Архив новостей

Инновационный потенциал инклюзивной образовательной среды

В последнее время все больше стали говорить о детях с особыми образовательными потребностями, о том, как организовать их обучение, можно ли обучать таких детей в общеобразовательной школе или создавать для них особые условия. Мнения по этому вопросу разделились. Тем не менее, все больше таких детей приходит в школы. Как быть учителю, как включить в образовательный процесс детей с инклюзией, как выстроить работу таким образом, чтобы «особые дети» чувствовали себя комфортно?

Инновационный потенциал инклюзивной образовательной среды

Об этом шла речь на семинаре-вебинаре, организованном 2 апреля 2019 года отделом научно-методического сопровождения деятельности региональных инновационных площадок Центра стратегических разработок АСОУ. Участие в семинаре приняли около 70 человек: руководители и заместители руководителей общеобразовательных организаций, педагогические работники, психологи, специалисты муниципальных методических, сотрудники АСОУ.

Открыл мероприятие М.П. Нечаев, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой воспитательных систем. В своем выступлении Михаил Петрович привел данные статистики, свидетельствующие о том, что процент школьников, имеющих проблемы со здоровьем, на сегодняшний день довольно высок. Кроме этого, в классе могут обучаться дети представителей самых разных социальных слоев населения, включая детей с особыми потребностями. Поэтому проблема создания инклюзивной образовательной среды в той или иной степени стоит перед каждой образовательной организацией.

Далее доцент кафедры воспитательных систем Г.А. Романова провела интерактивное занятие по выявлению воспитывающего потенциала инклюзивной образовательной среды. Участникам было предложено поработать в группах и определить, есть ли воспитательный потенциал у инклюзивной образовательной среды, в которую наряду с другими детьми включены дети с ограниченными возможностями здоровья.

В выступлениях групп прозвучало, что включение здоровых детей и детей, требующих особого внимания, в совместную деятельность, может приводить к положительному эффекту, о чем свидетельствует опыт подмосковных школ. У детей формируются новые навыки социального общения. У здорового ребенка реализуется естественная человеческая потребность быть нужным, полезным, помогать кому-то. Случалось и так, что дети, увлеченные, например, ЛЕГО-конструированием, вообще забывали о том, что у них разные возможности здоровья, а помощь одного ребенка другому воспринималась как некая составляющая воспитательного процесса.

В ходе работы Г.А. Романова представила сущностные характеристики инклюзивной образовательной среды как потенциала развития образовательных компетенций обучающихся. Это помогло участникам закрепить понятия и термины, которые встретились им в процессе практического занятия.

Семинар завершился организационно-деятельностной игрой «Проблемы актуализации инновационного потенциала образовательной среды образовательной организации», в результате которой все пришли к общему выводу, что полноценная инклюзивная образовательная среда может быть создана только при развитии «инклюзивного мышления» всех участников образовательного процесса.

Обсуждение инновационного потенциала инклюзивной образовательной среды общеобразовательной организации нашло горячий отклик у всех участников. Они высоко оценили как теоретическое, так и практическое содержание семинара. Выразили желание о продолжении работы по данной проблематике, дали предложения по возможным форматам этой работы, в том числе и через интернет-мессенджеры.

Инновационный потенциал инклюзивной образовательной среды   Инновационный потенциал инклюзивной образовательной среды   Инновационный потенциал инклюзивной образовательной среды   Инновационный потенциал инклюзивной образовательной среды   Инновационный потенциал инклюзивной образовательной среды   Инновационный потенциал инклюзивной образовательной среды   Инновационный потенциал инклюзивной образовательной среды

Печать