Новый материал
объясняет не учитель, а ученики. И у каждого своя траектория учебы. Фантастика?
Нет, смешанное обучение, на которое вслед за другими странами мира вскоре
перейдет Россия. Итоги первого года эксперимента внедрения новшества подвела
первая конференция по смешанному обучению в России и СНГ с участием авторов
Федеральных государственных образовательных стандартов, учителей школ,
внедривших смешанное обучение, авторов федеральных учебников и экспертов.
На первом уроке
в 1-м классе учительница выдала Вовочке букварь, тетрадки, кассу с буквами,
счетные палочки и карандаши. Тот осмотрел все это хозяйство, вспомнил об
оставленных дома компьютере с айпадом и горько вздохнул: «Предки, как всегда,
кинули! Обещали 1-й класс, а запихнули в эконом».
Такой историей
открыл первую в России международную конференцию по смешанному обучению
президент издательства «Просвещение» Александр Кондаков. И неспроста.
– Нынешние дети
– люди сетевого века, – констатировал он. – Переломным моментом в технологиях
стало появление личных мобильных образовательных устройств ребенка – айпадов,
планшетов, а сейчас и смартфонов. Само словосочетание «личное мобильное
образовательное устройство» превратилось в новое понятие в педагогике. Но этого
мало. Необходимо принципиально новое школьное образование – с новыми
технологиями и с индивидуальной траекторией обучения. И оно существует. Это так
называемое смешанное обучение.
По словам
специалистов, традиционная урочная система школьных времен родителей и
дедов-прадедов в информационный век с его навороченными гаджетами безнадежно
устарела. Ей на смену идет более продуктивный вид обучения – пусть и не совсем
такой, как ожидалось, признался «МК» Александр Кондаков:
– Трансформация
уроков происходит не совсем так, как думали раньше. Уроки как таковые не
исчезнут – они остаются. Но их технология становится цифровой. Это и есть
смешанное обучение: все как в традиционной классно-урочной системе очного
обучения, но только с цифровой дидактикой. Этим путем последние 10–15 лет
следует весь развитый мир. И более чем успешно. Результаты сдачи итоговой
аттестации при смешанном обучении превосходят все ожидания: плюс 30–40% (в
объеме знаний и в оценках). Все из-за роста мотивации детей! А ведь прорыв в
образовании лет через 15 становится основой прорыва в экономике – вспомните
«китайское чудо».
В надежде на
«чудо» к 2017 году полностью на смешанное обучение перейдут и США. А вот Россия
отстает. У нас, по словам Кондакова, таких нормативов нет. Но это не страшно,
ведь «использовать смешанные технологии нам позволит новый Федеральный
государственный образовательный стандарт, на который переходит школа. Смешанное
обучение у нас – дело ближайшего будущего. Да оно у нас уже появилось. В
течение последнего года его опробовали в 25 регионах, а наша конференция
подводит итоги первого года апробации в России принципиально этого нового вида
обучения школьников».
Как оказалось,
способов применения «цифры» при очном обучении в школе не счесть. Однако самая
популярная в мире модель использования интернет-технологий называется
«перевернутый класс». И тут все предельно просто.
Вначале
записанное на веб-камеру объяснение учителем нового материала рассылается
ученикам. Те в качестве домашнего задания смотрят его дома – кому когда удобно
и столько раз, сколько надо, чтобы разобраться в сути дела. А в школе на
следующий день, в зависимости от того, кто из учеников что понял, класс разбивается
на группы. С ними, вместо единого традиционного урока, объединяющего тех, кто
понял все, с теми, кто не понял ничего, учитель и работает. А каждый школьник
получает то, что ему нужно.
– Эта модель
очень эффективна и не требует дополнительных затрат, – уверяют учителя,
опробовавшие ее в Перми на уроках по литературе в 4-х классах. – При этом школе
она вообще ничего не стоит! Надо лишь, чтобы у детей дома был компьютер. А он
есть практически у всех.
Действительно,
компьютерную технику в связи с переходом на новый образовательный стандарт в
школу в последние годы поставляли исправно. Так что матбаза в России вроде бы
есть:
– Наш регион
готов на 100% к переходу на смешанное обучение, – заверила «МК» замминистра
образования Московской области Вероника Запалацкая. – Уже в этом году цифровое
оборудование будет во всех школах области: на эти цели выделено 3 млрд руб. А
его использование повышает мотивацию детей на 18%.
Вот только одних
гаджетов для перехода мало, призналась чиновница «МК»:
– Потребуется
также нелинейное расписание, подключение к работе школьных психологов,
сочетание урочных и внеурочных занятий. Самое же сложное – изменить
традиционную систему мышления учителей. От привычной менторской роли им
предстоит перейти к тьюторской – заняться индивидуальной траекторией обучения
каждого ученика. А это нелегко.
Проблему
усугубляет и отставание системы педобразования в нашей стране.
– Новое в
отечественной педагогике прорастает, что называется, «снизу». Учителя учатся
новым технологиям друг у друга. А то и у детей. А педагогическое образование
этим не занимается! – обозначила самое узкое место проблемы замдиректора
института стратегических исследований в образовании Ирина Логвинова.
Марина Лемуткина http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/21109.html