Архив новостей

ДАЙДЖЕСТ 01.01.2019 – 13.01.2019

ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

НОВОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ДАЙДЖЕСТ 01.01.2019 – 13.01.2019)

13.01.2019

Открытый урок.

В МГУ имени М.В. Ломоносова появятся новые магистерские программы

Десять новых магистерских программ откроются в университете в новом году. Об этом абитуриентам и их родителям в актовом зале главного здания МГУ рассказал ректор вуза Виктор Садовничий. В частности, это программа "Медиакоммуникации в международных отношениях" на журфаке, на факультете глобальных процессов - "Международное образовательное сотрудничество в условиях глобализации", а на факультете искусств - "Театральное искусство: исполнительство и режиссура". - Кроме того, в этом году впервые будет набор на программу специалитета (6 лет обучения) на факультете космических исследований, - отметил ректор. Виктор Садовничий особо отметил, что по указу президента РФ начинается строительство научно-технологической долины МГУ, по аналогии с Силиконовой долиной. Сегодня МГУ - это 50 тысяч студентов и аспирантов, около 9 тысяч иностранных студентов. Практически по всем специальностям университет обучает в течение 6 лет: на 11 направлениях непосредственно по программам специалитета, а по остальным - по особой схеме.- Не скрою, я не особый сторонник бакалавриата, - признался Садовничий. - Считаю, что биологу, физику да даже юристу мало 4 лет обучения. Поэтому мы ввели понятие "интегрированный магистр". Ректор МГУ пояснил, что все, кто окончил бакалавриат, могут продолжить двухлетнее обучение в магистратуре по тому же направлению. Обычно магистратура - это другое, часто смежное с основной специальностью, направление, например, бакалавриат по юриспруденции, а магистратура по экономике. По словам Садовничего, 98% бакалавров захотели продолжить обучение по своей же специальности.- То есть, по сути, мы единственный вуз в России, который всех учит 6 лет. Это наше преимущество и достижение, - подытожил ректор. Средний балл ЕГЭ у поступающих в МГУ - 84, есть факультеты, где он доходит и до 90. В МГУ действуют 200 межфакультетских курсов, которые студент может выбрать самостоятельно.- Курс студент слушает на другом факультете, не по своему основному направлению, - пояснил Виктор Садовничий. - На сегодня это очень востребовано: у нас уже записалось 18 тысяч человек на такие лекции. Дело в том, что это тренд. Будущее - за междисциплинарной подготовкой. На День открытых дверей в МГУ приехали более 5000 человек. Тысячи пользователей наблюдали за мероприятием во время прямой онлайн-трансляции.

Кстати. В этом году в МГУ прогнозируется конкурс около 8 человек на место. В университете ожидают примерно 1 миллион 400 тысяч потенциальных абитуриентов. Университет включает 43 факультета, где получают образование свыше 50 тысяч студентов. На базе МГУ работают передовые научно-исследовательские центры: вычислительный, лазерный, биотехнологический, нефтегазовый, аграрный, а также медицинский научно-образовательный центр, научный парк, спутники, обсерватории, музеи и научные станции по всей России и за рубежом. В списке Нобелевских лауреатов насчитывается 11 имен ученых и выпускников МГУ. https://rg.ru/2019/01/13/v-mgu-im-lomonosova-poiaviatsia-novye-magisterskie-programmy.html

 

Психологи СПбГУ рассказали, как оптимально совмещать учебу и спорт

Психологи Санкт-Петербургского государственного университета в ходе эксперимента доказали, что спорт и учебу можно успешно совмещать, если правильно распределить образовательную и тренировочную нагрузки. Исследование проводилось при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Психологи СПбГУ изучили трудности, с которыми сталкиваются студенты, совмещающие спортивную и учебную деятельность. Сами студенты утверждают, что чаще всего проблемы связаны с нехваткой времени. "На самом деле время есть. Просто спортсменов не учат тайм-менеджменту, не учат грамотно планировать свой день, чтобы успевать сделать все необходимое", — цитирует пресс-служба вуза Наталью Ильину, кандидата психологических наук, кандидата в мастера спорта, доцента СПбГУ. Психологи предложили студентам перенести время учебной нагрузки. В исследовании приняли участие 12 спортсменов-гребцов, обучавшиеся в вузах Санкт-Петербурга и имевшие академические задолженности. Их разделили на две равные группы по шесть человек. Эксперимент проводился во время трехнедельных сборов, когда распорядок дня был единым для всех спортсменов. По договоренности с тренером одной из двух групп гребцов вместо утренней зарядки психологи предложили заниматься учебной деятельностью и готовиться к сдаче сессии. Расписание дня контрольной группы — второй шестерки — никак не изменилось. "Предполагается, что ребята должны учиться в течение тех отрезков времени, которые отведены на отдых. Однако, как показал наш опрос, чаще всего спортсмены тратят это время на общение, на гаджеты, просмотр фильмов и просто сон. Сначала учебу с послеобеденного времени откладывают на вечер. А вечером ребята уже так устают, что не могут заставить себя взяться за учебники. В итоге учеба переносится на следующий день, а назавтра все повторяется", — рассказала Наталья Ильина. В результате, группа гребцов, которые вместо зарядки занимались учебой, закрыли все имеющиеся академические задолженности и успешно сдали летнюю сессию. Ребята из контрольной группы не смогли окончить учебный год без задолженностей. "Это говорит о том, что спортсменам можно и нужно оказывать помощь в планировании времени и распределении учебной и спортивной нагрузки в течение дня. А если при планировании еще учитывать имеющиеся научные данные о влиянии физических нагрузок на познавательные процессы, можно существенно повлиять и на повышение академической успеваемости", — уверена психолог. Кроме того, психологи признают, что на академическом поприще спортсмены имеют много преимуществ по сравнению со сверстниками, опережая их по целеустремленности, решительности, настойчивости, смелости и выдержке. К сожалению, констатируют в СПбГУ, управлять своим временем ребят никто не учит. Спортсмен с детства помещен в условия режима и контроля. Тренировки, как правило, четко регламентированы самим тренером. Спортсмены привыкают к этому и неосознанно ожидают подобного руководства в других сферах. А в других сферах от них как раз ждут самостоятельности, и они теряются. "Если научить таких ребят правильно управлять собой и своим временем за пределами тренировочных залов, они могут достичь хороших результатов не только в спортивной карьере", — уверена Наталья Ильина.

http://www.ug.ru/news/26993

 

12.01.2019

Детский омбудсмен подвергла критике законопроект о новых правилах семейного устройства детей-сирот

Межведомственная рабочая группа, созданная в Минпросвещения России, завершила работу над законопроектом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам защиты прав детей". В нем определены новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, "которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту". ​"Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие "сопровождение". Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО. Отдельное внимание члены рабочей группы уделили именно процедуре усыновления. В законопроект добавили положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности", — говорится в сообщении пресс-службы Минпросвещения России. Законопроект размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова прокомментировала эту новость. "Относительно разработанного законопроекта мы дали отрицательное заключение, так как он вводит дополнительные, прежде всего, ограничительные нормы, значительно ужесточающие требования к лицам, желающим принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью", — заявила детский омбудсмен. В сообщении, опубликованном на портале уполномоченного, говорится о том, что запрос на изменения назрел — с учетом "существующих проблем нарушения прав и законных интересов детей в замещающих семьях". Вместе с тем, в штабе омбудсмена отмечают, что принятие мер, устанавливающих препятствия к устройству ребенка в семью, недопустимо. По мнению омбудсмена, на первом этапе должна быть проведена работа по совершенствованию деятельности органов опеки и попечительства, результаты работы которых не отвечают новым вызовам времени. Для выработки путей их реформирования Министерством просвещения РФ создана рабочая группа. "А пока эта работа будет проводиться, считаю необходимым совершенствовать систему подбора и сопровождения приёмной семьи. В том числе, важным остается вопрос проведения обязательного психологического обследования граждан, готовых принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, в свою семью", — заявила Анна Кузнецова. Она пояснила, что эта норма должна быть предложена совместно с проектом подзаконного нормативного акта, утверждающего примерную методику проведения психологического обследования, содержание психологического обследования, сроки его проведения, порядок пересмотра и оспаривания результатов психологического обследования, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению психологического обследования, а также порядок отбора и требования к организациям, проводящим психологическое обследование. По словам детского омбудсмена, новым законопроектом предлагается установить возможность усыновления только одного ребенка в год, за исключением случаев усыновления братьев и сестер, а также детей, которые ранее находились под опекой или были усыновлены одним лицом или супругами и воспитывались вместе."Между тем существующая практика показывает, что большое количество семей, имея собственных детей, берут на воспитание и несколько приемных, и такие семьи необходимо поддерживать, а не создавать дополнительные ограничения, — отмечает Анна Кузнецова. — Нам важно четко выстроить нашу работу – с привлечением экспертов, представителей некоммерческих организаций, с учетом мнения приемных родителей, всех заинтересованных сторон. Там, где на кону стоит благополучие ребенка, ошибок быть не может". http://www.ug.ru/news/26988

Россия вошла в топ-10 умнейших стран мира

Россия заняла шестую строчку в списке умнейших стран мира по версии портала Vouchercloud. Всего в перечне — 25 государств. Составители рейтинга основывались на трех равнозначных факторах: числе нобелевских лауреатов, среднем IQ населения и результатах успеваемости в школах. ​Три фактора дают представления об интеллектуальном прошлом, настоящем и будущем страны, сообщает РИА Новости, ссылаясь на составителей рейтинга. По числу нобелевских лауреатов Россия вошла в восьмерку лидеров, а по уровню школьного образования — в шестерку. В списке государств с высоким уровнем IQ населения россияне заняли 32-е место. Первые пять строчек достались Японии, Швейцарии, Китаю, США и Нидерландам. Победитель рейтинга занимает высокие позиции по всем трем показателям. Китай занял третье место преимущественно благодаря высокому уровню интеллекта жителей (второе место), тогда как США стать четвертыми помогло число нобелевских лауреатов (первое место).Vouchercloud обращает особое внимание на показатели восточноазиатских стран. Южная Корея, Тайвань и Сингапур лидируют по числу высокоинтеллектуальных жителей и образованной молодежи, а общий рейтинг они не возглавили только из-за низких показателей по числу нобелевских лауреатов.

http://www.ug.ru/news/26987

Стартовал региональный этап Всероссийской олимпиады школьников

11 января в России открылся региональный этап Всероссийской олимпиады школьников. Интеллектуальное состязание пройдет в каждом субъекте РФ. Ученикам предстоит продемонстрировать свои знания по 24 предметам. "Олимпиада охватит каждый из 85 субъектов Российской Федерации и пройдёт по единым заданиям, разработанным центральными предметно-методическими комиссиями по каждому общеобразовательному предмету. Таким образом, обеспечивается равенство условий для всех участников регионального этапа олимпиады", — сообщили в пресс-службе Минпросвещения России. Всероссийская олимпиада школьников состоит из четырёх этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного. Победители и призёры заключительного этапа олимпиады принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные средние профессиональные и высшие учебные заведения в соответствии с профилем олимпиады. В минувшем учебном году в региональном этапе приняли участие более 122 тысяч школьников 9-11 классов. С прошлого года сведения обо всех призёрах и победителях вносятся в государственный информационный ресурс об одаренных детях, оператором которого является Образовательный Фонд "Талант и успех". http://www.ug.ru/news/26985

11.01.2019

Васильева рассказала, как выбрать начальную школу для ребенка

В феврале начнется ажиотаж - запись в первый класс. "Ночные" очереди, махинации с пропиской - все ради того, чтобы попасть в хорошую школу с высоким баллом ЕГЭ.Как избежать подобных историй? Об этом на "Деловом завтраке" в "РГ" рассказала министр просвещения Ольга Васильева. Ольга Васильева:По закону, как вы знаете, мы обязаны принять каждого ребенка, школа может отказать только при отсутствии мест. В первую очередь, заполняются места теми, кто проживает на закрепленной за школой территории. Таким образом, мы обеспечиваем шаговую доступность образовательной среды. Поэтому порядок такой. Прием заявлений в первый класс стартует не позднее первого февраля и продлится до 30 июня. Где-то подать их можно и в электронной форме, где-то - лично. Зачислить малыша в первый класс должны в течение 7 дней после приема документов. Этот принцип был всегда. Я сама, будучи еще молодым учителем, обходила вверенные нам соседние дома, чтобы точно выяснить: пойдет ли в первый класс ребенок, живущий по этому адресу. А если родители непременно хотят пристроить малыша в гимназию на другой конец города? Ольга Васильева: Тут другая история. Для тех же, кто проживает не близко, но все равно хотел бы отдать ребенка именно в эту школу, прием продолжается с 1 июля вплоть до начала учебного года. До фактического заполнения мест. Многие считают, что возить первоклассника через весь город, поднимать его в шесть утра, оставлять на полный день, а вечером опять стоять с ним в пробках, мягко говоря, неприемлемо. Я во многом разделаю эту позицию. Мое глубочайшее убеждение, что малышей нужно больше беречь. Пешая доступность - важная вещь. Первые четыре года ребенок адаптируется, ему нужно создать максимально комфортные условия обучения. И различные рейтинги, показатели, или баллы ЕГЭ - тут совершенно не главное. А главное - первый учитель, который станет вашему ребенку близким человеком, поможет ему пережить стресс, полюбить школу, найти друзей. Я знаю про ажиотаж, про силу "сарафанного радио" среди родителей в выборе, как им кажется, "элитной" школы. Мы прикладываем много усилий, выстраиваем на всей территории страны единое образовательное пространство, с едиными стандартами качества для всех школ. Начальная школа подошла к этому достаточно близко: здесь мы уже первые в мире и по читательской грамотности, и по математике, и по естественнонаучному направлению… Средняя школа - ситуация в регионах пока очень разная. https://rg.ru/2019/01/11/olga-vasileva-rasskazala-kak-vybrat-nachalnuiu-shkolu-dlia-rebenka.html

На Гайдаровском форуме обсудят частные инвестиции в образовании

Деловой завтрак на тему «Частные инвестиции в образование: мотивы, приоритеты, проблемы» откроет юбилейный Х Гайдаровский форум. Одним из ключевых вопросов встречи станет обсуждение эффективности частных инвестиций в государственное образование в противовес созданию и развитию частных образовательных организаций в России. В дискуссии примут участие министр просвещения России Ольга Васильева, помощник Президента России Андрей Фурсенко, президент и председатель правления Сбербанка России Герман Греф, президент группы компаний «Просвещение» Владимир Узун и другие представители власти, бизнес-сообщества, ведущие эксперты в сфере образования, экономики, известные политические деятели. В рамках встречи будут обсуждаться следующие вопросы:

− Кто и как может и должен инвестировать в образование?

− Из чего складываются эффективные инвестиции?

− Где баланс между государственным и частным сегментом в образовании, и должна ли быть четкая граница?

− Кто «свободнее» в выборе методик и ресурсов – частные или государственные школы?

− Что можно считать эквивалентом, стандартом качества при сравнении уровня государственного и частного образования.

Мероприятие состоится 15 января в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. http://www.edu.ru/news/education/na-gaydarovskom-forume-obsudyat-chastnye-investici/

На поиск опасной для детей информации в интернете выделят более 600 миллионов рублей

Министерство науки и высшего образования разработало проект постановления, согласно которому в ближайшие три года планируется выделить 628 миллионов рублей на поиск угрожающей жизни и здоровью детей информации в интернете. ​"Субсидия предоставляется автономной некоммерческой организации "Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды", уставная деятельность которой направлена на осуществление мониторинга распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, включая информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", информации, склоняющей или иным способом побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, а также жизни и (или) здоровью иных лиц, в размере 199800,0 тыс. рублей в 2019 году, 212400,0 тыс. рублей в 2020 году, 215800,0 тыс. рублей в 2021 году", - говорится материалах, опубликованных на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Деньги планируется выделить на выявление "новейших угроз, деструктивных и антиобщественных явлений и субкультур", которые распространяются среди детей и молодежи через интернет, их изучение, а также на подготовку рекомендаций "по организации своевременного и эффективного реагирования на выявляемые угрозы" и разработку соответствующих методических материалов, сообщает ТАСС. Законопроект "О внесении изменений в постановление правительства РФ от 30 мая 2017 г. № 657" подготовлен Минобрнауки совместно с Федеральным агентством по делам молодежи. Согласно пояснительной записке, автономная некоммерческая организация "Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды" создана по поручению президента РФ Владимира Путина от 31 мая 2018 года. http://www.ug.ru/news/26982

Лучшие практики инклюзивного образования выберут в Подмосковье

В Подмосковье с 14 января стартует II региональный конкурс «Лучшая практика инклюзивного профессионального образования Московской области». Все желающие смогут отправить заявку на участие до 8 февраля, лучшие представят свои работы в финале. Об этом рассказала первый заместитель председателя правительства области — министр образования региона Ольга Забралова. По словам первого зампреда областного правительства, конкурс проводится по пяти номинациям, в нем примут участие представители государственных образовательных организаций, реализующие программы среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для лиц с инвалидность и ограниченными возможностями здоровья. «Мы уделяем большое внимание развитию инклюзивного образования. Данный конкурс проводится в целях выявления и тиражирования лучших практик. Это очень важно, ведь специалисты по инклюзивному образованию вносят неоценимый вклад в систему, делая учебный процесс для всех учеников в одинаковой степени эффективным и комфортным», — отметила Забралова. На сегодняшний день в Подмосковье свыше 22 тысяч детей получают образование инклюзивно.https://360tv.ru/news/obrazovanie/luchshie-praktiki-inkljuzivnogo-obrazovanija-vyberut-v-podmoskove/

 

Опрос: при устройстве ребёнка – инвалида в школу или детский сад 46% родителей испытали трудности

«Среди тех родителей, чей ребенок попал в детский сад или школу, 46% признались, что испытывали трудности при устройстве в образовательную организацию», – рассказали в пресс-службе движения. В ОНФ отметили, что треть опрошенных считает необходимым инклюзивное образование для ребенка, но образовательная организация не смогла сформировать соответствующую среду.«Из них 30% респондентов сообщили, что в образовательной организации не оказалось адаптированных образовательных программ. 28% хотели, чтобы ребенок получал образование в специализированном классе или группе, но таких условий в образовательной организации также не нашлось», – сообщили в пресс-службе. При этом 16% родителей руководство школы или детского сада принципиально отказало в приеме ребенка, ещё 2% родителей было предложено заплатить. Каждый четвертый родитель ребенка с инвалидностью сообщил, что школьное обучение ведется на дому, отмечают в движении. «Треть родителей (32%) отрицательно отнеслись к идее обучения их ребенка в условиях инклюзии – особенности здоровья детей таковы, что они будут оказывать существенное влияние на весь процесс обучения», – добавили в пресс-службе. В ОНФ подчеркнули, что большинство родителей рассчитывает на возможность занятий для детей с индивидуальным педагогом в будущем, а также на посещение детских инклюзивных лагерей. «Родители надеются, что в будущем у их детей появится возможность заниматься с индивидуальным тьютором – 60%, посещать детские инклюзивные лагеря – 44%, получать инклюзивное образование интеллектуального характера – 40%, или образование, где они сами могут выбирать предметы для своего ребенка – 31%.Такую систему роста ребенка необходимо выстраивать на всех уровнях образования», – передает пресс-служба слова депутата Госдумы Любови Духаниной. В движении отметили, что в России более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 700 тысяч – дети с инвалидностью. Ранее министр просвещения Ольга Васильева заявила, что число школ с инклюзивным образованием в 2018 году достигло 10 тыс., сейчас их доля в России составляет 22,5%. Она отмечала, что в нацпроекте «Образование» заложено развитие инфраструктуры коррекционных школ. По ее словам, до 2024 года удастся обновить 800 из 1379 коррекционных школ.

http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/28731.html

ОНФ выяснит, почему родители отказываются от школьного питания для ребенка

Общероссийский народный фронт планирует провести опрос, чтобы выяснить, почему родители отказываются от питания в школьной столовой и дают детям домашнюю еду с собой. В пресс-службе ОНФ сообщили о том, что в организацию не раз поступали обращения граждан об ограничениях по домашней еде в школах. Эта тема широко обсуждается в связи с разработкой Роспотребнадзоромновых требований к организации питания в школах и детсадах."Ранее к нам поступали обращения о том, что в школах детям запрещают приносить еду с собой. Поэтому подобная проблема уже существует. Школы, самостоятельно вводя подобный запрет, не задумываются об интересах детей. Опрос о качестве питания в образовательных учреждениях, проведенный Народным фронтом в конце 2018 года, показал, что треть респондентов недовольны качеством питания. Исходя из этого, подобный запрет — это попытка заставить ребенка есть то, что он не хочет. Любой родитель знает, что это практически невозможно. Ребенок предпочтет остаться голодным, чем съесть то, что прилипает к ложке и выглядит несъедобным", — сообщил координатор проекта ОНФ "За честные закупки", депутат Госдумы Антон Гетта. По его словам, чтобы выяснить, какой масштаб у проблемы, будет проведен дополнительный опрос о том, почему родители дают детям домашнюю еду с собой. "Необходимо понять, в чем основная причина: в стоимости горячего питания в школе, количестве питания, в качестве или в том, что ребенку не хватает времени пообедать в столовой. Одной из причин может быть и неорганизованное питание для достаточно большой группы детей, имеющих ограничения по здоровью. Также мы проведем мероприятие с экспертами и представителями Роспотребнадзора, на котором детально обсудим корректность формулировки новой нормы, чтобы окончательно снять вопрос о запретах приносить детям в школу еду с собой", — добавил депутат. http://www.ug.ru/news/26984

Роспотребнадзор разъяснил новые требования к организации питания детей

В Роспотребнадзоре подтвердили информацию о том, что разработан проект постановления главного государственного санитарного врача РФ об утверждении "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания детей". В нем "впервые в едином формате отражены все общие и специфические вопросы организации питания детей во всех типах образовательных и оздоровительных организаций". В ведомстве также дали пояснения по пункту, запрещающему приносить в школьную столовую домашнюю еду. Эта новостьвызвала широкий резонанс накануне. "Новой редакцией СанПиНа предусматривается пункт, в соответствии с которым не допускается использовать для организации питания детей принесенные из дома продукты и блюда, то есть речь идет о приготовлении в школе блюд или еды из каких-либо принесенных продуктов. Этот пункт никак не затрагивает выбор родителями способа питания детей. Безусловно, это право родителей — давать ребенку дополнительную еду или заменять рацион полностью. На эти случаи документ не распространяется", — цитирует РИА Новости представителя пресс-службы Роспотребнадзора. Помимо прочего, документ впервые предусматривает возможность учета национальных и территориальных особенностей питания при построении цикличного меню, определяет обязательное включение в меню пищевых продуктов, обогащенных витаминами и микроэлементами, бифидо-бактериями, предусматривает использование исключительно йодированной соли."Внедрение данного документа позволит существенно снизить риски здоровью детей, обусловленных пищевым фактором, а также существенно повысить роль здоровьесберегающей функции питания. Данные предложения и поправки не несут значительных экономических затрат в исполнении и обеспечивают оптимальные требования для организации питания детей. Других нововведений в организацию питания детей данный документ не предусматривает", — говорится в пресс-релизе Роспотребнадзора. http://www.ug.ru/news/26979

10.01.2019

Васильева: почти в 25 процентах школ страны созданы комфортные условия детям с ОВЗ

В интервью «Независимой газете» министр просвещения Ольга Васильева обнародовала информацию о том, как продвигается введение инклюзивного образования в России. «По итогам года у нас почти в каждой четвертой школе создана универсальная безбарьерная среда и комфортные условия детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам. Работа в этом направлении продолжается», - сказала Васильева. https://pedsovet.org/beta/article/vasileva-pocti-v-25-procentah-skol-strany-sozdany-komfortnye-uslovia-detam-s-ovz

СПбГУ предложил студентам провести уроки в школах Санкт-Петербурга и Ленобласти

Санкт-Петербургский государственный университет запускает проект "Студенты СПбГУ – школе". В ходе его реализации студентам предлагается провести тематические мероприятия и уроки в школах города и области в 2018-2019 учебном году. "В рамках проекта в школах Санкт-Петербурга и Ленобласти универсанты проведут уроки и классные часы, посвященные государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры", — говорится в сообщении, опубликованном на сайте вуза. Проект призван не только популяризировать научные знания, но и обеспечить преемственность образовательных программ общего и высшего образования. Желающим принять участие предлагается заполнить электронную форму примерно за месяц до проведения урока. http://www.ug.ru/news/26973

В Подмосковье в региональном этапе Всероссийской олимпиады примут участие 7,3 тыс. человек

В Подмосковье в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников примут участие порядка 7,3 тысячи человек, сообщает пресс-служба первого заместителя председателя правительства Московской области – министра образования Московской области Ольги Забраловой. «Площадками для проведения станут Московский государственный областной университет, Академия социального управления, Московский физико-технический институт в Долгопрудном, Государственный социально-гуманитарный университет в Коломне, Физтех-лицей имени П.Л. Капицы, а также гимназия имени Е.М. Примакова», - сказала Забралова. По ее словам, по итогам регионального этапа будет сформирована команда школьников Московской области для участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады. Забралова уточнила, что первое испытание по французскому языку состоится уже 11 января. В пресс-службе добавили, что победителям заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников из Подмосковья полагается единовременная выплата в размере 200 тысяч рублей, призерам – 100 тысяч рублей. Всероссийская олимпиада школьников – одна из форм работы с одаренными детьми в системе российского образования. Это система ежегодных предметных олимпиад для обучающихся государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, которые реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Всероссийская олимпиада школьников помогает выявить одаренных учеников, начиная с 5-го класса. Успешное участие и попадание в призеры Всероссийской олимпиады школьников гарантирует учащимся выпускных классов общеобразовательных организаций поступление в любой университет по профильному направлению без вступительных испытаний. Кроме того, победители и призеры заключительного этапа олимпиады из 8-11 классов участвуют в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам. http://www.edu.ru/news/education/v-podmoskove-v-regionalnom-etape-vserossiyskoy-oli/

Объявлен топ лучших образовательных ресурсов по русскому языку

Лингвисты Башкирского государственного педагогического университета опубликовали рейтинг лучших образовательных ресурсов по русскому языку. Первое место занял сайт "Современный русский", который делается в Омске. "Серебро" у интернет-сайта Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, а "бронза" досталась справочно-информационному порталу ГРАМОТА.РУ. Публикации предшествовал огромный исследовательский труд: в течение двух лет специалисты работали над проектом "Продвижение ресурсов, связанных с изучением русского языка и образованием на русском языке, в СМИ и интернет-ресурсах". БГПУ проштудировал 300 русскоязычных образовательных интернет-ресурсов, связанных с изучением и преподаванием русского языка, оценил их эффективность и спрогнозировал развитие. Среди критериев оценки сайтов были достоверность и актуальность публикуемой информации, ее полнота и доступность изложения, удобство ресурса для пользователей, в том числе с ограниченными возможностями, его технологичность. Также изучались возможности использования конкретного ресурса для организации открытого образования на русском языке, осуществления обучения русскому языку разных категорий лиц, в том числе билингвов. К слову, для формирования электронной базы данных по мониторингу русскоязычных образовательных интернет-ресурсов, связанных с изучением и преподаванием русского языка, специалисты создали специальный сайт "Автоматизированная система сравнительной оценки".Исследование проводились по гранту Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации Федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016-2020 годы.

https://rg.ru/2019/01/10/obiavlen-top-luchshih-obrazovatelnyh-resursov-po-russkomu-iazyku.html

Госдума приняла в I чтении законопроект о допгарантиях на образование для призывников

Законодательная инициатива направлена на реализацию постановления Конституционного суда РФ, отметила вице-спикер палаты Ирина Яровая.МОСКВА, 10 января. /ТАСС/. Госдума на пленарном заседании в четверг приняла в первом чтении законопроект, уточняющий основания для отсрочки от призыва на военную службу, чтобы продолжить обучение. Как пояснила автор инициативы, вице-спикер палаты Ирина Яровая, мальчики идут в школу в разном возрасте - в шесть, в семь, в восемь лет. "И получается, что ко времени службы в армии одни ребята уже окончили школу и поступают в высшие учебные заведения, а другие еще продолжают обучение в школе", - констатировала она. В результате некоторые из них еще в период обучения в школе вынуждены использовать право на отсрочку, отметила депутат. Гражданам, которые достигли призывного возраста в момент обучения в общеобразовательной школе, предлагается предоставить право на отсрочку в связи с обучением по программам высшего профессионального образования и среднего профессионального образования. Также граждане, достигшие призывного возраста в момент обучения в общеобразовательной школе и воспользовавшиеся правом на отсрочку от призыва в связи с обучением в школе, а также в связи с обучением в университете по программе бакалавриата, получат аналогичное право на еще одну отсрочку в связи с продолжением обучения по программе магистратуры, как и у их ровесников, которые достигли совершеннолетия после окончания школы. Яровая уточнила, что эта инициатива направлена на реализацию постановления КС России, Министерство обороны РФ поддержало законопроект. Таким образом, выравниваются права всех призывников, им гарантировано непрерывное образование и возможность его получения при желании, указала политик. https://tass.ru/obschestvo/5985201

С 2020 на ОГЭ в 9классе будут ставить опыты и работать с приборами

В следующем, 2019–2020 учебном году сдавать выпускные экзамены в девятых классах будут школьники, которые с 5 по 9 класс обучались на основе Федеральных государственных стандартов (ФГОС), принятых в 2010 году. Это потребует внесения корректив в экзаменационные модели основного государственного экзамена (ОГЭ). Выпускников основной школы ждут задания с установлением и объяснением причинно-следственных связей исторических событий, явлений, подбором фактов, на основе которых можно аргументировать ту или иную историческую оценку, составлением рассказа об историческом событии, явлении на основе ключевых слов, рассказал заместитель руководителя Федеральной комиссии разработчиков КИМ для ГИА по истории Игорь Артасов. Напомнив, что обществознание как учебная дисциплина включает в себя базовые знания нескольких социально-гуманитарных наук – от социологии до правоведения и социальной психологии, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ для ГИА по обществознанию Татьяна Лискова отметила, что "главная задача курса – социализация выпускника". По словам руководителя Федеральной комиссии разработчиков КИМ для ГИА по физике Марии Демидовой, в любом предмете есть научные факты. Вторая составляющая – знание, как эти факты добываются. "Понимание девятиклассниками того, как они получены, дает возможность оценить достоверность, а значит развить критическое мышление", – сказала она. Вместе с тем, появилась целая группа заданий, которые проверяют, могут ли выпускники пользоваться различными измерительными приборами, правильно снимать их показания.

http://www.eduhelp.info/page/s-2020-na-oge-v-9-klasse-budut-stavit-opyty-i-rabotat-s-priborami

09.01.2019

Президент РАН рассказал Владимиру Путину о проблеме привлечения молодежи в науку

Владимир Путин провёл рабочую встречу с президентом Российской академии наук Александром Сергеевым. На ней обсуждались актуальные вопросы развития науки и перспективные направления деятельности РАН. По словам Александра Сергеева, сейчас перед академией стоит задача увеличения числа научных работников в стране, прежде всего, речь идет о молодёжи. "Для того, чтобы с этим поручением эффективно справиться, нам нужно очень внимательно посмотреть, как на всём пути карьеры научного работника, начиная со школы – школа, институт, аспирантура, – где у нас здесь есть эти развилки, где мы теряем сильных людей, которые вроде начинают идти по этой траектории, а потом уходят в сторону", — пояснил президент РАН. Владимир Путин, в свою очередь, отметил, что процент молодых исследователей в России всё-таки вырос. "Вырос, но он недостаточен, потому что у нас в расчёте на 10 тысяч населения число исследователей в стране сейчас отстаёт от таких сильных, наукоориентированных стран", — ответил Александр Сергеев, добавив, что необходимо позаботиться о возрастании престижа науки в РФ. Также президент РАН рассказал о необходимости вести просветительскую работу: "Здесь Академия наук существенно начинает вкладываться в вопросы, связанные и со школьным образованием, и больше обращать внимание на подготовку таких мотивированных молодых людей в университетах".Серьёзной он назвал проблему аспирантуры. "У нас очень мало выпускников аспирантуры", — уточнил президент РАН.— Это отдельная тема, о ней уже говорили. Аспирантура не должна быть просто продолжением высшего образования. Это не ещё одна ступень высшего образования, а это подготовка молодого учёного, — прокомментировал глава государства."Первая ступень научной работы должна быть обеспечена – это очень важный вопрос", — в свою очередь, добавил Александр Сергеев. http://www.ug.ru/news/26970

Музейные комплексы в четырех регионах должны быть построены до конца 2023 года – Голодец

Вице-премьер Ольга Голодец заявила, что музейные и культурно-образовательные комплексы в Калининграде, Владивостоке, Севастополе и Кемерове должны быть построены до конца 2023 года, сообщает пресс-служба Министерства культуры Российской Федерации. Об этом она сообщила на совещании в Калининграде. По словам вице-премьера, уже отведены и оформлены территории для начала изыскательских работ и строительства, составлены графики. «Последней датой сдачи для учебных заведений мы запланировали 1 сентября 2020 года, последние сроки сдачи для больших комплексов — до 31 декабря 2023 года, мы планируем закончить строительство необходимой инфраструктуры», - сказала Голодец. Она подчеркнула, что запланировано создание 16 филиалов ведущих культурных учреждений России, для девяти из них уже предложены и утверждены руководители. Средства предварительно согласованы с Министерством финансов Российской Федерации, они будут внесены как поправка в бюджет 2019 года. http://www.edu.ru/app_dev.php/news/culture/muzeynye-kompleksy-v-chetyreh-regionah-dolzhny-byt/

В Подмосковье в этом году планируют построить 24 школы – Воробьев

Губернатор Московской области Андрей Воробьев заявил, что в Подмосковье в этом году планируют построить 24 школы, сообщает РИАМО. «Двадцать четыре школы мы должны открыть в 2019 году. В рамках указов президента мы и ликвидируем вторую смену, и расшиваем самые узкие места, где большое количество жилья было построено, но социальные объекты опаздывали», - сказал Воробьев. По его словам, школы в регионе открывают не только 1 сентября.«Очень приятно, что у нас реализуется большая программа по строительству новых школ, мы открываем не только 1 сентября, но и с нового года, в частности, четыре школы мы открываем с первого учебного дня: Балашиха, Мытищи, Пушкино, Истра», - заявил Воробьев.

http://www.edu.ru/news/education/v-podmoskove-v-etom-godu-planiruyut-postroit-24-sh/

08.01.2019

Ольга Васильева: Мы переоснастим 16 тысяч сельских школ...

- Ольга Юрьевна, календарный год закончился. Что он принес нашему образованию? Какие события, по вашему мнению, стали главными для развития образования?

- Минувший 2018-й год оказался во многом системообразующим. У нас произошел ряд качественных управленческих изменений. И прежде всего выделение Министерства просвещения, а точнее, если смотреть ретроспективно, возврат к отдельному министерству, содержательная основа которого – дошкольное, школьное и среднее профессиональное образование. Конечно же, среди ключевых событий – утверждение Национального проекта «Образование», как свод в единое целое ключевых шагов по развитию и повышению качества отечественного образования. Десять федеральных проектов, охватывающих все уровни образования и нацеленных на выполнение президентских задач по вхождению в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитанию гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей нашей страны и наших народов. Финансирование и комплексная содержательная структура национального проекта позволит нам сделать качественный рывок .Кроме того, год принес нам много хороших событий, среди которых существенное расширение сети детских технопарков, запуск профориентационного проекта «Билет в будущее» и комплекса мер для помощи школьникам в поисках профессии, ключевым событием которых традиционно стал форум «Проектория». К числу важных событий следует отнести победу наших ребят на европейском чемпионате профессионального мастерства EuroSkills в Будапеште, развитие добровольческих и волонтерских движений. И этот список можно продолжать еще очень долго. Год знаковый, принес много смыслов и пониманий, в каком направлении мы будем двигаться в ближайшее время, и я уверена, что уже совсем скоро мы увидим результаты.

- Существует мнение, что в стране уделяется внимание талантливым детям, детям, имеющим проблемы со здоровьем, а вот середина выпадает. Так это на самом деле или нет?

- Я часто повторяю, что любой ребенок талантлив по-своему, и мы должны приложить максимум усилий для раскрытия его способностей. Особенность подхода нашей страны – доступное и качественное образование для каждого, - еще раз повторюсь, для каждого! – ребенка, проживающего у нас, без исключения. Вы нередко можете услышать словосочетание – «единое образовательное пространство». Но это не просто слова, за ними – огромная работа: с инфраструктурой, с содержанием образовательных программ, над повышением качества учебной литературы – большой список мер и единых требований. В этом списке значимое место занимают наши Всероссийские олимпиады. Система образования обязана быть доступна каждому, стирая рамки каких-то внешних обстоятельств: смена места проживания, смена школы, любые иные факторы. По итогам года у нас почти в каждой четвертой школе создана универсальная безбарьерная среда и комфортные условия детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам. Работа в этом направлении продолжается. Но, повторюсь, мы охватываем все группы. Вы знаете, что у нас в стране половина школ сельские, половина из которых малокомплектные, и это также требует особого внимания. Национальный проект «Образование» закладывает существенную помощь сельским школам, в ближайшее время мы обновим материально-техническую базу 16 тысяч сельских школ.

- По вашему мнению, почему так упорно держится в обществе мнение, что учить детей стали хуже?

- Прежде всего, скажу, что такой педагогической школы, таких традиций, которые есть у нашей страны, вы просто не найдете нигде в мире. Педагоги радеют душой за свое дело, а дети включаются в образовательный процесс уже с детского сада. У нас высочайший уровень подготовки воспитателей уже на уровне дошкольного образования, в то время как во многих странах такая профессия вообще отсутствует. Результаты международных олимпиад, на которых наши школьники из года в год неизменно в числе лидеров, только в этом году у нас 38 медалей из которых 22 – золотые, победы на первенствах профессионального мастерства, все это наглядный показатель качества отечественной педагогики. Мы участвуем в оценках качества школьного образования, видим результаты международных сопоставительных исследований, которые с каждым годом приобретают все большее значение для международного сообщества. Наши младшеклассники одни из самых сильных в мире. По ряду предметных областей сохраняем хорошие позиции и в старшей школе, но проблемы начинаются с функциональным чтением. Школа должна помогать ребятам мыслить, реально представлять ситуацию и переносить знания в практическую плоскость. Поэтому мы планируем менять подходы к задачам в средней школе. Хорошо, когда ученик может рассказать, чему его научили на уроке, но применить знания на практике – совсем иная новая качественная плоскость. Первые материалы для таких задач будут готовы весной 2019 года. Тогда же планируется провести их апробацию, сейчас с этим работают эксперты Российской академии образования. На всех этапах и до, и после мы будем обсуждать шаги с широким экспертным сообществом.

- Если бы вы были директором школы и выбирали учителя, кого бы вы выбрали – лучше знающего свой предмет или лучше знающего психологию ребенка? Какой учитель сегодня важнее? (Это при условии, что идеальных – харизматичных и владеющих абсолютным знанием предмета, видимо, не бывает).

- Учитель – предметник, психолог. Творческий человек. Он должен любить детей и свою работу. Без этого обязательного условия будет очень трудно. Наверное, отмечу здесь два ключевых момента. Взваливать все задачи и проблемы на плечи учителя – неверный подход, и мы сейчас активно разворачиваем службу психологической помощи в системе образования. В школах должны быть психологи, люди к которым могут обратиться и ученики, и сами педагоги, и управленческие кадры. И второе, педагогический труд всегда оттачивался опытом и стажем. Раньше, в советской системе, широко было развито наставничество. Сейчас мы возвращаем это понятие в школу, вводим такие должности как «старший учитель» и «ведущий учитель». Первые возьмут под свое крыло методическое сопровождение работы учителей. Ведущий же учитель – настоящий наставник, который всегда окажет помощь начинающим, молодым педагогам. И это будет во многом творческий процесс внутри педагогического сообщества. https://edu.gov.ru/press/975/ministr-olga-vasileva-my-pereosnastim-16-tysyach-selskih-shkol/

Более 200 педагогов из России и Казахстана принимают участие в Конгрессе учителей в УрФУ

Использование цифровых технологий и онлайн-курсов в образовательном процессе, безопасность человека в информационном обществе — эти и другие темы обсудят участники IX Конгресса учителей "Цифровое пространство как фактор развития обучающихся" в Екатеринбурге. Конгресс — одно из событий проекта "Тест-драйв в Уральском федеральном", рассчитан на преподавателей, сопровождающих школьников, и других учителей, сообщает пресс-служба УрФУ. Конгресс будет проходить 8 и 9 января. Участие в нем примут 284 педагога. "Цель конгресса — показать возможности университета с точки зрения помощи учителям в использовании цифровых образовательных технологий, — поясняет директор института по переподготовке и повышению квалификации УрФУ Екатерина Черепанова. — Конечно, в современной школе используются различного рода электронные информационные ресурсы, но цифровое пространство меняется очень динамично. И так как университет развивает информационные технологии довольно активно, является центром компетенций в данной сфере, то наши ученые, преподаватели готовы поделиться с учителями такими возможностями, ресурсами". В частности, учителям расскажут, как обеспечить эффективность самостоятельной работы школьников, использовать мультимедийный контент на уроках, защитить психологию детей и подростков. Также на конгрессе предусмотрены встречи с учеными университета, знакомство с кейсами по социальному партнерству, индивидуальные и коллективные консультации. http://www.ug.ru/news/26962

Педагогам дадут денег?: Госдума взялась за зарплаты учителей

Проектом закона предлагается установить базовую ставку учителя в России на уровне 2 минимальных размеров оплаты труда – федерального плюс регионального, с принятием во внимание дифференцированной стоимости жизни в каждом конкретном российском регионе. Невзирая на тот факт, что федеральные чиновники и даже правительство ежегодно рапортуют о том, что размер заработной платы российских учителей вырос, далеко не все работники этой сферы имеют возможность рассчитывать на то, чтобы их уровень жизни соответствовать показателям, озвучиваемым властями. Как ни крути, но средний показатель дохода российского учителя включает в себя не просто его основной оклад, но еще и многочисленные дополнительные надбавки и дохода, начисляемые педагогам за занятие культурной, просветительской и руководительской работой, а также за совмещение и ненормированные часы. В то же самое время, базовая ставка оклада среднестатистического учителя все еще оставляет желать лучшего. Простыми словами, большинство школьных учителей в стране едва сводят концы с концами. Впрочем, эта ситуация для российских учителей может измениться уже в этом или хотя бы в следующем году. Педагогам, как сообщают СМИ, более не придется наваливать на себя массу дополнительных обязанностей или набирать дополнительные рабочие часы для того, чтобы получить доход, сопоставимый с достойной суммой. К примеру, действующая с недавних пор система дифференциации педагогических работников на основании их статуса, уже сейчас позволяет российским учителям получать дополнительные доходы благодаря собственному опыту или уже имеющимся профессиональным достижениям. Впрочем, депутаты Государственной думы предлагают сделать жизнь российских учителей еще лучше. Они внесли на рассмотрение своих коллег по нижней палате парламента проект закона, предполагающий прописать минимальный размер базовой ставки оклада учителя уже в действующем Трудовом кодексе. Проектом закона предлагается установить базовую ставку учителя в России на уровне 2 минимальных размеров оплаты труда – федерального плюс регионального, с принятием во внимание дифференцированной стоимости жизни в каждом конкретном российском регионе. Разумеется, на данный момент эта норма остается лишь обычной идеей группы законодателей – Госдуме предстоит ее рассмотреть, внести правки и коррективы, а после поставить на голосование. Поэтому уверенно говорить о том, что российских учителей ждет заметная прибавка к зарплате пока рано. При этом, вероятность того, что профессия педагога в нашей стране в обозримом будущем может превратиться из просто «почетной» еще и в «достойно оплачиваемому» становится довольно высокой. И предложенный парламентариями документ можно считать реальной демонстрацией того, что общие тенденции складываются для работников сферы образования в положительном ключе. Михаил Егоров

http://www.zavuch.ru/news/news_main/1876/

 

07.01.2019

В Госдуме предложили назначить дополнительные выплаты семьям, которые не могут устроить ребенка в детсад

Депутат Государственной Думы Виталий Милонов направил обращение в адрес председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева. Парламентарий предложил учредить дополнительные социальные выплаты для семей, проживающих в районах без достаточного количества детских садов. "Прошу вас рассмотреть возможность рассмотреть вопрос об учреждении дополнительной социальной доплаты для семей, проживающих в районах без достаточной обеспеченности детскими дошкольными учреждениями и не имеющих никаких иных альтернатив для устройства своих детей в группы дневного пребывания. Данная мера окажет благотворное социальное воздействие и пойдет на пользу демографическому положению нашей страны", — цитирует текст обращения РИА Новости. Политик пояснил, что в последнее время наблюдается настоящий бум жилищного строительства в крупных городах — Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Хабаровск, Владивосток и другие прирастают новыми многотысячными жилыми массивами. Депутат отмечает, что городские окраины развиваются, однако вместе с этим там наблюдаются серьезные проблемы с обеспечением населения социальной инфраструктурой. "Не секрет, что основными приобретателями недорогого жилья на городских окраинах становятся молодые семьи, имеющие или планирующие рождение ребенка. Для таких категорий населения наличие поблизости поликлиники, школы или детского сада является ключевым моментом. К сожалению, новые жилые районы не могут похвастаться обеспеченностью такими учреждениями — люди вынуждены находить компромиссы и искать разного рода возможности для преодоления таких трудностей", - отмечает он.

http://www.ug.ru/news/26958

Математические школы нужно развивать, а не закрыть - Васильева

Математические центры должны оставаться, потому что фундаментальная математика — основополагающая наука, заявила журналистам министр просвещения РФ Ольга Васильева, комментируя слова главы Сбербанка о том, что математические школы — это пережиток прошлого. Ранее сообщалось, что глава Сбербанка Герман Греф на форуме "Открытые инновации" в Сколково назвал узкоспециализированные математические школы, в которых детей "пичкают одним монопредметом", пережитком прошлого."Я приведу только цифры, которые говорят, может быть, ярче, чем цитата уважаемого Германа Оскаровича… У нас за последние 10 лет наши студенческие команды по информатике и программированию были победителями (на международных олимпиадах — ред.), равных нет. У нас есть указ о стратегии развития нашей страны, майский указ, у нас сейчас грандиозные планы о создании 15 математических центров. Думаю, что матцентры должны оставаться, потому что фундаментальная математика — основополагающая наука… Думаю, что все будет прекрасно сочетаться", — сказала Васильева.http://www.eduhelp.info/page/matematicheskie-shkoly-nuzhno-razvivat-a-ne-zakryt-vasileva

06.01.2019

Правительство утвердило правила проведения конкурса на присуждение премий лучшим учителям

Правительство России утвердило правила проведения конкурса на присуждение премий лучшим педагогам, а также порядок их выплаты. В конкурсе могут участвовать учителя школ, имеющие стаж педагогической деятельности не менее трёх лет. Премии тысяче лучших учителей выплачиваются в России с 2006 года. Указом Президента РФ от 28 ноября 2018 была также учреждена тысяча премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности в размере 200 тысяч рублей каждая. Новым постановлением правительства утверждены Правила проведения конкурса на присуждение премий, Правила присуждения премий и порядок их выплаты. Установлено, в частности, что в конкурсе могут участвовать учителя школ, имеющие стаж педагогической деятельности не менее трёх лет. Выдвигать педагогов для участия в конкурсе будет коллегиальный орган управления образовательной организацией. Повторно участвовать в конкурсе можно будет не ранее чем через пять лет после получения премии. Для проведения конкурса в регионах будут создаваться комиссии, отвечающие за процедуру проведения и определение победителей в каждом субъекте РФ на основе рейтинга участников. Установлены шесть условий для участия учителя в конкурсе, подтверждающих его профессиональные достижения. Сведения о лидерах будут направляться в Минпросвещения России для утверждения перечня победителей, которым выплатят премии. Количество премий для каждого региона будет определять Минпросвещения России с учётом числа школьников, расположенных в городской и – с удвоенным коэффициентом – в сельской местности. Премии лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности не подлежат налогообложению. http://www.ug.ru/news/26957

Премия главы государства золотым медалистам международных олимпиад составит миллион рублей

24 декабря Президент Российской Федерации В. В. Путин утвердил переченьпоручений по вопросам поощрения победителей международных олимпиад по общеобразовательным предметам и их тренеров. Правительству Российской Федерации поручено до 1 февраля 2019 года представить проект указа об учреждении премии Президента Российской Федерации победителям международных олимпиад по общеобразовательным предметам за 2018 год и последующие годы. За золотую медаль устанавливается премия в размере 1 млн. рублей, за серебряную - 500 тыс. рублей, за бронзовую - 400 тыс. рублей. Каждому из тренеров - в размере, равном размеру премии, выплаченной победителю международной олимпиады, занявшему более высокое призовое место. Правительство определит порядок и сроки выплаты премии Президента России, предусмотрев, что организационно-техническое обеспечение и информационное сопровождение присуждения и выплаты премии осуществляются образовательным фондом «Талант и успех». При этом в первую очередь премия должна будет использоваться на образовательные потребности, отдых, оздоровление, развитие и самореализацию. В соответствии с опубликованными поручениями главы государства до 1 мая 2019 года Правительство обеспечит выделение из федерального бюджета средств на выплату премии Президента Российской Федерации, в том числе присужденной за 2018 год. https://edu.gov.ru/press/956/premiya-glavy-gosudarstva-zolotym-medalistam-mezhdunarodnyh-olimpiad-sostavit-million-rubley/

 

04.01.2019

Родителям рекомендовали организовать активный отдых детей на свежем воздухе на каникулах

Специалисты Роспотребнадзора отмечают недостаточную двигательную активность современных школьников. Отчасти это связано с высокой учебной нагрузкой в школе и дома. Подобная ситуация может вызвать ряд серьёзных изменений в организме ребенка. ​Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении — сидя. Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность занимает только 16% – 19% времени суток и падает почти на 50%, снижаясь от начальной школы к старшей. Особенно мала двигательная активность школьников зимой."Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций", — говорится в сообщении Роспотребнадзора. Эксперты предупреждают: отрицательные последствия недостаточной двигательной активности сопровождаются снижением сопротивляемости организма простудным и инфекционным заболеваниям. Поэтому на каникулах особенно важно активно отдыхать на свежем воздухе и соблюдать режим дня. Специалисты рекомендуют родителям организовать такие условия для детей."Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней зарядки, подвижных игр, занятиях в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни. Рациональный двигательный режим способствует снижению утомления учащихся и повышает эффективность учебной работы", — добавили введомстве.

http://www.ug.ru/news/26952

В России утверждена программа профессионального обучения граждан предпенсионного возраста

Правительство России утвердило Специальную программу профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста до 2024 года. Она призвана создать экономические и социальные условия, исключающие дискриминацию в связи с изменением пенсионного законодательства. В распоряжении правительства уточняется, что к гражданам предпенсионного возраста относятся те, кому до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочную, осталось не более пяти лет. Программа предусматривает право граждан предпенсионного возраста пройти обучение для приобретения или развития имеющихся знаний, компетенций и навыков, обеспечивающих конкурентоспособность и профессиональную мобильность на рынке труда. Минтруд России разработает типовые рекомендации для региональных властей, которые, в свою очередь, создадут региональные программы по организации обучения граждан предпенсионного возраста. Также будут сформированы списки наиболее востребованных профессий, навыков и компетенций на региональных рынках труда. Их разместят в общероссийской базе вакансий "Работа в России". Будут сформированы и региональные банки соответствующих образовательных программ. Обучение можно будет проходить по направлению органов службы занятости или работодателей. Региональные власти будут вести адресную работу с гражданами предпенсионного возраста, обеспечивать их обучение, мониторинг трудоустройства и закрепляемости на рабочих местах. Ключевым показателем эффективности реализации программы станет доля сохранивших занятость работников предпенсионного возраста в численности работников предпенсионного возраста, прошедших обучение, в размере не менее 85%.В федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов на софинансирование реализации программы предусмотрены 5 миллиардов рублей ежегодно. Предполагается, что к концу 2024 года обучение пройдут не менее 450 тысяч человек.

http://www.ug.ru/news/26951

03.01.2019

Дальневосточный федеральный университет ввел новые IT-компетенции WorldSkills для школьников

В конце минувшего года в Приморье состоялся IV региональный чемпионат по стандартам WorldSkills. Дальневосточный федеральный университет провел соревнования по компетенциям, связанным с применением информационных технологий. 35 школьников и 25 студентов программ среднего профессионального образования поборолись за возможность представлять Приморье в федеральном этапе чемпионата. ДВФУ впервые в России провел соревнования среди школьников по компетенциям "3D-моделирование компьютерных игр" и "Программные решения для бизнеса на платформе 1С". Преподаватели университета адаптировали задания по стандартам WorldSkills специально для старшеклассников. Также в университетских аудиториях участники соревновались в веб-дизайне и разработке мобильных приложений. Параллельно на площадке Профессионального колледжа ДВФУ проходили состязания по предпринимательству, дошкольному воспитанию и преподаванию в начальных классах."Почему нам интересно проводить чемпионат по стандартам WorldSkills в IT-сфере в университете? Существует, как минимум, три причины. Во-первых, это позволяет вести раннюю профориентационную работу, сделать вуз еще более узнаваемым среди школьников. Во-вторых, это интересно самим ребятам, все они хотят заниматься созданием компьютерных игр и мобильных приложений. Будучи разработчиком игр в Приморье, можно выйти на глобальный рынок стран Азии, продавать там свой продукт и получать хороший доход. В-третьих, все, что связано с преподаванием информационных технологий, объективно очень сильно именно в ДВФУ", — цитирует пресс-служба вуза директора департамента среднего профобразования и развития профессиональных компетенций ДВФУ Михаила Сивцева. Победители регионального чемпионата WorldSkills смогут представлять Приморский край на федеральных соревнованиях, которые пройдут в феврале-марте 2019 года. В свою очередь, в финале национального этапа определятся участники международного чемпионата WorldSkills среди школьников и студентов.http://www.ug.ru/news/26949

02.01.2019

Жители и гости столицы смогут бесплатно посетить московские музеи на зимних каникулах

Со 2 по 8 января москвичи и гости столицы смогут бесплатно посетить как основные экспозиции, так и специальные выставки 82 музеев, в том числе посвященные Новому году и Рождеству. ​В новогодние праздники будут бесплатно работать 82 учреждения столичного Департамента культуры — музеи, галереи и выставочные залы. Это Музей Москвы, Дарвиновский музей, Музей космонавтики, Дом-музей Марины Цветаевой, музей-заповедник "Коломенское" и многие другие. Со 2 по 8 января посетить эти культурные площадки можно бесплатно и без предварительной записи. Они будут работать по своему обычному графику. Для того чтобы пройти в любой из городских музеев, нужно сначала получить бесплатный билет в кассе. Никаких документов для этого не потребуется .Например, в Центре Гиляровского будет проходить выставка "История новогодней игрушки". Посетители побывают у шести елок, каждая из которых украшена в традициях разных эпох. Например, здесь можно будет увидеть елочные игрушки дореволюционных лет и 1980-х годов. В Доме Гоголя 6 января состоится новогодний фестиваль "Снежный Гоголь". Он начнется в 12:00 в сквере на Никитском бульваре и закончится в 18:00. Гостей ждут традиционные народные игры, конкурсы и рождественские обрядовые колядки. Также можно будет поучаствовать в мастер-классе по кварцевой живописи, послушать новогодние сказки (например, «Девочку Снегурочку» Владимира Даля) и концерт. Музей Москвы приглашает горожан на выставку "Вечерняя Москва". Здесь представлены фотографии и предметы быта москвичей, живших в XIX и XX веках. Экспозиция расскажет посетителям, как коротали время жители столицы по вечерам. Любители интеллектуальных игр могут отправиться в Музей археологии: 3 и 5 января здесь будет проходить игра-квест "Лист открытий". Участникам нужно изучить музейную экспозицию и выполнить 12 заданий, чтобы расшифровать кодовое слово, связанное с археологией. Полный список музеев, которые будут работать бесплатно, опубликован на сайте Департамента культуры столицы. http://www.ug.ru/news/26947

01.01.2019

Обязательный ЕГЭ в России "отпраздновал" 10 лет

Сегодня, 1 января, исполнилось ровно 10 лет, как ЕГЭ вышел из стадии эксперимента и стал обязательным выпускным экзаменом для всех российских школьников. Аналог единого госэкзамена, который позволяет объективно оценить знания всех выпускников, есть во многих странах: В Англии, США, Китае, Германии, Франции. Но тот путь, который мир прошел за полвека и больше, нам удалось преодолеть меньше чем за 20 лет.

"Российская газета" вспоминает, как развивался ЕГЭ в России, и рассказывает, каким он стал сегодня.

Эксперимент

Автором идеи Единого государственного экзамена в России стал Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования: именно он начал масштабную реформу. По планам, ЕГЭ должен был уничтожить коррупцию в школах и вузах. Для этой цели были выбраны тесты, которые можно было бы проверять автоматизировано. Эксперимент стартовал в 2001 году. Первыми регионами-участниками стали республика Чувашия, Марий Эл, Якутия, Самарская и Ростовская области. В первом ЕГЭ приняли участие более 30 тысяч выпускников. Несколько лет шла "отладка" содержания ЕГЭ по всем предметам и его организации: от поиска оптимальных заданий до доставки бланков, работы экзаменационных комиссий, процедуре апелляции… Шел "разворот" в сторону более массового и более объективного экзамена. И уже в 2006 году единый госэкзамен сдавали примерно 950 тысяч школьников в 79 регионах России. Его результаты принимали более тысячи вузов. В 2008 году количество участников ЕГЭ по всем предметам превышало миллион. Одновременно с этим шла подготовка к тому, чтобы ЕГЭ стал основной формой аттестации школьников: то есть - полностью заменил выпускные экзамены для 11-классников, стал основным требованием при приеме в вузы. А это значит, что золотые медали постепенно теряли свою силу: выпускники с "отличным" аттестатом тоже должны были сдавать ЕГЭ.

ЕГЭ - 10 лет назад

В 2009 году вступили в силу поправки в закон "Об образовании", которые сделали ЕГЭ обязательным для всех выпускников школ. Условием для получения аттестата стало успешное прохождение испытания по русскому языку и математике. Одновременно с этим ЕГЭ получил "главную роль" при поступлении в вуз. При этом некоторые вузы сохранили за собой право проводить собственные дополнительные вступительные испытания. Например, МГУ имени М.В. Ломоносова, "творческие" вузы. На этом этапе были и трудности, и даже откровенные "провалы". Например, в 2010 году в Ростовской области 30 преподавателей, обложившись словарями и учебниками, выполняли задания ЕГЭ вместо учеников. В то же время в Астраханской области учителя по телефону подсказывали выпускникам ответы. Все эти и другие подобные истории "РГ" подробно освещала. Тогда же пришло понимание: организацию экзамена нужно серьезно менять, чтобы избавиться от коррупции и нарушений, в первую очередь, на уровне школы. Примерно в это же время приходит понимание того, что от "угадайки" - заданий с выбором ответа - со временем придется отказаться. В 2013 году наиболее ярко "высветилась" еще одна проблема: массовые утечки заданий в Интернет. Результатом многочисленных нарушений стала отставка главы Рособрнадзора Ивана Муравьева. (И "Российская газета тоже об этом писала). В 2014 году Рособрнадзор провел "работу над ошибками": для каждого часового пояса были разработаны свои варианты заданий. Выпускники начали сдавать ЕГЭ под прицелом видеокамер.2015 год также принес изменения: ЕГЭ "заговорил" - добавилась устная часть по иностранным языкам, допуском к экзамену стало итоговое сочинение, которое писали все 11-классники. Задания с выбором ответа стали значительно сокращаться. Из ЕГЭ по русскому "угадайка" исчезла совсем. Математику разделили по сложности: на базовую, которая необходима для получения аттестата, и профильную - для поступления в вузы. Дальше "курс", взятый после переломного для ЕГЭ 2014 года, продолжился: экзамен становился все более совершенным и объективным, а количество нарушений снижалось из года в год. Становятся более защищенными методы доставки заданий в регионы. В ЕГЭ - 2018 исключена "угадайка". Средние баллы по всем предметам остаются стабильными. По некоторым - немного выросли. А вот число "двоечников" - сократилось.

ЕГЭ-2019

Сегодня ЕГЭ - объективный механизм оценки знаний выпускников. С 2019 года даже право на золотую медаль придется подтверждать высокими баллами ЕГЭ. И одновременно это "социальный лифт": благодаря единому экзамену у ребят из провинции появилось больше возможностей поступать в сильные столичные вузы. В Москве соотношение московских и приезжих студентов-бюджетников примерно 30 к 70.Чтобы получить аттестат, достаточно набрать 24 балла на ЕГЭ по русскому языку, и получить "тройку" по базовой математике (оценивается по пятибалльной шкале). А вот для поступления в вузы минимальные баллы другие: русский - 36, профильная математика - 27.Серьезных изменений в ЕГЭ для выпускников 2019 года не будет. Главная "новинка" - в ЕГЭ по математике. Выпускники 2019 года не смогут сдавать сразу и базовый, и профильный экзамен, как это было раньше: теперь им придется выбрать что-то одно. Официально выпускникам 2019 года теперь доступны по выбору не четыре языка, а пять: к английскому, французскому, немецкому и испанскому добавился китайский. Серьезно изменилось последнее задание в ЕГЭ по русскому языку: теперь выпускники будут его выполнять, работая только с незнакомым текстом, который будет им предложен. Проблемы, конечно, тоже остаются: уже много лет подряд родители жалуются, что после 9 класса ребенок перестает учиться и начинает готовиться к ЕГЭ. При этом огромные деньги тратятся на репетиторов. О том, что эту систему нужно сломать, говорила министр просвещения Ольга Васильева.

ЕГЭ: будущее

ЕГЭ постоянно меняется и развивается. Что нас ждет в ближайшем будущем? В 2020 году начнется масштабная апробация ЕГЭ по иностранному языку, а в 2022 году он станет обязательным. Также идут разговоры о том, чтобы ввести обязательный экзамен по истории. ЕГЭ по информатике перейдет полностью на компьютерную форму уже в 2020 году - апробация новой технологии уже началась.

https://rg.ru/2019/01/01/obiazatelnyj-ege-v-rossii-otprazdnoval-10-let.html

Учителя получат компенсацию за подготовку и проведение итоговой госаттестации с 2019 года

МОСКВА, 1 января. /ТАСС/. Учителя, задействованные не только в организации и проведении Единого государственного экзамена (ЕГЭ), но и государственной итоговой аттестации для девятых классов, смогут получить компенсацию за свою работу. Соответствующий закон вступает в силу 1 января 2019 года, сообщили ТАСС в пресс-службе Рособрнадзора. Закон вносит поправки в статью 47 закона "Об образовании". "Изменения, которые вступают в силу с 1 января 2019 года касаются педагогических работников образовательных организаций, участвующих по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (ГИА), т.е. педагогических работников, которые привлекаются к проведению ГИА-9 и ГИА-11 во всех формах, установленных действующим законодательством об образовании", - сообщили в пресс-службе ведомства. В Рособрнадзоре отметили, что поправки в законодательстве обусловлены тем, что в отдельных субъектах РФ педагогам не платят за отработанное сверхурочное время при организации и проведении итоговой госаттестации для девятиклассников."Ежегодно в проведении Единого госэкзамена задействовано порядка 300 тыс. педагогических работников. Как правило, подавляющее большинство этих же работников привлекаются к проведению ГИА в 9-ых классах. Введение данного изменения в законодательство также направлено на повышение мотивации участия педагогов, а также на повышение ответственности при выполнении своих обязанностей в процедурах госаттестации, что тем самым способствует повышению объективности при ее проведении", - отметили в пресс-службе. Размер и порядок выплат будут устанавливаться субъектом РФ за счет бюджетного финансирования, направленного на проведение государственной итоговой аттестации. https://tass.ru/obschestvo/5958391

ООН провозгласила 2019-й Международным годом языков коренных народов

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила 2019 год Международным годом языков коренных народов. ООН намерена привлечь внимание к критическим рискам, которые угрожают языкам коренных народов, и повышению значимости этих языков в интересах устойчивого развития, примирения, надлежащего управления и построения мира. ​"Празднование в 2019 году будет способствовать расширению доступа, популяризации языков коренных народов и конкретному улучшению жизни коренных народов путем укрепления потенциала носителей языков коренных народов и соответствующих организаций, представляющих интересы коренных народов", — говорится в сообщении на сайте ЮНЕСКО. Официальное открытие Международного года языков коренных народов состоится в Париже 28 января. Мероприятие соберет высокопоставленных правительственных чиновников, представителей коренных народов, гражданского общества, научного сообщества, СМИ, информационных организаций и организаций памяти, учреждений Организации Объединенных Наций, общественных институтов гармонизации языков и их документации и представителей частного сектора. Тема изучения в школе родных языков народов России стала одной из самых острых в прошлом году. В августе Владимир Путин подписал закон, которым вносятся изменения в ФЗ "Об образовании в РФ". Изменения предполагают, в частности, что выбор языка образования и изучаемого родного языка будет осуществляться по заявлению родителей. http://www.ug.ru/news/26945
Печать