Архив новостей

В РОССИИ ПРОШЛА ПЕРВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО СМЕШАННОМУ ОБУЧЕНИЮ

Новый материал объясняет не учитель, а ученики. И у каждого своя траектория учебы. Фантастика? Нет, смешанное обучение, на которое вслед за другими странами мира вскоре перейдет Россия. Итоги первого года эксперимента внедрения новшества подвела первая конференция по смешанному обучению в России и СНГ с участием авторов Федеральных государственных образовательных стандартов, учителей школ, внедривших смешанное обучение, авторов федеральных учебников и экспертов.

На первом уроке в 1-м классе учительница выдала Вовочке букварь, тетрадки, кассу с буквами, счетные палочки и карандаши. Тот осмотрел все это хозяйство, вспомнил об оставленных дома компьютере с айпадом и горько вздохнул: «Предки, как всегда, кинули! Обещали 1-й класс, а запихнули в эконом».

Такой историей открыл первую в России международную конференцию по смешанному обучению президент издательства «Просвещение» Александр Кондаков. И неспроста.

– Нынешние дети – люди сетевого века, – констатировал он. – Переломным моментом в технологиях стало появление личных мобильных образовательных устройств ребенка – айпадов, планшетов, а сейчас и смартфонов. Само словосочетание «личное мобильное образовательное устройство» превратилось в новое понятие в педагогике. Но этого мало. Необходимо принципиально новое школьное образование – с новыми технологиями и с индивидуальной траекторией обучения. И оно существует. Это так называемое смешанное обучение.

По словам специалистов, традиционная урочная система школьных времен родителей и дедов-прадедов в информационный век с его навороченными гаджетами безнадежно устарела. Ей на смену идет более продуктивный вид обучения – пусть и не совсем такой, как ожидалось, признался «МК» Александр Кондаков:

– Трансформация уроков происходит не совсем так, как думали раньше. Уроки как таковые не исчезнут – они остаются. Но их технология становится цифровой. Это и есть смешанное обучение: все как в традиционной классно-урочной системе очного обучения, но только с цифровой дидактикой. Этим путем последние 10–15 лет следует весь развитый мир. И более чем успешно. Результаты сдачи итоговой аттестации при смешанном обучении превосходят все ожидания: плюс 30–40% (в объеме знаний и в оценках). Все из-за роста мотивации детей! А ведь прорыв в образовании лет через 15 становится основой прорыва в экономике – вспомните «китайское чудо».

В надежде на «чудо» к 2017 году полностью на смешанное обучение перейдут и США. А вот Россия отстает. У нас, по словам Кондакова, таких нормативов нет. Но это не страшно, ведь «использовать смешанные технологии нам позволит новый Федеральный государственный образовательный стандарт, на который переходит школа. Смешанное обучение у нас – дело ближайшего будущего. Да оно у нас уже появилось. В течение последнего года его опробовали в 25 регионах, а наша конференция подводит итоги первого года апробации в России принципиально этого нового вида обучения школьников».

Как оказалось, способов применения «цифры» при очном обучении в школе не счесть. Однако самая популярная в мире модель использования интернет-технологий называется «перевернутый класс». И тут все предельно просто.

Вначале записанное на веб-камеру объяснение учителем нового материала рассылается ученикам. Те в качестве домашнего задания смотрят его дома – кому когда удобно и столько раз, сколько надо, чтобы разобраться в сути дела. А в школе на следующий день, в зависимости от того, кто из учеников что понял, класс разбивается на группы. С ними, вместо единого традиционного урока, объединяющего тех, кто понял все, с теми, кто не понял ничего, учитель и работает. А каждый школьник получает то, что ему нужно.

– Эта модель очень эффективна и не требует дополнительных затрат, – уверяют учителя, опробовавшие ее в Перми на уроках по литературе в 4-х классах. – При этом школе она вообще ничего не стоит! Надо лишь, чтобы у детей дома был компьютер. А он есть практически у всех.

Действительно, компьютерную технику в связи с переходом на новый образовательный стандарт в школу в последние годы поставляли исправно. Так что матбаза в России вроде бы есть:

– Наш регион готов на 100% к переходу на смешанное обучение, – заверила «МК» замминистра образования Московской области Вероника Запалацкая. – Уже в этом году цифровое оборудование будет во всех школах области: на эти цели выделено 3 млрд руб. А его использование повышает мотивацию детей на 18%.

Вот только одних гаджетов для перехода мало, призналась чиновница «МК»:

– Потребуется также нелинейное расписание, подключение к работе школьных психологов, сочетание урочных и внеурочных занятий. Самое же сложное – изменить традиционную систему мышления учителей. От привычной менторской роли им предстоит перейти к тьюторской – заняться индивидуальной траекторией обучения каждого ученика. А это нелегко.

Проблему усугубляет и отставание системы педобразования в нашей стране.

– Новое в отечественной педагогике прорастает, что называется, «снизу». Учителя учатся новым технологиям друг у друга. А то и у детей. А педагогическое образование этим не занимается! – обозначила самое узкое место проблемы замдиректора института стратегических исследований в образовании Ирина Логвинова.

Марина Лемуткина http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/21109.html

Печать