Архив новостей

ДАЙДЖЕСТ 27.08.2018 -02.09.2018

ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

НОВОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ДАЙДЖЕСТ 27.08.2018 -02.09.2018)

02.09.2018

Владимир Путин ответил на вопросы победителей международных олимпиад школьников

В День знаний Владимир Путин встретился с победителями международных олимпиад 2017–2018 учебного года и их наставниками в образовательном центре "Сириус" в Сочи. Ребята смогли задать главе государства интересующие их вопросы. Запрет гаджетов, отток успешных выпускников школ из регионов, влияние ЕГЭ на систему образования — эти и другие темы волнуют молодежь сегодня. На встрече с победителями международных олимпиад 2017–2018 учебного года и их наставниками. В День знаний Владимир Путин встретился с победителями международных олимпиад 2017–2018 учебного года и их наставниками в образовательном центре "Сириус" в Сочи. Ребята смогли задать главе государства интересующие их вопросы. Запрет гаджетов, отток успешных выпускников школ из регионов, влияние ЕГЭ на систему образования — эти и другие темы волнуют молодежь сегодня. Во встрече приняли участие практически полным составом команды по физике, химии и математике, по одному человеку от сборных, участвовавших в естественнонаучной, географической и астрономической олимпиаде, а также тренеры ребят. Владимир Путин поздравил собравшихся с началом учебного года и победами на международных конкурсах.— Конечно, здорово, что есть такие тренеры, есть такие преподаватели. И здорово, что у нас есть такие ребята, как вы, которые увлечены своим делом и добиваются конкретных результатов, — сказал президент, пожелав ребятам успехов "и в наступившем учебном году, и вообще в жизни".Дмитрий Плотников, одержавший победу на олимпиаде по физике, интересуется историями успешных людей. Он попросил президента рассказать, какие качества привели его к успеху.— Я привык анализировать не то, что меня приводит к успеху, а то, что мне мешает добиваться больших результатов. Это я для себя определяю, но публично об этом говорить не хотел бы, пока не готов к этому. Мне кажется, что если мы вот так, критически будем смотреть на себя, на свою работу, на свою жизнь и выявлять то, что нам мешает идти вперед, понимать это, устранять то, что нам мешает, то движение вперед будет более уверенным и быстрым, — ответил глава государства. Владимир Петров из Санкт-Петербурга — золотой медалист международной олимпиады по математике, после школы собирается поступать в СПбГУ.В России молодые специалисты не слишком востребованы из-за нехватки опыта и практики, из-за чего некоторые из них уезжают за границу. Президент рассказал, что в этот же день в "Сириусе" находились представители крупных отечественных компаний в поиске будущих сотрудников. Сегодня это у нас главная задача – совместить подготовку специалистов с запросами на рынке труда. Но поскольку вы посвящаете себя математике, здесь вы, конечно, должны тоже определиться, чем вы хотели бы заниматься – наукой, математикой как таковой, либо заняться какими-то прикладными исследованиями и работать в какой-то бизнес-структуре, — обратился к школьнику Владимир Путин. — И если вы показываете такие хорошие результаты, как победы на крупных олимпиадах, думаю, что это, безусловно, будет учтено. Но уже сейчас могу вам сказать: если вас это так волнует, то можно и помочь, и "Сириус" в этом тоже вас может поддержать, и я посмотрю, как у них это получится. Важно только, чтобы вы сами поняли, где вы хотите работать и каким вы видите свое собственное будущее, это вообще принципиальный вопрос. Человек должен сам определиться и понять, чего он хочет, кто он такой и чего хочет. Егор Рябов, также золотой медалист международной математической олимпиады и первокурсник матфака ВШЭ, обратил внимание на то, что министр просвещения РФ Ольга Васильева поддержала идею запрета личных гаджетов в школах. Студент поинтересовался мнение президента на этот счет.— Любая идея может быть признана эффективной либо нет после анализа практики применения. Такой практики, я так понимаю, пока не существует, поэтому трудно сказать. Но вообще я не очень, честно, понимаю, нужно это запрещать или не нужно, и все запретить невозможно, нужно просто понять, как то или иное явление, те или иные достижения можно использовать в плюс для процесса обучения, — заметил Владимир Путин. — Об этом нужно подумать, и сходу я бы не стал комментировать предложения министра, и не стал бы дезавуировать эти идеи и предложения. Она все-таки министр, и так сходу сказать, что министр сказал что-то не то, было бы, с моей точки зрения, некорректно. Я услышал, что Вы сказали, я с ней пообсуждаю этот вопрос. Михаил Селюгин из Перми — победитель географической олимпиады. Его волнует вопрос подготовки талантливых школьников в регионах. Он отметил успехи Москвы в этом направлении и поинтересовался, можно ли распространить этот опыт на всю Россию.— Мы сейчас и пытаемся это делать. "Сириус" уже заключил соглашение, по-моему, с 54 регионами, — ответил президент. — Поэтому я прошу своих коллег – руководителей регионов, российских губернаторов – внедрять опыт "Сириуса", который здесь становится таким образцово-показательным, и методики "Сириуса" внедрять по всей стране. Но кроме этого, кроме самого "Сириуса", конечно, нужно работать на местах. Так и происходит. Вы, наверное, слышали, что создаются кванториумы так называемые, центр творчества и так далее. Эта сеть работы с молодыми людьми, которые хотят развиваться, хотят учиться, умеют учиться и их тянет к знаниям, таких людей, конечно, нужно поддерживать и мы будем это делать, будем развивать эту сеть и дальше по всей стране, разумеется, не только в Москве.Артур Герасименко, золотой медалист международной олимпиады по математике, спросил главу государства о том, какие профессии будущего будут наиболее востребованы.— Когда мы создавали эти лаборатории [в "Сириусе"], мы и считали, что мы создаем лаборатории, которые будут готовить специалистов по наиболее востребованным в ближайшем будущем профессиям. Это индустрия больших чисел, их обработки, это искусственный интеллект, это робототехника, это беспилотные аппараты и летательные, подводные, наземные, какие угодно, это генетика и все, что с ней связано, биология, это сельскохозяйственные науки, кстати говоря, - перечислил Владимир Путин. По его словам, границы между различными отраслями знаний размываются, и наибольшего результата сегодня добиваются те, кто работают на стыке науки. "Это не значит, что не востребованы будут юристы или экономисты, просто все должно быть в меру, — добавил президент. — ...Уверяю вас, скажем, специалисты в области международного частного права – это штучные специалисты, которые занимаются не только сравнительным правоведением, они знают конкретно нормы, правоприменяемые в разных странах, знают международные нормы права, умеют их грамотно применять и помогать своим клиентам добиваться успехов – это тоже очень важно. Но повторяю еще раз, нужно понять, сколько нужно на рынке труда таких специалистов. А если мы готовим специалистов только потому, что кто-то считает, что легче стать юристом или экономистом, и гораздо сложнее стать хорошим математиком, то это, конечно, неправильный ориентир".— На мой взгляд, сегодня выравнивается понимание того, чем человек должен, может заниматься. И очень важно, чтобы и у молодых людей было понимание, что, занимаясь любимым делом, он может себя реализовать, может добиться успеха. Вот, на мой взгляд, это один из ключевых элементов такого образовательно-пространственного развития, — подытожил Владимир Путин. Сергей Лучинин, выпускник кировской школы, а ныне студент СПбГУ, стал призером международной олимпиады по математике. Он напомнил, что недавно в стране с размахом прошел чемпионат мира по футболу. Между тем, в недалеком будущем в России также будет проходить международная олимпиада и международный конгресс по математике. "Будет ли делаться так, что эти мероприятия также будут проходить на хорошем уровне и с такой же большой популярностью?", - задал вопрос первокурсник.— Если мы, во-первых, научимся применять достижения математической мысли эффективно, пропагандировать это, показывать стране и людям, насколько это важно, тогда и интерес к такой, казалось бы, на первый взгляд, сухой субстанции, как математика, многократно возрастет, — убежден президент. Что касается организации, то, как отметил глава государства, власти постараются провести события на высоком уровне, в том числе, использовать определенные наработки чемпионата мира, например, безвизовый въезд для участников и гостей. "Все наработки, конечно, проведения крупных международных мероприятий мы используем, и постараемся сделать это очень достойно, с тем чтобы пропагандировать и достижения российских математиков, и достижения российской математической школы и с тем чтобы популяризировать математику", — пообещал Владимир Путин. Марат Абдрахманов из Челябинска, медалист олимпиады по математике, обратил внимание на то, что почти все победители международных состязаний из регионов едут учиться в Москву и Петербург, "потому что в других городах очень мало возможностей для получения очень качественного высшего образования". Что делается для решения этой проблемы?— Самое главное – это развивать сеть успешных передовых высших учебных заведений. Но здесь самое главное – это профессорско-преподавательский состав. Вот это нужно, чтобы там были хорошие школы, — считает президент. По его словам, таких вузов в России становится больше. В качестве примера региональных вузов мирового класса Владимир Путин привел Казанский федеральный университет, Томский государственный университет, Новосибирский государственный университет. Президент напомнил о системе мегагрантов и в целом грантовой поддержке в России. Индивидуальный грант для молодого исследователя на два года составляет 1,5–2 миллиона рублей. Грант для групповой поддержки – примерно 5 миллионов на пять лет. Мегагранты под перспективные исследования ученым с мировым именем даются вне зависимости от национальной принадлежности и места работы. Им гарантируется финансирование на семь лет, и в российских вузах такие ученые создают вокруг себя целые школы, объединяя молодых, интересных, перспективных исследователей. Станислав Крымский, победитель двух международных олимпиад — по физике и математике, поинтересовался у президента, какое влияние, по его мнению, оказал единый государственный экзамен на отечественную систему образования.— В целом, скорее, больше позитива, чем негатива, хотя он всегда нуждался в совершенствовании, и сейчас, наверное, там не все в порядке. Но все хорошо знают об этом, и это всеми признается, а именно: была создана возможность для способных, талантливых ребят из периферийных городов поступать в ведущие вузы страны – это самое главное. Конечно, там много и недостатков, особенно связанных с тем, что это стандартизирует процесс поступления в вузы и лишает какого-то творческого начала – сам процесс сдачи экзаменов отсутствует как таковой. Но для таких, как вы, здесь проблем нет, потому что, если вы выиграли олимпиаду, вы поступаете в вуз по своему, собственному выбору, и это элемент корректировки как раз этого ЕГЭ. Есть и многие другие элементы, которые корректируют общую схему, достаточно жесткую и не всегда гибкую. Но вновь принимаемые решения все-таки гибкость дополнительную системе ЕГЭ придают, — ответил президент. В ходе разговора Владимир Путин также ответил на вопросы, касающиеся непосредственно его биографии и интересов. Например, президента спросили, нравились ли ему школьные годы.— Не могу сказать, что у меня было бурное детство, в основном это было дворовое детство и свободное времяпрепровождение. Но в целом учиться нравилось, нравилось быть в коллективе, у нас был хороший коллектив, на самом деле это большое значение имеет, и хорошие преподаватели. Я сейчас вспоминаю многих из них, я очень им благодарен, — сказал президент. — Во-первых, они были очень добрые люди, они были высокопрофессиональные, хорошо подготовленные педагоги, и они были ориентированы на ученика, его интересы, они старались выявить в своих учениках то, что может стать их конкурентным преимуществом в будущем, и старались помогать развивать именно эти качества. Причем делали это как-то ненавязчиво. Я, честно говоря, тогда даже этого и не осознавал. Это теперь я понимаю, что они так делали, я за это им очень благодарен.Отвечая на вопрос о своей любимой книге, Владимир Путин заметил, что их много. Президент, в частности, посоветовал ребятам перечитать Куприна. — Куприна очень редко вспоминают в последнее время, а он гениальный писатель. "Гранатовый браслет" еще раз перечитайте. Мелочь, казалось бы, просто мелочь, а как он раскрывает человека, как он красиво о нем говорит, на какие стороны души он обращает наше внимание, — отметил президент. — Есть такие глыбы, как "Война и мир". Я много раз уже перечитываю Гоголя и каждый раз с удовольствием смеюсь. Чехова можно почитать. Также президент отметил, что и "без музыки невозможно сформировать нормальную личность". "Музыка – это вообще книги без букв, это то, что прямо в сердце человека попадает и воспитывает должным образом, вызывая определенные чувства и эмоции у людей. Именно поэтому, кстати говоря, мы в "Сириусе" объединили и музыку, и балет, и представителей точных наук и дисциплин – чтобы люди между собой общались, понимали, что такое успех в каждой из областей, полюбили это и тоже этим увлеклись... Будем всячески стремиться к тому, чтобы и его поддерживать дальше, и распространять этот опыт на всю страну", — пообещал в завершение разговора Владимир Путин. http://www.ug.ru/news/26017

 

01.09.2018

Васильева назвала пять направлений тем для итогового сочинения

Министр просвещения России Ольга Васильева назвала пять направлений для тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год, отметив, что темы будут разрабатываться позже Рособрнадзором. "Итак, это будет пять направлений: первое направление — "Отцы и дети", второе направление — "Мечта и реальность", третье — "Месть и великодушие", четвертое — "Искусство и ремесло" и пятое, заключительное — "Доброта и жестокость", — сказала Васильева на встрече с выпускными классами в школе № 45 в Калуге. Она отметила, что в рамках открытых направлений итоговых сочинений Рособрнадзором будут разрабатываться конкретные темы для каждого часового пояса отдельно, известны темы станут непосредственно в день проведения сочинений. Успешное написание итогового сочинения является для выпускников допуском к государственной итоговой аттестации. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды вместо сочинения вправе писать итоговое изложение. Сочинение также может быть представлено в вуз. https://ria.ru/society/20180901/1527651560.html

Международные эксперты обсудили, какими компетенциями должны владеть выпускники школы 2030 года

В Москве прошла IV Международная конференция "Образование в современном мире: вызовы, оценка, решения", организованная при поддержке Рособрнадзора. Ее участники обсудили, какие факторы будут определять успешность образовательных систем через 10-15 лет, навыки, необходимые выпускникам школ будущего и их учителям, а также перспективы России занять и удержать лидирующие позиции в школьном образовании. Открывая конференцию, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов напомнил о задаче, поставленной в указе президента России Владимира Путина, обеспечить вхождение нашей страны к 2024 году в десятку ведущих государств мира по качеству общего образования.По его мнению, для решения этой задачи есть предпосылки: создана единая система оценки качества образования, ведется анализ и работа с результатами различных оценочных процедур, в том числе с объективными результатами ЕГЭ, Россия уже занимает первое место в мире по уровню читательской грамотности учеников начальной школы в исследовании PIRLS, а в исследовании PISA для 15-летних школьников превысила средний результат по странам ОЭСР и демонстрирует одну из лучших динамик в мире .Ключевыми факторами, которые должны влиять на улучшение результатов России, по словам руководителя Рособрнадзора, являются стандарты, обеспечивающие единые требования к содержанию, результатам и условиям обучения, качественные и регулярно обновляемые учебные пособия, объективная оценка результатов учеников, компетенций учителей и директоров школ и работа с результатами этой оценки."Тогда, несмотря на все многообразие, которое есть в системе образования Российской Федерации, мы можем занимать первые места. Это сложнейшая задача, но она реализуема, и основа такого развития заложена", - цитирует Сергея Кравцова пресс-служба Рособрнадзора. В развитии компетенций выпускников 2030 года, по его мнению, наиболее актуальными будут базовая академическая подготовка, функциональная грамотность, умение работать в команде, самостоятельность в формулировании целей и их достижении. Также очень востребованным является развитие у школьников социально-эмоциональных компетенций, таких как адаптивность, внимание, эмпатия, смелость, корректность, настойчивость, честность и прочие.— Если система образования России продолжит развиваться такими же темпами, с которыми она развивалась в последние годы, я считаю, что это реально достижимая цель – попасть в топ лидеров образовательных технологий. Россия уже многого добилась, но ей есть куда стремиться и прогрессировать в образовании, - прокомментировал руководитель Департамента образования и навыков ОЭСР Андреас Шляйхер. Он отметил, что цифровизация всех сфер жизни современного общества накладывает значительный отпечаток и на развитие образования, меняя саму структуру знания, необходимую выпускнику: заучивание различной информации становится менее важным, чем умение ее искать и ориентироваться в различных данных. "Заучивание становится бесполезным, когда возрастает сложность задачи и требуется творческий подход к ее решению", - констатировал он. Ключевым фактором успеха образовательных систем, по мнению Андреаса Шляйхера, является высокая квалификация школьных учителей. Они должны обладать профессиональными знаниями, предметными и методическими, автономностью (умением самим принимать решения, создавать свои собственные уроки) и способностью эффективно взаимодействовать со своими коллегами-педагогами. Исполнительный директор Международной ассоциации по оценке образовательных достижений (IEA) Дирк Хастед отметил, что Россия уже показала прекрасный результат в исследовании PIRLS по качеству образования в начальной школе. По его словам, факторами, определившими такой успех, стали, в частности, развитая система дошкольного образования и высокая вовлеченность родителей на этапе подготовки ребенка к школе. Участники конференции также обсудили результаты международных исследований дошкольного образования и компетенций взрослого населения, опыт региональных образовательных систем. Подводя итоги конференции, Сергей Кравцов призвал более активно распространять эффективные образовательные практики и, анализируя опыт других стран, делиться и теми наработками, которые есть в системе образования Москвы и других регионов России. По его словам, площадками для обмена таким опытом могут стать Международный совет по качеству образования и V Международная конференция, которая пройдет в Москве в следующем году. http://www.ug.ru/news/26008

Минпросвещения запустит проект по профориентации с шестого класса

Министерство просвещения России запустит в этом году проект "Билет в будущее" по профориентации для 6-11 классов, заявила глава ведомства Ольга Васильева. "Мы в этом году запускаем большой проект "Билет в будущее" (6-11 класс)", — сказала Васильева в эфире программы "Право знать" на ТВЦ. Проект посвящен ранней профориентации."Ранняя профориентация и в школе, и в дополнительном образовании… Ребенку трудно найти себя в шестом классе, но (надо – ред.) пробовать, и пробовать много, и самое главное – ребенок должен получать удовольствие от того труда, в котором он занят", — добавила Васильева. Проект "Билет в будущее" поручил реализовать президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года. Он предложил запустить проект ранней профориентации школьников, который позволит ребятам попробовать себя в будущей профессии в ведущих компаниях страны, с нового учебного года. https://ria.ru/society/20180901/1527657822.html

Завершился региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог–2018»

1 сентября члены жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России–2018» приступили к работе по отбору участников очного тура федерального этапа конкурса. Жюри будет оценивать методическое портфолио номинантов и авторское эссе на тему «Дефектолог – профессия на века?! (прошлое, настоящее, будущее профессии)». В эссе специалисты дефектологической практики описали своё понимание миссии педагога-дефектолога в современном мире, перспектив профессиональной деятельности в области обучения, воспитания и реабилитации детей с особыми образовательными потребностями. В этом году в региональном этапе конкурса приняли участие олигофренопедагоги, тифлопедагоги, сурдопедагоги, учителя-логопедышкол, детских садов, ППМС-центров из 55 субъектов Российской Федерации.11 сентября жюри назовет имена 20 финалистов, которые в Москве в рамках конкурсных испытаний продемонстрируют мастерство проведения коррекционно-развивающих занятий, умение вести дискуссию, общую культуру и эрудицию. Финалисты вместе с представителями Института коррекционной педагогики Российской академии образования и членами жюри примут участие в круглом столе «Дефектологическая наука и практика в России: ответы на вызовы времени». Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России» проводится Минпросвещения России впервые. Абсолютный победитель конкурса среди учителей-дефектологов будет награждён 5 октября 2018 года на торжественной церемонии чествования победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России–2018» в Государственном Кремлёвском дворце. Конкурс проходит в одной номинации – «Дефектолог года».Федеральный этап конкурса состоится с 3 по 4 октября 2018 года в Москве. https://edu.gov.ru/press/359/zavershilsya-regionalnyy-etap-vserossiyskogo-konkursa-uchitel-defektolog2018/

31.08.2018

Российское школьное образование за 6 лет должно войти в десятку лучших – Минпросвещения

Российское школьное образование должно войти в десятку лучших систем общего образования за шесть лет, заявила министр просвещения РФ Ольга Васильева.«Самое важное для нас — это национальный проект «Образование». Мы должны в течение шести лет повысить свою глобальную конкурентоспособность общего образования и войти в десятку лучших систем общего образования, то есть школьного. Это первая цель», — подчеркнула она в ходе Общероссийского родительского собрания. Второй целью, по мнению министра, является воспитание личности на основе наших традиций – культурных и исторических. «Это наше будущее, это будущее всей страны», - резюмировала Ольга Васильева. http://www.edu.ru/news/education/rossiyskoe-shkolnoe-obrazovanie-za-6-let-dolzhno-v/

В России создана единая система оценки качества образования – Сергей Кравцов

Единая система оценки качества образования создана в России, заявил глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов. «В Российской Федерации создана единая система оценки качества образования, пять лет назад на нашей первой конференции мы говорили о том, что мы создаем эту систему. Сегодня мы с уверенность можем сказать, что такая система создана. И сегодня мы имеем результаты в РФ по каждому общеобразовательному учреждению», – сказал руководитель Рособрнадзора, выступая на Московском международном форуме «Город образования». Сергей Кравцов напомнил, что за пять лет удалось, помимо оценки, наладить систему аналитики, разработок рекомендаций и, самое главное, принятие управленческих решений на основе объективной оценки.«Мы добились объективной оценки единого государственного экзамена, мы в мире занимаем, наверное, одно из первых мест по технологии проведения ЕГЭ», — заявил он. Руководитель ведомства напомнил, что за 10 дней обрабатывается 700 тысяч результатов ЕГЭ по русскому языку – при этом речь не идет о заданиях с выбором ответа, а в основном о творческих заданиях.

http://www.edu.ru/news/education/v-rossii-sozdana-edinaya-sistema-ocenki-kachestva-/

Эксперт: ставить оценки можно со 2 класса, "штрафная" система может обидеть

Выставление оценок в российских школах основано на "штрафной идеологии", а не на поощрении, поэтому на психику первоклассников она может оказывать негативное воздействие, а вот со второго класса вполне можно ставить оценки, считает директор московского центра образования №548 "Царицыно" Ефим Рачевский. Ранее министр просвещения России Ольга Васильева заявила, что решение о необходимости оценок в российских школах надо предоставить экспертному сообществу, но в начальных классах их быть не должно."Мы в первом классе не ставим оценки, у нас со второго класса это начинается, потому что дети еще маленькие, можно кого-то обидеть. Есть несовершенство оценочной системы. В России оценочная система основана на штрафной идеологии — не прибавляет за то, что ребенок сделал, а убавляет за то, что он не сделал", — сказал РИА Новости Рачевский. Он отметил, что в первом классе дети еще слишком маленькие, у них не сформирована психика и оценка может оказать негативное влияние."Пусть сначала заматереют ко второму классу. А дальше можно уже и двойки ставить. Со второго класса уже можно ставить", — пояснил Рачевский. Директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования Татьяна Волосовец подтвердила, что в российских школах сегодня оценки начинают ставить со второго класса."Уже давно первый класс безоценочный, там нет ни пятерок, ни двоек, это не новация сегодняшнего дня. Оценки начинают ставить детям со второго класса. Мне очень нравится эта система, потому что это плавный переход к школе от дошкольной образовательной организации, дети плавно адаптируются и плавно переходят, это для их психологического здоровья очень полезно", — сказала она.

https://ria.ru/sn_edu/20180831/1527583808.html

Начальники отделов управления образованием предложили запустить в России проект по взаимообучению городов

Проект по взаимообучению городов может появиться в России. С предложением о его создании выступили начальники отделов управления образованием из городов России в рамках Московского международного форума. "Мы с коллегами из других городов хотим расширить масштаб коммуникации и взаимодействия. Обсудив возможные форматы, предлагаем организовать проект по взаимообучению городов координатором которого станет Москва, поскольку столица сегодня — лидер в системе образования", — сказала цитирует пресс-служба Департамента образования Москвы начальника Управления образования Администрации Ижевска Светлану Петрову. Основной задачей взаимообучения должен стать обмен практическим опытом интеграции городских ресурсов для эффективной реализации идей современного образования, использования потенциала организаций науки, культуры и бизнеса с целью формирования у школьников необходимых компетенций, обмен актуальными программами, методиками и проектами в сфере обучения и контроля качества образования, которые есть в каждом городе. — Мы заключили соглашение о сотрудничестве со школами Москвы, и сегодня директора школ города Твери находятся в одной из столичных школ. Данная образовательная организация предложила нам использовать их базу, наработки, для обучения наших школьников. Речь идет о таких направлениях, как медицинские, инженерные классы — все это мы сейчас пытаемся открыть в школах нашего города, — отметила начальник Управления образования Администрации города Твери Надежда Афонина. Международный форум "Город образования" — крупнейшая коммуникационная и выставочная площадка, посвящённая вопросам школьного и профессионального образования. По предварительным оценкам в этом году форум объединит больше 100 тысяч посетителей, экспонентов выставки, российских и международных спикеров.http://www.ug.ru/news/26005

 

Всероссийский конкурс "Педагог-психолог России–2018" стартует в октябре

11 октября на базе Психологического института Российской академии образования торжественно откроется Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-психолог России–2018". Состязание проводится при поддержке Министерства просвещения РФ и Федерации психологов образования России. Конкурс является практической программой, ориентированной на повышение профессионального уровня и наиболее полной реализации творческого потенциала психологов образования России, уточнили в пресс-службе Минпросвещения. Проведение состязания нацелено на развитие Службы практической психологии образования, пропаганду психологических знаний как обязательной составляющей образовательной деятельности, способствующей повышению гуманистической направленности, эффективности и конкурентоспособности российского образования, повышение престижа психологической службы в системе образования в РФ. Напомним, в прошлом году лучшим педагогом-психологом России стала Елена Болдырева из Калининградской области. http://www.ug.ru/news/26001

Минпросвещения намерено доработать законопроекта по защите прав детей-сирот с учетом мнения общественности

В Общественной палате РФ состоялся круглый стол "Совершенствование законодательства в сфере семейного устройства". В ходе него заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина рассказала о совершенствовании законодательства по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наша самая главная задача – создать такую систему, которая бы позволяла подобрать каждому ребёнку семью. Сегодня у Министерства просвещения есть понимание того, что необходимо реформировать органы опеки и попечительства, - сообщила Татьяна Синюгина. - Мы должны говорить не только о структурных и организационных изменениях в органах опеки и попечительства, но также о непрерывном повышении квалификации наших специалистов. Сегодня наш специалист в регионе отвечает за всё то, что происходит с ребёнком. Очень важно отделить многие функции и определить, что является прямыми полномочиями органов опеки и попечительства, а что мы можем определить за иными организациями, которые бы это делали эффективно и качественно в интересах наших детей. Заместитель министра отметила, что пристальное внимание необходимо уделить подготовке и сопровождению родителей, которые берут ребёнка в семью на воспитание.– Сегодня нам необходимо родителей вооружить теми знаниями, подготовить таким образом, чтобы этот процесс был действительно эффективным. Нам нужно готовить кандидатов. С другой стороны, мы понимаем, что с момента передачи ребёнка в семью, наша забота, государственная забота о ребёнке и о той семье, которая приняла его на воспитание, не заканчивается. Мы будем разрабатывать комплекс мер для контроля и сопровождения этого вопроса, – заявила Татьяна Синюгина. Она подчеркнула, что законопроект будет дорабатываться, чтобы все поступившие замечания и предложения были учтены.– Мы с вами вместе решаем важнейший вопрос. Мы внимательно проанализируем все предложения, которые прозвучали в наш адрес. Хочу повторить: мы не будем вносить данный законопроект до 1 сентября, мы будем вместе с вами работать над тем, чтобы внесённый нами в Правительство документ действительно позволял совместно решить стоящие перед нами проблемы. Законопроект будет дорабатываться, обсуждаться и уже только после обсуждения будет вноситься в Правительство, – резюмировала замминистра. Напомним, ранее СМИ сообщили о том, что Минобрнауки России предложило проект закона, ограничивающего число детей в приемных семьях до трех. Министр просвещения России Ольга Васильева впоследствии выступила против этой инициативы.

http://www.ug.ru/news/25999

Международные эксперты высоко оценили перспективы российского образования - Рособрнадзор

Какие факторы будут определять успешность образовательных систем через 10-15 лет, навыки, необходимые выпускникам школ будущего и их учителям, а также перспективы России занять и удержать лидирующие позиции в школьном образовании обсудили участники прошедшей в Москве IV Международной конференции «Образование в современном мире: вызовы, оценка, решения», организуемой при поддержке Рособрнадзора. Открывая конференцию, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов напомнил о задаче, поставленной в указе президента России Владимира Путина, обеспечить вхождение нашей страны к 2024 году в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. По его мнению, для решения этой задачи есть все необходимые предпосылки: создана единая система оценки качества образования, ведется анализ и работа с результатами различных оценочных процедур, в том числе с объективными результатами ЕГЭ, Россия уже занимает первое место в мире по уровню читательской грамотности учеников начальной школы в исследовании PIRLS, а в исследовании PISA для 15-летних школьников превысила средний результат по странам ОЭСР и демонстрирует одну из лучших динамик в мире. Ключевыми факторами, которые должны влиять на улучшение результатов России, по словам руководителя Рособрнадзора, являются стандарты, обеспечивающие единые требования к содержанию, результатам и условиям обучения, качественные и регулярно обновляемые учебные пособия, объективная оценка результатов учеников, компетенций учителей и директоров школ и работа с результатами этой оценки.«Тогда, несмотря на все многообразие, которое есть в системе образования Российской Федерации, мы можем занимать первые места. Это сложнейшая задача, но она реализуема, и основа такого развития заложена», - заявил Сергей Кравцов. В развитии компетенций выпускников 2030 года, по его мнению, наиболее актуальными будут базовая академическая подготовка, функциональная грамотность, умение работать в команде, самостоятельность в формулировании целей и их достижении. Также очень востребованным является развитие у школьников социально-эмоциональных компетенций, таких как адаптивность, внимание, эмпатия, смелость, корректность, настойчивость, честность и прочие.«Если система образования России продолжит развиваться такими же темпами, с которыми она развивалась в последние годы, я считаю, что это реально достижимая цель – попасть в топ лидеров образовательных технологий. Россия уже многого добилась, но ей есть куда стремиться и прогрессировать в образовании», - прокомментировал руководитель Департамента образования и навыков ОЭСР Андреас Шляйхер. Он отметил, что цифровизация всех сфер жизни современного общества накладывает значительный отпечаток и на развитие образования, меняя саму структуру знания, необходимую выпускнику: заучивание различной информации становится менее важным, чем умение ее искать и ориентироваться в различных данных. «Заучивание становится бесполезным, когда возрастает сложность задачи и требуется творческий подход к ее решению», - констатировал он. Ключевым фактором успеха образовательных систем, по мнению Андреаса Шляйхера, является высокая квалификация школьных учителей. Они должны обладать профессиональными знаниями, предметными и методическими, автономностью (умением самим принимать решения, создавать свои собственные уроки) и способностью эффективно взаимодействовать со своими коллегами-педагогами. Исполнительный директор Международной ассоциации по оценке образовательных достижений (IEA) Дирк Хастед отметил, что Россия уже показала прекрасный результат в исследовании PIRLS по качеству образования в начальной школе. По его словам, факторами, определившими такой успех, стали, в частности, развитая система дошкольного образования и высокая вовлеченность родителей на этапе подготовки ребенка к школе. Участники конференции также обсудили результаты международных исследований дошкольного образования и компетенций взрослого населения, опыт региональных образовательных систем. Подводя итоги конференции, Сергей Кравцов призвал более активно распространять эффективные образовательные практики и, анализируя опыт других стран, делиться и теми наработками, которые есть в системе образования Москвы и других регионов России. По его словам, площадками для обмена таким опытом могут стать Международный совет по качеству образования и V Международная конференция, которая пройдет в Москве в следующем году.

http://www.edu.ru/news/education/mezhdunarodnye-eksperty-vysoko-ocenili-perspektivy/

30.08.2018

В новом учебном году российские школы примут 1,8 млн. первоклассников

Порядка 1,8 млн. первоклассников пойдут в школы в новом учебном году, заявила министр просвещения РФ Ольга Васильева. «Первоклассников в этом году будет 1,8 миллиона, общее количество школьников – 15,6 миллиона, а если говорить о дошколятах, среднем профессиональном образовании (студентах колледжей) и школе, то это почти 34 миллиона наших детей», - уточнила Ольга Васильева на совещании о готовности к новому учебному году, которое провел премьер-министр Дмитрий Медведев. Она напомнила также, что 2,21 млн. школьников продолжают учиться во вторую смену, а в некоторых школах осталась и третья смена: в Бурятии (9 школ, 1239 обучающихся), Дагестане (26 школ, 3389 обучающихся), Чечне (43 школы, 4008 обучающихся).«Мы заложили дополнительные средства в национальный проект «Образование» на создание 73 тысяч школьных мест, чтобы навсегда покончить с третьей сменой», - подчеркнула министр. В 2017 году общее количество школьников составило 15,5 млн. человек, в том числе 1,8 млн. первоклассников – на 13% больше, чем в 2016 году. Впервые двери открыли 76 новых общеобразовательных школ. В прошлом учебном году в одну смену начали работать 87% школ, в две смены – 12,5%, в три – 0,5%. http://www.edu.ru/news/education/v-novom-uchebnom-godu-rossiyskie-shkoly-primut-18-/

Одна из московских школ предложит ученикам пройти программу сразу двух классов за первый год обучения

В этом учебном году в школе № 2120 по программе ускоренного обучения начнут учиться 57 первоклашек и станут второклассникам в первый же год обучения. Подобный эксперимент предполагает проект "Эффективная начальная школа".Проект "Эффективная начальная школа" - это ускоренное прохождение основной образовательной программы начальной школы за три года вместо четырех, за счет объединение учебного плана 1 и 2 класса, сообщают "Школьные новости".Первоклассники, освоившие курс дошкольного образования, по желанию родителей могут пройти программу 1-го класса в сокращенном виде. Готовность к ускоренному обучению проверяется педагогической диагностикой, которую проводит Московский центр качества образования с разрешения родителей. Затем усвоенные знания контролируется проверками в декабре и апреле. В случае плохих результатов, ребенок может перейти на стандартную программу 4-летнего начального общего образования, хотя может и продолжить ускоренное обучение.- Если ребенок успешно справляется с освоением программы в ускоренном режиме, то за первый год он фактически проходит программу 1-го и 2-го класса. Это происходит за счет того, что законодательство позволяет школе самой распределять время на прохождение той или иной темы и ставить в приоритет результат. К примеру, ребенок может освоить тему "безударные гласные в корне слова" за 6 часов вместо 10, которые выделяются в стандартной программе. Часы сокращаются, а результат остается тем же – школьник усваивает тему и приступает к новой, не успев заскучать, – пояснила куратор проекта "Эффективная начальная школа" и учитель школы № 2120 Елена Колесникова.На сегодняшний день по результатам социального опроса 28% будущих первоклашек готовы к ускоренному обучению. Школы же могут стать участниками этого проекта при наличии не менее 25 детей в классе, которые могут учиться по ускоренной программе. В педагогической диагностике участвовали более 120 детей, из которых 57 стали учениками двух классов программы ускоренного обучения. http://www.ug.ru/news/25997

29.08.2018

Организатор PISA: России реально стать лидером в сфере образования

В преддверии IV Международной конференции "Образование в современном мире: вызовы, оценка, решения", организуемой при поддержке Рособрнадзора, директор департамента образования и навыков, специальный советник по вопросам политики в области образования генсека Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас Шляйхер рассказал об эволюции школьного образования.

Россия ставит перед собой цель войти в десятку стран лидеров по результатам исследования PISA. Как вы полагаете, эта цель достижима?‒ Да, я считаю эту цель вполне реальной. Представьте себе, что в 1960 году в Сингапуре лишь небольшая доля жителей владела базовой математической грамотностью, а большинство молодых сингапурцев не имели доступа к образованию. Сегодня Сингапур ‒ лидер PISA.Как показывают результаты последней волны нашего исследования, четверть российских 15-летних школьников уже находятся на одном уровне с лидером. Если Россия продолжит укреплять свои достижения темпами, которые наблюдаются с 2003 по 2015 год, страна может занять 10-е место через 5 или 6 лет. Важно, чтобы российские ученики стали лучше справляться с заданиями, при выполнении которых им необходимо экстраполировать имеющиеся знания и применять свои творческие умения в новых, незнакомых ситуациях, уметь решать комплексные задачи, вроде тех, на которых фокусируется PISA.

Что для этого необходимо предпринять нашим чиновникам, учителям, родителям, руководителям кружков?

‒ Лидеры образовательных систем с высокими результатами убедили своих граждан в необходимости инвестиций в будущее через инвестиции в образование. Не следует гнаться за быстрыми результатами. Понимание высокой ценности образования – это только одна составляющая успеха. Другая составляющая – вера в то, что каждый учащийся способен учиться. В Эстонии, Канаде, Финляндии и Японии родители и учителя уверены, что каждый ученик может достичь отличных образовательных результатов. Эта уверенность часто проявляется в поведении учеников и учителей. Образовательные системы этих стран эволюционировали от сортировки учащихся по индивидуальным талантам к развитию человеческого потенциала в каждом из них. Все участники процесса ‒ учащийся, учитель, родитель и школа ‒ должны понимать, к чему им стремиться. Здесь очень важно наличие прозрачных и понятных образовательных стандартов и объективных способов оценки соответствующих образовательных результатов. Образовательные системы с высокими результатами направлены на удовлетворениезапросов каждого учащегося через персонализацию, при этом они сохраняют единые стандарты образования, чтобы каждый заурядный учащийся мог раскрыть свой необычный талант. Никогда качество образования не может быть выше качества подготовки учителей. Ведущие образовательные системы тщательно отбирают и обучают учителей. Они помогают учителям, которые испытывают затруднения, приводят оплату учительского труда в соответствие с профессиональными стандартами. Они создают среду, в которой учителя работают вместе, поощряют карьерный рост.

Есть ли корреляция между ЕГЭ и результатами ваших исследований? Фиксируете ли вы какие-либо серьезные расхождения?

‒ Да, можно проследить много параллелей между исследованием PISA и ЕГЭ. Я считаю, что ЕГЭ – реальный пример достижения баланса между объективностью и эффективностью, что важно и для нас при работе над исследованием PISA. Россия не попала в ловушку, когда приносят в жертву содержание тестов ради надежности результатов тестирования, что очень распространено во многих экзаменационных системах. В ЕГЭ используется относительно небольшое количество заданий со множественным выбором ответа. Вместо них применяются задания открытого типа, эссе, фокусирующиеся на применении знаний продвинутого уровня и комплексных навыков мышления для решения практических проблем, совсем как в исследовании PISA.Но наибольшее достижение российского ЕГЭ, на мой взгляд, заключается в восстановлении доверия к образованию в целом. ЕГЭ как бы говорит всем, что объективная оценка возможна, твой результат зависит от того, что ты знаешь. Для достижения этого Россия инвестировала в современную систему безопасности тестовых материалов: экзаменационные материалы комплектуются и печатаются при их раздаче в классе на глазах участников и экзаменаторов, все происходит под камерой наблюдения, которая записывает весь процесс экзамена.

Как будут развиваться инструменты теста, куратором и разработчиком которого вы являетесь? Планируется ли использовать для PISA цифровые и VR (virtual reality) технологии?

‒ Проведение исследования PISA на компьютерах означает, что теперь мы располагаем большими возможностями для тестирования различных видов знаний и компетенций. В исследовании PISA 2012 мы изучали решение творческих задач, в PISA 2015 – решение задач в группе, в PISA 2018 – оценку глобальной компетентности. Это хороший пример того, как технологии могут способствовать совершенствованию исследования.Более сложным представляется измерение социальных и эмоциональных навыков учащихся, но исследование PISA стремительно развивается и в этом направлении. Еще одна задача ‒ повышение открытости и доступности результатов для индивидуальных школ. В связи с этим мы стали разрабатывать открытый банк заданий, которые можно использовать в школах для формирования их собственных рейтингов PISA. Данное тестирование для школ позволяет делать индивидуальные сравнения с другими школами по всему миру. В будущем тесты должны вместо того, чтобы просто фиксировать правильность ответов, давать понять, как учащийся мыслит. По результатам оценивания также должна быть предоставлена содержательная обратная связь, а на основе обратной связи приняты соответствующие решения для повышения эффективности.

Тема международной конференции этого года "Образование в современном мире: вызовы, оценка, решения". Какие ключевые вызовы есть сегодня в мировом образовании?

‒ Будущее заключается в соединении искусственного интеллекта с когнитивными, социальными и эмоциональными компетенциями и общечеловеческими ценностями людей. Именно наше воображение, осознанность и чувство ответственности позволят использовать цифровизацию для достижения лучшего будущего.Алгоритмы социальных сетей сортируют нас по группам единомышленников. Они создают виртуальные мыльные пузыри, которые гиперболизируют наши взгляды и изолируют нас от различных точек зрения. Школы будущего должны учить самостоятельному мышлению, работе в команде, эмпатии и существованию в гражданском обществе. Они должны развивать понимание добра и зла, учить прислушиваться к мнению окружающих. Роль человеческих знаний и навыков в развитии и общества будет продолжать расти. Для тех, кто обладает требуемыми знаниями и навыками, цифровизация и глобализация открывают новые возможности. Для тех, кто такими компетенциями не обладает, эти процессы содержат в себе потенциальный риск оказаться неконкурентоспособными на рынке труда. Чтобы модернизировать школьное образование необходимо не только фундаментальное и альтернативное видение возможностей, но и продуманные стратегии, эффективная работа социальных институтов. Сегодняшняя школа была создана в индустриальную эпоху, когда преобладали нормы стандартизации, обучение в группах считается эффективным и результативным, как и разовая подготовка учителей в начале их трудовой жизни. Лица, находящиеся на несколько управленческих уровней выше учебного класса, определяют содержание учебных планов. Эта модель, унаследованная от индустриального общества, препятствует своевременной адаптации системы образования в быстроменяющемся мире. Даже самый лучший министр образования больше не может учитывать потребности миллионов учащихся, сотен тысяч учителей и десятков тысяч школ. Задача состоит в том, чтобы опираться на опыт учителей и директоров школ, привлекая их к разработке образовательной политики и методик преподавания. Это не достигается простыми заявлениями о гласности и открытости образовательной системы. Для этого требуется тщательно продуманная благоприятная среда, которая способна раскрыть профессиональный и творческий потенциал учителей и образовательных организаций. Для создания подобной среды нужны реформаторы, способные создавать институциональные структуры, построенные вокруг интересов учащихся, а не интересов и привычек педагогов и руководителей образовательных организаций.

https://ria.ru/sn_edu/20180829/1527309192.html

Премьер-министр РФ поручил к 2021 году ликвидировать дефицит мест в яслях

Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил к 2021 году полностью решить проблему с дефицитом мест в яслях. «Мы сегодня серьезно занялись очередями в ясли, в ясельные группы. Полностью решить эту проблему нужно к 2021 году», - заявил он, открывая селекторное заседание о готовности системы образования к новому учебному году. Глава Правительства РФ напомнил, что в феврале из федерального бюджета было выделено 49 млрд. рублей – по 24,5 млрд. на этот и следующий годы. Дмитрий Медведев отметил также, что очереди в дошкольные учреждения для детей от 3 до 7 лет были практически ликвидированы и назвал это «большим достижением». Он проинформировал, что за последние годы создано примерно 1,5 млн. дополнительных мест, и эта ситуация в разы лучше, чем пять лет назад. «Но начатую работу все равно нужно довести до конца. И сделать так, чтобы детские сады смогли принимать всех, кому это необходимо, а в самих учреждениях были соответствующие условия – и с точки зрения комфорта, и с точки зрения санитарных норм и безопасности», - резюмировал премьер-министр.

http://www.edu.ru/news/education/premer-ministr-rf-poruchil-k-2021-godu-likvidirova/

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил обеспечить бесплатными учебниками все школы.

«В этом году в нашей стране будут учиться более 15 миллионов школьников. В большинстве своем школы к новому учебному году готовы – отремонтированы и переоборудованы. Везде, кроме двух регионов, есть необходимые бесплатные учебники. Нужно сделать так, чтобы во всех регионах эти учебники были», - заявил он в ходе селекторного заседания о готовности системы образования к новому учебному году. Премьер-министр напомнил также, что нужно постоянно следить за обновлением парка школьных автобусов. В настоящее время в России насчитывается 27 тысяч единиц такой техники. http://www.edu.ru/news/education/vse-shkoly-neobhodimo-obespechit-besplatnymi-ucheb/

1000 студентов вузов пройдут обучение технологическому предпринимательству от Российской венчурной компании

Не менее 1000 студентов пройдут обучение на курсе "Инновационная экономика и технологическое предпринимательство" от РВК. Лицензионные соглашения о включении курса в учебную программу 2018/2019 года подписали более 30 российских вузов из 25 городов. Учебный курс разработан РВК совместно с Экономическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова и Университетом ИТМО, в этих вузах программа уже преподается. Планируется, что к 2020 году количество вузов-операторов курса достигнет 100, а обучение пройдут около 50 тысяч студентов. Дисциплина разработана для учащихся 3-4 курсов бакалавриата и может быть включена в программу как обязательный или факультативный курс. В основу курса легла комбинация лучших российских и международных практик преподавания предпринимательства, при этом курс предполагает, что при необходимости каждый вуз может адаптировать его к своей отраслевой специфике. Главной особенностью курса является практикоориентированность ― студенты научатся проектному менеджменту, поучаствуют в создании собственного стартапа, попробуют разобраться в процессе коммерциализации НИОКР и рассмотрят все аспекты вывода высокотехнологичного продукта на рынок. При выборе преподавателей приоритет отдается специалистам, имеющим опыт работы в бизнесе. Обучение методологии преподавания курса, организованное РВК, уже прошли более 50 потенциальных преподавателей.

http://www.ug.ru/news/25988

Благодаря господдержке российские вузы становятся конкурентоспособными – Медведев

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что закрытие неэффективных вузов не отразилось на доступности высшего образования. «За последние шесть лет мы существенно обновили сеть высших учебных заведений. Неэффективные институты и университеты (около четверти от всего числа) были реорганизованы или закрыты. И это никак не сказалось на доступности высшего образования», - подчеркнул он, выступая на селекторном заседании о готовности системы образования к новому учебному году. Медведев отметил, что «за дипломами должны стоять конкретные знания и профессиональные навыки». Он уточнил, что благодаря государственной поддержке российские вузы становятся конкурентоспособными. С 2013 года на эти цели было направлено свыше 60 млрд. рублей бюджетных средств, из них почти 10 млрд. – на текущий год. «Уже 11 университетов у нас входят в топ-100 мировых институтов по национальным, предметным и отраслевым рейтингам. Но на этом останавливаться нельзя», - резюмировал премьер-министр РФ. http://www.edu.ru/news/education/blagodarya-gospodderzhke-rossiyskie-vuzy-stanovyat/

Школьная медаль и аттестат с отличием будут зависеть от результатов ЕГЭ

Министерство просвещения РФ намерено изменить порядок выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании. Соответствующий проект приказа размещен для общественного обсуждения. Согласно ему, аттестат с отличием и медаль "За особые успехи в учении" будут выдаваться только тем ученикам, которые смогли набрать не менее 70 баллов на ЕГЭ по русскому языку и профильной математике. Выпускникам, которые сдают ЕГЭ по математике базового уровня (оценивается по пятибалльной системе) необходимо набрать пять баллов. Глава Минпросвещения Ольга Васильева объяснила инициативу тем, что за последнее десятилетие произошла девальвация понятия "золотая медаль" и назрела необходимость изменения условий ее получения. "Мы столкнулись с тем, что значение медали — как отражения заслуг ученика в обучении — нивелируется, а допускать этого нельзя, эта награда — традиционная для российской школы. На мой взгляд, предлагаемые изменения — большая внутренняя стимуляция для наших школьников учиться хорошо и стремиться к знаниям", — цитирует министра "Коммераснт". Кроме того, для получения золотой медали выпускникам, как и прежде, необходимо получить "отлично" по всем учебным предметам учебного плана, изучавшимся на уровне среднего общего образования. http://www.ug.ru/news/25984

28.08.2018

Глава Рособрнадзора: апробация новых моделей ОГЭ начнется с 2019 года

Апробация новых моделей основного государственного экзамена (ОГЭ) начнется с 2019 года, уже разрабатываются новые экзаменационные модели ОГЭ и планируется разработка новых моделей единого государственного экзамена (ЕГЭ) на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), заявил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов в интервью РИА Новости. "В связи с введением ФГОС в контрольные измерительные материалы по каждому учебному предмету включается существенно больше практикоориентированных заданий, проверяющих достижение определенных результатов обучения. Мы уже разрабатываем новые экзаменационные модели ОГЭ и планируем разработку новых моделей ЕГЭ на основе ФГОС. С 2019 года начнется апробация новых моделей ОГЭ", — сказал Кравцов. Также он подчеркнул, что в профессиональном сообществе обсуждается возможность введения различных предметов (истории, физики, географии, технологии и др.) в качестве обязательных ЕГЭ. "Однако у нас не должно быть иллюзий: повысить интерес к предмету, качество его преподавания введением обязательного экзамена невозможно — нужны ориентированные на потребности учеников программы, новые интересные учебники, современные методики обучения, система внеклассной и внешкольной работы. Кроме того, широчайшие возможности открывает цифровизация образования", — отметил глава Рособрнадзора. Ранее министр просвещения РФ Ольга Васильева сообщила, что новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для школы планируется принять к концу года. В мае она отметила, что одним из главных направлений работы Минпросвещения станет цифровизация школ.https://ria.ru/abitura/20180828/1527347919.html

Будущие выпускники смогут сдать пробный ЕГЭ на форуме "Город образования"

Будущие выпускники смогут пройти процедуру единого государственного экзамена (ЕГЭ) и узнать свои результаты в рамках Московского международного форума "Город образования", который пройдёт на ВДНХ, сообщили в пресс-службе Рособрнадзора. "Пройти процедуру единого государственного экзамена и узнать свои результаты будущие выпускники смогут с 30 августа по 2 сентября, в рамках Московского международного форума "Город образования", который пройдёт на ВДНХ. Специалисты Федерального центра тестирования (ФЦТ) предложат посетителям стенда Рособрнадзора варианты КИМ по шести предметам: русскому языку, математике профильного уровня, истории, обществознанию, биологии, а также английскому языку в письменной и в устной формах", — говорится в сообщении. Отмечается, что гости стенда ознакомятся с процессом печати КИМ в аудитории и со сканированием написанных работ. Для самостоятельной проверки, по данным ведомства, специалисты предоставят критерии оценивания заданий и правильные ответы, поэтому желающие смогут попробовать свои силы не только в прохождении экзамена, но и в проверке результатов."Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО) предоставит гостям стенда возможность написать Всероссийские проверочные работы (ВПР) по русскому языку, математике и окружающему миру за 4 класс", - отметили в Рособрнадзор. https://ria.ru/abitura/20180828/1527351000.html

Педагоги, участвующие в собеседовании по русскому языку, пройдут дополнительное обучение

Учителя, которые будут выступать в качестве собеседников и экспертов на устном собеседовании по русскому языку в 9 классе, пройдут дополнительное обучение, заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. «Перед проведением собеседования пройдет дополнительное обучение учителей, которые будут выступать в качестве собеседников и экспертов по оценке устных ответов. Планируется разработка более 100 вариантов контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования», — сообщил глава ведомства в интервью РИА «Новости». Он напомнил, что Рособрнадзор в последние три года проводил апробации устного собеседования именно в национальных республиках, чтобы максимально адаптировать задания и систему оценивания устных ответов к особенностям школьников, для которых русский язык не является родным.«По аналогии со схемой проведения итогового сочинения в 11-х классах будет предусмотрено три даты для прохождения устного собеседования в девятых классах (в 2018-2019 учебном году это 13 февраля, 13 марта и 6 мая), что дает школьникам две попытки его пересдать при получении незачета, либо возможность пройти устное собеседование в один из дополнительных дней, если кто-то не явился по уважительной причине», — заключил Кравцов. Итоговое собеседование по русскому языку проводится для проверки навыков устной речи у школьников. Собеседование станет для девятиклассников допуском к государственной итоговой аттестации (ГИА). Оно будет проходить непосредственно в школах и оцениваться по системе «зачет/незачет».

http://www.edu.ru/news/education/pedagogi-uchastvuyushchie-v-sobesedovanii-po-russk/

27.08.2018

Рособрнадзор представил изменения в контрольных измерительных материалах ЕГЭ-2019

Федеральный институт педагогических измерений опубликовал проекты документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов государственных экзаменов в 9-м и 11-м классах. Изменения в КИМ ЕГЭ-2019 не носят принципиального характера. В экзаменационной работе по русскому языку, например, появилось еще одно задание, а по иностранному - уточнена формулировка и критерии оценивания письменной части. Документы являются основой для составления экзаменационных материалов и ежегодно публикуются для экспертного обсуждения до начала учебного года, уточнили в пресс-службе Рособрнадзора. Они также дают возможность будущим участникам ЕГЭ-2019 составить представление о том, что их ждет на экзаменах в новом учебном году."Для понимания того, как нужно выполнять экзаменационную работу, следует в первую очередь ознакомиться с демонстрационными версиями контрольных измерительных материалов по предметам этого года. Они помогут составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме и уровне сложности. Кроме того, в демонстрационном варианте приведены критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом. С ними важно ознакомиться, чтобы понимать требования к полноте и правильности записи ответа. Задания, включаемые в демоверсии, не используются на экзаменах, но они аналогичны реальным", - пояснили в ведомстве. Полный перечень вопросов и тем, которые могут встретиться на экзамене, приведен в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Его можно использовать при составлении плана повторения материала перед экзаменом.Все изменения в КИМ ЕГЭ-2019 не носят принципиального характера. По большинству предметов были уточнены формулировки заданий, усовершенствована система оценивания заданий для повышения дифференцирующей способности экзаменационной работы. Впервые в этом году опубликована для общественно-профессионального обсуждения экзаменационная модель ЕГЭ по китайскому языку. Проекты опубликованных документов не предполагают изменения в 2019 году структуры и содержания КИМ ЕГЭ по математике, географии, физике, химии и информатике. В экзаменационной работе по русскому языку увеличено с 26 до 27 количество заданий. Новое задание проверяет умение проводить пунктуационный анализ текста. Изменен формат заданий 2, 9–12, расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений, уточнен уровень сложности отдельных заданий, уточнена формулировка и критерии оценки задания 27 с развернутым ответом. В ЕГЭ по биологии изменена модель задания 2: вместо двухбалльного задания с множественным выбором предложено однобалльное задание на работу с таблицей. В экзаменационной работе по иностранному языку уточнена формулировка и критерии оценивания задания 40 письменной части, в котором участнику экзамена предлагаются на выбор две темы развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения "Мое мнение".В ЕГЭ по литературе уточнены критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом. В экзаменационной работе по обществознанию детализированы формулировки заданий 25, 28, 29 и усовершенствованы системы их оценивания. В ЕГЭ по истории в задание 21 добавлено дополнительное условие, определяющее требование к оформлению ответа, и дополнены критерии оценивания этого задания. Изменений структуры и содержания КИМ ОГЭ в 2019 году по сравнению с 2018 годом не предполагается. ФИПИ приглашает экспертное и профессиональное сообщества принять участие в обсуждении проектов экзаменационных материалов 2019 года. http://www.ug.ru/news/25966

ФИПИ впервые опубликовал проекты КИМ ЕГЭ по китайскому языку

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал для общественно-профессионального обсуждения проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2019 года по китайскому языку, сообщает пресс-служба Рособрнадзора. «ЕГЭ по китайскому языку впервые будет проводиться в 2019 году в качестве пятого иностранного языка по выбору. Ранее в форме ЕГЭ выпускники могли сдавать только английский, немецкий, французский и испанский языки», - указано в сообщении. Разработка модели ЕГЭ по китайскому языку была начата в 2014 году в связи с растущим интересом к его изучению в России. Модель прошла общественно-профессиональное обсуждение и апробацию в 12 регионах России. В настоящее время на сайте ФИПИ опубликованы демонстрационные варианты устной и письменной частей экзаменационной работы. Письменная часть работы включает 42 задания и состоит из четырех разделов: «Аудирование», «Чтение», «Грамматика, лексика и иероглифика» и «Письмо».Устная часть КИМ ЕГЭ по китайскому языку включает в себя три задания. В задании 1 предлагается ознакомиться с ситуацией и задать пять вопросов на основе ключевых слов, в задании 2 – выбрать одну из трех фотографий и описать ее на основе плана, в задании 3 необходимо сравнить две фотографии на основе предложенного плана. http://www.edu.ru/news/education/fipi-vpervye-opublikoval-proekty-kim-ege-po-kitays/

Печать