Архив новостей

ДАЙДЖЕСТ 12.11.2018 - 18.11.2018

ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

НОВОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ДАЙДЖЕСТ 12.11.2018 - 18.11.2018)

18.11.2018

Организация наставничества в школе

С полной уверенностью можно сказать, что любому школьнику на этапе взросления нужен авторитетный взрослый. Это должен быть значимый человек, обладающий не только достаточным авторитетом, но жизненным опытом и умением взаимодействовать с подростком на равных. С древних времен таким человеком – наставником – был учитель. Современные реалии, нагрузка на педагогов и специфика образовательной деятельности не позволяют каждому учителю найти двадцать пятый час в сутках. Тем не менее, сама школа стать "обителью” наставничества не просто может, но и должна. В национальном проекте "Образование”, утвержденном президентом и раскрывающем деятельность всех образовательных организаций до 2024 года, наставничество фигурирует повсеместно. Методология наставничества не просто отражена, но имеет стратегическое значение для решения таких вопросов как: профессиональная подготовка, работа с трудными подростками, поддержка талантливой молодежи и еще более широкий круг воспитательных и культурных задач. Теперь школам, техникумам, колледжам и организациям дополнительного образования предстоит серьезно задуматься о создании моделей наставнических программ. «Я думаю, что наставничество в школе решит не проблемы в школе, а проблемы нашего общества. Задача школы — первая задача — дать образование. Естественно, ее решение работает в том числе и на процесс социализации. Без образования невозможно формирования полноценного гражданина общества. Наставничество же работает на иную глобальную задачу. Успешность ребенка в жизни, преодоление жизненных трудностей — это будет помогать и решению задач школы по достижению образовательных результатов»,— проректор по инновационной и проектной деятельности ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» Баранникова Наталья Борисовна.

Модель наставнической программы: от цели до результата

Прежде чем говорить о построении модели наставнической программы, необходимо понять, что такое наставничество, и каким образом оно может помочь учителю и ученику. Наставничество – способ передачи знаний, умений и навыков молодому человеку от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации и взрослении. На первый пункт сразу обращают внимание школы, планирующие развивать или уже развивающие профориентационные программы и модные (от этого не менее важные) soft-skills или гибкие навыки. На второй и третий – все: родители, педагоги-психологи и простые учителя, которые испытывают реальные затруднения, работая с подростками.«Мы видим, как человек за свою жизнь меняет профессию два-три раза, эксперты говорят, что будет менять шесть-восемь раз. В этой ситуации, кроме базовых фундаментальных знаний, важны такие компетенции, как умение принимать решение и работать в команде»,отметила заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. Получается, школе просто необходимы кадры, способные такие компетенции предоставить. Иначе вновь получится, что мы бежим от "школы для жизни” к "школе для школы”.Кто же может быть наставником? Здесь вариантов достаточно, но для начала школе необходимо определиться с целями наставнической программы. Наставник, который даст ребенку практические навыки, – например, робототехники, не обязательно должен быть отличным психологом. А специалист, работающий с трудным подростком, чтобы помочь последнему наладить контакт с родителями и одноклассниками, не обязан знать физику на уровне, необходимом для поступления на Физтех. Школа или колледж могут привлечь к работе: своих выпускников, сотрудник

в социальных и культурных организаций, работников близлежащих промышленных или бизнес-предприятий. Еще один вариант: самостоятельное обучение наставников. Он приемлем, если количество участвующих в программе будет оправдывать затрачиваемые ресурсы. В любом случае школе придется серьезно задуматься над многими вопросами, среди которых:

  • Какой формат наставнического взаимодействия выбрать?
  • Как привлечь наставников?
  • Где и как рассказать о программе участникам: наставляемым и их родителям?
  • Как составить пары наставник-наставляемый (тандемы)?
  • Как организовать грамотное взаимодействие, не навредив ребенку?
  • Где взять ресурсы? И каким образом результативно их использовать?
  • Как оценить эффективность программы?

Вопросов многовато даже для школьной администрации, которая за годы научилась ориентироваться на "пересеченной местности”, переориентироваться, менять векторы развития и интегрировать, интегрировать, интегрировать в процесс новое. За рубежом наставничество в школах популярно и используется повсеместно. Но ведь не отправлять же завуча в Германию для изучения опыта коллег? Или в Израиль, где профориентационные программы заслуживают международного внимания. К счастью, и в России на настоящий момент существует достаточное количество организаций, которые готовы оказать коллегам из образовательного сектора методическую поддержку. Рассказать о чужом и своем опыте. Вместе построить работающую систему и модель. В конце концов и их, и нашим детям жить в одной стране и жить желательно счастливо. Одной из таких организаций, которая уже довольно давно помогает школам в создании и развитии наставнических программ, является национальный ресурсный центр наставничества МЕНТОРИ. Коллеги регулярно проводят образовательные интенсивы для социальных и образовательных организаций, на которых разбирают наставничество "от А до Я”: от "А какая программа нам нужна?” до "Является ли то, что у нас получилось, эффективной системой?”. "Давайте ближе к практике”. Ирина Кондратьева, руководитель по работе с государственными органами МЕНТОРИ, об использовании наставничества в образовании:"В прошлом наставничество чаще всего использовалось для работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Таким подросткам наставник необходим для социализации, адаптации, улучшения посещаемости. У нас есть много примеров из школ и центров развития ребенка, где подростки, работающие с наставниками, бросали курить, а прогулы сократились на 60-70%. По свидетельствам самих ребят, происходит это отнюдь не благодаря волшебной мотивации, но появлению чувства ответственности".Теперь же наставничество в образовательных организациях выходит на новый уровень, и к классическому, почти советскому типу "лучшие ученики помогают отстающим”, добавляются перспективные направления:

  • Развитие талантов
  • Профориентация
  • Профессиональная подготовка
  • Инклюзия
  • Гибкие навыки: эмоциональный интеллект, критическое мышление, soft-skills
  • Учебная мотивация
  • Проектная деятельность

Таким образом, наставничество не только решает проблемы "трудных” подростков, но позволяет организовать работу с молодежью самых различных групп: от талантливых учеников до детей с ОВЗ.Решение всех этих задач, естественно, требует комплекса мер, предпринимаемых самыми разными социальными институтами: и родителями, и школой, и социальными программами и центрами. Перекладывать задачу на плечи учителя не планируется. Так же, как и заставлять его изобретать велосипед, – литература по наставничеству и специалисты в области есть. Кстати, участники ноябрьского интенсива МЕНТОРИ, получат в подарок комплект рабочих тетрадей наставника. Наставник, кем бы он ни был, получит набор готовых тем-сценариев для бесед и упражнений с наставляемым. Главная цель, заложенная в тетради авторами методического инструмента, – подросток, который понимает, чего он хочет, и умеет строить планы по достижению собственных желаний. То есть мотивированный на самореализацию и осознанную жизнь ребенок. Итак, наставничество может и должно быть использовано для работы с любыми подростками, ведь все дети в возрасте от 13 до 17 лет проходят через длинную череду проблем: отсутствие друзей, проблемы с родителями, самокритика, отсутствие мотивации, страх взрослой жизни. Школа сталкивается с последствиями подобных проблем не реже, чем родители, а потому и обращение к новым форматам взаимодействия с детьми видится оправданным и важным. Во многих российских и зарубежных школах и образовательных организациях наставничество используется для работы с талантливыми подростками. А выявление подобных детей ипомощь в развитии творческого и личного потенциала, кстати, также входит в число задач, поставленных национальным проектом”. Подводя итог можно скачать, что вопрос об использовании наставничества в школах перестает быть открытым. До 2019 года всем нам предстоит разработать методологию и модели наставнических программ, а до 2024 вовлечь порядка 70% учащихся в новый формат работы. "Еще одно нововведение в копилку к бесконечным аттестациям, проверкам и бумажной работе” – скажут скептики. Но хочется думать, что это нововведение, наконец, действительно необходимо нашим ученикам и нам самим. https://www.uchportal.ru/news/2018-11-18-749

Определены регионы-участники национального чемпионата "Абилимпикс"

V Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" пройдёт в Москве 20-23 ноября на территории ВДНХ в 75 павильоне. В нем участвуют представители из 84 регионов РФ. Накануне события прошла пресс-конференция, посвященная чемпионату и профориентации молодежи с инвалидностью. Директор Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Министерства просвещения Российской Федерации Инна Черноскутова рассказала журналистам о движении и участниках чемпионата этого года.
В ходе пресс-конференции директор Департамента пояснила, что на сегодняшний день членами движения "Абилимпикс" являются 46 стран.– Наша страна к движению подключилась в 2014 году. На сегодняшний день Россия имеет самый широкий охват по движению "Абилимпикс". Основная цель движения – это обеспечение эффективной профессиональной ориентации и мотивации инвалидов и лиц с ОВЗ для получения профессионального образования, содействие их трудоустройству на протяжении всей жизни. В 2018 году было подписано ключевое для нашего чемпионата распоряжение Правительства России по ежегодному проведению конкурсов "Абилимпикс" на национальном уровне, и по поручению Татьяны Алексеевны Голиковой мероприятия по чемпионату "Абилимпикс" включены в нацпроект "Образование" в рамках проекта "Молодые профессионалы". Таким образом государство выстраивает системную работу по развитию инклюзивного профессионального образования, движком этого механизма выступает чемпионат "Абилимпикс", – цитирует директора Департамента пресс-служба Минпросвещения РФ. Она сообщила, что соревновательная программа национального чемпионата "Абилимпикс-2018" пройдёт по 57 основным и 14 презентационным компетенциям. В 2018 году к проведению чемпионата "Абилимпикс" присоединились 84 субъекта, где состоялись региональные этапы. В рамках национального чемпионата впервые будут соревноваться 3 категории участников: специалисты, студенты и школьники. Кроме того, впервые конкурсные задания для чемпионата разрабатывались экспертным сообществом системы образования.– Были созданы советы по компетенциям, в каждый входило от 12 до 17 экспертов из числа работодателей, представители Совета по профессиональным квалификациям, обществ инвалидов и, конечно, эксперты системы образования, – информировала Инна Черноскутова. Директор Департамента подчеркнула, что в последние годы активно развивается не только чемпионатное движение "Абилимпикс", но и доступность среднего профессионального образования для детей с особыми образовательными потребностями.– Мы видим эффекты развития движения в стране. За последние три года у нас наблюдается увеличение контингента обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ в системе профессионального образования. По предварительным оценкам в 2018 году количество обучающихся в системе СПО детей с особыми образовательными потребностями составило около 22,6 тысяч человек, в 2015 году это число равнялось 14 тысячам. Наиболее востребованные профессии и специальности – это повара, автомеханики, сфера информационных технологий, экономика и бухучёт. Также популярны медицинский и социальный уход, малярное и швейное дело, резьба по дереву, – резюмировала Инна Черноскутова. Организаторы проинформировали, что соревновательная программа чемпионата предусматривает проведение состязаний по 57 основным и 14 презентационным компетенциям. В рамках деловой программы чемпионата состоятся тренинги, направленные на расширение компетенций в сфере развития предпринимательства и самозанятости .Для специалистов в области инклюзивного профессионального образования и гостей чемпионата предусмотрено проведение Всероссийской научно-практической конференции "Профориентация инвалидов и людей с ОВЗ в России", форума переводчиков жестового языка, а также серия круглых столов. Ранее министр просвещения РФ Ольга Васильева рассказала, что в этом году планируется провести четвёртый, самый массовый, национальный чемпионат, в котором будут участвовать 1441 человек.http://www.ug.ru/news/26638

17.11.2018

Министерство просвещения введёт две новые должности для учителей

Минпросвещения РФ планирует ввести с 2020 года две новые должности для учителей школы: старший учитель и ведущий учитель. Об этом в пятницу сообщила глава Минобрнауки Ольга Васильева на всероссийской конференции, посвященной новой модели аттестации учителей. "Мы очень хотим утвердить и создать такую модель аттестации наших педагогов, которая станет настоящим стимулом профессионального роста, позволит учителям без сбора портфолио и массы других документов обеспечить прохождение процедуры аттестации на рабочем месте. Мы планируем, что доработанная окончательная версия модели аттестации пройдет обязательно широкое общественное обсуждение и в окончательном варианте будет утверждена в 2020 году", - сказала Ольга Васильева Глава Министерства просвещения подчеркнула, что проект разрабатываемого профессионального стандарта получил название "Педагог". Он основан на уровневом подходе к квалификации учителей, в нем "найдут свое отражение и новые должности". Карьера учителя будет развиваться как по горизонтали (первая и высшая квалификационные категории), так и по принципу, устанавливаемому с введением новых должностей "старшего учителя" (методиста) и "ведущего учителя" (наставника)."У нас есть подготовленный проект постановления правительства РФ "О внесении изменений в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций". Этот документ призван утвердить в правовом поле новые должности", - подчеркнула глава ведомства. Она также обозначила проблемы, которые возникли во время тестирования новой модели аттестации учителей. "Мы выявили на данном этапе апробации проблему с оценкой учета мнения выпускников, это вопрос очень спорный. На сегодняшний день ясно, что в новой модели аттестации этот аспект представлен не будет. Также наибольшее количество вопросов, совершенно справедливо, вызывали видеоурок или видеофрагмент урока, и не столько по причине трудности съемки, сколько по причине требования согласия родителей или законных представителей на видеосъемку… использование этого формата нецелесообразно", - считает Ольга Юрьевна. По мнению главы Минпросвещения, у педагогов должен быть "экзамен на вхождение в профессию, как у медиков". Поэтому ведомство планирует создать сеть независимых аттестационных центров, где учителя смогут пройти независимую аттестацию еще до официальной процедуры, чтобы самостоятельно оценить свой уровень квалификации, имеющиеся пробелы и устранить их. https://www.uchportal.ru/news/2018-11-15-748

Всероссийская контрольная "Выходи решать!" прошла во второй раз

Проверить знания в физике, математике и информатике сегодня смогли все желающие из любой точки планеты. Всероссийская физико-математическая контрольная "Выходи решать!" состоялась во второй раз. Специалисты Московского физико-технического института (МФТИ), которые стали инициаторами проведения контрольной и разрабатывали задания, уверяют, что бояться контрольной не нужно — подобные задачи решают в восьмом классе школы, сообщает сайт МФТИ.Участники сами выбирали, решать ли им задания в учебной аудитории или дома за компьютером в онлайн-режиме. Площадки открылись практически во всех крупных городах России и в десятках стран мира. Главная площадка разместилась во Дворце пионеров на Воробьёвых горах и приняла почти две тысячи человек, передает ТАСС. Контрольная прошла по физике, математике и информатике, в каждом из предметов были подготовлены по пять задач. Участник мог решать задания во всех дисциплинах, но временное ограничение составляло два с половиной часа. Представитель оргкомитета контрольной Алексей Малеев заявил, что мероприятие позволяет не только проверить уровень знаний, но и стимулирует получать восполнять пробелы в образовании. И соревновательная форма этому очень способствует. Первая Всероссийская контрольная "Выходи решать!" вызвала огромный интерес в России и других странах. В прошлом году знания проверили свыше тридцати пяти тысяч участников, контрольные писали на восьмидесяти площадках, открытых в России, Великобритании, Китае, Украине и других странах. Россия в последние годы стала разработчиком несколько проверочных мероприятий, к которым подключились десятки стран мира. Тысячи людей в разных уголках планеты пишут "Тотальный диктант", участвуют в Географическом диктанте и проверяют музыкальный слух на Музыкальных диктантах. "Финальные результаты контрольной огласят в понедельник, 19 ноября", - уточнили в оргкомитете. Всероссийская контрольная прошла во второй раз на 230 площадках по всей стране. В Москве открылось около 50 площадок. Контрольная состоялась по всей стране от Владивостока до Калининграда, регистрацию для участия прошли 25 тыс. человек. Также в этом году в контрольной участвовали жители Швейцарии, Южной Кореи, Казахстана, Белоруссии и Молдовы. http://www.ug.ru/news/26634

Рособрнадзор призвал не нагнетать ажиотаж вокруг репетиторства при подготовке к ЕГЭ

Единый государственный экзамен не содержит ничего, что выходило бы за рамки школьной программы, поэтому успешно его сдать можно без обращения к репетиторам. Об этом сообщил заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев. Ранее Анзор Музаев высказал мнение о том, что многие учителя российских школ намеренно создают тревогу среди учеников перед важным экзаменом, чтобы учащиеся обратились за услугами к репетиторам. По его словам, многие педагоги таким образом создают условия оплаты им дополнительных часов."Задания, включаемые в контрольные измерительные материалы ЕГЭ, не содержат ничего выходящего за рамки школьной программы. Если школьник добросовестно и систематически учится, ЕГЭ он сдаст. Для кого-то обращение к репетиторам и внеклассные занятия являются дополнительной мотивацией для систематической подготовки к ЕГЭ, это помогает им разработать индивидуальную стратегию подготовки к экзаменам. Однако успешно подготовиться и сдать экзамены можно и без репетиторов, что показывает опыт значительного числа стобалльников ЕГЭ", - сказал Анзор Музаев. Он отметил, что вся необходимая информация для подготовки к экзамену публикуется перед началом учебного года на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Там можно найти демонстрационные варианты и другие документы, определяющие содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по всем предметам."Есть качественные и при этом бесплатные тренировочные ресурсы. Прежде всего открытый банк заданий ЕГЭ на сайте ФИПИ. Ежегодно Рособрнадзор выпускает видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ. Существует достаточно материалов, с помощью которых можно успешно готовиться к экзаменам, не прибегая к платным услугам", - пояснил Анзор Музаев. ЕГЭ в основной период с 28 мая по 2 июля сдавали более 670 тыс. человек, в том числе почти 645 тыс. выпускников 2018 года. Явка в среднем составила 92%, среди выпускников текущего года - 99%. Число высокобалльников сохранилось примерно на уровне прошлого года. На 100 баллов ЕГЭ в 2018 году сдали более 6 тыс. человек, а по большинству предметов число участников, которые не смогли набрать установленные минимальные баллы, несколько сократилось. http://www.ug.ru/news/26633

16.11.2018

Не должно быть ни одного учителя, не прошедшего аттестацию раз в 5 лет – проректор МГППУ

Не должно быть ни одного учителя, не прошедшего аттестацию раз в пять лет, сообщил проректор по внеучебной и социальной работе МГППУ Андрей Милехин. Об этом он заявил на пресс-конференции «Результаты общественно-профессионального обсуждения процесса внедрения новой модели аттестации учителей».Он также коснулся вопроса профессионального экзамена для педагогов. «На данный момент мы обсуждаем его как добровольный вход в профессию. Он не будет дублировать ГИА в вузе – защиту выпускной квалификационной работы. Хотелось бы увидеть, насколько на уровне практических действий выпускник готов к реализации профессиональных стандартов учителя», - сказал Милехин. По его словам, необходимо оценить, насколько будущий педагог владеет методикой преподавания, умеет взаимодействовать с учащимися.В I этапе апробации единой модели аттестации педагогических работников, состоявшемся в 2018 году, приняли участие свыше 600 учителей русского языка и математики в 19 субъектах Российской Федерации. В 10 из задействованных регионов в апробации участвовали также свыше 450 студентов выпускных курсов образовательных организаций высшего образования, реализующих программы педагогической направленности.19 июня 2018 года в рамках формирования и внедрения национальной системы учительского роста состоялся единый день апробации единых федеральных оценочных материалов по предметной, методической, психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям в рамках апробации новой модели аттестации. http://www.edu.ru/news/education/ne-dolzhno-byt-ni-odnogo-uchitelya-ne-proshedshego/

Результаты исследования компетенций учителей могут оказаться неоднозначными

12 ноября Рособрнадзор объявил о том, что многие преподаватели не справились с заданиями, предложенными в рамках исследования компетенций. Однако некоторые эксперты винят в таких показателях выбранный метод сбора данных – ЕФОМ. Школьных преподавателей из многих регионов пригласили принять участие в исследовании компетенций учителей, составленном по подобию ЕГЭ. Нужно отметить, что участие было добровольным и анонимным, а целью являлся сбор статданных, но не проверка знаний. То есть, многие участники исследования могли недостаточно серьезно отнестись к выполнению заданий. Кроме того, как утверждают некоторые специалисты, в предложенных педагогам тестах были допущены грубые ошибки, и именно поэтому участники исследования игнорировали некоторые вопросы, или ставили крестики в поле ответов, что также могло стать причиной неудовлетворительных результатов. https://xn--1-btbl6aqcj8hc.xn--p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/

Учителя назвали основные причины плохой успеваемости детей

Институт прикладных экономических исследований РАНХиГС поделился итогами мониторинга эффективности школы. В 2018 году мониторинг был проведен в Ставропольском и Алтайском краях, Челябинской области, а также Санкт-Петербурге. По данным мониторинга 61,5% педагогов полагают, что ученики выполняют свои задачи по освоению школьной программы удовлетворительно или же плохо, а также 70,4% респондентов отметили, что родители в целом показывают такие же результаты в воспитании детей. К тому же, примерно треть участников опроса подчеркнули, что, по их мнению, результативность учебной деятельности и вовлеченность родителей в процесс воспитания детей заметно снизились за последние годы. При этом, 86,7% преподавателей назвали главной причиной низкой успеваемости учащихся снижение внимания родителей к образовательному процессу. 72,8% опрошенных назвали семейное неблагополучие второй по значимости причиной. Учителя также считают, что причинами низкой успеваемости являются проблемы со здоровьем (67,5%) и сложность программ обучения (44,4).Помимо этого, 61,2% педагогов сообщили о явном снижении уважения учащихся к взрослым, в том числе к учителям. https://activityedu.ru/News/uchitelya-nazvali-osnovnye-prichiny-plohoy-uspevaemosti-detey/

Глава Рособрнадзора призвал вернуть независимую оценку знаний студентов

Независимую оценку знаний российских студентов необходимо вернуть и сделать ее более объективной, заявил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов на совещании Российского союза ректоров в МГУ. "Много говорится о независимой оценке студентов — это правильно, это нужно делать. Я напомню, что у нас была независимая оценка студентов в рамках аттестации, от нее ушли. Почему ушли? Да потому что она была необъективной… Уже в первом чтении Госдума приняла закон об учете независимой оценки студентов при аккредитации (вузов). Мы должны тоже понимать, что независимая оценка должна быть объективная", — сказал Кравцов. Госдума 6 ноября приняла в первом чтении правительственный законопроект, требующий обязательно учитывать независимые сведения о качестве подготовки студентов при госаккредитации вузовских программ. Внедрить независимую оценку качества образования студентов в вузах поручил президент РФ Владимир Путин по итогам съезда Российского союза ректоров в конце октября 2014 года. Рособрнадзор провел эксперимент, в рамках которого студенты шести российских вузов сдавали экзамены не тем преподавателям, которые читали у них лекции, а независимой комиссии, в состав которой вошли другие преподаватели той же кафедры, смежных кафедр и других вузов, а также студенты-старшекурсники и независимые наблюдатели. Далее материалы экзамена отправлялись в Рособрнадзор, где работы студентов зашифровывались и передавались на проверку преподавателям вузов, не участвующих в эксперименте. Такой подход исключал факторы предвзятости или же, наоборот, необоснованного завышения оценок, отмечали в ведомстве В результате обработки данных процент совпадения оценок, выставленных во время экзамена и в ходе проверки результатов эксперимента, составил 89%. В основном, эксперты, оценивающие работы студентов, считали, что оценки в вузах были завышены, даже несмотря на то, что экзамены и зачеты принимались независимыми преподавателями.

https://ria.ru/society/20181114/1532793210.html

Минпросвещения России разворачивает систему главных внештатных психологов

Министерство просвещения Российской Федерации разворачивает систему главных внештатных психологов, сообщает пресс-служба ведомства. Глава ведомства Ольга Васильева посетила Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого и встретилась с губернатором Новгородской области Андреем Никитиным. По итогам встречи министр ответила на вопросы журналистов, в том числе коснулась вопросов развития системы главных внештатных психологов в регионах.«На базе Российской академии образования мы создали Федеральный ресурсный центр психологической службы, это было сделано летом. Мы приняли решение и создали должность, беря очень хороший пример наших коллег из Минздрава, внештатного психолога. И такие же психологи будут в регионах», - сказала Васильева. В настоящее время Министерство просвещения Российской Федерации активно разворачивает систему главных внештатных психологов, как на базе регионов страны, так и на базе федеральных округов под руководством главного внештатного психолога Минпросвещения России. Организационно-управленческое обеспечение деятельности психологических служб в системе образования всей страны в целом будет осуществлять созданный на базе Российской академии образования Федеральный ресурсный центр психологической службы. http://www.edu.ru/news/education/minprosveshcheniya-rossii-razvorachivaet-sistemu-g/

Названы самые популярные специальности в колледжах и техникумах

Составлен список самых популярных профессий и специальностей, которые выбирают школьники при поступлении в колледжи и техникумы. В топ попали как "технологичные" ("Оптические и оптико-электронные приборы и системы"), так и гуманитарные направления ("Мировая художественная культура") и медицинские ("Фармация"). Средний конкурс на каждом - более пяти человек на место. Из года в год он немного, но растет. Более того, школьники все чаще делают выбор в пользу среднего профессионального образования (СПО), а не вузов. Почему?"Для многих молодых людей это более простой, более быстрый путь профессионального становления и выхода на рынок труда, - говорит заместитель директора Главного информационно-вычислительного центра РТУ МИРЭА Андрей Дерягин. - И если в высшем образовании число бюджетных мест сокращается, то в колледжах, наоборот, растет. Почти 80 процентов учеников в государственных колледжах и техникумах - именно "бюджетники". Это фактор дополнительной привлекательности СПО". Есть и еще одна причина: для некоторых колледж - это возможность попасть в вуз, минуя ЕГЭ. По данным мониторинга качества подготовки кадров СПО, проведенного при поддержке РТУ МИРЭА, больше 20 процентов выпускников СПО продолжают обучение на высшей ступени. И что принципиально важно, вузы их могут зачислить без ЕГЭ, по внутреннему экзамену. Что еще важного показал мониторинг? К примеру, почти половина студентов, принятых в 2017 году на первый курс в колледжи и техникумы, получают инженерную или техническую профессию, специальность. В 2018 году эта цифра обещает быть еще больше: набирает обороты масштабная программа модернизации профобразования. По планам Министерства просвещения, к 2024 году в стране появится 100 центров опережающей профессиональной подготовки, где будет самое современное оборудование, лучшие наставники и индивидуальные учебные планы. Плюс - 5000 мастерских, где ребята смогут не только учиться, но и сдавать демонстрационный экзамен по мировым стандартам WorldSkills. Охват - более 1,5 миллиона студентов. "Важная проблема - обновление материально-технической базы, учебно-лабораторного оборудования, - говорит Андрей Дерягин. - В некоторых колледжах есть самые современные технологии, но в других стоит оборудование 10-летней давности и большей. Дифференциация есть, и она большая. В целом же 37% машин и оборудования в российских колледжах - все-таки "младше" пяти лет. Для сравнения - в 2015 году этот показатель составлял 23%. Так что обновление идет и в ближайшие шесть лет будет только набирать обороты. Главное, чтобы были наставники, которые могут научить работать на новом и современном оборудовании". По статистике, каждый третий педагог в колледжах и техникумах сегодня моложе 40 лет, средний возраст преподавателей - 44 года, что не так уж и плохо. Но, несмотря на прогресс, система подготовка кадров со средним профессиональным образованием сегодня по-прежнему "догоняет" экономику, а не опережает ее запросы. По данным Министерства просвещения, в течение последних трех лет 30% профессий СПО утратили актуальность и перестали быть востребованными. "Рынок труда меняется быстро, внедряются новые технологии. В связи с этим работодатель хочет, чтобы ребята были подготовлены на качественном уровне в кратчайшие сроки, - говорит директор департамента госполитики в сфере профобразования и опережающей подготовки кадров Минпросвещения Инна Черноскутова. - Мы же неразрывно связаны с перечнем профессий, с тарифно-квалификационным справочником, с образовательными стандартами. Эта длинная цепочка приводит к тому, что нам приходится все время догонять опережающую экономику. В ближайшие шесть лет предстоит обновить перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, по которым будут готовиться рабочие кадры". Какие профессии перестают быть актуальными? Например, те, которые технологически устарели. Как показали результаты мониторинга, по целому ряду профессий и нескольким специальностям сегодня не учится ни один человек. Например, "киномеханик", "оператор прядильного производства", "технолог кинофотоматериалов и магнитных носителей", "раклист"... Теоретически, колледжи могут научить и таким профессиям, как "рыбак прибрежного лова", "охотник промысловый"... Только учить некого. И это вовсе не значит, что прибрежный лов, или охотничий промысел канули в лету. Просто, чтобы подготовить и собрать орудия лова, организовать и провести охоту вовсе не обязательно несколько лет учиться в системе среднего профобразования. Хватит и нескольких профессиональных мастер-классов. "Основная проблема - вопрос взаимодействия с предприятиями, которые, по идее, и должны формировать запрос на кадры, предоставлять возможности дуального, практико-ориентированного обучения. Но на деле работодатели очень пассивны, несмотря на декларируемую потребность в работниках со среднем профессиональным образованием", - говорит Андрей Дерягин. Какие выпускники в итоге самые востребованные на рынке труда? Такая статистика тоже есть. Почти все ребята-авиадиспетчеры (управление движением воздушного транспорта) идут работать по специальности. Быстро и удачно находят свое место и такие профессионалы, как молодые воспитатели детских садов, медсестры, специалисты по лабораторной диагностике и, как ни странно, библиотекари. "Результаты мониторинга показывают, что наиболее перспективны с точки зрения трудоустройства специальности, предполагающие работу в организациях социальной сферы - здравоохранение, образование. При этом подавляющее большинство колледжей и техникумов работают на удовлетворение кадровых потребностей своего региона, и в разных городах ситуация может отличаться", - резюмирует Андрей Дерягин. https://rg.ru/2018/11/16/nazvany-samye-populiarnye-specialnosti-v-kolledzhah-i-tehnikumah.html


15.11.2018

К концу 2018 года сеть технопарков «Кванториум» будет начитывать 86 площадок в 62 субъектах РФ

К 1 сентября этого года уже были созданы 54 детских технопарка в 37 субъектах РФ. Напомним, к 2024 году «Кванториумы» появятся в каждом российском регионе, где проживают не менее 60 000 жителей. Помимо этого, для школьников из сельских и удаленных территорий будут запущены мобильные технопарки, представляющие собой передвижные комплексы, которые оснащены высокотехнологичным оборудованием. Главной задачей этого проекта является обеспечение всех школьников страны, вне независимости от места их проживания, равным доступом к современным образовательным возможностям. Так, с октября следующего года в Тюменской области свою работу начнет новый мобильный «Кванториум», который позволит заметно расширить охват детей, желающих заниматься наукой. Кроме того, это поможет решить проблему доступности дополнительного образования для школьников, проживающих в сельской местности. В 2019 году в республике Коми также появится мобильный технопарк. Его реализация рассчитана на 3 года, в течение которых технопарк начнет свою работу и будет введен в промышленную эксплуатацию.https://activityedu.ru/News/k-koncu-2018-goda-set-tehnoparkov-kvantorium-budet-nachityvat-86-ploshchadok-v-62-subektah-rf/

Опубликован рейтинг лучших вузов мира по трудоустройству выпускников

Британское издание Times Higher Education (THE) опубликовало рейтинг лучших университетов мира по трудоустройству выпускников. В него вошли два российских вуза — МГУ имени М. В. Ломоносова и Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана. 15 ноября издание обнародовало рейтинг 150 лучших вузов мира по показателю трудоустройства выпускников. Список основан на мнении работодателей 22 стран мира, сообщает ТАСС. С мая по сентябрь 2018 года был проведен онлайн-опрос около 7 тысяч менеджеров по набору персонала из крупных компаний 22 стран мира. Опрошенные назвали вузы, которые, по их мнению, выпускают наиболее успешных сотрудников с точки зрения их трудоустройства. Респонденты не могли голосовать за университеты из своей страны. Лидерами рейтинга стали три вуза из США - Гарвардский университет, Калифорнийский технологический институт, Массачусетский технологический институт. Университеты из США заняли 34 из 150 позиций рейтинга в этом году (35 позиций - в 2017 году) и шесть - в первой десятке лучших, сократив свое представительство на один вуз. В топ-10 также вошли британский Кембриджский университет (четвертое место), германский Мюнхенский технический университет (шестое место), Токийский университет (девятое место) и Национальный университет Сингапура (десятая строчка).Московский государственный университет сместился с 126-й позиции, которую он занимал в прошлом году, на 129-е место. В пресс-службе вуза уточнили, что сам факт попадания вуза в рейтинг является показателем качества. Кроме того, новичком данного рейтинга стал Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, расположившийся на 147-м месте. http://www.ug.ru/news/26612

Россияне считают, что уроки полового воспитания в школе нужно проводить в средних классах

ВЦИОМ поинтересовался мнением россиян о половом воспитании детей. Согласно результатам опроса, большинство россиян считают, что начинать сексуальное просвещение молодежи лучше всего в средних классах школы. Наиболее эффективной формой такого просвещения считаются беседы с родителями. По данным ВЦИОМ, 61% россиян считает, что центральным вопросом в половом воспитании молодежи должна стать нравственная сторона ранних сексуальных отношений и воспитание чувства ответственности за свои поступки. Выросла доля россиян, считающих приоритетными в сексуальном просвещении донесение информации о средствах и методах предупреждения венерических заболеваний и средствах и методах предупреждения беременности. Еще 43% респондентов выступают за то, чтобы центральными темами были вопросы влияния ранней сексуальной жизни на собственное здоровье и здоровье будущих детей и влияние добрачных отношений на создание семей. Каждый четвертый опрошенный (27%) утверждает, что центральной темой должен стать вопрос влияния ранних интимных отношений на получение образования и приобретение профессии. Беседы с родителями по-прежнему являются для россиян наиболее приемлемым и эффективным способом сексуального просвещения молодежи. Так считают 47% респондентов. На втором месте в этом вопросе стоят консультации у врачей-специалистов (37%). Доверие к специальной научно-популярной литературе выросло с 26% в 2014 году до 36% в 2018 году. А специальные учебные курсы продолжают терять свои позиции: если в 2014 г. к такому виду просвещения склонялись 40% опрошенных, то в 2018 г. – 30%.69% респондентов считают, что о методах контрацепции в школах должны рассказывать врачи и медицинские работники. Среди категории 18-24-летних такой точки зрения придерживаются 77%. Еще 23% назвали школьных психологов. При этом почти две трети участников опроса считают, что лучшее время для подобного просвещения молодежи – средние классы школы. Еще четверть опрошенных полагает, что лучшее время для этих знаний – старшие классы. Лишь 3% респондентов ответили, что об этом вообще не нужно рассказывать. Большинство россиян (68%) допускают возможность беседы со своими детьми, как настоящими, так и будущими, на тему полового воспитания.

http://www.ug.ru/news/26616

В ФИПИ рассказали, какие трудности были на ЕГЭ по иностранным языкам

В ФИПИ провели анализ результатов работ участников ЕГЭ-2018.В пресс-службе Рособрнадзора рассказали о том, что участники экзамена по иностранным языкам в целом хорошо справились с чтением и аудированием, однако, некоторые затруднения вызвали задания, требующие рассуждения .Так, выполняя творческое задание, выпускники часто не справляются с его содержательной стороной. Как выяснилось, одиннадцатиклассники не всегда правильно понимают суть заданий. Отмечается, что экзаменуемые зачастую не могут полностью раскрыть предложенные темы, сформулировать собственную точку зрения, привести аргументы и контраргументы, а также сделать выводы. В ведомстве подчеркнули, что для выполнения этого задания необходим не только хороший уровень владения языком, но и наличие аналитических способностей.https://activityedu.ru/News/v-fipi-rasskazali-kakie-trudnosti-byli-na-ege-po-inostrannym-yazykam/

14.11.2018

Эксперты назвали самые распространенные ошибки участников ЕГЭ по иностранным языкам

Специалисты Федерального института педагогических измерений подготовили методические рекомендации по итогам анализа работ участников ЕГЭ-2018 по иностранным языкам. По данным экспертов, при выполнении заданий с элементами рассуждения экзаменуемые часто искажают суть задания: через выхватывание отдельных слов из контекста темы происходит подмена предложенной задачи совсем другой. Федеральный институт педагогических измерений ежегодно проводит анализ кампании по предметам и публикует методические рекомендации для учителей. 14 ноября Рособрнадзор опубликовал краткий обзор этих рекомендаций по математике. В ведомстве напомнили, что изменений в структуре и содержании КИМ ЕГЭ по иностранным языкам в 2018 году не было. В целом, отмечается стабильность результатов ЕГЭ по английскому, немецкому, французскому и испанскому языкам. Содержательный анализ результатов ЕГЭ показал общие тенденции: участники экзамена показывают высокие результаты в выполнении заданий по чтению и аудированию. В разделе "Письмо" довольно успешно было выполнено задание 39 базового уровня сложности (личное письмо), что свидетельствует о прогрессе в формировании навыков письменной речи у обучающихся. Однако, при выполнении письменного высказывания с элементами рассуждения экзаменуемые не всегда справляются с содержательной стороной. Главным препятствием является непонимание сути задачи. "Часть выпускников и, по-видимому, часть учителей понимают это задание как "сочинение на вольную тему", а в качестве темы выхватывается только одно слово из утверждения, предложенного для обсуждения. Происходит подмена предложенной темы совсем другой, более простой, которую сам для себя сформулировал участник экзамена", — отмечают специалисты ФИПИ. Также, по словам экспертов, заметна тенденция подменять собственные мысли и рассуждения заезженными штампами, фрагментами из заимствованных источников, "что является результатом использования учителями иностранного языка устаревшего грамматико-переводного метода: прочитай – переведи – выучи наизусть/перескажи". "Вследствие этого участники ЕГЭ не могут показать дискуссионный характер предложенных тем, да и полностью их раскрыть", — утверждают специалисты ФИПИ. Для успешного выполнения задания 40 требуются как хорошее владение иностранным языком, так и аналитические умения, такие как способность формулировать свою и чужую точку зрения, давать аргументы в поддержку своей точки зрения, высказывать контраргументы, делать выводы и так далее."К сожалению, некоторые учителя все еще обращают внимание только на языковые ошибки, не понимая, что для успешной коммуникации важна, в первую очередь, содержательная сторона высказывания. Подготовка к выполнению задания 40 требует усилить внимание к тому, что именно говорится с обязательным обсуждением смысла предложенной темы, ее дискуссионности, возможных точек зрения и аргументов в их защиту", — говорится в сообщении ФИПИ. Раздел "Устная речь", по оценкам экспертов, выполняется участниками достаточно хорошо. Однако здесь наблюдаются, как и в разделе "Письмо", попытки воспроизведения заученных кусков текста вместо спонтанной речи. Особенно часто это проявлялось в длинных вступлениях, заключениях в монологах. Нередки случаи несоответствия содержания монолога задаче, которая ставилась в задании. Участники ЕГЭ допускают большое количество лексико-грамматических ошибок в спонтанной речи. Все это говорит о том, что во многих школах недостаточно занимаются спонтанной речью и не уделяют должного внимания содержательной стороне высказывания. К типичным недостаткам в образовательной подготовке участников ЕГЭ относятся недостаточное внимание к разбору стратегий работы с текстами разных жанров и характера, отсутствие повторения учебного материала, особенно грамматических явлений, начальной и основной школы. Ранее ФИПИ объяснил, почему участники ЕГЭ по английскому языку массово получили ноль баллов за эссе. Этим летом "Коммерсант" сообщил, что сразу в нескольких регионах ноль баллов по результатам эссе по английскому языку получили от 5,5% до 56% сдающих. По официальным данным, в целом по стране не справились с эссе по иностранному языку почти 40% участников ЕГЭ-2018. Проблему поднимали и авторы "Учительской газеты". Напомним, свои рекомендации выпускникам также дали разработчики КИМ ЕГЭ по обществознанию,истории, биологии, русскому языкуи математике.

http://www.ug.ru/news/26606

13.11.2018

Рособрнадзор назвал самые популярные вопросы о ЕГЭ

С января по октябрь текущего года на горячую линию и линию доверия ЕГЭ поступило более 15 тысяч звонков. Это в почти в два раза превышает показатель за аналогичный период 2017 года (9643 звонка). В ведомстве объяснили рост числа обращений увеличением числа операторов, которые принимают звонки граждан. Как сообщили представители Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в беседе с RT, в этом году наиболее частыми были вопросы о результатах сдачи экзамена (5307 звонков). Вторым по популярности стал вопрос, касающийся правил подачи документов и участия в Едином государственном экзамене (3732 звонка). Кроме того, граждан интересовал и вопрос об участии в ЕГЭ лиц с ограниченными возможностями здоровья (3114 звонков). Напомним, по горячей линии россияне могут задать вопросы, касающиеся ЕГЭ, а по телефону доверия - сообщить о выявленных нарушениях.

https://rg.ru/2018/11/13/rosobrnadzor-nazval-samye-populiarnye-voprosy-o-ege.html

Депутаты Госдумы одобрили в первом чтении законопроект о расширении прав детских омбудсменов

Государственная Дума одобрила проект закона "Об Уполномоченном по правам ребенка" в первом чтении, внесенный президентом Владимиром Путиным. Законопроект повышает статус института уполномоченных по правам ребенка и позволяет ему в дальнейшем участвовать в совершенствовании законодательства по защите прав детей. Как отметил председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин, уполномоченный получит возможность обращаться к Государственной Думе с инициативами по внесению изменений в законы в интересах детей. "Еще одно важное предложение – наделение Уполномоченного правом направлять мотивированные предложения в государственные органы с целью привлечения к уголовной ответственности тех, кто нарушает права ребенка <...> Нам важно, чтобы работа уполномоченных была системной как на федеральном, так и на региональном уровнях. Рассмотренные сегодня инициативы главы государства позволяют решить эту задачу", — цитирует Вячеслава Володина пресс-служба Госдумы. Председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов заявил, что представители фракции ЛДПР намерены подготовить поправки ко второму чтению инициативы, "чтобы более эффективно использовались данные должностные посты и оказывалась, в том числе, и адресная помощь". Например, он предложил ввести практику заслушивания уполномоченного по правам ребенка в рамках "правительственных часов" в Госдуме, чтобы иметь возможность оперативно реагировать на возникающие в обществе вызовы. Необходимость обязательного отчета детского омбудсмена перед парламентариями также поддержала и фракция КПРФ.В соответствии с проектом закона, уполномоченный сможет без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений. Также детский омбудсмен сможет предлагать членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы мотивированные предложения о принятии законодательных актов или внесении в них изменений в целях защиты прав и законных интересов детей. Кроме того, уполномоченный по правам ребенка получит возможность принимать участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также оказывать "содействие развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей".

http://www.ug.ru/news/26601

Эксперты считают необходимым говорить о качестве питания со школьниками

Еда является для человека не только источником энергии, но также может причинять вред. К примеру, по данным ВОЗ, 40 % заболеваний напрямую связаны с питанием. В мире и в том числе России растет количество неинфекционных заболеваний: онкологических, сердечно-сосудистых и т.д. Об этом шла речь на пресс-конференции, посвященной качеству и безопасности питания в Санкт-Петербурге. По данным врачей, уже более 20% детского населения в России имеет избыточный вес, а конкретно ожирением больны порядка 13%, из них 8% детей живет в городах, а 5% детей живет в сельской местности. Как поясняют медицинские работники, пищевое поведение человека формируется, прежде всего, в семье. Более того, вкусовые предпочтения ребенка зависят и от питания его беременной мамы. К сожалению, будущие родительницы не всегда в своем рационе отдают предпочтение овощам и фруктам. Кроме того, сегодня заметно снижено качество пищевой продукции. Производители не стесняются предлагать потребителю фальсификат. К примеру, наибольший процент фальсифицированной продукции в Санкт-Петербурге – молочные продукты (молоко, масло, сыр, творог). Правда, за тем, что попадает на столы учреждений, где учатся и занимаются дети, зорко следят контролирующие органы, но, как признаются специалисты, здесь тоже имеют место нарушения, в том числе, состава продукции и её сроков хранения. Идут разговоры о том, что на пищевой продукции должна быть цветовая маркировка, обозначающая уровень критических веществ. Правда, продукты с изначально высоким содержанием сахара могут избежать "семафорной" метки, потому что тогда, по сути, нужно запрещать употребление любые кондитерские изделия. Специалисты считают просвещение главным в вопросах пищевого поведения. О том, что питаться в фастфуд-ресторанах вредно, нужно говорить в школе. Ученики смогут посчитать, например, сколько калорий и жиров содержится в той или иной котлете быстрого приготовления. Возможно, узнав о составе очередного "большого бутерброда", человек все же задумается, аукнется это его здоровью в будущем или нет.

http://www.ug.ru/news/26597

Почти половина учителей не справились с работой по математике в ходе исследования компетенций

Рособрнадзор подвел предварительные итоги исследования компетенций учителей. По данным ведомства, почти половина педагогов-участников не справились с работой по математике и информатике, а также по основам духовно-нравственной культуры народов России. Почти четверть получили "неуд" по истории, экономике, русскому языку и литературе. О предварительных итогах исследования компетенций учителей рассказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов в ходе общественно профессионального обсуждениямодели аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Исследования компетенций учителей – часть программы Национальной системы учительского роста. В разных формах и по разным предметам они проводились Рособрнадзором с 2015 года. В этом году в исследовании приняли участие 67 регионов и 22 тысячи учителей. Им пришлось не только проверить знание своего предмета, но и умение решать методические задачи, оценивать работы учащихся, сообщает пресс-служба Рособрнадзора. По результатам апробации ЕФОМ по таким предметным областям, как "математика и информатика" и "основы духовно-нравственной культуры народов России", не справилась с работой почти половина участников исследования. По истории, экономике, "России в мире", русскому языку и литературе получили неудовлетворительный результат почти четверть учителей. Наиболее успешно справились с "обществознанием" и "правом". Самый высокий уровень подготовки продемонстрировали преподаватели родного языка и родной литературы.— Лучше объективная оценка, чем высокая и оторванная от реальности. Во время подготовки кадров Министерству просвещения и Рособрнадзору необходимо спокойно анализировать результаты исследования, помогать учителю, сделать соответствующие выводы для системы педагогического образования и повышения квалификации чтобы наша система подготовки педагогических кадров была одной из лучших в мире, — резюмировал Сергей Кравцов. В Рособрнадзоре напомнили, что исследование проводилось деперсонифицированно в режиме апробации, и его результаты никак не повлияют на работу участников исследования и школ. Исследование включало и сбор мнения учителей о содержании диагностической работы. "До 2020 года перед Рособрнадзором стоит задача разработать единые федеральные оценочные материалы по всем школьным предметам. Результаты исследования будут учитывать условия работы педагогов: тип школы, населенного пункта, стаж и возраст учителя", — добавили в пресс-службе ведомства.

http://www.ug.ru/news/26596

12.11.2018

Фестивали профессий для школьников пройдут в 7 городах России

С 13 по 30 ноября в 7 регионах России пройдут фестивали профессий для школьников, которые станут центральным мероприятием проекта по ранней профессиональной ориентации учеников 6-11-х классов «Билет в будущее». Проект инициирован Президентом Российской Федерации В. В. Путиным во время встречи с участниками всероссийского форума «Наставник» в феврале этого года. Минпросвещения России выстраивает проект как платформу для тесного и практического знакомства школьников с востребованными и перспективными профессиями. В рамках проекта учащиеся могут проходить современные профориентационные тесты на базе открытой цифровой платформы, тем самым формируя свое цифровое портфолио. Проект также откроет возможности для участия в профориентационных турах на передовых технологических площадках (Кванториумы, Межрегиональные центры компетенций, вузовские лаборатории и т. п.). Детям представляется возможность «потрогать профессию руками» через выполнение кейсовых заданий в самых разных индустриях вместе с отраслевыми экспертами. Проект сформирует базу активных работодателей и экспертов, обеспечив подготовку педагогов-навигаторов, наставников, сопровождающих ребёнка и помогающих ему выстраивать индивидуальную профессиональную траекторию. В 2018 году «Билет в будущее» запускается в пилотном режиме и охватывает 100 000 школьников в 32 регионах страны. Фестиваль профессий для школьников – современная образовательная площадка в формате профессиональных проб, объединяющая школьников, экспертов отраслевых направлений, специалистов образования и профориентации. Каждый школьник-участник фестиваля получает Паспорт участника – «Билет в будущее», содержащий его уникальный идентификатор-штрих-код. Первые фестивали профессий пройдут в 7 регионах: Томск, Великий Новгород, Нижний Новгород (13-15 ноября), Астрахань (21-23 ноября), Рязань, Тюмень (22-24 ноября), Санкт-Петербург (28-30 ноября). Работа фестивалей профессий будет организована по кластерам: «Здоровье», «Городская среда», «Информационные технологии», «Новые материалы», «Транспорт», «Сельское хозяйство», «Туризм», «Энергетика», «Космос». В фестивалях участвуют более 300 федеральных и региональных работодателей, разработано более 400 кейсовых заданий по более чем 90 профессиям. Организацию профессиональных проб обеспечивают почти 1000 экспертов, модераторов и спикеров. В этом году первые 10 тысяч школьных учителей пройдут курс по получению навыков профориентации во время фестивалей профессий. Оператором проекта по поручению Президента Российской Федерации является Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».– Одной из ключевых проблем в ранней профориентации является отсутствие у ребят возможности «примерить» на себя ту или иную профессию, что-то реально сделать руками, погрузиться в работу, почувствовать, как там всё устроено. Некоторые школы практикуют экскурсии на предприятия, но это всё равно взгляд со стороны. В таком режиме очень трудно понять, твоё это или не твоё, получится у тебя или нет. Профориентация должна проходить в практической плоскости и под руководством опытного наставника, который в профессии уже реализовался, обладает необходимыми навыками на современном уровне. Только такой человек может показать картинку изнутри, рассказать обо всех тонкостях и подводных камнях, вовлечь в профессию. Уверен, что «Билет в будущее» станет самой передовой площадкой для реализации подобной инициативы, – комментирует Роберт Уразов, генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».

https://edu.gov.ru/press/712/festivali-professiy-dlya-shkolnikov-proydut-v-7-gorodah-rossii/

Сергей Кравцов прокомментировал предложение Минобрнауки объединить процедуры лицензировани и аккредитации вузов

Минобрнауки России предлагает объединить две процедуры оценки университетов в России - выдачу образовательной лицензии и государственную аккредитацию образовательных программ. В Рособрнадзоре считают, что спешить в вопросе реформирования системы госаккредитации вузов не стоит. "Этот вопрос требует детального и всестороннего обсуждения. Это тот случай, когда нужно тщательно взвесить все "за" и "против" такого предложения и учесть мнение экспертов", - цитирует" Интерфакс" главу Рособрнадзора Сергея Кравцова, ответившего на вопрос журналистов о предложении Минобрнауки объединить лицензирование и госаккредитацию. Ранее Министерство науки и высшего образования РФ предложило апробировать такую модель в экспериментальном порядке - на вузах, которые имеют право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты: МГУ, СПбГУ, все федеральные и научно-исследовательские университеты и ряд других крупных вузов. В настоящее время в России работает фактически бинарная система оценки учебных заведений - вуз или соответствует, или не соответствует требованиям. При этом вуз обязан получать два документа - лицензию, которая дает право вести образовательную деятельность, и свидетельство о государственной аккредитации, которое подтверждает качество образовательной программы и дает право на выдачу дипломов государственного образца. Действующая система оказалась объектом критики вузовского сообщества и крупных объединений университетов после отзыва госаккредитации у "Шанинки" (Московской высшей школы социологии и экономических наук) этим летом и проблем с аккредитацией Европейского университета в Санкт-Петербурге.

http://www.ug.ru/news/26592

Печать