к развитию, но в сельской местности, где проживает 37 миллионов человек, а из них более 8 миллионов детей, развитие технологий обучения пока, к сожалению, ограничено. Поэтому в рамках проекта с сентября 2019 года будет создано 16 тысяч центров цифрового и гуманитарного профиля в сельской местности, – информировала Т.А. Голикова. Глава Минпросвещения России О.Ю. Васильева в своём выступлении обратила внимание на то, что именно национальный проект «Образование» предполагает активное участие всех без исключения регионов страны.– Я хочу назвать Тюменскую, Воронежскую, Томскую, Астраханскую области и, конечно, Москву, потому что именно они дали замечательный старт национальному проекту «Образование», – заявила Министр. О.Ю. Васильева подчеркнула, что развитие образования невозможно без повышения качества кадрового состава.– Мы планируем значительное количество мероприятий по развитию профессиональных компетенций наших педагогов на всех уровнях образования и вводим новую действенную систему стимулирования карьерного роста руководящих педагогических работников, – сказала она. По словам Министра, профессиональному развитию работников образования будет содействовать и внедрение национальной системы учительного роста. Она пояснила, что процесс обновления методики преподавания должен быть тесно связан с предоставлением учителям новых возможностей для профессиональной самореализации, совершенствования своих знаний и навыков.– Профессиональный успех не должен оставаться незамеченным ни в городе, ни в селе, для всех должны быть равные условия профессионального роста, – подчеркнула Министр. В качестве примера О.Ю. Васильева привела проект «Точка роста», в рамках которого педагоги сельских школ могут повысить квалификацию в дистанционной форме. Кроме того, она сообщила о создании в текущем году в 11 регионах пилотных центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов, в которых будут реализовываться новые дополнительные профессиональные программы. Подробная информация о передовых направлениях развития образования представлена на интерактивном стенде Минпросвещения России в рамках выставки инновационных социальных проектов, которая работает в дни проведения форума с 19 по 21 июня.

https://edu.gov.ru/press/1516/glava-minprosvescheniya-rossii-prinyala-uchastie-v-forume-socialnyh-innovaciy-regionov/

В Рособрнадзоре прокомментировали новость о появлении индивидуальных заданий ЕГЭ и ОГЭ

В Рособрнадзоре прокомментировали новость о том, что планируется переход к автоматической генерации индивидуальных вариантов КИМ ЕГЭ и ОГЭ. В ведомстве назвали эту технологию перспективной, но требующей многократных масштабных апробаций. Напомним, сегодня стало широко известно о планах Правительства России по "совершенствованию контрольных измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ", предполагающих, в частности, автоматическую генерацию индивидуальных вариантов контрольно-измерительных материалов. В Рособрнадзоре отметили, что возможность использования этой"перспективной технологии" прорабатывается совместно с Федеральным институтом педагогических измерений. В ведомстве рассказали, как экзаменационные материалы формируются сегодня. Так, разработчики готовят линии заданий с определенными характеристиками в соответствии со спецификацией. Затем они проходят экспертизу и корректорскую правку. Далее из этих заданий формируются варианты КИМ для разных часовых поясов и дней проведения экзамена. Все варианты имеют одинаковый уровень сложности, но содержат разные задания. Формирование вариантов производится автоматически с помощью специальных аппаратно-программных средств, затем они случайным образом распределяются компьютером по часовым поясам, периодам и дням экзамена."Переход на формирование индивидуальных вариантов КИМ ЕГЭ для обучающихся непосредственно в ППЭ на основе банка заданий ЕГЭ возможен в перспективе, но потребует дополнительной отработки технологии, создания защищенных каналов связи и расширения банка заданий ЕГЭ", – сообщили в Рособрнадзоре. В ведомстве отмечают, что такая технология будет абсолютно защищена от возможности утечек КИМ до экзаменов, так как варианты для каждого участника будут формироваться непосредственно перед началом экзамена. "Технология автоматической генерации КИМ в ППЭ прорабатывается специалистами наряду с другими перспективными направлениями технологического совершенствования процессов, связанных с обновлением ЕГЭ", – говорится в сообщении Рособрнадзора. В ведомстве добавили, что технология автоматической генерации КИМ была успешно апробирована в 2019 году при проведении всероссийских проверочных работ (ВПР) в 4 классах. Школы могли сами выбрать удобную дату и время проведения ВПР, а варианты проверочных работ для каждой из школ генерировались на основе банка заданий ВПР. Частично возможность автоматической генерации вариантов реализована в ОГЭ для 9 классов."Массовое внедрение технологии автоматической генерации индивидуальных вариантов КИМ возможно только после проведения многократных масштабных апробаций", – резюмировали в Рособрнадзоре.

http://www.ug.ru/news/28227

Подавляющее большинство российских учителей довольны своей работой – итоги TALIS-2018

Данные первой части отчета по результатам Международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018 (Teaching and Learning International Survey) свидетельствуют, что подавляющее большинство российских учителей в целом довольны своей работой, сообщает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Исследование представляет собой компьютеризированный опрос школьных учителей и директоров с целью сбора данных о педагогических, методических и социальных процессах, происходящих внутри школ. Участниками TALIS-2018 стали 48 стран. В выборку исследования вошли более 4 тысяч учителей из 230 школ 14 субъектов РФ и директора этих школ. Отмечается, что российские учителя в опросе TALIS показали высокую удовлетворенность своей работой: 91% из них в целом довольны своей работой, 90% нравится работать в их школе, и они довольны результатами своей работы в школе, 86% готовы рекомендовать свою школу как хорошее место для работы. В сравнении с результатами предыдущего цикла исследования TALIS-2013 профессия учителя по-прежнему остается преимущественно женской как в большинстве стран-участниц, так и в России, где доля женщин среди учителей составляет 85%. Больше педагогов женского пола только в Латвии (89%). Меньше всего в процентном отношении учителей-женщин в Японии (42%), Саудовской Аравии (52%) и Нидерландах (53%).Также указано, что средний возраст российского учителя остается на уровне 45–46 лет, однако намечается тенденция постепенного снижения доли молодых преподавателей и увеличения числа учителей старшей возрастной группы. Согласно исследованию, основным мотивом молодых людей, идущих работать в школу, является осознание высокой ценности педагогической деятельности.Главными побудительными мотивами к выбору профессии учителя, по данным опроса, стали возможность сделать свой вклад в развитие общества (91%) и возможность влияния на развитие детей и молодежи (88%).«К положительным моментам можно отнести то, что административная нагрузка на учителя стала несколько ниже, чем в предыдущем цикле исследования, однако административно-бумажная работа для учителей в России все равно остается одной из самых высоких среди стран – участниц TALIS, а рабочее время российского учителя по-прежнему одно из самых продолжительных», – говорится в сообщении. В докладе указано, что, несмотря на высокую оценку института наставничества самими учителями и директорами школ и выраженный запрос с их стороны на развитие такого института, его распространение пока не носит системный характер. Только 28% школ, по заявлению директоров, используют официальную программу введения молодого педагога в профессию. В среднем по странам – участницам исследования TALIS этот показатель составляет 56%. Две трети всех российских учителей заявляют, что они не проходили никаких программ по введению в профессию ни при первом трудоустройстве в качестве учителя, ни в школе, в которой работают на момент опроса.«Результаты международного исследования стоит воспринимать и как положительную оценку проделанной работы по повышению престижа профессии «Учитель», с одной стороны, и как подтверждение проводимой нашим государством политики – с другой. Перед нами фактически независимый срез восприятия учителем самого себя, его мироощущение в школе, обществе. И оно, к счастью, начало меняться в последние годы. Да, есть некоторые насущные вопросы – увеличивается возраст учительского корпуса. Поэтому наша работа направлена на поддержку и привлечение молодых педагогов, в том числе и на селе. Это ряд ключевых инициатив: национальная система учительского роста, программа «Земский учитель», возвращение института наставничества в школу. Наконец, я много об этом говорю, наше пристальное внимание направлено на сокращение отчетности в школах. Ведь зачастую именно этот административный барьер становится определяющим в восприятии учебного процесса педагогом, его комфортном пребывании в школе, посвящении себя обучению и воспитанию наших детей», – прокомментировала результаты исследования министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева. http://www.edu.ru/news/shkola/podavlyayushchee-bolshinstvo-rossiyskih-uchiteley-/

Школьникам, родителям и учителям предложат предоставить данные об аккаунтах в соцсетях

В России создается федеральная платформа цифровой образовательной среды (ЦОС). Соответствующий проект приказа разработали Министерство просвещения и Министерство цифрового развития РФ. Помимо прочего, система будет включать в себя анкеты для школьника, учителя и родителя, в которые необходимо будет внести данные о страницах в соцсетях, водительских правах и загранпаспортах. Цифровая образовательная среда — это платформа для взаимодействия обучающихся, родителей, учителей и административно-управленческого персонала, разработанная в рамках национального проекта "Образование". Как сообщает "Коммерсант", ссылаясь на имеющийся в распоряжении редакции документ, для каждого из участников образовательного процесса будет заведено цифровое портфолио, а государство через ЦОС сможет проводить "мониторинг прохождения образовательных программ" и "объективное оценивание навыков и достижений пользователей, основанное на анализе данных". В проекте приказа представлены разработанные примеры анкет для каждого из участников образовательного процесса. Кроме персональных данных школьники, учителя и родители должны будут указать в анкете ссылки на свои аккаунты в социальных сетях. В анкете "Обучающийся" кроме данных об успеваемости нужно будет указать своих репетиторов, перечислить одноклассников и заполнить графу "Правонарушения, учет". Цифровой профиль учителя будет содержать информацию о его квалификации, научных достижениях и нагрузке. Для профилей "Учитель" и "Родитель" также предусмотрены поля "Водительское удостоверение" и "Загранпаспорт".В Минпросвещения заявили, что такая консолидация данных позволит существенно упростить получение государственных и муниципальных услуг в сфере образования, в том числе в электронном виде, а сбор и обработка данных будет осуществляться на добровольной основе с согласия участников образовательного процесса "в рамках действующего законодательства РФ о персональных данных".

http://www.ug.ru/news/28226

25 российских вузов вошли в рейтинг лучших университетов мира по версии QS

uacquarelli Symonds публикует рейтинг лучших вузов мира с 2004 года, оценивая учебные заведения по шести критериям. Среди них - академическая репутация (40% от общего балла), соотношение преподавательского состава к числу студентов (20%), индекс цитируемости (20%), репутация среди работодателей (10%), доля иностранных студентов (5%) и доля иностранных преподавателей (5%).Лидер среди российских вузов – Московский государственный университет им. Ломоносова. Он не просто вновь вошел в топ-100, но и улучшил свои позиции в нем. МГУ удалось подняться на шесть ступеней по сравнению с прошлогодним рейтингом и занять 84-е место. По информации ТАСС, отчасти это стало возможным за счет одного из самых низких показателей МГУ в мире по соотношению числа студентов к профессорско-преподавательскому составу. В этом разделе флагман российского образования получил 99,7 баллов из 100 возможных. На втором месте среди вузов России – Новосибирский госуниверситет (НГУ), расположившийся на 231-й позиции. На третьем – Санкт-Петербургский государственный университет, который поднялся с 235-й на 234-ю строчку. Также в топ-300 вошли Национальный исследовательский Томский государственный университет (268-е место) и Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (284-е место). В четвертой сотне рейтинга расположились Московский физико-технический институт (302), НИУ "Высшая школа экономики" (322), НИЯУ "МИФИ" (329), Уральский федеральный университет им.Б.Н. Ельцина (364), МГИМО (366), Национальный исследовательский Томский политехнический университет (387), Казанский федеральный университет и Российский университет дружбы народов (оба 392).В пятой сотне оказались Университет ИТМО (436), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (439) и НИТУ "МИСиС" (451).В группу 521-530 вошел Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 531-540 – Дальневосточный федеральный университет, 541-550 – Южный федеральный университет, 601-650 – Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 651-700 – Самарский университет, 751-800 – Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 801-1000 – Новосибирский государственный технический университет, Южно-уральский государственный университет и Воронежский государственный университет. В целом динамика российских университетов смешанная. Например, доля иностранных студентов в российских вузах выросла и составила 16,76%. Однако научная деятельность остается слабым местом российской системы высшего образования. 18 из 25 университетов получили более низкий балл по "Индексу цитируемости", чем в прошлом году, и ни один российский университет не вошел по этому показателю в топ-600."За последние несколько лет произошло значительное расширение представительства российских университетов в ведущих мировых рейтингах, и это говорит о качественных изменениях, происходящих в российском образовании. Что особенно важно, это расширение происходит в наиболее значимых рейтинговых диапазонах", – прокомментировал данные рейтинга министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков. Что касается первой десятки рейтинга лучших университетов мира по версии британской компании Quacquarelli Symonds, то половину ее составили американский вузы (Массачусетский технологический университет (1-е место), Стэнфордский университет (2), Гарвардский университет (3), Калифорнийский технологический институт (5), Чикагский университет (10)), еще четыре представляют Великобританию (Оксфордский университет (4), Кембриджский университет (7), Университетский колледж Лондона (8) и Имперский колледж Лондона (9)). Шестую строчку первой десятки заняла Швейцарская высшая техническая школа Цюриха.

http://www.ug.ru/news/28222

18.06.2019

В Подмосковье 24 июня стартуют профильные летние смены в технопарке «Кванториум»

В Подмосковье 24 июня стартуют профильные летние смены в технопарке «Кванториум», сообщает пресс-служба первого заместителя председателя Правительства Московской области – министра образования Московской области Ольги Забраловой.«Двадцать четвертого июня в детском технопарке «Кванториум» Технологического университета в Королеве начнутся профильные летние смены по программе «Инженерные каникулы». Ребятам предстоит получить базовые навыки моделирования, работы в графических программах и другие знания. Этот уникальный летний интенсив придумали педагоги технопарка», – сказала Забралова. По ее словам, программа «Инженерные каникулы» проходит в две смены.«Первая смена продлится до 5 июля, она рассчитана для детей 13 лет. Эта смена позволит попробовать силы в командной работе, научиться применять современные и эффективные методы решения проблем, узнать, что такое инновации и зачем нужны стартапы, на практике понять, как работают искусственный интеллект и машинное обучение, а также освоить основы презентации. Вторая смена пройдет с 1 по 6 июля и будет рассчитана на детей постарше – от 14 до 16 лет. На ней ребята проведут весь комплекс работ по проектированию, сборке, установке, настройке и вводу в эксплуатацию информационной системы», – отметила Забралова. Она уточнила, что обучение и оценка готовой работы будут проводиться по стандартам WorldSkills по компетенциям «Сетевое и системное администрирование» и «Информационные кабельные сети».«Наставниками на смене будут действующие специалисты в области информационных технологий, обученные эксперты WorldSkills с богатым опытом участия в чемпионатах. Лучшие участники получат право бороться за победу в отборочном этапе, а победители будут представлять «Кванториум» из Королева на национальном чемпионате WorldSkills Hi-Tech в Екатеринбурге», – заявила Забралова. Детские технопарки «Кванториум» – площадки, где дети могут освоить перспективные инженерные направления, в том числе современные лазерные технологии, нейротехнологии, беспилотную авиацию, программирование, 3D-моделирование и другие. Технопарки призваны готовить молодые кадры по ряду актуальных направлений – от робототехники и проектирования малых спутников Земли до изучения лазерных технологий и моделирования беспилотных объектов. В настоящее время в 62 регионах России работают 89 технопарков «Кванториум». В их деятельность на постоянной основе вовлечено 80 тысяч детей. http://www.edu.ru/news/nacionalnyy-proekt-obrazovanie/v-podmoskove-24-iyunya-startuyut-profilnye-letnie-/

ВПодмосковье запустили интернет-портал дляабитуриентов

Информационный ресурс дляабитуриентов "Учись иработай вПодмосковье" запущен вМосковской области, говорится впресс-релизе регионального министерства образования.

"Это— удобный ресурс дляабитуриентов. Насайте можно выбрать место дляобучения поразличным критериям, будь тонаправление подготовки илитерриториальное месторасположение образовательного учреждения. Совсем скоро врегионе стартует приемная кампания. Мыждем вряды подмосковных студентов новых ребят",— цитирует пресс-служба зампредседателя правительства Подмосковья— регионального министра образования Ольгу Забралову. Отмечается, чтонасайте student.mosreg.ruсобрана необходимая дляабитуриентов информация обовсех подмосковных колледжах ивузах сихадресами иконтактными телефонами, атакже перечнем специальностей инаправлений. Об этом сообщает Рамблер.

https://news.rambler.ru/education/42350172/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

Директор школы "Артека" назвал основные проблемы в сфере дополнительного образования детей

В сознании родителей дополнительное образование часто оказывается на задворках повестки воспитания ребенка. Директор школы "Артека" Сергей Кочережко назвал этот фактор одной из причин ситуации, сложившейся сегодня в сфере допобразования, когда почти четверть детей в РФ не посещают кружки и секции. ​Вышел новый номер "Учительской газеты". На этот раз рубрика "Событие недели" посвящена проблемам дополнительного образования детей. На днях состоялась презентация мобильного приложения для родителей, использующих именной сертификат на допобразование. Выступая в ходе нее, член Центрального штаба ОНФ, зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина привела статистику: около 22% детей в возрасте от 5 до 18 лет не ходят в кружки и секции. При этом растет доля детей, посещающих платные организации. Эксперты "Учительской газеты" ответили на вопрос, в чем причина подобного положения дел. Абсолютный победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2015, директор средней общеобразовательной школы МДЦ "Артек" Сергей Кочережко отмечает, что дополнительное образование играет важнейшую роль в формировании всесторонне развитой личности, умеющей не только отвечать заученное из учебника, но и делать что-то руками, ценить и понимать искусство, "жить, наконец". – При этом в сознании родителей часто допобразование оказывается на задворках повестки воспитания ребенка: часто на него не остается времени, потому что нужно готовиться к ЕГЭ и т. д. И это, конечно, одна из причин сложившейся ситуации, – убежден эксперт. По его словам, под платным допобразованием сегодня понимаются также различные курсы подготовки к ЕГЭ, никакой природой дополнительного образования не обладающие. – Таким образом, свободное время ребенка идет на платное натаскивание к экзаменам, поскольку кружок рисования или журналистики, предлагаемый в школе бесплатно, не воспринимается как значимый при формировании личности. Увы, это так, – констатирует Сергей Кочережко. Еще одной причиной сложившейся ситуации он назвал несоответствие запросов родителей и детей программам, предлагаемым в бесплатном секторе дополнительного образования. – Система допобразования развивается медленнее, чем окружающий мир. К примеру, у ребенка и его родителей возникают потребности в кружках IT-направленности, а у школ и центров допобразования нет обученных кадров, способных разработать и реализовать соответствующие программы. Почему нет? Потому что учителей и педагогов допобразования этому не учили, курсы повышения квалификации обычно не про содержание, а про методики и приемы, а на зарплату педагогов допобразования айтишники в школу идти не хотят, – отмечает директор школы. Сергей Кочережко считает, что сферу дополнительного образования необходимо сделать более привлекательной для современных выпускников вузов и расширить возможности сетевого взаимодействия. Это позволит привлечь к реализации программ не только учителей и непосредственно педагогов допобразования, но и специалистов других организаций, в том числе компаний.

http://www.ug.ru/news/28218

Лидеры детских объединений готовятся стать вожатыми в «Орленке»

Во Всероссийском детском центре «Орленок» проходит тематическая программа «Всероссийский конкурс подростковых вожатских команд».Как сообщает пресс-служба «Орленка», в ней участвуют 210 ребят 13–16 лет из разных уголков России и Республики Казахстан. Все они представители, лидеры и руководители региональных подростковых вожатских команд различных образовательных учреждений. В ходе смены ребята проходят тренинги по комадообразованию, осваивают азы ораторского мастерства, изучают принципы безопасного поведения в социальных сетях. Они также узнают, как организовать педагогические игры для детей, учатся устанавливать доверительные отношения, находить правильные решения в сложных ситуациях. Участники смены работали над созданием фирменного стиля проекта «Всероссийский конкурс подростковых вожатских команд». Они продумали символику и логотип, а также изучили основы дизайна, правила сочетания цветов, определили целевую аудиторию и выявили ее предпочтения. Свои варианты брендбука конкурса вожатских команд орлята уже презентовали на итоговой защите.

Финалом программы станет церемония закрытия смены, на которой будут подведены итоги педагогических конкурсов. Все участники программы получат сертификаты вожатого конкурс подростковых вожатских команд. Победителям вручат памятные призы, а завершится мероприятие прощальным балом. http://www.edu.ru/news/regiony/lidery-detskih-obedineniy-gotovyatsya-stat-vozhaty/

Сенатор заявила о необходимости внедрять элементы ЕГЭ в начальной школе

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова в ходе пресс-конференции заявила о том, что внедрять элементы единого госэкзамена необходимо уже в начальной школе. "Не должно быть ситуаций, когда ребенок с 1 по 9 класс пишет диктант, изложения, сдает какие-то зачеты в традиционной форме, а в 9 классе – ОГЭ, а в 11 – ЕГЭ. Элементы единого государственного экзамена должны внедряться начиная с начальной школы в той форме, которая сегодня для младших школьников возможна. Тогда для ребенка это не будет чем-то новым и неизвестным", – передает слова Лилии Гумеровой агентство городских новостей "Москва".Сенатор считает, что это поможет избежать большого количества стрессовых ситуаций, и, как следствие, употребления школьниками успокоительных препаратов. http://www.ug.ru/news/28217

Менее половины россиян заявили о планах детей получать высшее образование

Сервис по поиску работы Superjob провел исследование, в ходе которого 47% россиян – родителей выпускников школ – рассказали о планах детей продолжить обучение в высших учебных заведениях. Чуть больше четверти сообщили, что их дети будут получать образование в колледжах и училищах. Дети только 1% россиян сразу же после школы собираются работать. 19% родителей сказали, что их дети еще не определились, 6% затруднились ответить на вопрос, сообщает РИА Новости, ссылаясь на данные исследования Superjob.Как показали данные опроса, за последние девять лет число россиян, чьи дети будут получать среднее специальное образование после школы, выросло – в 2010 таких было всего 8%. Число тех, чьи дети продолжат обучение в университетах, напротив, сократилось – девять лет назад их было 80%.Опрос проводился в 299 населенных пунктах Россия с 20 мая по 12 июня 2019 года среди 1,5 тысячи родителей детей, заканчивающих школу в этом году. http://www.ug.ru/news/28213

17.06.2019

Более 80 тысяч выпускников будут сдавать ЕГЭ в резервные сроки

С сегодняшнего дня выпускники российских школ сдают ЕГЭ в резервные сроки основного периода. До 1 июля сдать экзамены планируют более 80 тысяч человек. В первый резервный день 17 июня проходят испытания по географии и литературе. 18 июня – резервный срок для сдачи ЕГЭ по истории и физике, 20 июня – биологии, информатики и химии, 24 июня – базовой и профильной математике, 26 июня – по русскому языку, 27 июня – устной части ЕГЭ по иностранному языку, 28 июня – по обществознанию и письменной части ЕГЭ по иностранному языку. Завершит основной период 1 июля резервный день для сдачи ЕГЭ по всем предметам."Сдать экзамены в резервные сроки могут выпускники прошлых лет, желающие улучшить свой результат, выпускники текущего года, пропустившие или не завершившие экзамен в основной срок по болезни или иной уважительной причине, подтвержденной документально, а также выпускники, не набравшие минимальный балл для получения аттестата по одному из двух обязательных предметов – русскому языку или математике", – напомнили в пресс-службе Рособрнадзора.

Ход экзаменов в регионах контролируют общественные наблюдатели и сотрудники Рособрнадзора. Во всех экзаменационных пунктах ведется видеонаблюдение и используется технология печати полного комплекта материалов для участников в аудиториях. http://www.ug.ru/news/28207

 

Россия и Сербия развивают сотрудничество в области образования и продвижения русского языка

В Минпросвещения России состоялась встреча министра просвещения Российской Федерации Ольги Васильевой с Чрезвычайным и Полномочным послом Республики Сербия в Российской Федерации Славенко Терзичем. Делегации обсудили перспективы развития сотрудничества в области образования, а также вопросы продвижения и популяризации русского языка в Сербии. Как отметила Васильева, дружба между Россией и Сербией «испытана временем и опирается на многолетнюю историю тесных связей в различных областях», а в основе образовательного сотрудничества лежит, несомненно, единство истории и культуры двух стран, родство государственных языков. Центральной темой встречи стал вопрос направления преподавателей Российской Федерации для осуществления образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Республики Сербия. Сербская сторона выразила заинтересованность в подобной практике совместного сотрудничества, в том числе преподавании по билингвальным программам.«В настоящее время насчитывается более двух десятков российских и сербских школ, осуществляющих контакты в рамках прямых партнёрских связей, программ сотрудничества городов-побратимов, программы международного школьного сотрудничества «Мост дружбы», – рассказала Ольга Васильева о молодежных обменах между двумя странами. – Считаю важным продолжать работу над тем, чтобы талантливые дети России и Сербии знакомились и объединялись».Также Минпросвещения России прорабатывается вопрос о создании в Сербии центра открытого очного образования на русском языке и обучения русскому языку. Обучение планируется проводить на бесплатной основе для всех желающих по нескольким уровням владения языком. На базе центра будет предусмотрена культурно-просветительская и информационная деятельность, направленная на поддержание интереса к изучению русского языка. http://www.edu.ru/news/mezhdunarodnyy-opyt/rossiya-i-serbiya-razvivayut-sotrudnichestvo-v-obl/

Печать