Архив новостей

Ливанов: В России дети не умеют применять знания на практике

Министр образования и науки России Дмитрий Ливанов, выступая на областном образовательном форуме в Калуге 27 августа, определил главные задачи, которые необходимо решить в ближайшие годы для создания конкурентоспособной системы образования, и наметил перспективы ее развития в будущем с учетом современных вызовов. В первую очередь Ливанов обратил внимание на то, что российская система общего образования сейчас в целом отвечает всем международным требованиям. Он отметил, что Россия в мировых лидерах по доступности общего образования.- В мире фактически нет стран, в которых дошкольное образование является общедоступным и бесплатным, и почти нет стран, в которых дополнительное образование детей финансируется государством, - подчеркнул министр, говоря о достоинствах отечественной системы общего образования. Это, по его словам, те конкурентные преимущества, с опорой на которые можно планировать дальнейшее развитие. Вместе с тем он отметил, что одна из главных задач, которые в ближайшие годы необходимо решить - совершенствование системы раннего развития детей. В развитых странах дети проводят в школе на 25-30 процентов больше времени, чем российские школьники. Это связано с тем, что в России большее суммарное время каникул и праздников. В этих условиях необходимо "сделать акцент на развитие дошкольного и дополнительного образования детей в ближайшие годы". По мнению министра, необходимо преодолеть тенденцию к старению учительского корпуса. Для этого недостаточно повышения заработной платы, надо включать экономические механизмы привлечения молодых учителей в школу, причем рекрутировать не только выпускников педагогических вузов, но и классических университетов. Среди других проблем названы межшкольные и межрегиональные различия по уровню образования. В ближайшие годы эти различия между сильными и слабыми школами также надо преодолеть. Один из путей - поддержка, а не закрытие малокомплектных сельских школ. Это будет делаться за счет развития дистанционных технологий образования и использования других экономических механизмов и нормативов для их поддержки. Будут также доводиться до конца инвентаризацию школьной инфраструктуры, чтобы дети учились в безопасных и комфортных условиях. Еще одной главной задачей названо совершенствование содержания образования в школе. С одной стороны введены федеральные образовательные стандарты, с другой - они не совершенны в части оценки качества знаний, полученных учениками. Отсюда сложности с определением эффективной системы оплаты труда учителя. Между тем, подчеркнул Ливанов, в части содержания и качества образования нужно развиваться с опорой на наши достижения и конкурентные преимущества. Среди дефицитов компетенций российских учеников одним из главных названо недостаточное знание иностранных языков. Что же касается более отдаленных перспектив, то задачи школы в XXI веке коренным образом изменились, и это надо учитывать. Школа перестала быть главным источником знаний для учеников и социального опыта. Теперь ей предстоит стать координатором получения таких знаний и опыта. Именно здесь, считает Ливанов, и должна пригодиться сохраненная в стране система дополнительного образования.- Это мощный образовательный ресурс, который может и в целом улучшить качество обучения в школе, повысить позитивную социализацию наших детей и снизить риск девиантного поведения. Естественно, что стагнировавшая из-за хронического недофинансирования система нуждается в серьезной модернизации, чтобы стать интересной и привлекательной для детей. Еще один вызов, который предъявляет современная экономика детям, - новый уровень технологической компетенции. Получив вполне приличные знания, дети не умеют их применять на практике. В этом Россия отстает от других стран, и чтобы преодолеть это отставание, необходимо вводить в школе уроки технического творчества, технического дизайна, проектирования, инжиниринга и так далее.- Это необходимо, потому что высокотехнологичная экономика требует от образования не только формирования технологической компетенции, но способности создавать новое. Того, что называется креативностью идей, проявлением индивидуальности, активным применением полученных знаний. Надо преодолевать подходы, которые ориентируют детей на подражание, копирование и послушание, считает министр. nuke

 

Печать