Архив новостей

Заседание Правительства

Заседание Правительства Российской Федерации по вопросам

модернизации образования, в том числе адаптации системы среднего профессионального образования к требованиям современной экономики и рынка труда, внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов и доведения средней заработной платы учителей до уровня средней заработной платы по экономике в регионе

Дата: 4 апреля 2011 года

Ведущий совещания: Председатель Правительства Российской Федерации

В.В. Путин

Выдержка из стенограммы заседания:

Б.В.Грызлов:

Мы многое сделали в прошедшем году в плане решения демографических проблем. Начали выплачивать в полном объёме материнский капитал, существенно увеличили ряд пособий, многое сделали для воспитания и развития детей в системе среднего, специального, высшего образования. Но мне кажется, один вопрос мы упускаем. Сейчас в Вашем вступительном слове Вы тоже не коснулись этой темы. Я имею в виду положение школьных учителей.

Сегодня, к сожалению, эта профессия, которая была престижной на протяжении многих десятилетий, теряет свой общественный статус - это и низкая заработная плата, и отсутствие должной пропаганды в средствах массовой информации. Мы теряем учительский корпус. Я считаю, что решение о поднятии престижа школьных учителей нельзя откладывать. И было бы очень уместно этот вопрос рассмотреть и на сегодняшнем заседании.

Я воспитан в семье учителей: у меня и мать, и отец - учителя, они окончили педагогический институт, там и познакомились. И я знаю, насколько трудна эта профессия, сколько учитель должен вкладывать в воспитание детей своей души, своих знаний. Сегодня мы должны этот вопрос поднять.

Я планировал эту тему поднять в Государственной Думе, но раз Вы пригласили сегодня фракцию «Единая Россия» на заседание Правительства, считаю уместным это сделать сейчас.

В.В.Путин: Борис Вячеславович, вы правы. Действительно, мы много говорим об образовании, говорим о престиже профессии учителя, а именно в школе закладывается фундамент знаний и, по сути, фундамент, на котором строится потом весь интеллектуальный потенциал нации.

Мы в предыдущие годы в социальной сфере сделали определённые положительные шаги. С 2007 года мы сформировали концепцию реформирования денежного довольствия военнослужащих. С 2008 года начали в Минобороне проводить эксперимент и существенно повысили денежное довольствие отдельных категорий военнослужащих, а с 1 января 2012 года повышение коснётся уже всех военнослужащих. Объявлено также о повышении денежных доходов в системе Министерства внутренних дел. Мы провели валоризацию пенсий - повысили пенсии на 45% в прошлом году. Действительно проиндексировали все социальные пособия, несмотря на кризис.

В самом образовании определённые шаги тоже предпринимаются в целом. Имею в виду и создание федеральных университетов, и исследовательских университетов, и систему грантов, и развитие малого предпринимательства при вузах. В целом ситуация развивается там неплохо.

Что касается школ, вы правы. Но школа, как мы знаем, относится к муниципальному и региональному уровню управления, поэтому я сегодня об этом не говорил. Хотя я соглашусь с Вами в том, что эта проблема очень важная. И несмотря на то что эта сфера относится к муниципальному и региональному уровню, мы не должны делать вид, что нас это никак не касается. Я тоже планировал при выступлении в Государственной Думе эту тему затронуть. Сейчас я к ней не готовился, но в целом у меня есть некоторые предложения.

Регионы тратят на образование (это данные 2009 года - они отличаются немножко, но порядок цифр понятен) примерно 620 млрд рублей, из них 170 млрд тратят муниципалитеты. Из региональной части примерно 560 млрд идёт на заработную плату во все виды учреждений, за которые отвечает регион.

620 и 560 - на зарплату. Значит, разница - это примерно 60 млрд рублей. Эти деньги идут на капитальные ремонты и оборудование. В чём заключается предложение? Мы могли бы помочь регионам в части приведения в порядок этих учреждений, а те средства, которые у них будут высвобождаться за счёт наших денег, они должны направить на повышение заработных плат учителям. Вот целью мероприятий подобного рода, конечной целью, является доведение средней зарплаты учителя до средней заработной платы по экономике в соответствующем регионе страны.

Действительно, у нас заработная плата в 2009 году сильно припала в условиях кризиса и составила примерно 18 тыс. рублей. Заработная плата учителей была где-то 13 тыс. рублей. Теперь у нас средняя заработная плата по экономике растёт: по данным Минэконоразвития она сейчас составляет 21,03 тыс. рублей. По оценкам Минэкономики в конце года это будет примерно 23,4-23,5 тыс. рублей, а в следующем году средняя зарплата планируется уже 26,5 тыс. рублей, по-моему, 26 тыс. 475 рублей.

А зарплата учителей почти не растёт. Она как была 13 тыс. рублей с небольшим, так еле-еле дотягивает сегодня до 14 тыс. рублей. Так вот задачей является доведение зарплаты учителя до средней заработной платы по экономике в регионе.

Если мы эти 60 млрд рублей добавим, регионы должны будут добавить какую-то свою часть, - где-то должны выйти примерно на 85-90-95 млрд рублей. Можно сделать такую программу на два года. Можно, конечно, пойти по пути простого дотирования. Но в первом варианте мы возьмём под свой контроль приведение в порядок всех учреждений. И это даст нам возможность укрепить, а может быть, даже и создать единое образовательное пространство по всей стране с созданием хороших крупных образовательных центров и филиалов, включая, где это обоснованно, и сохранение малокомплектных школ. Но при этом, конечно, нужно будет уделить особое внимание проблеме дистанционного обучения. Для этого и оборудование, и подготовка нужны соответствующие. Таким образом, мы могли бы создать программу, похожую на ту, которую мы сейчас начинаем реализовывать в сфере здравоохранения, но для этого нужно, чтобы Министерство образования и науки провело соответствующую работу с регионами Российской Федерации и вышло на заключение соответствующих договоров.

При этом если мы по этому пути пойдём - а я предлагаю поступить именно таким образом, - мы уже в ближайшее время сможем добиться повышения заработных плат учителей процентов на 30. Это всё равно не будет дотягивать до средней заработной платы по регионам, но, кстати, не везде это нужно делать. Скажем, по Москве она фактически приближается к средней заработной плате по регионам, но в некоторых регионах это непростая задача. Важно поставить цель - куда идти. Это первое.

И второе. Это должно быть не механическое повышение, а это повышение должно происходить в рамках действующих сегодня, введённых процедур при подтверждении квалификации при обязательном участии профсоюзных организаций. Я думаю, что эта программа, которую можно было бы предложить, разработать и внедрить, будет существенным дополнением ко всем другим программам, инициативам, которые сейчас у нас внедряются в образование, в том числе известная программа «Наша новая школа». Давайте на встрече в Госдуме ещё раз к этому вернёмся.

 

Печать