Архив новостей

ДАЙДЖЕСТ 11.06. 2018 -17.06.2018

ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

НОВОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ДАЙДЖЕСТ 11.06. 2018 -17.06.2018)

17.06.2018

Назван средний балл ЕГЭ по профильной математике

Как сообщает РИА "Новости", средний балл Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по профильной математике в этом году составил 49,8. Информацию об этом предоставила заместитель директора Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Ольга Котова. По ее словам, нынешние результаты абсолютно сопоставимы с прошлым годом. При этом количество получивших ниже 40 тестовых баллов сократилось более чем на девять процентов. "Это очень значимый результат", — уверена Ольга Котова.
Она добавила, что вдвое сократилось число участников экзамена, не набравших минимальный балл. "Это подтверждает тенденцию, что математическое образование школьное перестраивается, и в ходе с результатами базового ЕГЭ по математике мы видим то, что было заложено и в указах президента, и в программе развития математического образования". Ольга Котова также отметила, что в этом году стало больше потенциальных абитуриентов технических вузов с результатами более 61 балла, стабильное число ребят получили высокие баллы. "И 100 баллов у нас на данный момент получили 145 участников", — добавила Ольга Котова. http://www.ug.ru/news/25350

Подведены итоги Всероссийской интернет-олимпиады для младших школьников на знание правил дорожного движения

Завершился первый этап Всероссийской интернет-олимпиады для школьников на знание правил дорожного движения для младшей возрастной категории (1-4 классы). В олимпиаде приняло участие более 1000 команд, более чем из 60 субъектов Российской Федерации, передает пресс-служба Минобрнауки России. Первое место в олимпиаде заняли две команды: из школы № 20 имени Героя Советского Союза В.И. Филатова г. Мурома Владимирской области и школы № 1 г. Новочеркасска Ростовской области. Второе место - у команды из гимназии имени Подольских курсантов г.о. Подольск Московской области. Третье место заняла команда школы № 2 г. Ливны Орловской области. Команды-победители набрали наибольшее количество баллов за выполненные задания трёх этапов - отборочного тура, полуфинала и финала - среди всех участников олимпиады. Победители олимпиады будут награждены дипломами, кубками, а также памятными призами от оргкомитета олимпиады. Команды-участницы получат электронные сертификаты за участие в олимпиаде. Информация о проведении второго и третьего этапов олимпиады для других возрастных категорий (5-8 классы и 9-11 классы) будет размещена сайте olimpiadapdd.ru. Всероссийская интернет-олимпиада для школьников на знание правил дорожного движения проводится Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 года № 864) и направлена на повышение уровня компетенций у школьников, связанных с применением правил дорожного движения. http://www.ug.ru/news/25352

Детей с синдромом Дауна поддержали российские футболисты

Федор Бондарчук выступил режиссером проекта серии благотворительных роликов фонда "Синдром любви", в которых футболисты сборной России и подростки с синдромом Дауна вместе скандируют фанатские "кричалки". Основная цель проекта заключается в том, чтобы показать, как любовь к футболу объединяет разных людей. "Благотворительный Фонд поддержки людей с синдромом Дауна "Синдром любви" проводит масштабный проект #ФУТБОЛВОБЛАГО, приуроченный к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 в России. Режиссером-постановщиком роликов выступил Федор [Бондарчук] , оператором Владислав Опельянц", - отметили в в пресс-службе компании Бондарчука Art Pictures.
Футболисты Александр Кержаков, Алан Дзагоев, Денис Глушаков, Александр Головин и Сергей Игнашевич, а также Сергей Светлаков совместно с подростками "произносят фанатские "кричалки", специально созданные для этого проекта". "Главная идея проекта заключается в том, что любовь к футболу объединяет разных людей", - рассказали в пресс-службе. "Я принял участие в проекте, потому что считаю, что в наших силах сделать что-то важное и нужное для детей с синдромом Дауна, которым эта помощь нужна, - привели в пресс-службе слова футболиста Александра Кержакова. - Мы должны прикладывать максимум усилий, чтобы дети с особенностями развития чувствовали себя такими же, как все остальные, понимали, что они равные". Благотворительный проект #ФУТБОЛВОБЛАГО основан на идее социальной важности футбола, его развивающей и объединяющей миссии. На протяжении двух лет программа FIFA "Футбол во имя надежды" поддерживает обучение детей и подростковс синдромом Дауна футболу. В Москве содружеством фондов "Даунсайд Ап", "Синдром любви" и Российского государственного социального университета ведется обучение детей и подростков с синдромом Дауна футболу. В 2019 году фонд "Синдром любви" при участии Федерации спорта лиц с интеллектуальными нарушениями планирует проведение открытых соревнований по мини-футболу среди людей с синдромом Дауна. "Средства, собранные в ходе проекта, будут направлены на подготовку ребят с синдромом Дауна к этим соревнованиям в регионах России. http://www.ug.ru/news/25356

16.06.2018

Дополнительное образование в России отмечает вековой юбилей

Сайт Минобрнауки России информирует о том, что в 2018 году системе дополнительного образования в России исполняется 100 лет. Дата связана с деятельностью биолога Бориса Всесвятского, который 15 июня 1918 года организовал и до 1932 года возглавлял районную биологическую станцию юных натуралистов и любителей природы. Именнов то время было заложено начало юннатского движения в Москве и в России. С открытием станции появились первые кружки по интересам: орнитологи, энтомологи, водолюбы, ботаники. К 1925 году их число значительно увеличилось: добавились кружки цветоводов, звероводов, луговодов, фенологов, гидрометеорологов. С историей российского дополнительного образования связано немало известных всему миру событий: открытие в 1925 году Всесоюзного пионерского лагеря "Артек", проведение в 1967 году на знаменитой Сапун-горе в Севастополе первого финала Всесоюзной игры "Зарница".В современном российском обществе дополнительное образование детей - одно из важнейших составляющих образовательного пространства. Оно социально востребовано как система, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка. В связи со столь знаменательным событием в течение года на территории Российской Федерации проводятся различные мероприятия: Всероссийский слёт юных туристов; Всероссийские спортивные игры школьников "Президентские спортивные игры"; Большой всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из приоритетных задач Минобрнауки России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" является повышения доступности и качества дополнительного образования детей и увеличение к 2020 году до 70-75% доли детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам. Именно поэтому цель, поставленная Президентом Российской Федерации, определена как основная в приоритетном проекте "Доступное дополнительное образование для детей", а все меры, которые включает в себя приоритетный проект, направлены на её достижение. В настоящее время в рамках приоритетного проекта осуществляют свою деятельность 51 детский технопарк "Кванториум" в 37 субъектах Российской Федерации; более 124 тысяч детей получили сертификаты персонифицированного финансирования на дополнительное образование; в 20 субъектах Российской Федерации реализуются мероприятия по внедрению целевой модели региональной системы дополнительного образования детей. http://www.ug.ru/news/25343

В Минобрнауки России обсудили вопросы формирования и внедрения национальной системы учительского роста педагога

Совещание состоялось с представителями профессиональных предметных ассоциаций под председательством заместителя министра образования и науки Российской Федерации Татьяны Синюгиной. В обсуждении темы приняла участие министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева, сообщает сайт Минобрнауки России. Глава ведомства ориентировала участников на системное взаимодействие министерства и предметных ассоциаций по основным направлениям развития образования, вопросам разработки и обсуждения ФГОС. На совещании обсуждались вопросы формирования и внедрения национальной системы учительского роста педагога (НСУР). Один из важнейших механизмов обеспечения формирования НСУР - установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации. Основываясь на анализе лучшего российского и зарубежного опыта в осуществлении процедуры аттестации на соответствие занимаемой должности и установления квалификационной категории, разработан единый методологический подход к построению и реализации новой модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ).В настоящее время уровень владения педагогами предметными компетенциями в условиях цифровой образовательной среды приобретает решающую роль. В 2020 году новая модель аттестации станет обязательной для всех, поэтому результаты апробации новой модели аттестации, в которой педагоги принимают участие на добровольной основе, являются очень важными. Итоги апробации будут вынесены на общественно-профессиональное обсуждение с привлечением федеральных и региональных средств массовой информации с 1 октября по 30 октября 2018 года с последующим их подведением в ноябре 2018 года на всероссийской конференции. В ходе обсуждения участники совещания высказали предложения по этапам, инструментам, условиям и результатам проведения новой модели аттестации, а также по конкретным формам участия ассоциаций, их роли в этом процессе как экспертных сообществ. Большинство участников отметили необходимость учёта предметных особенностей при проведении аттестации (особенно по таким учебным предметам, как физическая культура, ИЗО, музыка, иностранный язык, технология, черчение), возможности замены тестовых мероприятий проведения аттестации на конкурсные, мотивации учителей на карьерный рост. По итогам совещания принято решение, что предметные ассоциации примут участие в обсуждении проекта Порядка проведения аттестации, в том числе используя возможности региональных подразделений в субъектах РФ и мероприятий, проводимых ассоциациями в августе–сентябре 2018 года.
Сайт Минобрнауки России напоминает также, что в проекте апробации разработанной модели аттестации в 2018 году принимают участие учителя, педагогические коллективы, проектные группы, созданные на базе аттестационных комиссий, представители Общероссийского Профсоюза образования, общественно-профессиональные объединения из 19 субъектов Российской Федерации, а также студенты выпускных курсов 11 вузов, реализующих образовательные программы по направлениям подготовки из УГСН 44.00.00 "Образование и педагогические науки" из семи субъектов Российской Федерации.

http://www.ug.ru/news/25344

Эксперты проанализировали результаты участников ЕГЭ-2018 по химии и истории

Участники ЕГЭ-2018, сдававшие экзамены по истории и химии, продемонстрировали результаты на уровне прошлого года. Средние тестовые баллы по обоим предметам отличаются от прошлогодних на сотые доли процентов, информирует сайт Рособрнадзора. ЕГЭ по истории в 2018 году сдавали почти 112 тысяч участников – на 1,5 тысячи больше, чем годом ранее. Число участников экзамена, не преодолевших минимальную границу в 32 балла, также осталось примерно на уровне прошлого года и составило 9%. Высокие результаты в диапазоне 61-100 тестовых баллов показали более трети участников экзамена.206 участников набрали на ЕГЭ по истории 100 баллов."Стабильность экзаменационной модели обусловила стабильность результатов. По результатам экзамена мы видим некоторые позитивные тенденции, связанные с постепенным внедрением единых учебников истории на основе Историко-культурного стандарта. Отрадно, что регионы постепенно выравниваются по числу высших результатов. В 2018 году мы не видим явных регионов-лидеров: школьники из 63 субъектов Российской Федерации показали высочайший уровень подготовки", - сообщил руководитель Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по истории Александр Безбородов. ЕГЭ по химии сдавали 84,5 тысячи участников, что на 11 тысяч больше, чем в 2017 году. Это свидетельствует о постепенном повышении интереса выпускников к получению профессий, связанных с естественнонаучным знанием. Количество участников, не преодолевших минимальную границу в 36 баллов, как и в прошлом году, составило 15%. Более 40% участников ЕГЭ, как и в предыдущий год, показали результаты в диапазоне 61-100 тестовых баллов. "Действующая модель ЕГЭ по химии позволяет комплексно проверить качество подготовки выпускников и отобрать абитуриентов для поступления на соответствующие специальности вузов. Мы уверены, что выпускники, получившие высокие баллы ЕГЭ, обладают необходимой подготовкой для успешного обучения на медицинских, химико-технологических и иных специальностях", - прокомментировал результаты экзамена руководитель Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по химии Дмитрий Добротин. http://www.ug.ru/news/25339

15.06.2018

Профсоюзы врачей и учителей не поддержали проект пенсионной реформы

Профсоюзы врачей и учителей рассказали РБК, что готовы выступить против повышения пенсионного возраста. Дальнейшие действия будут зависеть от того, как пройдут чтения законопроекта о повышении пенсионного возраста в Госдуме. Профсоюзы медиков и педагогов выступили против инициативы правительства повысить пенсионный возраст учителям и врачам, сообщили РБК в профсоюзе «Учитель», «Гильдии защиты медработников» и профсоюзе медработников «Действие». В итоговом варианте проекта пенсионной реформы правительство предлагает увеличить возраст выхода на пенсию для этих работников на восемь лет, «исходя из общего увеличения трудоспособного возраста». Трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, у учителей сейчас составляет 25 лет, указал сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. «Наши учителя очень терпеливы, но, думаю, увеличение пенсионного возраста изменит эту ситуацию», – заметил он в разговоре с РБК. Луховицкий рассказал, что профсоюз «Учитель» присоединился к кампании «Конфедерации труда России» против повышения пенсионного возраста. Самостоятельно профсоюз собирается действовать в зависимости от того, как пройдут чтения законопроекта о повышении пенсионного возраста, указал Луховицкий. Он не исключает, что инициатива правительства может привести как к петициям, открытым письмам в СМИ, так и к забастовкам. Врачам для получения пенсии сейчас необходимо отработать от 25 до 30 лет. «Врачи и учителя – это экстремальные в интеллектуальном отношении виды деятельности, указал в разговоре с РБК сопредседатель Гильдии защиты медработников Виктор Колкутин. – Они просто выжигают мозг, если человек работает добросовестно. Повышение пенсионного возраста приведет к падению качества работы». Бастовать врачи не выйдут, уверен Колкутин. «Исторически врачи не бастуют, это не наш метод, но другие все возможные способы открыть глаза чиновникам мы будем использовать», – заявил он. Профсоюз работников здравоохранения «Действие» также присоединился к кампании «Конфедерации труда России», рассказал РБК ее сопредседатель Андрей Коновал. Инициатива повысить пенсионный возраст связана с неспособностью правительства решить системные проблемы – серые зарплаты, социальное неравенство, низкую оплату труда в целом по стране, заявил он. «Подобные решения можно принимать только после серьезного роста продолжительности жизни. Пока же у нас есть только обещание президента повысить ее до 80 лет. А состояние системы здравоохранения оставляет желать лучшего», – указал Коновал. «Действие» собирается готовить отдельное заявление от лица медицинских работников и участвовать в общественных протестных компаниях, заявил Коновал. РБК направил запрос в Министерство здравоохранения и Министерство просвещения.

 

Профсоюзное движение

Петиция «Конфедерации труда России» против повышения пенсионного возраста набрала больше 200 тыс. подписей, заметил в разговоре с РБК руководитель правового департамента конфедерации Олег Бабич. «Мы надеемся собрать полмиллиона подписей. Кроме этого, мы планируем обращения к депутатам, прежде всего депутатам от «Единой России», потому что все остальные фракции уже выступили против пенсионной реформы. Обсуждаем всевозможные пути нашей компании, в том числе с Федерацией независимых профсоюзов России. Дальнейшее развитие событий будет ясно после того, как законопроект будет внесен в Госдуму, тогда, возможно, мы будем обсуждать проведение публичных акций», – рассказал он РБК. Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков заявил, что пока рано говорить о реакции от ФНПР. Федерация должна ознакомиться документом, который подготовит правительство, пока она его не видела, указал он РБК. Шмаков подчеркнул, что по результатам опроса, проведенного исследовательским холдингом «Ромир», 92% россиян против повышения пенсионного возраста. Гражданам предпенсионного возраста сложно сохранить свою должность и найти новую работу – если только низкоквалифицированную, уверяет председатель Профсоюза пенсионеров и социально незащищенных граждан Лариса Акулова. «Перестраиваться в таком возрасте сложно даже психологически», – сетует она.

http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/28220.html

Предметные ассоциации примут участие в обсуждении новой модели аттестации учителей

15 июня в Минобрнауки России состоялось совещание с представителями профессиональных предметных ассоциаций под председательством заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной. В совещании приняла участие Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева. Глава ведомства ориентировала участников на системное взаимодействие Министерства и предметных ассоциаций по основным направлениям развития образования, вопросам разработки и обсуждения ФГОС. На совещании обсуждались вопросы формирования и внедрения национальной системы учительского роста педагога (НСУР). Один из важнейших механизмов обеспечения формирования НСУР - установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации. Основываясь на анализе лучшего российского и зарубежного опыта в осуществлении процедуры аттестации на соответствие занимаемой должности и установления квалификационной категории, разработан единый методологический подход к построению и реализации новой модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ).В настоящее время уровень владения педагогами предметными компетенциями в условиях цифровой образовательной среды приобретает решающую роль. В 2020 году новая модель аттестации станет обязательной для всех, поэтому результаты апробации новой модели аттестации, в которой педагоги принимают участие на добровольной основе, являются очень важными. Итоги апробации будут вынесены на общественно-профессиональное обсуждение с привлечением федеральных и региональных средств массовой информации с 1 октября по 30 октября 2018 года с последующим их подведением в ноябре 2018 года на всероссийской конференции. В ходе обсуждения участники совещания высказали предложения по этапам, инструментам, условиям и результатам проведения новой модели аттестации, а также по конкретным формам участия ассоциаций, их роли в этом процессе как экспертных сообществ. Большинство участников отметили необходимость учёта предметных особенностей при проведении аттестации (особенно по таким учебным предметам, как физическая культура, ИЗО, музыка, иностранный язык, технология, черчение), возможности замены тестовых мероприятий проведения аттестации на конкурсные, мотивации учителей на карьерный рост. По итогам совещания принято решение, что предметные ассоциации примут участие в обсуждении проекта Порядка проведения аттестации, в том числе используя возможности региональных подразделений в субъектах РФ и мероприятий, проводимых ассоциациями в августе–сентябре 2018 года.

Справочно

В проекте апробации разработанной модели аттестации в 2018 году принимают участие учителя, педагогические коллективы, проектные группы, созданные на базе аттестационных комиссий, представители Общероссийского Профсоюза образования, общественно-профессиональные объединения из 19 субъектов Российской Федерации, а также студенты выпускных курсов 11 вузов, реализующих образовательные программы по направлениям подготовки из УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» из 7 субъектов Российской Федерации. https://минобрнауки.рф/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80/13041

ЕГЭ по обществознанию прошел в рабочем режиме

Единый государственный экзамен по обществознанию прошел 14 июня без сбоев и утечек. "Экзамен прошел нормально, в штатном режиме. Никаких утечек экзаменационных материалов и серьезных сбоев не зафиксировано", - сообщил на пресс-конференции по итогам прошедшего экзамена руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Ранее "Учительская газета" сообщала, что заявления на участие в ЕГЭ по обществознанию подали более 368 тысяч человек, в том числе 362,5 тысячи выпускников текущего года. Данный предмет выбрали 53% участников основного периода ЕГЭ 2018 года.
Для проведения ЕГЭ по обществознанию было задействовано 4088 пунктов проведения экзаменов (ППЭ) во всех регионах России и за рубежом. Ход экзамена в регионах контролировали общественные наблюдатели и сотрудники Рособрнадзора. Во всех экзаменационных пунктах велось видеонаблюдение и использовалась технология печати полного комплекта экзаменационных материалов для участников в аудиториях.
"Экзаменационная модель ЕГЭ по обществознанию устоявшаяся, ежегодно совершенствуется система оценивания, чтобы знания наших выпускников проверялись как можно более объективно", - рассказала руководитель Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию Татьяна Лискова.
Установленный минимальный балл на ЕГЭ по обществознанию составляет 42 балла. Свои результаты участники экзамена узнают не позднее 29 июня.

http://www.ug.ru/news/25331

Общественный совет при Рособрнадзоре ожидает ротация

Общественный совет при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки на заключительном заседании подвел итоги своей двухлетней работы. Совещательно-консультативный орган общественного контроля ожидает ротация в связи с истечением срока действия полномочий, сообщает пресс-служба ведомства. "На протяжении всего срока работы совета мы с большим вниманием относились ко всем экспертным оценкам и предложениям. Свои действия и планы корректировали с учётом ваших рекомендаций", – сказал, поблагодарив членов Общественного совета за конструктивную работу, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.При этом он отметил, что значимость задачи по объективной оценке качества образования только повышается. И значение Общественного совета в ближайшее время усилится. Рособрнадзор заинтересован в продолжении сотрудничества. За два года работы состоялось 13 заседаний Общественного совета при Рособрнадзоре. Члены совещательно-консультативного органа принимали участие в мероприятиях, организованных Общественной палатой Российской Федерации. В соответствии с рекомендациями Общественного совета реализован проект, который позволяет осуществлять дистанционную подготовку специалистов для организации ЕГЭ – для чего разработана учебная платформа edu.rustest.ru. Был поддержан экспериментальный проект об участии студентов в процедуре государственной аккредитации образовательной деятельности. Активно обсуждался вопрос о необходимости корреляции выдачи медали "За особые успехи в учении" с результатами ЕГЭ. Председатель Общественного совета, ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко выразил признательность коллегам за эффективную работу. И представил предложения по совершенствованию регламентации образовательных организаций, вобравшие опыт и наблюдения членов совета. "Вероятно, стоит рекомендовать следующему составу совета начать работу с этой темы", – предложил Игорь Михайлович. Свое напутствие высказал и научный руководитель Института всеобщей истории Российской академии наук, член Общественного совета Александр Чубарьян: "Рособрнадзор успешно работает в части проверки качества образования. Есть сюжеты и проекты, которые могут быть предметом содержательного обсуждения для будущего Общественного совета".В ходе итогового заседания члены Общественного совета обсудили с руководителем Рособрнадзора перспективы развития аккредитации образовательной деятельности, учёт мнения работодателей при оценке качества полученного образования, дифференциацию уровней контроля в зависимости от типа вуза. Сергей Кравцов рассказал экспертам о планах по формированию при ведомстве Международного совета по оценке качества образования. "Уже ведутся переговоры об участии в его деятельности ведущих международных экспертов", – заявил глава ведомства и предложил членам Общественного совета принять участие в работе новой структуры. http://www.ug.ru/news/25338

14.06.2018

Алексей Кудрин объявил о выполнении майских указов по повышению зарплаты учителям

В то же время большинство целевых показателей в экономике, которые были обозначены в майских указах президента России Владимира Путина от 7 мая 2012 года, так и не было достигнуто. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на главу Счетной палаты Алексея Кудрина. "Самые серьезные показатели недостижения [целевых показателей майских указов от 2012 года] касаются экономики: индекс производительности труда в 2016 году составил 99,8%, то есть производительность труда падала в 2016 году. По информации правительства, в 2016 году темпы роста производительности относительно 2011 года составили 3,8%. То есть с 2011-го по 2016 год всего производительность выросла на 3,8%. А по целевому показателю она должна вырасти в 1,5 раза к 2018 году", - цитирует Алексея Кудрина ТАСС. Продолжая тему выполнения целевых показателей майских указов в экономике, глава Счетной палаты указал, что доля инвестиций в ВВП России в 2017 году составила 21,9% при целевом показателе 27% к 2018 году. Одно из поручений требовало достижения роста доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП в 1,3 раза по сравнению с 2011 годом - доля такой продукции составила 21,7% (19,6% в 2011 году).Однако, по словам Алексея Кудрина, по некоторым направлениям удалось достичь более ярких результатов, особенно в социальной сфере: "Конечно, я отмечу несколько примеров. Например, по оплате труда соответствующие указы были самыми яркими. Выполнение показателей по школьному преподаванию в 2017 году составило 101%, то есть выполнено, а в январе-марте этого года - 82%".Также удалось достичь целей по обеспечению к 2018 году снижения смертности от различных болезней и снижению младенческой смертности, но по субъектам РФ результаты очень дифференцированы. При этом по демографической ситуации в стране не все цели были достигнуты. Так, в 2017 году суммарный коэффициент рождаемости составил 1,621 ребенка на одну женщину (цель - 1,75), а показатель желаемой продолжительности жизни - 72,7% при целевом 74%."Мы продолжим по этим показателям анализ, теперь уже по майскому указу 2018 года, и там многие показатели поставлены еще более амбициозные, чем на тот период, который пришелся с 2012 года", - подытожил Алексей Кудрин.Он также поблагодарил бывшего председателя Счетной палаты Татьяну Голикову за результаты ее работы на посту главы ведомства и за то, что может отчитаться за работу ведомства в Госдуме "с чувством удовлетворения". Алексей Кудрин рассчитывает, что показатели исполнения майского указа президента РФ 2018 года могут быть выше, чем предыдущих указов. "Я предполагаю, что показатели [исполнения майского указа президента РФ от 7 мая 2018 года] будут более высокими по сравнению с предыдущим периодом", - сказал он По словам Алексея Кудрина, Счетная палата может существенно повысить эффективность достижения целевых показателей, заложенных в майском указе, через мониторинг их исполнения, открытость, дискуссию, обсуждение шагов и мер, которые требуются для их реализации. "Счетная плата видит свою роль в том, чтобы выработать адекватную систему мониторинга", - отметил он. Алексей Кудрин также указал на важность перераспределения ресурсов по приоритетам новой программы и необходимость подводить итоги исполнения плана ежегодно и ежеквартально. Ранее Алексей Кудрин, назначенный на пост главы Счетной палаты в мае этого года, заявил, что ведомство в своей работе хочет сделать акцент на проверках результатов эффективности ведомств по исполнению майского указа президента и госпрограмм, сопровождающих достижение поставленных задач.7 мая 2018 года президент России Владимир Путин подписал майский указ, определяющий основные цели и задачи страны до 2024 года. Указ предписывает правительству принять ряд мер для осуществления "прорывного научно-технологического и социально-экономического развития" России. Среди целей - вхождение РФ в число пяти крупнейших экономик мира, снижение уровня бедности в два раза, увеличение продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет), инфляция не выше 4%.

http://www.ug.ru/news/25329

Около 14 тыс. обращений поступило на «горячую линию» Роспотребнадзора по питанию в школах и детских садах

На «горячую линию» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по вопросам питания в школах и детских садах поступило около 14 тыс. обращений. Об этом сообщили в пресс-службе ведомства. «В преддверии окончания учебного года и начала летних каникул Роспотребнадзором была организована «горячая линия» по вопросам качества и безопасности детского питания в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях. С 18 мая по 25 мая 2018 г. на «горячую линию» Роспотребнадзора поступило около 14 тыс. обращений», – говорится в сообщении. В материале уточняется, что среди обращений лидировали вопросы по организации питания детей в общеобразовательных организациях – 56% от общего числа консультаций. Соответственно доля вопросов о питании детей в дошкольных образовательных организациях составила 44%. При этом чаще всего обращения касались вопросов разработки, согласования, разнообразия меню. В частности, родители школьников интересовались организацией питьевого режима, родителей дошколят волновали вопросы включения в меню свежих овощей и фруктов. Также родители предлагали ввести в питание кисломолочные продукты в мелкоштучной потребительской упаковке, обеспечить детей свежими фруктами и овощами местных сортов по сезону. Не остался без внимания и вопрос родительского контроля качества школьных обедов. «По итогам «горячей линии» управлениями Роспотребнадзора по субъектам РФ в адрес региональных органов образования будут направлены рекомендации по корректировке существующего меню с учетом пожеланий родителей и действующих норм питания», – заключили в ведомстве. http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/28215.html


Сегодня ЕГЭ по обществознанию сдадут более 368 тысяч участников

14 июня пройдет ЕГЭ по обществознанию, традиционно являющийся самым массовым экзаменом из тех, которые выпускники сдают по выбору. Заявления на участие в ЕГЭ по обществознанию подали более 368 тысяч человек, в том числе 362,5 тысячи выпускников текущего года. Данный предмет выбрали 53% участников основного периода ЕГЭ 2018 года. Для проведения ЕГЭ по обществознанию будет задействовано 4088 пунктов проведения экзаменов (ППЭ) во всех регионах России и за рубежом, сообщает пресс-служба Рособрнадзора. Экзаменационная работа по обществознанию состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий: 20 заданий с кратким ответом и 9 – с развёрнутым. На ее выполнение отводится 3 часа 55 минут (235 минут). ЕГЭ по обществознанию проводится в отдельный день и не совмещен со сдачей других предметов по выбору.
Ход экзамена в регионах будут контролировать общественные наблюдатели и сотрудники Рособрнадзора. Во всех экзаменационных пунктах будет вестись видеонаблюдение и использоваться технология печати полного комплекта экзаменационных материалов для участников в аудиториях. Установленный минимальный балл на ЕГЭ по обществознанию составляет 42 балла. Свои результаты участники экзамена узнают не позднее 29 июня.

http://www.ug.ru/news/25327

По данным Рособрнадзора, устная часть ЕГЭ по иностранным языкам прошла в штатном режиме

Устная часть единого государственного экзамена по иностранным языкам, которую участники ЕГЭ-2018 сдавали 9 и 13 июня, прошла в рабочем режиме, без технологических сбоев и серьезных нарушений, сообщает пресс-служба ведомства. "Как и предыдущие экзамены, устная часть ЕГЭ по иностранным языкам прошла в штатном режиме, серьезных сбоев зафиксировано не было. Практически все участники, записавшиеся на письменный экзамен, сдали и устную часть. Устная форма ЕГЭ стабильно востребована среди выпускников", - констатирует заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев.ЕГЭ по иностранному языку проводился по английскому, французскому, немецкому и испанскому языкам. Раздел "Говорение" был введен в ЕГЭ по иностранным языкам с 2015 года. Решение сдавать устную часть экзамена участник принимает добровольно. За выполнение письменной части работы участник ЕГЭ может получить до 80 баллов, устная часть максимально оценивается в 20 баллов. Заявления на сдачу устной части ЕГЭ по иностранным языкам подали около 88,5 тысячи человек, из них более 85 тысяч записались на экзамен по английскому языку. На немецкий язык записались 1898 участников, на французский – 1048, на испанский – 184.Установленный минимальный балл на ЕГЭ по иностранному языку составляет 22 балла. Сдача двух частей экзамена предусмотрена в отдельные дни. Письменный ЕГЭ по иностранным языкам в основной период пройдет 18 июня. Результаты ЕГЭ по иностранному языку будут объявлены участникам не позднее 5 июля. http://www.ug.ru/news/25326

Шпорный вопрос. Можно ли побороть списывания на ЕГЭ?

В Тамбовской области девочка покончила с собой, вернувшись с единого госэкзамена по математике. Ей категорически не давался данный предмет. А в Татарстане школьнице пришлось снять бюстгальтер, чтобы пройти рамку металлодетектора перед входом на ЕГЭ. Сдача ЕГЭ сейчас в разгаре. Что происходит с теми, кто его пишет? Можно ли, например, списать? Чиновники Рособрнадзора уверяют — нет. Но жизнь показывает обратное.

За подсказкой — в туалет

В Красноярске уже пятерых выпускников прооперировали лор-хирурги. Хитроумные школьники пришли на ЕГЭ с микронаушниками, а после экзаменов не смогли вытащить микроскопический прибор из уха. Миниатюрные магнитики диаметром 2 мм вставляются в ухо, там они падают на барабанную перепонку, а потом, теоретически, извлекаются с помощью магнитной палочки. Так что друзья или родители могут спокойно подсказывать ленивым школьникам во время экзамена. В Интернете полно предложений о продаже микронаушников, продавцы которых так и позиционируют свой товар — устройство для успешной сдачи экзаменов. Стоит самый дешёвый набор от 1200 рублей, есть модели с кнопкой-пищалкой, чтобы подавать сигналы подсказчику звуком. Можно взять микронаушники в аренду за 500 рублей. Вот только вытащить их не всегда удаётся самостоятельно... Шпаргалки для здоровья безопаснее. Однако риск попасться тут выше. Первые жертвы шпаргалок отправились досрочно домой. Рособрнадзор сообщил, что 10 школьников были удалены за использование шпаргалок уже в первый день ЕГЭ. Теперь сдать экзамены они смогут только через год. В прошлом году за шпаргалки и телефоны были удалены с экзаменов около тысячи человек. И всё же желающие рискнуть не переводятся. Жильцы одного из домов в Ставрополе, который находится рядом со школой, пожаловались на то, что под окнами постоянно валяется мусор из гор шпаргалок, выброшенных школьниками. В этом году все пункты проведения ЕГЭ в школах должны быть оборудованы камерами видеонаблюдения. Плюс металлодетекторы на входе — получается, что пронести мобильный телефон в аудиторию практически нереально. Но даже если пронесли, то не сможете им воспользоваться — во многих школах ставят глушилки. Да что там телефон! В Нижнекамске школьнице пришлось снять бюстгальтер, чтобы попасть на ЕГЭ по химии. Рамка металлодетектора при приближении девушки упорно пищала, и организаторы отказались пропустить её в аудиторию. Видимо, прибор среагировал на металлические косточки в нижнем белье. А вот старую добрую шпаргалку пронести в принципе несложно. Сложно ею воспользоваться. Где обычно списывают или заранее прячут шпаргалки? В туалете. По новым правилам число выходов в уборную ограничено, пойти можно только с сопровождением, а время нахождения в самой кабинке тоже регламентируется. Если где-нибудь на форумах в соцсетях кинуть клич, как списать на ЕГЭ, то наберутся сотни рецептов бывалых шпаргальщиков. Например, в Интернете рассказывают байку, как студент написал ответы на билеты по биологии на пластинках жевательной резинки, а потом просто сжевал все «доказательства преступления». Другой умелец написал формулы на тонких канцелярских резиночках. Их можно было прочитать, если растянуть резинку. Бумажки со шпаргалками лепят с обратной стороны наманикюренных ногтей (а то и вовсе рисуют формулы на ногтях как часть маникюра). Подсказки прячут в длинных волосах, бюстгальтере, трусах, на язычках обуви, пишут на шоколадках. Кстати, самую древнюю шпаргалку археологи нашли в гробнице одного древнеегипетского вельможи. По характеру надписей на куске известняка учёные предположили, что они предназначались для запоминания написания букв и слов древних алфавитов. Видимо, среди писцов, украшавших гробницу, далеко не все были грамотными.

На экзамены — без обуви и рукавов.

В Индии недавно отчаявшиеся экзаменаторы отрезали учащимся перед входом в школу рукава на одежде — как самое ходовое место написания подсказок. Правда, это вызвало такой скандал, что учебному заведению запретили проводить экзамены. Ранее там же, кстати, запретили приходить на экзамены в обуви.«Я в самом начале курса говорю, что стопроцентно умею ловить шпаргалки, — рассказывает доктор филологических наук, профессор Московского городского педагогического университета Сергей Лихачёв. — У меня есть куча своих способов, поэтому лучше не приносить. Обычно люди верят. Была у меня студентка, которая всегда списывала. Я отбирал шпаргалку, отправлял на переэкзаменовку. Когда же перед ней возникла реальная угроза отчисления, она горько заплакала: „Сергей Владимирович, я всю жизнь на всех предметах всё списывала. Я ничего не могу сделать, потому что не знаю, как учить надо". Помог ей с подготовкой. А на пятом курсе попросилась ко мне писать диплом со словами, что мой предмет — единственный, который она знает, так как все остальные списала. Могу, кстати, свой способ подарить, которым пользовался в школе и ни разу не был пойман. Нужно взять прозрачную обложку для тетрадки (или для дневника, паспорта) и написать шариковой ручкой, в которой кончились чернила, нужные формулы. Нацарапанное будет видно, если смотреть под наклоном. Можно ли вообще победить шпаргалки? Видимо, если только не учить детей писать. Ведь большинство шпор до сих пор пишется от руки».

http://www.aif.ru/society/education/shpornyy_vopros_mozhno_li_poborot_spisyvaniya_na_ege

При госаккредитации вузов обяжут учитывать сведения о качестве подготовки студентов

При государственной аккредитации вузовских программ могут обязать учитывать независимые сведения о качестве подготовки студентов. Соответствующий законопроект Правительство внесло в Госдуму, документ опубликован на официальном портале правовой информации. «Внести в Государственную думу проект федерального закона «О внесении изменения в статью 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Назначить министра просвещения РФ Васильеву Ольгу Юрьевну официальным представителем правительства при рассмотрении федерального закона», – говорится в тексте проекта. Законопроект разработан с целью законодательно закрепить обязательный учет сведений о независимой оценке качества подготовки студентов при госаккредитации образовательной деятельности. Документом предлагается дополнить положение о госаккредитации нормой обязательного учета сведений о качестве подготовки обучающихся. Согласно действующему законодательству, проведение такой оценки допускается в инициативном порядке. http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/28214.html

 

13.08.2018


Подведены итоги очного этапа Всероссийского конкурса на лучшее знание государственной символики РФ

8 июня 2018 года в рамках реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" состоялся очный этап Всероссийского конкурса на лучшее знание государственной символики Российской Федерации среди обучающихся общеобразовательных учреждений. На сцене Дома офицеров МВО Москвы собрались те, кто лучше всего знает историю своего региона и своей страны – 60 финалистов очного этапа конкурса. Ребята состязались в трех номинациях: "История символа моего региона", "Символ моей малой родины – природное или культурное наследие региона", "Интересные факты о символах моего региона". Каждый из участников подробно изучил свою тему, многие подготовили интерактивные, красочные и развернутые презентации. Конкурсанты защищали свои проекты и отвечали на вопросы экспертов. Членами экспертной комиссии стали общественные деятели, руководители молодежных патриотических организаций, кандидаты наук. В своем выступлении о большой значимости конкурса школьникам рассказал один из почетных членов жюри Сергей Владимирович Тетерский – федеральный эксперт в области социальной политики и развитии институтов гражданского общества, почетный работник сферы молодежной политики, основатель и председатель Попечительского совета Общероссийской общественной организации "Детские и молодёжные социальные инициативы"После завершения презентаций экспертная комиссия выбрала трех победителей в каждой номинации.

Номинация "История символа моего региона"

1 место – Олеся Юртеева (Кировская область);

2 место – Григорий Науменко (г. Москва);

3 место – София Дмитриева (г. Одинцово, МО).

Номинация "Интересные факты о символах моего региона"

1 место – Снежана Иванова (г. Санкт-Петербург);

2 место – Анастасия Муратова (Тамбовская область);

3 место – Евгения Ликазо (Брянская область).

Номинация "Символ моей малой родины – природное или культурное наследие региона":

1 место – Александр Васильцов (Республика Башкортостан);

2 место – Мария Иванова (г. Одинцово);

3 место – Екатерина Бредихина (Тамбовская область).

Все участники получили дипломы и подарки от организаторов. Для победителей конкурса подготовили также подарочные издания книг. После торжественного награждения для всех финалистов была организованна обзорная экскурсия по Москве.

http://www.ug.ru/news/25323

В Москве международные и отечественные эксперты обсудили инновационный потенциал географического образования

Ценностное воспитание, развитие навыков будущего, потенциал исследовательской деятельности в развитии учеников – эти вопросы были обсуждены на сессии "Инновационный потенциал географического образования: детский сад – школа – университет – обучение на протяжении всей жизни", состоявшейся 6 июня в рамках Международной конференции "Практическая география и вызовы XXI века", посвященной 100-летию Института географии РАН. Масштабное событие было организовано Институтом географии РАН совместно с корпорацией "Российский учебник".
Вопросы развития географического образования сегодня беспокоят не только отечественных экспертов, но и участников мирового профессионального сообщества. Какие задачи стоят перед современным учителем? Какие знания и навыки нужны ученику XXI века? Как повысить мотивацию к обучению? Известные специалисты из Германии, Китая, Монголии, России, Хорватии и других стран поделились с учителями и руководителями образовательных организаций собственной экспертизой. "Мы, как преподаватели географии, должны создавать такую картину мира, в которой география является способом его устойчивого развития. Очень важно, чтобы цели достигали не только разума, но и сердец учеников. Для этого нужно "зацепить". Если учеников "трогает" то, что они изучают, они с большим увлечением начинают заниматься этим. Сегодня мир очень сложен, и мы должны преподавать не только факты, но и факты для размышления, – отметила в своем выступлении Кристиан Мейер из Ганноверского университета им. Лейбница, Институт научного образования, Ганновер, Германия. - В рамках конференции развернулась дискуссия о школьных учебниках. Это как раз то, о чем спорят в Германии. У нас есть электронные учебники, но не весь их потенциал используется. Другая сторона проблемы – издательство школьных учебников в Германии. Это дорогое удовольствие: покупка прав, редактура, печать, продвижение. Больше всего меня заинтересовал доклад о создании международных учебников. Опыт российских педагогов я обязательно буду использовать в своей работе". Особое внимание в учебном процессе необходимо уделять проблемам изменения климата, отметила Батчулуун Ембуу из Монгольского национального университета образования, кафедры географии, Улан-Батор, Монголия. "Образование, касающееся вопросов изменения климата, должно носить масштабный характер, охватывать множество аспектов, - уверена эксперт. - Разумеется, для этого необходимо разработать методы оценки такого образования и соответствующие программы обучения преподавателей, работать над учебным планом. Мы должны расширять инструментарий в школах, давать знания, основываясь на реальном опыте, мотивировать учеников к самообучению, исследовательской деятельности". Большой интерес к предмету вызывают задачи, построенные на реальных примерах. Александра Парфенова из Российского государственного педагогического университет имени А. И. Герцена Санкт-Петербурга рассказала учителям, почему так важно использовать технику обучения, опирающуюся на рассмотрение конкретных ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни. Ведь цель таких заданий – не только в повышении мотивации к обучению у школьников: "В нашем обществе образование играет ключевую роль. Технологии, геополитика заставляют нас адаптироваться к переменам. Мир так сильно изменился, что было бы неправильно обучать нынешних детей так, как учили 20 лет назад. В этой связи важными становятся универсальные учебные действия, которые были определены Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Развитие этих компетенций позволит школьнику в будущем обучаться на протяжении всей жизни. География серьезно привязана к повседневной жизни человека и позволяет достаточно эффективно развивать эти навыки и умения". Главные идеи, озвученные на мероприятии, были отражены в Международной хартии географического образования, разработанной Комиссией Международного географического союза и специально изданной на русском языке к конференции "Практическая география и вызовы XXI века" в 2018 году корпорацией "Российский учебник". Эта хартия является своего рода конституцией для учителей географии, преподавателей вузов и ученых-географов. В ней изложены основные принципы географического образования, которые в настоящее время необходимы всем участникам образовательного процесса. Документ был одобрен Генеральной Ассамблеей Международного географического союза на Международном географическом конгрессе в Пекине в августе 2016 года. "Международная хартия географического образования – это очень важный документ не только для понимания того, как развивается мировая географическая наука, но и для определения места и роли географии в нашем обществе", – подчеркнула директор центра картографии и географии корпорации "Российский учебник", заместитель главного редактора журнала "География в школе" Лора Царёва. http://www.ug.ru/news/25322

 


Сергей Косарецкий, Москва: Размышления у парадного… указа

Второй месяц май. Начало нового президентского срока. И вместе с тем время обновления целей и задач на ближайшие годы: выходят указы президента. Впервые это произошло в 2012 году, когда была издана целая серия «майских» указов. В этом году указ один. Указ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Единый, монолитный, стратегический и общенациональный даже в названии, охватывающий все ключевые сферы. Для всех он очень важен. Для сферы образования в том числе. Конечно, есть большое число документов, которые определяют ее цели и задачи: государственная программа, стратегии и концепции развития отдельных секторов и направлений. Даже слишком большое. Всё точно не сделать, даже формальные отчеты всё сложнее написать – тяжело и учителям, и чиновникам. Поэтому нужна приоритизация. Выделение самого главного. Сущностного. Стратегического. Этого и ждут от указа. Образование заняло в указе достойное место. Отдельный национальный проект в числе восьми. Отдельный пункт («пятый» из шестнадцати). Целая страница текста. Две цели и десять задач. Действительно актуальных, охватывающих разные уровни образования и целевые группы. Здесь и таланты, и их наставники, и педагогические работники, волонтеры и дети в возрасте до трех лет, работающие российские граждане и граждане иностранные, обучающиеся в образовательных и научных организациях. По всем признакам - «парадный» указ»… «Записав свое имя и званье,/Разъезжаются гости домой,/Так глубоко довольны собой»…Но, пробежавшись глазами, прочитав затем второй раз обстоятельно и третий для проверки, не обнаруживаю группу неуспешных детей, детей из малообеспеченных семей, сельской местности и труднодоступных территорий, тех, кто сталкивается с реальными барьерами в получении качественного образования. «Некрасивы на взгляд», «из дальних губерний»…Как же так? Может, нет в России проблемы неуспешных школьников и неравного доступа к качественному образованию? Цифры говорят о другом. Больше четверти российских детей, по данным PISA-2015, не достигают базового уровня функциональной грамотности и концентрируются они преимущественно в 20% российских школ. В этих школах дети не включены в программы профильного обучения, не посещают дворцы творчества и школы искусств, не участвуют и, конечно, не побеждают в олимпиадах, не имеют шансов попасть в «Сириус», «Артек» и даже в качественные профильные смены своего региона. Большая часть из них не поступает в вузы…Качество образования в сельских школах по-прежнему отстает от качества образования в городской местности. И в городах разница между школами по-прежнему заметна, даже, когда во многих из них заменяют названия «лицеев», «гимназий» на простой набор цифр. Первая заявленная в указе цель национального проекта в сфере образования – «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Мы знаем о наших успехах в PIRLS и TIMMS, радуемся положительной динамике последних лет в PISA, но конкурентоспособность школьной системы образования – это не рейтинг университетов. Она наряду с «линейкой» среднего уровня достижений давно измеряется «линейкой» равенства, различий в достижениях между детьми и школами. И «ведущими странами мира по качеству общего образования» являются страны, где высокие результаты достигают школьники как из столичных, так и из периферийных школ, дети бизнесменов и фермеров…В России же сегодня показатель академической резильентности российского школьного образования, отражающий долю детей из малообеспеченных семей, достигающих высоких образовательных результатов, существенно ниже, чем во Вьетнаме, Японии, Китае, США, Корее, Франции, Италии и др. Уровень социально-экономической сегрегации российских школ (то есть ситуация, когда дети из благополучных семей обучаются преимущественно в одних школах, а из семей с ограниченными экономическими возможностями – в других) выше, чем в Германии, Канаде, США, Великобритании. Если уж нам «соревноваться», то важно знать «правила», «кодексы»… А в них, согласно докладам ведущих международных экспертных организаций (ОЭСР, ЮНЕСКО, Всемирный Банк), критерий равенства образовательных возможностей занимает ведущее место. В стратегиях и программах ведущих стран задача сокращения разрыва между результатами школьников разных групп (по социально-экономическому, культурному, этническому статусу) является первоочередной. Но сегодня примеры других стран и общемировые подходы для части общества не аргумент. Ее ориентир в отношении качества жизни людей и ее организации не «впереди», «справа» или «слева», а позади – «в Советском Союзе». Объективные исследования показывают, что в части равенства возможностей та эпоха не была идеальной, хотя различия в качестве школьного образования не были выражены столь существенно, как сейчас. И существенно, что «равенство образования» было краеугольным камнем политики и идеологии. Мы многое справедливо отбросили, но, похоже, что с этими идеалами расстались зря. А вернуться к ним нам что-то упорно мешает. Мы многое теперь возвращаем: «единый учебник», «строй и песню», связывая «единое образовательное пространство» с ними, в то время как «единое», прежде всего, должно быть в возможностях каждого получать лучшее и достигать наивысшего, а в не этих «картонных декорациях». Да, в 90-е годы возможно система не имела достаточных ресурсов для поддержки уязвимых групп. Но, когда эти ресурсы появились, то первыми в «очереди» оказались не остро нуждающиеся, а «лидеры» и «точки роста». Первые масштабные инвестиции в систему в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» 2006 года предусматривали их поддержку. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» также обошла вниманием проблему разного качества и неравных шансов. Казалось, что очередь для «пилигримов из дальних губерний» пришла в 2012 году. В ходе предвыборной кампании в 2012 году Владимир Путин опубликовал серию программных статей. Одной из них стала статья «Строительство справедливости. Социальная политика для России». В ней президент писал: «В ряде наших крупных городов образовались группы школ с устойчиво низкими результатами обучения. В таких школах почти нет отличников, участников олимпиад, но много детей с трудностями в обучении, с неродным русским языком, с девиантным поведением. Если школы работают в трудных социальных условиях, то и они, а не только гимназии и лицеи, работающие, как правило, с благополучными детьми, должны получать специальную поддержку – и методическую, и кадровую, и финансовую». Майские указы 2012 года во многом нормализировали и конкретизировали тезисы предвыборных статей. Тезис о необходимости поддержки школ не нашел там отражения. Но Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» включил поручение правительству вместе с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить до конца 2013 года реализацию мероприятий по поддержке педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей. Прекрасно! Конечно, в школах главные действующие лица – педагоги, учителя, психологи, и если найти возможность поддержать их через доплаты за работу с особой категорией детей, адресные программы развития компетенций, увеличение в школах числа психологов и социальных-педагогов, то это станет прямым шагом к расширению возможностей детей. Однако на практике выполнение поручения свелось к откровенно «пустым» отчетам о том, что квалификацию повышают, данную категорию педагогов «морально поощряют» и по мере возможности «дают путевки в санатории». Пожалуй, ни один из пунктов указа не был реализован столь откровенно формально...Однако надежда ожила, когда в план мероприятий (дорожную карту) «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» 30 декабря 2012 года было включено мероприятие по разработке и реализации региональных программ поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях. Данный план оказал довольно сильное влияние на «изменения» в общем образовании, но, увы, фактически только в части введения «эффективного контракта». Заявленный результат «сокращения отставания от среднероссийского уровня образовательных результатов выпускников школ, работающих в сложных социальных условиях» как-то сразу был забыт и большинством регионов, и даже профильным ведомством. Аналогичная ситуация имела место и в отношении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 – 2020 годы, где похожим образом сформулированные мероприятия и результаты остались лишь на бумаге. Конечно, в истории российского образования можно найти много примеров, когда декларированные в стратегических документах задачи, не реализуются. Но даже на фоне общей закономерности история с поддержкой школ, работающих в сложных условиях, для сокращения отставания в результатах, выглядит особенно удручающе. А теперь – следующая глава этого «печального детектива». В 2015 году в перечне поручений президента по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования Министерству образования и науки РФ совместно с региональными органами, осуществляющими управление в сфере образования, было поручено «разработать и реализовать комплекс мер, направленных на создание условий для получения качественного общего образования в образовательных организациях со стабильно низкими образовательными результатами». В 2016 году была утверждена Федеральная целевая программа развития образования в РФ на 2016 – 2020 годы. В ожидаемых результатах программы была обозначена поддержка не менее 20 субъектов Российской Федерации, внедряющих современные модели поддержки школ с низкими результатами обучения и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. В 2017 году в рамках программы поддержку получил 51 регион. Но общее финансирование на все регионы не превысило примерно 180 млн. рублей. В среднем 2 млн. на регион… Для сравнения: финансирование проекта City Challenge, реализованного с 2002 по 2011 год в Англии (Лондон, Манчестер и группы районов – в целях обеспечения равенства образовательных возможностей и сближения образовательных результатов детей из обеспеченных и малообеспеченных семей) составил в Лондоне 80 млн., а в Манчестере – 50 млн фунтов стерлингов. Американская программа Every Student Succeeds Act предусматривает, что на улучшение академических результатов детей из неблагополучных семей до 2020 года будет выделено более 60 млрд. долларов. Вспомним, что грант для инновационных школ в Национальном проекте составлял 1 млн. рублей в ценах 2006 года…Но важно сказать, что даже в отсутствии реальной финансовой поддержки ресурсов сигнал о внимании государства к школам в сложных условиях вызвал мощный отклик у педагогов школ, в муниципалитетах. Побудил к шагам по созданию программ улучшения результатов, стимулировал партнерства между школами и регионами. И зародил надежду, что эта линия в образовательной политике станет устойчивой и на новом этапе подкрепится ресурсами. И вот президентский срок завершен. В системе образования достигнуты или близки к достижению ряд целей, заявленных в предвыборных статьях и указах 2012 года: ликвидация очередности в детские сады, доведение заработной платы педагогов до средней по экономике, увеличение охвата дополнительным образованием… А вот школы в сложных условиях и с низкими результатами, работающие в них педагоги и в целом тема справедливости в образовании как-то почти незаметно растворились...Возможно, не хватило ресурсов, организационных и финансовых, ведь ликвидация тех же очередей в детские сады или рост зарплаты учителей потребовали их концентрации. Но проблема то осталась. Осталось и ожидание, что президент вернется к ней в новых указах, а правительство – в стратегии финансирования. И вот указы, планы… Но ни там, ни там нет проблемы разного качества образования в школах, разных шансов выпускников продолжить образование и найти достойное место в жизни… «И пошли они, солнцем палимы…» http://www.ug.ru/news/25329

12.06.2018

Ученые рассказали о постепенном снижении уровня интеллекта человечества

Результаты IQ-тестов демонстрируют снижение уровня интеллекта испытуемых на протяжении нескольких десятилетий, сообщает портал MedicalXpress. Рост IQ на протяжении первой половины ХХ века получил название эффекта Флинна. Для объяснения этого феномена выдвигали множество гипотез. Среди факторов, которые теоретически могли повлиять на "поумнение" человечества, называли улучшение питания, здравоохранения и образования. Однако, как выяснили норвежские ученые, этот эффект сменился противоположным, и интеллектуальные способности людей начали падать. Материалом для исследования послужили результаты тестирования IQ норвежцев, поступавших на военную службу в 1970-2009 годах. Всего ученые использовали результаты 730 тысяч тестов. По подсчетам исследователей, за поколение уровень интеллекта снижался в среднем на семь пунктов. Частично падение IQ может быть связано с факторами окружающей среды, а также с изменениями в образе жизни людей, полагают ученые. https://ria.ru/science/20180612/1522581241.html


11.06.2018

В Московской области расширят соципотеку для воспитателей детских садов

В 2018 году в Подмосковье отремонтируют 23 школы, а к 2020 году это число увеличат до 130. Подмосковное Министерство образования предполагает расширить социальную ипотеку для воспитателей. Об этом рассказала министр образования Марина Захарова на заседании регионального парламента, сообщил телеканал «360». Программа соципотеки в Подмосковье стартовала в 2016 году. В ней участвуют только те педагоги, которые трудятся на территории области. Также соципотеку могут получить врачи, тренеры-преподаватели, а также молодые ученые и молодые уникальные специалисты. Программа предполагает погашение полной стоимости жилья правительством Московской области. Первая половина стоимости предоставляется в виде субсидии, а оставшаяся будет выплачиваться ежемесячно на протяжении 10 лет. То есть врачи и учителя выплачивают только проценты по кредиту. По словам Захаровой, кроме учителей, также и воспитатели имеют право участвовать в социальной ипотеке. «Было такое обращение к губернатору Подмосковья. Нам выделили в этом году семь мест, на них подана 81 заявка из муниципальных образований. Мы будем выходить с предложением расширить социальную ипотеку и для этой категории тоже», – сказала Марина Захарова. Кроме того, в рамках заседания Мособлдумы депутаты обсудили итоги учебного года. «Задача, поставленная президентом, – войти в десятку ведущих стран мира по качеству образования. Чтобы воплотить эти планы в жизнь, начать решили с главного: провести капитальный ремонт в школах и садах, чтобы у детей из маленьких сел и крупных городов были одинаковые условия обучения», – отметила Марина Захарова. В 2018 году в Московской области будет проведен ремонт 23 школ, а к 2020 году это число увеличат до 130. Также Захарова отметила, что между школами должна быть здоровая конкуренция. Для этого должны быть созданы все условия, которые предоставляют в школах и садах, одинаково. Не имеет значения, в каком муниципалитете проживает ребенок. Во всех образовательных учреждениях должны работать высококвалифицированные педагоги.

http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/28197.html
Печать