Архив новостей

ДАЙДЖЕСТ 10.06.2019 – 16.06.2019

ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

НОВОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ДАЙДЖЕСТ 10.06.2019 – 16.06.2019)

16.06.2019

Генпрокуратура обнаружила более 50 ошибок при формировании федерального перечня учебников

Заместитель генерального прокурора РФ Александр Буксман направил министру просвещения РФ Ольге Васильевой письмо, в котором указано на фактические и технические ошибки при формировании нового федерального перечня учебников. Таковых в Генпрокуратуре обнаружили более 50. Замминистра Павел Зенькович, в свою очередь, заявил, что все замечания учли при подготовке нового порядка формирования ФПУ, который уже направлен на согласование в Минюст. Письмо было направлено в министерство после того, как в Генпрокуратуру обратился генеральный директор издательства "Дрофа" Юрий Котляров. О его содержании сообщает сегодняРБК. Александр Буксман, в частности, напомнил, что последополнительной экспертизы, которую провела Российская академия образования, перечень сократился более чем на 35%, с 1377 до 863 наименований. Это свидетельствует "о несоблюдении утвержденной министерством процедуры формирования федерального перечня учебников, что повлекло принятие преждевременного решения, в котором допущено более 50 фактических и технических ошибок".По утверждению Генпрокуратуры, министерство согласно его собственным решениям (от 2016 и 2014 годов) не могло отправить на экспертизу весь перечень — оно может включать или исключать отдельные наименования, но не признавать весь перечень недействительным и формировать его заново. Заместитель генпрокурора предложил министерству исправить приказ от 2018 года, по которому сформировали последний перечень, и "проинформировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации, в том числе сообщить о выполнении предупреждения ФАС".Еще зимой в Генеральной прокуратуре РФсообщалио коррупциогенных факторах в Порядке формирования федерального перечня учебников. К такому выводу в надзорном ведомстве пришли после проведения антикоррупционной экспертизы соответствующего приказа Минобрнауки России от 18 июля 2016 года. В апреле Федеральная антимонопольная службанаправилапредупреждение в Министерство просвещения РФ. По мнению ФАС, действия ведомства могут привести к ограничению конкуренции на рынке учебной литературы, что является нарушением антимонопольного законодательства."Мы плотно работаем с прокуратурой, плотно работаем с Федеральной антимонопольной службой. Для нас ничего не было нового в том письме, у нас очень плотный рабочий процесс. По большому счету, большую часть тех замечаний мы уже учли", – цитирует Павла ЗеньковичаТАСС. Он заявил, что "никаких катастрофических ошибок" в министерстве не совершали. "Мы старались сделать все в соответствии с действующей нормативно-правовой базой. К сожалению, она была сама по себе несовершенной была, достаточно устаревшей", – сказал Павел Зенькович, добавив, что механизмы формирования перечня будут обновлены в 2019 году. Напомним, в апреле Министерство просвещения РФподготовилопроект приказа об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников. Согласно документу, экспертиза учебников будет носить государственный характер, а организацией ее проведения займется подведомственная министерству структура http://www.ug.ru/news/28211

Международный детский центр "Артек" отмечает 94-й день рождения

Сегодня Международный детский центр "Артек" празднует 94-й день рождения. Знаменательный день насыщен событиями, в которых участвуют 3200 детей из 85 субъектов Российской Федерации и 14 стран. В лагерях уже состоялись торжественные линейки, приуроченные ко Дню рождения "Артека". Финалисты конкурса управленцев "Лидеры России" проведут для ребят мастер-классы "Молодежное лидерство". Представители высшей ступени кадрового резерва страны расскажут артековцам о построении жизненной траектории, сообщает пресс-служба Международного детского центра. В нынешний День рождения у артековцев появился и Звездный вожатый – им стала знаменитая актриса и добрый друг "Артека" актриса Анастасия Денисова (она известна по сериалу "Универ"), которая начала с ребятами день с утренней зарядки. Днем артековцы примут участие в квесте "Где солнце начинает свой разбег", а на Аллее национальностей на набережной "Лазурного" станут участниками игровой акции "Троицкие забавы".Вечером на "Артек-Арене" пройдет масштабное шоу "С днём рождения, "Артек"!". Организаторы обещают провести яркую церемонию. "Наше праздничное шоу "Невероятно-вероятная история" будет о том, как идеальный мир детей, кажущийся сказкой, в "Артеке" становится реальностью, а вера в реализуемость мечты потом всю жизнь поддерживает наших выпускников", - рассказал о предстоящем шоу врио директора МДЦ "Артек" Константин Федоренко. В свою 94-ю годовщину "Артек" начинает реализацию нового туристического проекта, который заложит традицию активного празднования этого дня, - поход артековцев по маршруту ервой категории "Большая севастопольская тропа". Экспедиция стартует в Балаклаве в ночь с 16 на 17 июня и продлится не менее пяти суток. Участниками уникального туристического тест-драйва станут 20 сотрудников детского центра, включая вожатых, тренеров по туризму и проводников. Возглавит экспедицию руководитель МДЦ "Артек". Врио директора "Артека" Константин Федоренко, комментируя подготовку детского центра к торжеству, сказал: "В предстоящий День рождения мы хотим сделать акцент на важности артековской семьи – ее ценностях, способности объединять разные культуры на дружбе и взаимовыручке". http://www.ug.ru/news/28203

Петербургская молодежь обсудила вопросы трудоустройства

Ежегодный Молодежный карьерный форум (МКФ) состоялся в самом сердце города, на территории Петропавловской крепости, и даже хмурое небо не отпугнуло желающих узнать всё о трудовых отношениях и профессиональных перспективах. Как и в прошлые годы, мероприятия МКФ посетили порядка пяти тысяч школьников и студентов. В многочисленных интерактивных зонах можно было послушать работодателей, представителей службы занятости населения, стартаперов, психологов, поиграть в деловые игры, посетить мастер-классы, стать участником квеста и т.д.По словам председателя Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрия Чернейко, о желании представить свои предприятия, организации и фирмы заявили более 60 работодателей. Шатер с выставкой работодателей пользовался особым спросом. Здесь можно было узнать об условиях работы, пройти тестирование, предложить свою кандидатуру.Кроме того, в рамках Молодежного карьерного форума состоялся круглый стол, посвященный проблемам трудоустройства молодежи, привлечении и адаптации молодых кадров на предприятия. Разговор, на котором присутствовали представители работодателей и журналисты ведущих федеральных и региональных изданий, получился непростым. Как заметил Дмитрий Чернейко, всё идет к тому, что сознание всех участников трудового процесса должно измениться. Будущее за практикоориентированным обучением, когда студенту предоставляется максимальное количество практик на производстве, в фирме, в учреждении. Только наглядность процесса может дать будущему специалисту понимание того, чем ему предстоит заниматься после выпуска из вуза. С этой позицией согласилась начальник отдела подбора и развития персонала "Балтийского завода" Елена Рыдаева. Например, на предприятии есть проекты, которые не только позволяютпривлекать молодежь, но исоздавать для неё конкурентную творческую среду. В так называемых "Молодежных бюро" проходят стажировку старшекурсники из профильных вузов. Каждый стажер вместе со своим наставником получает проектное задание, которое после выполнения должен защитить. По словам Елены Рыдаевой, то, что из 100 стажеров уходит во время стажировки только 5-6 человек, показывает эффективность такого подхода. Интересным опытом поделился начальник отдела трудоустройства и заработной платы – заместитель директора по персоналу завода "Армалит" Федор Давыдовский. На предприятии тоже решили привлекать молодежь к реальным делам. Здесь сформирована система производственных заданий, которые решает та или иная рабочая группа. Задача каждой группы выявить проблемные зоны, проанализировать, предложить решение и защитить его. редставители работодателей посетовали, что каким бы подготовленным ни пришёл выпускник вуза или колледжа, его все равно необходимо переучивать. К сожалению, эта проблема пока неразрешима, хотя бы потому, что невозможно сделать прогноз даже на ближайшие 4-5 лет, какие специалисты будут востребованы на рынке труда. Но абсолютно непоколебимой должна быть установка образовательной организации на то, чтобы научить студента учиться. Если он готов профессионально расти, то неважно, каким у него было базовое образование. Любопытно, что работодатели не преминули укорить сегодняшнюю молодежь в неоправданно высоких требованиях к зарплате, к социальным гарантиям, к корпоративным преференциям. Молодым людям хочется получать сразу и много денег, большей частью работать дома и приобрести с помощью работодателя отдельное жилье. Кроме этого, в обществе по-прежнему существует стереотип о низком статусе рабочих профессий. Молодые люди не хотят быть сварщиками, фрезеровщиками, сантехниками, столярами. Поэтому вакантных рабочих мест на предприятиях много. Некоторые работодатели вынуждены переучивать собственных сотрудников, чтобы заполнить эти лакуны. http://www.ug.ru/news/28204

15.06.2019

Институт теоретической и математической физики открылся в МГУ им. М.В. Ломоносова

На Международной конференции "Современные достижения в теоретической физике фундаментальных взаимодействий", проходившей в МГУ с 10 по 12 июня, состоялось торжественное открытие Института теоретической и математической физики. Новое подразделение вуза займется научными исследованиями и участием в образовательных программах при поддержке фонда "БАЗИС". Институт теоретической и математической физики МГУ (ИТМФ) — центр перспективных исследований в области фундаментальной теоретической и математической физики, сообщает портал "Московский университет". Сейчас он занимается теорией струн и квантовой гравитацией, конформными теориями поля и голографией, интегрируемыми системами, квантовой теорией поля и математическими методами.Институт является открытой научно-исследовательской площадкой для российских и зарубежных ученых. В сентябре 2019 года совместно с физическим факультетом ИТМФ запускает магистерскую программу, направленную на подготовку специалистов в области теоретической физики фундаментальных взаимодействий.Директор института – Аркадий Цейтлин, российский и британский учёный-физик, профессор Imperial College London, сделавший фундаментальный вклад в теорию суперструн и квантовую теорию поля. Стратегию развития и кадровую политику Института будет определять научный совет, куда входят международно-признанные ученые и международные эксперты по высшему образованию. http://www.ug.ru/news/28199

Александр Кержаков рассказал о том, как ЕГЭ влияет на результаты юношеской сборной России по футболу

14 июня юношеская сборная России по футболу в финальном матче Мемориала Гранаткина сыграла со командой Аргентины и потерпела поражение. После игры старший тренер российской сборной Александр Кержаков ответил на вопросы журналистов, один из которых коснулся темы ЕГЭ. Тренера спросили, насколько помешало команде то, что сроки проведения турнира совпали со сдачей единого государственного экзамена. "Сегодня двое ребят ночью прилетели из Казани. Кто-то сдавал экзамены в Питере. Максим Данилин из "Спартака" три раза летал в Москву на ЕГЭ. Не могу назвать это большой проблемой, но психологическое давление на ребят оказывается. Когда они приезжают с экзаменов, чувствуется волнение. Они думают, как сдали, как сдавать следующий. Кто-то готовился прямо здесь, брал с собой учебники", – передает слова тренера пресс-служба Российского футбольного союза. Александр Кержаков назвал такую ситуацию "не совсем правильной". "Нужно либо корректировать сроки, либо менять возраст. К основным проблемам этого возраста добавляется еще и ЕГЭ. Однако профессионалы должны концентрироваться хотя бы в дни матчей на игре", – считает тренер. http://www.ug.ru/news/28201

14.06.2019

Алексей Кудрин обозначил главные проблемы нацпроекта "Образование"

Глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил о том, что разочарован национальным проектом "Образование". По его словам, объем финансирования нацпроекта недостаточно. Кроме того, он убежден, что проект не решает ряд ключевых проблем и не содержит важнейших элементов, которые могут сделать в России очень успешное и современное образование." Первое — в нацпроекте прописана специальная работа только с талантливыми успешными детьми. Для них „Сириусы”, „Кванториумы”, а как же остальные? Те, которые как раз неуспешные и проблемные? Про них мы забыли? Казалось бы, прогресс страны — когда самые талантливые совершают новые открытия, и это становится базой технологий и развития. Но вообще сегодня немножко изменились в мире приоритеты системы образования", - заявил Алексей Кудрин в интервью в интервью ТАСС и порталу "Будущее России. Национальные проекты". По мнению главы Счетной палаты, ребята с плохой успеваемостью сегодня также могут стать успешными, если использовать современные методики и системы образования, психологическую поддержку.- И эта работа, с, казалось бы, отстающими учениками в современном мире сильно меняет судьбу этих людей, миллионов людей, - уверен Алексей Кудрин. - То, что раньше записывали в схему «неуспеха» как «троечник — ПТУ — завод» в современном мире даже воспринимается по-другому. По-другому надо к ребятам подходить, часто у них свои психологические особенности. Россия очень много теряет, не занимаясь ими. А это потенциал роста и развития. Эксперт утверждает, что в нашей стране эта работа находится "даже не в зачаточном состоянии", в то время как в мире "работают на этой теме крупнейшие фонды, специальные группы преподавателей в школах существуют".- У нас этого практически нет, за исключением отдельных школ, где это делается на энтузиазме, где есть понимание этих современных тенденций и где формируются такие группы, - добавил эксперт. Второй проблемой он назвал подготовку предпринимательских качеств, которую, по мнению Алексея Кудрина, надо начинать со школьной скамьи, третьей - оснащение университетов, создание научно-технологических центров.- Мы сильно уступаем средним европейским университетам по оснащенности и развитию научной базы, лабораторной и по применению научных открытий или достижений в экономике. Коммерциализация научных достижений внутри университетов — это особая большая тема, - пояснил он. В числе задач, которые также пока не решаются, Алексей Кудрин назвал непрерывное образование. "Это просто создание новой отрасли, громадной отрасли в стране по образованию взрослых. Сегодня это в России в зачаточном состоянии", - констатировал эксперт.- Вот без этих прорывов у нас ничего не получится. Соответственно, и денег надо больше. Я говорил, что у нас сейчас примерно 3,5-3,6% ВВП направляется на образование в стране за счет государства. Инновационные страны тратят от 5% до 7% ВВП, - резюмировал Алексей Кудрин. http://www.ug.ru/news/28190

Ирина Яровая заявила о необходимости принятия ФГОС для детских спецучреждений

Накануне состоялось заседание Экспертного совета по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности детей и формирования доброжелательной и комфортной среды для их жизни. В ходе него вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила с критикой в адрес Минпросвещения по поводу отсутствия стандартов обучения и воспитания детей-сирот в специальных учреждениях. "В спецучреждениях все-таки работают педагоги, образование должно осуществляться не только в формате (общего) федерального государственного образовательного стандарта - это для детей, которые обучаются в общей школе. Значит, должен быть ФГОС для детей, которые находятся в этих специальных учреждениях. Почему сегодня для детей, которые находятся в специальных учреждениях, где государство выделило и оплачивает ставки педагогов, нет образовательного стандарта по воспитанию и обучению?" – цитирует Ирину Яровую ТАСС. Этот вопрос вице-спикер адресовала заместителю министра просвещения РФ Татьяне Синюгиной. Замминистра признала, что ФГОС нет, однако существует наработанная практика и постановление № 481 [правительства о деятельности организаций для детей-сирот], "где прописаны те задачи, которые учреждение должно при нахождении ребенка в нем выполнять"."У нас должен составляться индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка, который должен утверждаться соответствующим актом органа опеки и попечительства с корректировкой не реже одного раза в полгода. А типового плана нет, министерство образования собиралось вносить изменения в постановление правительства и его разрабатывать", – напомнила Ирина Яровая. Татьяна Синюгина сообщила, что сейчас проектируются поправки, которые закрепят единые требования,. При этом, по словам зимминистра, фактически "индивидуальные планы воспитания и дальнейшей социализации и постинтернатного сопровождения в отношении каждого ребенка в учреждениях есть".По мнению Ирины Яровой, для детей-сирот давно необходимо разработать программу первой доступной профессии, с которой они могли бы выйти на рынок труда сразу после выпуска из спецучреждения. Татьяна Синюгина, в свою очередь, отметила, что воспитанники интернатов изучают предмет "социально-бытовая ориентировка" и проходят программы профориентации, которые составляются с учетом состояния рынка труда в каждом регионе. Заместитель председателя Госдумы заявила, что намерена оперативно подготовить необходимые изменения в ряд законов, в том числе закон "Об образовании" и Семейный кодекс РФ."Уже ближайшее время мною будут оперативно подготовлены поправки в законодательство, направленные на формирование целостной системы мер, связанных в том числе с профессиональной подготовкой и социализацией воспитанников", — заявила она. http://www.ug.ru/news/28191

Минпросвещения принимает заявки от регионов на софинансирование мероприятий по нацпроекту

С 7 июня по 8 июля Министерство просвещения РФ проводит приём заявок от регионов на право софинансирования мероприятий национального проекта "Образование" за счёт средств федерального бюджета. Как сообщили в пресс-службе министерства, ведомственный приказ об этом подписан и направлен в регионы, а соответствующая документация на участие в отборе размещена на официальном сайте ведомства. Субсидии в размере более 155 миллиардов рублей предоставляются на реализацию 12 мероприятий федеральных проектов, входящих в состав нацпроекта.– Это проекты, посвящённые школе, родителям, ранней профориентации, развитию дополнительного образования детей, непрерывному образованию, цифровой образовательной среде, и все это направлено на развитие образовательного пространства на территории нашей большой страны, - отметила министр просвещения РФ Ольга Васильева. Впервые субсидии будут распределены на три года, а некоторые из них на период реализации всего национального проекта до 2024 года. Это должно позволить регионам эффективно планировать реализацию мероприятий нацпроекта. В ближайшие три года на предоставленные субсидии регионы обновят материально-техническую базу в школах, создадут условия для занятий физической культурой и спортом в сельских школах, установят современное и технологическое оборудование, построят детские технопарки "Кванториум", создадут центры выявления и поддержки одаренных детей, центры цифрового образования детей и многое другое."Около 55 млрд. рублей уже распределены в субъекты Российской Федерации в целях создания новых мест в общеобразовательных организациях, в том числе в целях ликвидации третьей смены", – добавили в пресс-службе ведомства. http://www.ug.ru/news/28185

13.06.2019

Минобрнауки планирует ввести цифровые дипломы и портфолио для студентов российских вузов

В этом году Минобрнауки России с помощью конкурса отберет пять отечественных вузов для разработки модели ведения цифровых портфолио студентов. В 2020 году количество таких университетов увеличат в три раза."Уже в 2019 году на базе информационного ресурса "Современная цифровая образовательная среда"... будет внедрено типовое техническое решение по формированию цифровых индивидуальных портфолио обучающихся с целью обеспечения фиксации образовательных достижений, профессиональных компетенций", – цитирует сообщение Минобрнауки России ТАСС.В дальнейшем данные решения будут развиваться в рамках мероприятий по созданию цифровых университетов. Для этого в 2019 году будут отобраны первые пять вузов для разработки модели, а в 2020 году - еще 15. Цифровые портфолио могут включать результаты прохождения различных курсов, участие в научных исследованиях, прохождение практик, достижения в спортивных, культурных мероприятиях."Все эти достижения обучающегося отражают разнообразные компетенции, которые он получил, а, следовательно, формируют его компетентностный профиль. Анализируя данные профили, работодатели смогут выбирать наиболее подходящих сотрудников", - добавили в министерстве. Кроме того, к 2021 году российские вузы планируют начать выдачу выпускникам цифровых документов об образовании. Новую модель уже в 2019 году также опробуют в пяти университетах. Диплом в электронном виде станет частью цифрового портфолио, где будут учтены и практики, и спортивные достижения, и участие в научных исследованиях, и курсы повышения квалификации, сообщают "Известия", ссылаясь на информацию Минобрнауки России. Типовое техническое решение для цифровых резюме обучающихся внедрят уже в этом году на базе сайта "Современная цифровая образовательная среда", рассказали в ведомстве. В дальнейшем эти решения будут развиваться в рамках мероприятия по созданию цифровых университетов. Предполагается, что к цифровому портфолио с электронным дипломом и другими достижениями гражданина будут иметь доступ работодатели. Компании в большей степени интересуются компетенциями и реальными навыками соискателя, а не только оконченным вузом — поэтому и был выбран формат резюме, пояснили в ведомстве. http://www.ug.ru/news/28188

Дмитрий Медведев поручил выяснить, какие требования мешают снизить стоимость строительства школ

На портале Правительства РФ опубликованы поручения по итогам заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, посвященного образованию и науке. Дмитрий Медведев провёл заседание 20 мая. По его итогам премьер-министр поручил Минстрою России совместно с Роспотребнадзором и губернатором Новосибирской области Андреем Травниковым "проработать и представить в Правительство РФ предложения по избыточным требованиям нормативно-технических и нормативных правовых актов, исключение которых позволит снизить стоимость строительства образовательных учреждений без ущерба уровню их безопасности". О результатах исполнения поручения необходимо доложить в Правительство РФ до 1 июля.

Также по итогам заседания Минкомсвязи поручено до 1 августа проработать вопрос финансирования создания среды передачи данных в школах.http://www.ug.ru/news/28184

Минпросвещения России направит в регионы более 155 млрд. рублей на реализацию нацпроекта «Образование»

С 7 июня по 8 июля текущего года Министерство просвещения Российской Федерации проводит прием заявок от субъектов РФ на право софинансирования мероприятий национального проекта «Образование» за счет средств федерального бюджета, сообщает пресс-служба ведомства. Ведомственный приказ об этом подписан и направлен в регионы, а соответствующая документация на участие в отборе размещена на официальном сайте ведомства. Субсидии в размере более 155 миллиардов рублей предоставляются на реализацию 12 мероприятий федеральных проектов, входящих в состав нацпроекта.«Это проекты, посвященные школе, родителям, ранней профориентации, развитию дополнительного образования детей, непрерывному образованию, цифровой образовательной среде, и все это направлено на развитие образовательного пространства на территории нашей большой страны», - подчеркнула министр просвещения России Ольга Васильева. Впервые субсидии будут распределены на три года, а некоторые из них и на период реализации всего национального проекта до 2024 года, что позволит субъектам Российской Федерации эффективно планировать реализацию мероприятий нацпроекта. В ближайшие три года на предоставленные субсидии регионы обновят материально-техническую базу в школах, создадут условия для занятий физической культурой и спортом в сельских школах, установят современное и технологическое оборудование, построят детские технопарки «Кванториум», создадут центры выявления и поддержки одаренных детей, центры цифрового образования детей и многое другое. Также отметим, около 55 миллиардов рублей уже распределены в субъекты Российской Федерации в целях создания новых мест в общеобразовательных организациях, в том числе в целях ликвидации третьей смены. Национальный проект «Образование» был утвержден президентом России Владимиром Путиным в 2018 году. Он призван обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран по качеству общего образования. Бюджет проекта – 784,5 миллиарда рублей. Реализация нацпроекта «Образование» охватит период с 2019 до 2024 года. Куратор проекта – заместитель председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова. Руководитель проекта – министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева. http://www.edu.ru/news/nacionalnyy-proekt-obrazovanie/minprosveshcheniya-rossii-napravit-v-regiony-bolee/

В Рособрнадзоре прокомментировали результаты ЕГЭ по химии и истории

В Рособрнадзоре сообщили, что результаты ЕГЭ-2019 по химии и истории оказались немногим выше прошлогодних. Так, средний тестовый балл по химии вырос более чем на 1 балл, по истории – на 2,5 балла. Выпускники проходили испытания 31 мая. ЕГЭ по химии в этом году сдавали 89 тысяч человек, что примерно на 4 тысячи больше, чем в 2018-м. Число участников, не преодолевших минимальную границу в 36 тестовых баллов, сократилось примерно на 1,5%.– Значимую роль в улучшении результатов ЕГЭ по химии сыграло проведение осенью 2017 года национального исследования качества образования, выявившего серьезные проблемы в освоении химии учениками 10-х классов. Последовавшая корректировка основных образовательных программ и методик обучения позволила преодолеть ряд проблем, и окончившие в 2019 году школу участники НИКО-2017 показали неплохую химическую подготовку, – прокомментировал результаты руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. ЕГЭ по истории в основной срок основного периода сдавали около 103 тысяч человек. Доля высокобалльных результатов (81-100 баллов) выросла на 2%, доля участников ЕГЭ, не преодолевших минимальный порог в 32 балла, сократилась примерно на 2,7%.– Изучение истории в школах на основе историко-культурного стандарта дает свои положительные результаты. В целом школьники знают важнейшие события истории России и выдающихся исторических деятелей, умеют анализировать текст исторического источника, пишут содержательные исторические сочинения. Однако заметные трудности участники экзамена испытали при выполнении заданий на основе исторической карты, иллюстративного материала, а также при аргументации предложенной точки зрения на исторические события, – сказал Сергей Кравцов. Основной период ЕГЭ-2019 проводится ‪с 27 мая по 1 июля. Как отметили в ведомстве, следующими будут объявлены результаты ЕГЭ по русскому языку.

http://www.ug.ru/news/28186

Выпускники российских школ сдают последние экзамены основного периода ЕГЭ-2019

Сегодня выпускники сдают ЕГЭ по биологии и информатике. Эти испытания завершают проведение основного срока экзаменационной кампании. До 1 июля основной период ЕГЭ продолжат резервные дни для сдачи всех предметов. Как сообщили в пресс-службе Рособрнадзора, заявление на участие в ЕГЭ по биологии подали 139 тысяч человек, в том числе 136 тысяч выпускников текущего года. ЕГЭ по этому предмету проходит в 2956 пунктах проведения экзамена (ППЭ) в России и за рубежом. Экзаменационная работа по биологии состоит из двух частей, включающих в себя 28 заданий. На ее выполнение отводится 3,5 часа. Установленный минимальный балл на ЕГЭ по биологии составляет 36.ЕГЭ по информатике и ИКТ сдают почти 90 тысяч участников, из них 88 тысяч – выпускники текущего года. Для проведения экзамена задействовано 2567 ППЭ. Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 27 заданий. На ее выполнение отводится 3 часа 55 минут. Установленный минимальный балл на ЕГЭ по информатике и ИКТ составляет 40 баллов. Ход экзаменов в регионах контролируют общественные наблюдатели и сотрудники Рособрнадзора. Во всех экзаменационных пунктах ведется видеонаблюдение и используется технология печати полного комплекта экзаменационных материалов для участников в аудиториях. Свои результаты участники экзаменов узнают не позднее 27 июня. http://www.ug.ru/news/28183

ЕГЭ по биологии и информатике прошли в штатном режиме - Рособрнадзор

Единые государственные экзамены по биологии и информатике прошли в штатном режиме, без серьезных сбоев и нарушений, сообщает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Заявление на участие в ЕГЭ по биологии подали 139 тысяч человек, в том числе 136 тысяч выпускников текущего года. ЕГЭ по этому предмету прошел в 2956 пунктах проведения экзаменов. Работа по биологии состоит из двух частей, включающих в себя 28 заданий. На ее выполнение отводится 3,5 часа. Установленный минимальный балл на ЕГЭ по биологии составляет 36.ЕГЭ по информатике и ИКТ сдавали почти 90 тысяч участников, из них 88 тысяч – выпускники текущего года. Для проведения экзамена было задействовано 2567 ППЭ. Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 27 заданий. На ее выполнение отводится 3 часа 55 минут. Установленный минимальный балл на ЕГЭ по информатике и ИКТ составляет 40.Ход экзаменов в регионах контролировали общественные наблюдатели и сотрудники Рособрнадзора. Во всех экзаменационных пунктах велось видеонаблюдение и использовалась технология печати полного комплекта экзаменационных материалов для участников в аудиториях. Свои результаты участники экзаменов узнают не позднее 27 июня.

http://www.edu.ru/news/egegia/ege-po-biologii-i-informatike-proshli-v-shtatnom-r/

Российские учителя в Таджикистане готовят победителей олимпиад по русскому языку

Минпросвещения России с 2017 года направляет в Республику Таджикистан российских педагогов. В этом учебном году 48 учителей русского языка и литературы, физики, математики, химии, биологии и информационных технологий преподают более чем в двадцати школах республики. Российские учителя отмечают интерес среди таджикских школьников к русскому языку и культуре. По их словам, многие ребята прекрасно владеют русским языком и успешно участвуют в олимпиадах по русскому языку.Один из наставников участников и победителей олимпиад областного, республиканского и международного значения по русскому языку – Эмиль Раифович Бурханов. Он преподает русский язык и литературу в Президентской школе-интернате для одаренных детей города Хорога Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан. В Таджикистане педагог работает уже второй учебный год, ведет дисциплины на русском языке для школьников 7-х, 8-х, 10-х и 11-х классов. Как отмечает педагог, в 7-х, 8-х и 10-х классах обучение по всем предметам проходит на русском языке. В этих классах активно изучается и русский язык, и литература. Также учитель преподает одиннадцатиклассникам – группе, у которой занятия ведутся на таджикском языке.«В школе учатся местные городские дети и дети из близлежащих кишлаков. Родной язык у них шугнанский, он очень отличается от государственного таджикского. Освоение русского языка детям дается нетрудно, так как они неплохо разговаривают на этом языке. Языкового барьера нет. Дети хорошо читают стихотворения, пересказывают произведения, пишут сочинения на заданные темы», – рассказывает Бурханов. Недавно его ученица заняла первое место в области на Олимпиаде по русскому языку среди лучших учеников областей или районов республиканского подчинения. От участников требовалось написать изложение и выполнить тестовые задания.«Насчет ее победы я даже не сомневался. Мы готовились основательно, она большая молодец! – радуется успехам своей ученицы педагог. – Дети с большим желанием участвуют в олимпиадах, им приятно получать медали».Ранее в Республике Таджикистан прошла Международная олимпиада по русскому языку для школьников стран СНГ, по итогам которой ученик Бурханова занял 3-е место. «В тестах встречаются вопросы по мировой культуре, литературе и задания на общий кругозор, – рассказывает педагог. – Особо хотелось бы выделить Международную олимпиаду по русскому языку для школьников стран СНГ, которая проводилась в три этапа. Из нашей школы в финал прошло восемь учащихся, один из них занял 3-е место и был награжден дипломом призера 3-й степени». Учитель рад каждому успеху учеников: «Наш тяжелый труд не проходит зря и дает свои плоды. Сердце переполняет чувство радости и гордости за наших учеников, за наше российское образование, за наших российских учителей, которые работают в других областях Республики Таджикистан».

http://www.edu.ru/news/prodvizhenie-russkogo-yazyka-za-rubezhom/rossiyskie-uchitelya-v-tadzhikistane-gotovyat-pobe/

12.06.2019

В Санкт-Петербурге наградили победителей конкурса «Моя страна – моя Россия»

В рамках Петербургского международного экономического форума состоялась церемония награждения победителей шестнадцатого Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» – одного из проектов АНО «Россия – страна возможностей», сообщает пресс-служба Министерства просвещения Российской Федерации. В этом году в конкурсе приняло участие более 34 тысяч человек. Конкурс проходил в 19 номинациях и в четыре этапа, в ходе которых участники представили проекты, нацеленные на социально-экономическое развитие российских регионов, городов и сёл. Победителями стали авторы самых оригинальных инновационных проектов, продемонстрировавших внимание к актуальным проблемам своего региона и возможность для масштабирования на федеральном уровне. Заочные этапы конкурса и очные защиты состоялись в апреле – мае 2019 года в Москве и Екатеринбурге на площадках Роспатента, Российской академии образования, Уральского государственного медицинского университета, Мастерской управления «Сенеж» – образовательного центра АНО «Россия – страна возможностей».Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева направила приветственный адрес участникам, организаторам и гостям церемонии награждения, в котором она отметила, что представленные в ходе конкурса инициативы наглядно демонстрируют «большой, поистине неисчерпаемый созидательный потенциал нашей молодежи».Проект «Моя страна – моя Россия» в этом году вошёл в платформу «Россия – страна возможностей». Конкурс проводится с 2003 года и ориентирован на учащихся, молодых педагогов, специалистов, лидеров местных сообществ и молодёжных проектов в возрасте от 14 до 35 лет. В числе призов: стажировки, образовательные гранты и премии, возможность получить наставника и дополнительные баллы к ЕГЭ или вступительным испытаниям на программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Кроме того, 200 лучших конкурсантов смогут пройти обучение в специализированном образовательном центре. http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/v-sankt-peterburge-nagradili-pobediteley-konkursa-/

В Казани завершился Конкурс юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо – 2019»

В Казани подведены итоги конкурса «Безопасное колесо – 2019», сообщает пресс-служба Министерства просвещения Российской Федерации. Участниками состязаний юных знатоков дорожного движения стали 340 школьников из 85 регионов России. Детей поддерживали педагоги и сотрудники Госавтоинспекции. В дни соревнований школьники смогли показать свои знания правил дорожного движения, навыки искусно управлять велосипедами на территории автогородка, продемонстрировать умения оказывать первую медицинскую помощь. Борьба проводилась в личном и командном зачёте. Дети приняли участие в творческом конкурсе «Мы – за безопасность на дорогах России». Победители войдут в состав команды, которая будет представлять Россию на Европейском образовательном конкурсе Международной автомобильной федерации (FIA) по изучению и соблюдению ПДД. Конкурс проводился Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации при поддержке кабинета министров Республики Татарстан совместно с заинтересованными ведомствами и организациями. В рамках проведения мероприятия состоялось межведомственное совещание по вопросам повышения эффективности мер по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и развитию сети отрядов юных инспекторов движения. В мероприятии приняли участие заместитель директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения России Лариса Фальковская, заместитель начальника ГУОБДД МВД России Владимир Кузин, представители региональных властей, общественных организаций, журналистского сообщества. В зале присутствовали руководители региональных подразделений пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции, педагоги, представители общественных и экспертных организаций Основной темой обсуждения стала реализация федерального проекта «Безопасность дорожного движения», в частности такие его направления, как развитие системы предотвращения ДТП с участием детей, особенности применения цифровых технологий в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, инновационные методы формирования у детей культуры поведения на дорогах, «дорожная карта» развития движения ЮИД. Программа мероприятий завершилась праздничным концертом. http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/v-kazani-zavershilsya-konkurs-yunyh-inspektorov-do/

 

11.06.2019

Ольга Васильева ответила на вопросы о поддержке талантов, отборе детей и элитных школах в регионах

В ходе эксклюзивного интервью "Учительской газете" министр просвещения РФ Ольга Васильева рассказала о взаимодействии с образовательным центром "Сириус", поддержке талантливых учеников, а также рисках, связанных с отбором школьников. Речь зашла и о создании опорных школ Российской академии наук в регионах. ​Ольга Васильева, в частности, высоко оценила работу "Сириуса", отметив, что в ней принимают участие три федеральных министерства – просвещения, культуры и спорта. – Каждый ребенок талантлив, но задача помочь ему раскрыться - это, конечно, работа хоть и небыстрая, но крайне необходимая. Поэтому мы поддерживаем и субсидируем создание в других регионах центров для поддержки способных ребят. Они могут идти по своей траектории, но при этом учитывать тот большой опыт, который есть, – добавила министр. Возвращаясь к вопросу о "Сириусе", она отметила, что у него "хорошая инфраструктура, прекрасное местоположение, программа, педагоги, возможность встречи с удивительными людьми". – Наша задача – помочь раскрыться каждому. Не должно быть жесткого отбора, особенно на первых этапах, – заявила Ольга Васильева. И.о. главного редактора "Учительской газеты" Арслан Хасавов, в свою очередь, обратил внимание на то, что Минпросвещения России само отчасти участвует в этом отборе, например, планируя открытие опорных школ РАН.- Нам очень важно создать все условия, чтобы подрастающие дети, ушедшие в науку, работали на благо своего региона, чтобы в каждом из них были научные центры, научные институты, университеты. Чтобы взаимодействие школы, университета, научного центра и производства работало на регион. Это главная задача, – ответила Ольга Васильева. При этом министр отвергла предположение, что учащимися особых школ станут исключительно дети региональных элит.– Любой класс или школа с углубленной направленностью - это пахота. Как бы страшно это ни звучало из моих уст, но это пахота. Ничто не приходит ниоткуда, понимаете? Ребенок трудится, ребенок старается, ребенок любит это дело, но ребенок перегружен, я страшно против этого. Я очень переживаю, потому что в моем школьном детстве такой перегрузки не было, – отметила глава министерства.

http://www.ug.ru/news/28178

Центры независимой оценки квалификации педагогов не заменят существующие ИПК

Министр просвещения РФ Ольга Васильева в эксклюзивном интервью "Учительской газете" подтвердила намерение ведомства создать центры независимой оценки квалификации педагогов и рассказала о том, что в этой ситуации ждет уже существующие институты повышения квалификации. Выступая на Всероссийском форуме молодых учителей в Выборге, Ольга Васильева сообщила о том, что к 2024 году в каждом регионе появятся центры независимой оценки квалификации педагогов. Отвечая на вопрос и.о. главного редактора "Учительской газеты" Арслана Хасавова, что же в такой ситуации будет с существующими институтами повышения квалификации, Ольга Васильева пообещала: "Будут работать. Мы расширяем возможности для педагогического сообщества".Министр отметила, что свое беспокойство по этому поводу уже выражали педагоги – пользователи соцсетей.– Создание центров непрерывного профессионального мастерства не предполагает исключения традиционных форм повышения квалификации. Новые форматы предлагают учителю дополнение, расширяя палитру выбора. Центр будет осуществлять обучение, а также станет площадкой, консолидирующей вокруг себя образовательные организации и организационные ресурсы, – повторила Ольга Васильева ответ педагогическому сообществу. Она добавила, что с нововведением появится возможность использовать площадки вузов, колледжей и некоммерческих образовательных организаций. "Здесь не надо пугаться, потому что мы хотим, чтобы у человека, особенно молодого, оставался выбор. Потому что если у меня только это и больше ничего, то мне сложно. А если я хочу пойти куда-то еще, то у меня такая возможность есть", – пояснила министр, подчеркнув, что "никто никому на дверь указывать не собирается". – Я считаю, что у педагога, когда он занимается повышением своей квалификации, все-таки должен быть выбор - не только повышение квалификации в традиционном месте, а может быть, хороший региональный университет или какой-то научно-исследовательский институт, в котором он может эту программу получить, – выразила свое мнение Ольга Васильева. – Но ведь очень часто беспокоятся не сами учителя, а те, кто сейчас осуществляет те же самые услуги. Если где-то начинаются безосновательные волнения, смотрите денежную составляющую. В эксклюзивном интервью "Учительской газете" министр просвещения Ольга Васильева ответила на самые актуальные вопросы системы образования, среди которых результаты дополнительной экспертизы учебников, общественное обсуждение новых редакций ФГОС, соотношение зарплат учителей в Москве и в регионах, ЕГЭ и идеи о его замене электронным портфолио и создание опорных школ РАН. http://www.ug.ru/news/28172

МЧС России обнаружило более 10 тысяч нарушений требований безопасности в детских лагерях

Директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС РФ Ринат Еникеев в ходе пресс-конференции рассказал о готовности детских лагерей к летней оздоровительной кампании. Ведомство взяло на контроль более 45 тысяч лагерей всех видов, примерно полторы тысячи из которых расположены в лесах. Ринат Еникеев сообщил, что сотрудники МЧС провели в полном объеме профилактические и надзорные мероприятия к открытию первой смены летней оздоровительной кампании. По поручению правительства дополнительно были проконтролированы лагеря, не вошедшие в сводный план проведения проверок на этот год, и детские учреждения, подверженные угрозе природных пожаров. В ходе работы надзорные органы МЧС России обеспечили устранение свыше 10 тысяч нарушений требований безопасности, в том числе связанных с угрозами для жизни детей. За неисполнение в срок предписаний в суды передано 275 дел об административных правонарушениях. Подразделения Государственной инспекции по маломерным судам проверили и освидетельствовали пляжи детских оздоровительных организаций. В установленном порядке идет патрулирование прилегающих акваторий.– Из 601 учреждения детского отдыха и оздоровления, имеющего пляжи, допущено к эксплуатации 337. Остальные пляжи будут предъявлены к приемке после второй декады июня в связи с климатическими условиями, – уточнил Ринат Еникеев. Сотрудники МЧС также обучили обслуживающий персонал и вожатых мерам пожарной безопасности и безопасному поведению на воде.– Для повышения уровня безопасности детских лагерей, находящихся на значительном удалении от мест дислокации пожарных подразделений, организовано выставление временных пожарных постов, оснащенных мобильными средствами пожаротушения, – отметил Ринат Еникеев, добавив, что при активном участии МЧС России более 17 тысяч лагерей создали добровольные пожарные дружины и команды.

Особое внимание в МЧС уделяют организованным группам детей в походах, на туристских маршрутах и в сплавах. http://www.ug.ru/news/28177

Центры независимой оценки квалификации педагогов не заменят существующие ИПК

Министр просвещения РФ Ольга Васильева в эксклюзивном интервью "Учительской газете" подтвердила намерение ведомства создать центры независимой оценки квалификации педагогов и рассказала о том, что в этой ситуации ждет уже существующие институты повышения квалификации. Выступая на Всероссийском форуме молодых учителей в Выборге, Ольга Васильева сообщила о том, что к 2024 году в каждом регионе появятся центры независимой оценки квалификации педагогов. Отвечая на вопрос и.о. главного редактора "Учительской газеты" Арслана Хасавова, что же в такой ситуации будет с существующими институтами повышения квалификации, Ольга Васильева пообещала: "Будут работать. Мы расширяем возможности для педагогического сообщества".Министр отметила, что свое беспокойство по этому поводу уже выражали педагоги – пользователи соцсетей.– Создание центров непрерывного профессионального мастерства не предполагает исключения традиционных форм повышения квалификации. Новые форматы предлагают учителю дополнение, расширяя палитру выбора. Центр будет осуществлять обучение, а также станет площадкой, консолидирующей вокруг себя образовательные организации и организационные ресурсы, – повторила Ольга Васильева ответ педагогическому сообществу. Она добавила, что с нововведением появится возможность использовать площадки вузов, колледжей и некоммерческих образовательных организаций. "Здесь не надо пугаться, потому что мы хотим, чтобы у человека, особенно молодого, оставался выбор. Потому что если у меня только это и больше ничего, то мне сложно. А если я хочу пойти куда-то еще, то у меня такая возможность есть", – пояснила министр, подчеркнув, что "никто никому на дверь указывать не собирается". – Я считаю, что у педагога, когда он занимается повышением своей квалификации, все-таки должен быть выбор - не только повышение квалификации в традиционном месте, а может быть, хороший региональный университет или какой-то научно-исследовательский институт, в котором он может эту программу получить, – выразила свое мнение Ольга Васильева. – Но ведь очень часто беспокоятся не сами учителя, а те, кто сейчас осуществляет те же самые услуги. Если где-то начинаются безосновательные волнения, смотрите денежную составляющую.

http://www.ug.ru/news/28172

Более 20% детей в России не охвачены дополнительным образованием

Член Центрального штаба Общероссийского народного фронта, координатор проекта ОНФ "Равные возможности – детям", зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина сообщила о том, что 22% детей в возрасте от 5 до 18 лет не посещают кружки. Сегодня состоялась пресс-конференция, посвященная презентации интерактивной карты бесплатных детских кружков и мобильного приложения для родителей. Выступая в ходе нее, Любовь Духанина отметила, что возрастает доля детей, посещающих платные кружки, и сегодня она составляет 62%."Общий охват не меняется, а внутри него растет доля платности. Почему выбирают платные кружки? Главная причина – отсутствие в радиусе доступности бесплатных кружков. На второе место выходит позиция, что те кружки, которые имеются, неинтересны", – цитирует Любовь Духанину портал "Российское образование". Зампред профильного комитета Госдумы отметила, что посещаемость платных кружков детьми из малообеспеченных семей составляет 32%, детьми из обеспеченных семей – 56%. В малообеспеченных семьях тратят 1851 рубль в месяц на один кружок, в обеспеченных семьях – 3130 рублей. Дороже всего обходятся верховая езда, фигурное катание, картинг. Меньше всего затрат требует рисование. При этом на селе дополнительным образованием охвачены в два раза меньше детей Любовь Духанина сообщила также, что за последние два года эксперты ОНФ открыли более 800 бесплатных кружков дополнительного образования в регионах РФ. Они представлены на новой интерактивной карте на сайте проекта ОНФ." С марта 2017 года активисты проекта открыли более 800 кружков, в которых занимаются 385433 ребенка, 2500 из них — это дети с особенностями здоровья. Все эти кружки представлены на интерактивной карте, размещенной на сайте проекта: любой желающий сможет ознакомиться с перечнем бесплатных кружков, узнать периодичность занятий, месте проведения и среднем охвате участников интересующего их кружка, волонтерах, организовавших его деятельность, и периодичности проведения занятий, а также связаться с организаторами кружка", — передает слова Любови ДуханинойРИА Новости. Координатор проекта ОНФ уточнила, что эксперты Народного фронта используют два инструмента для работы с бесплатными кружками: "образовательное волонтерство", когда волонтеры открывают бесплатные кружки, и обеспечение бесплатных кружков бюджетными деньгами через так называемый "механизм персонального сертификата".По ее словам, механизм выдачи сертификатов "персонифицированного финансирования дополнительного образования" при поддержке ОНФ проходит апробацию в 42 регионах РФ. Духанина уточнила, что сертификаты на допобразование получили уже более миллиона детей от 5 до 18 лет."Благодаря таким сертификатам дети могут посещать именно те кружки и секции, которые в наибольшей степени отвечают их потребностям и интересам, а оплачивать их не из бюджета семьи, а за счет государственных средств на сертификате", — рассказала член центрального штаба, уточнив, что объем сертификата позволит детям посещать "один-два, а иногда и три кружка".В ходе пресс-конференции эксперты ОНФ представили мобильное приложение, предназначенное для родителей, использующих именной сертификат на допобразование детей. Приложение позволит родителям получить сам сертификат с денежными средствами на дополнительное образование и использовать его для выбора платных детских секций, которые реализуются в регионе, также заключить договор на обучение и управлять персональным счетом сертификата. Сертификаты персонифицированного финансирования дополнительного образования уже получили более миллиона детей от 5 до 18 лет из 42 регионов. Благодаря им, дети могут посещать именно те кружки и секции, которые в наибольшей степени отвечают их потребностям и интересам, оплачивать их не из бюджета семьи, а за счет государственных средств на сертификате. С помощью мобильного приложения родители смогут контролировать остаток на счете, количество посещаемых программ, оперативно связаться с ответственными, если возникнут проблемы с использованием сертификата. Как рассказал эксперт проекта ОНФ "Равные возможности – детям" Семен Славин, приложение также станет инструментом общественного контроля. Регионы и муниципалитеты, которые внедряют новую систему электронных сертификатов, делают это по-разному. Одни готовы выделять 3 тыс. руб. в месяц, другие – 2 тыс. руб., где-то ребенок сможет посетить три кружка дополнительного образования, а где-то – всего один. Благодаря приложению общественные наблюдатели смогут видеть, как работает система, сколько детей реально используют сертификат, и оперативно реагировать, если возникнут какие-либо сложности. Мобильное приложение заработает с 1 сентября для жителей 19 из 42 пилотных регионов, в которых система детских именных сертификатов, наполненных бюджетными средствами, уже работает. Это Республики Коми, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания и Удмуртская, Алтайский и Хабаровский края, Вологодская, Калининградская, Липецкая, Новгородская, Саратовская, Свердловская, Тамбовская, Томская, Тюменская и Ярославская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ. http://www.ug.ru/news/28175

 

10.06.2019

Участники ПМЭФ-2019 обсудили повышение статуса педагога и роль цифровых технологий в образовании

Роль и статус педагога в обществе в значительной степени определят в будущем все процессы, связанные с отечественным образованием. Именно поэтому сегодня необходима качественная поддержка учителя на всех этапах учебного процесса и выявление ключевых проблем в обучении. К такому выводу пришли участники сессии "Новые образовательные технологии для достижения социального благополучия", прошедшей при поддержке Корпорации "Российский учебник" в рамках Петербургского международного экономического форума. ​Руководитель Фонда "Талант и успех", член Совета при Президенте РФ по науке и образованию Елена Шмелева отметила, что в числе сегодняшних достижении в российском образовании стоит выделить системный подход в работе с одаренными детьми:– Мы все больше думаем, как кадры, начиная даже со средней школы, будут ориентированы на задачи, которые являются основой развития такой новой инфраструктуры. Как ребенок в 12-13 лет может выбрать ту специализацию, которую раньше относили к третьему или четвертому курсу. Как соединить запросы глобальных работодателей или тех, кто создает инновации, с теми образовательными программами, которые должны соответствовать каждому уровню, и не делить ребят на тех, кто уже проявил свои способности и тех, кто еще не успел это сделать.Участники согласились, что сегодня улучшаются возможности для способных учеников. Однако ректор НИУ "Высшая школа экономики" Ярослав Кузьминов обратил внимание на проблему растущей селективности в школьном образовании:– Сегодня нет стройных механизмов социального перемешивания, создания лучших условий для детей, семьи которых ограничены в экономических возможностях или обладают низким уровнем образования. При этом в большинстве стран такие механизмы есть. Отставание по таким механизмам и незамечание проблемы чревато тем, что мы будем наряду с развитием талантов получать дополнительный источник социального напряжения. Согласно нашим опросам, две трети родителей заявляют о селективном доступе в первый класс. Я могу понять такой показатель относительно поступления в вуз, но для первого класса это опасный знак.Вице-президент корпорации "Российский учебник" Андрей Галиев представил участникам сессии итоги нового опроса педагогов, проведенного на сайте корпорации rosuchebnik.ru: учителям было предложено назвать наиболее важные, по их мнению, достижения и проблемы в отечественном образовании. Самыми популярными достижениями оказались цифровое и дистанционное образование, введение ГИА и ЕГЭ как способ унифицировать систему оценивания выпускников и обеспечить равный доступ для поступления в вузы, а также укрепление материально-технической базы. В числе ключевых проблем чаще всего педагоги отмечали несоответствие требований ЕГЭ содержанию обучения, отсутствие системы обучения детей со статусом ОВЗ в массовых школах и отсутствие системы профориентации в выпускных классах старшей школы, уровень заработной платы педагогов. К данным ответам, по мнению спикеров, стоит добавить активное участие родителей и будущих работодателей в развитии учебного процесса.– Запросы работодателя для школы являются и достижением, и проблемой: школа не всегда умеет работать с этим ресурсом, а также с запросами родителей, государства, бизнеса, – поделилась директор Общеобразовательного частного учреждения международной гимназии инновационного центра "Сколково" Оксана Демьяненко. Губернатор Орловской области Андрей Клычков поделился опытом работы в регионе: "Чудо, что мы смогли сохранить тех, кто хочет учить, и тех детей, которые желают учиться, которые потом идут в "Сириус". Сегодня основная задача учителя – подготовить к ЕГЭ. Однако большой объем информации, цифровизация и другие технологии скорее ставят иную задачу – восстановление системы непрерывного образования, которое решило бы вопросы с селективностью, задачу подготовки специалистов. Мы запустили в нашем регионе проект по системе непрерывного образования, в данный момент проходит его апробация: на базе Орловской области создаются новые общественные пространства, которые объединяют ключевых участников учебного процесса, учитывают необходимые специализации в вузах. Мы надеемся реализовать проект, где в едином образовательном пространстве создадим условия на базе общего подбора детей из общей школы".Оказать поддержку в создании подобных проектов и помочь в выявлении проблем в системе образования регионов может недавно разработанный факторный анализ. Результатами этого исследования, проведенного впервые в Калининградской области, поделился генеральный директор корпорации "Российский учебник" Александр Брычкин:– У нас в стране почти нет релевантной методики измерения качества, которое давало бы статистически надежные результаты. Поэтому мы провели совместно с НИУ ВШЭ анализ факторов, которые влияют на качество образования в регионе, опросили около 85% педагогов, 95% школ региона. Коллеги из ВШЭ предложили четыре компонента измерения качества: академические результаты ГИА и ЕГЭ, достижения высокого уровня (олимпиады), школьное благополучие (насколько участники учебного процесса довольны образованием в школе или регионе). Четвертый фактор – академическая резильентность: это способность школ, которые находятся не в лучших социально-экономических условиях, тем не менее демонстрировать хорошие образовательные результаты .Авторы исследования выяснили, что в данном случае значимое влияние на результаты оказывает не "цифра", а организационная культура, то, как учителя работают с учениками, как директор взаимодействует с учителем, квалификация педагогов, количество учителей высшей категории, вариативность в образовательной программе (профилизации, внеурочная деятельность).– На основе нашего исследования можно сделать практические рекомендации для корректировки образовательной политики на территории региона. Данное исследование будет интересно в первую очередь органам управления образованием и бизнесу, который сможет предлагать властям региона поддержку в решении конкретных проблем, – подчеркнул Александр Брычкин. Опытом работы в системе поддержки педагогов и оказанием помощи в решении учебных задач поделились и представители ведущих организаций в сфере образовательных технологий.– К сожалению, общество и государство не дали инструмент учителю для управления разнообразием, которое реально есть в стране и классе, – поделилась генеральный директор АНО "Платформа новой школы" Екатерина Булычева. – Все инструменты учителя сегодня линейные, а сам учитель должен провести ученика от начала и до конца по программе, и при этом никого не упустить, что невозможно. При этом дети выходят из школы и попадают в другую среду, в том числе цифровую, которая видит их разными, с разными возможностями и потребностями и дает выбор. На наш взгляд, цифровая платформа это в первую очередь инструмент персонализации в образовании.– Сегодня очень важно уделять внимание и молодым педагогам. Педвузы должны стать стратегическим объектом внимания государства и заниматься учителями, которые неравнодушно относятся к занятиям с детьми, – подчеркнула генеральный директор, АНО "Корпоративная академия Росатома" Юлия Ужакина.– Мы запустились в августе и за этот год столкнулись с 16 000 школ. Большое достижение – управление на основе данных: учитель может увидеть, сколько времени ребенок в начальной школе тратит на выполнение домашнего задания, – рассказала директор по стратегии "Яндекс. Учебник" Наталья Чеботарь. К интересу участников, схожие проблемы существуют и в зарубежных школах. Об этом рассказал директор Brookes Education Group Дэвид Роуз: "В большинстве стран есть проблема сильного контроля со стороны государства и недостаточное уважение к тем, кто учится. Мы знаем, что технологии все активнее проникают в обучение. Но самое главное – способные учителя и их мотивация". http://www.ug.ru/news/28167

Персонализированная модель образования придет в российские школы

В Москве прошло первое заседание экспертно-стратегического совета Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».В заседании приняли участие Президент, Председатель Правления Сбербанка Герман Греф, заместитель Председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ Любовь Духанина, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Сергей Богданов. Среди выступивших и принявших участие в обсуждении членов экспертно-стратегического совета фонда Сбербанка «Вклад в будущее» – заместитель министра просвещения Российской Федерации Марина Ракова, директор образовательных проектов и программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО) Елена Соболева, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. Вел заседание глава совета, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова доктор психологических наук, профессор, академик РАО Александр Асмолов. С приветственным словом к аудитории обратился исполнительный директор фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Пётр Положевец. Доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель программы фонда «Цифровая платформа для персонализированного образования в школе» Елена Казакова рассказала о теоретических основаниях проектирования персонализированной модели, её методологических принципах. «Целью персонализации в школах является максимальное развитие образовательного и личностного потенциала каждого учащегося, повышение эффективности учебного процесса для каждого ученика и для образовательного сообщества в целом», - отметила она. Ключевой стратегией персонализированного вариативного подхода в образовании становится ценностная установка на развитие внутренней мотивации ученика, его готовности к изменениям в изменяющемся мире. Важным фактором нового подхода можно назвать большую значимость командной работы в процессе обучения, ценность сотрудничества при выполнении учебных заданий, развитие «гибких» навыков в ходе освоения предметного содержания, «право на ошибку», т.е. возможность самому оценить правильность совершенного выбора, возможность оставаться «почемучкой» на протяжении всего процесса обучения. Генеральный директор «Сбербанк-Технологии» Андрей Войнов представил членам совета и гостям ключевые технологические компоненты цифровой платформы. Среди них он отметил надёжность платформы, ее высокую производительность, масштабируемость, кибербезопасность, возможности обрабатывать и анализировать большие объёмы данных. «В конечные продукты и сервисы мы интегрируем компоненты искусственного интеллекта, что позволит моделировать и строить персональные треки и рекомендации для каждого школьника», - подчеркнул он. Екатерина Булычева, руководитель программы фонда «Цифровая платформа для персонализированного образования в школе», генеральный директор АНО «Платформа новой школы» более подробно остановилась на организационных моментах этапа апробации. В настоящее время для внедрения персонализированной модели образования в 5-8 классах отобрано 15 школ из 5-ти регионов: Калужской, Липецкой, Нижегородской, Новгородской областей и Республики Татарстан. По итогам апробации в августе 2020 года будет принято решение о масштабировании новой модели на более чем 100 российских школ. В своём выступлении Е.Булычева подчеркнула, что цели персонализированной модели образования сопряжены с целями национального проекта «Образование». Разработка главного инструмента модели – цифровой платформы, – выполняется по поручению Президента РФ Владимира Путина и реализуется совместными усилиями Сбербанка, Министерства просвещения РФ и Агентства стратегических инициатив. Отличительной особенностью представленного подхода является то, что при сохранении федеральных государственных образовательных стандартов, новая методология качественно меняет организацию образования в школе. «Именно этот подход содействует развитию современной школы как школы возможностей, позволяющей найти путь к успеху для каждого ученика. В этом подходе платформенное решение выступает как «технология под смысл», а не «платформа ради платформы» - отметил председатель экспертно-стратегического совета Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Александр Асмолов. Научным и экспертным сообществом была поддержана методология, цифровое платформенное решение, обеспечивающее внедрение персонализированного образования, а также организационный план проведения апробации новой модели в пяти российских регионах в 2019/2020 учебном году. Подводя итоги заседания, Герман Греф поблагодарил его участников за их активную вовлеченность в процесс обсуждения персонализированной модели образования для российских школ и результаты встречи.

О фонде : Благотворительный фонд «Вклад в будущее» создан Сбербанком в 2015 году в целях поддержки развития современного российского образования с учетом вызовов XXI века и развитие инклюзивной среды, обеспечивающей членам общества равные возможности самореализации и полноценной жизнедеятельности вне зависимости от особенностей развития и здоровья. В рамках направления «Современное образование» фонд инициирует и поддерживает проекты, способствующие развитию у детей навыков XXI века и новых грамотностей. В рамках направления «Инклюзивная среда» фонд оказывает поддержку проектам и лучшим практикам социализации, адаптации, профориентации, трудоустройству детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с особенностями ментального развития. http://www.ug.ru/news/28155

Составлен рейтинг школ, выпускники которых чаще всего поступают в лучшие вузы в сфере ИТ

Рейтинговое агентство RAEX впервые подготовило рейтинг лучших школ России в сфере информационных технологий. Эксперты определили, какие школы готовят наибольшее количество студентов для лучших вузов в сфере ИТ. В ходе исследования была собрана информация о почти 30 тысячах выпускников более чем 8 тысяч российских школ, поступивших в 2018 году в лучшие профильные вузы на направления, связанные с информационными технологиями. Как пояснили в рейтинговом агентстве, исследование базируется на методологических принципах, используемых агентством RAEX при составлении списков лучших школ. При формировании рейтинга школ в сфере ИТ использовались данные о приемных кампаниях, предоставленных непосредственно вузами.

В рейтинг лучших школ в сфере информационных технологий вошло 200 школ. Первое место занял СУНЦ МГУ, на второй и третьей позициях расположились Бауманская инженерная школа № 1580 (бывший Лицей № 1580 при МГТУ им. Н. Э. Баумана) и Санкт-Петербургский Президентский физико-математический лицей № 239. В десятку лучших также вошли Предуниверситарий НИЯУ МИФИ, Московский лицей "Вторая школа", Школа № 1502 при МЭИ, Школа № 179 г. Москвы, Нижегородский лицей № 38, Лицей НИУ ВШЭ и Специализированный учебно-научный центр при УрФУ им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина (СУНЦ УрФУ).В число 200 лучших вошли школы из 44 регионов России. При этом на Москву и Подмосковье приходится чуть более трети – 71 участник. Новосибирская область и Санкт-Петербург представлены в рейтинге десятью школами, по семь учреждений представляют Воронежскую область и Республику Татарстан, по шесть школ – Республику Башкортостан, Красноярский край и Нижегородскую и Самарскую области."Представленность регионов в рейтинге лучших школ в сфере ИТ достаточно широка: почти две трети мест (64,5%) в списке заняли нестоличные школы. Для сравнения: в других рейтингах школ RAEX, публикуемых агентством все последние годы, доля школ Москвы и области составляет больше половины. Это свидетельствует о более высоком уровне вовлеченности регионов в снабжение кадрами вузов по связанным с ИТ направлениям подготовки, чем в среднем по всем профилям", – прокомментировали в агентстве. http://www.ug.ru/news/28168

Выпускники российских школ сдают самый массовый ЕГЭ по выбору

10 июня в рамках основного периода ЕГЭ-2019 проходит экзамен по обществознанию. Он традиционно является самым массовым по выбору: в этом году испытание проходят более 349 тысяч человек, в том числе 343 тысячи выпускников текущего года – это почти 50% всех участников основного периода ."ЕГЭ по обществознанию проводится в отдельный день и не совмещен со сдачей других предметов по выбору", – отметили в пресс-службе Рособрнадзора. Для проведения ЕГЭ по обществознанию задействовано 4057 пунктов проведения экзаменов (ППЭ) во всех регионах России и за рубежом. Экзаменационная работа по обществознанию состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий: 20 заданий с кратким ответом и 9 – с развёрнутым. На ее выполнение отводится 3 часа 55 минут. Ход экзамена в регионах контролируют общественные наблюдатели и сотрудники Рособрнадзора. Во всех экзаменационных пунктах ведется видеонаблюдение и используется технология печати полного комплекта экзаменационных материалов для участников в аудиториях. Установленный минимальный балл на ЕГЭ по обществознанию составляет 42 балла. Свои результаты участники экзамена узнают не позднее 25 июня. http://www.ug.ru/news/28165

С начала основного этапа ЕГЭ-2019 с экзаменов за нарушения удалены 522 участника

С начала основного периода ЕГЭ-2019 с экзаменов за различные нарушения удалены 522 участника, сообщает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Отмечается, что у 223 из них во время ЕГЭ были обнаружены мобильные телефоны, у 219 – шпаргалки. Также после экзаменов выпускниками были выложены в Интернет 14 контрольных измерительных материалов ЕГЭ, их принадлежность конкретным участникам установлена.«Нарушения не носят массовый характер. Однако находятся выпускники, которые рискуют своими планами на дальнейшее обучение. Результаты всех нарушивших правила проведения госэкзамена аннулированы, пересдать эти предметы они смогут только на следующий год», − заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

http://www.edu.ru/news/egegia/s-nachala-osnovnogo-etapa-ege-2019-s-ekzamenov-za-/

Сотрудники Госадмтехнадзора Подмосковья проверили 58 детских лагерей

Сотрудники Главного управления государственного административно-технического надзора Подмосковья проверили 58 детских оздоровительных лагерей на территории региона, сообщает пресс-служба ведомства.«В ходе проверок было обнаружено 24 нарушения в сфере обеспечения безопасности на территории объектов детского отдыха. Устранено 18 нарушений, остальные исправляются под контролем инспекторов. Все обнаруженные недочеты были оперативно устранены в лагерях Одинцовского городского округа, городских округов Клин, Подольск, Щелково и Электросталь», ̶сказал начальник Госадмтехнадзора Московской области Олег Баженов. Инспекторы ведомства проверяют наличие всех необходимых бумаг, регламентирующих безопасное функционирование учреждения, и контролируют наличие средств индивидуальной защиты, планов эвакуации.

Всего в Подмосковье для детского отдыха в 2019 году предназначено 98 детских лагерей.

http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/sotrudniki-gosadmtehnadzora-podmoskovya-proverili-/
Печать